Словарь профессий - резчик по дереву. Есть такая профессия: резчик по дереву – мастер живых форм и красивых текстур Как вам работы китайских резчиков

резчик по дереву

Декоративная отделка общественных зданий (театров, концертных залов, музеев, клубов, кафе и многих других), предметы быта, а также отреставрированные произведения древних мастеров все это результаты труда резчиков по дереву .
Работа резчика требует развитого образного мышления, хорошего эстетического вкуса. Кроме того, она требует хорошо сформированных двигательных навыков, высоко координированных движений рук.

Формированию образа будущего изделия способствует выполнение предварительных эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Работа с деревом подчас требует большого физического напряжения. Настойчивость, усидчивость, эмоциональная уравновешенность, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы и работать спокойно, без суеты вот качества, которые необходимы будущему резчику .

Чаще всего резчик по дереву работает за верстаком, работа производится при помощи различных стамесок.
Мастера резьбы по дереву трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей. В ряде случаев резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву .


Получить специальность можно, например, в Художественном училище им. Калинина в Москве и в Художественном училище в Абрамцево Московской области. Продолжить образование можно, например, в Высшем художественно-промышленном училище, Художественном институте им. В.И.Сурикова.
Родственные профессии: по деревянной игрушке, модельщик по деревянным моделям.

Должен знать: Основные свойства разных пород древесины, способы ее заготовки, хранения и обработки, художественные промыслы, правила хранения и обращения с инструментами, основы рисования, черчения, способы и приемы всех видов резьбы.

Профессионально важные качества:

  • развитое пространственное, образное мышление;
  • тонкий эстетический вкус;
  • хорошее зрение;
  • концентрированное внимание;
  • высокая точность движений;
  • ручная умелость;
  • аккуратность;
  • физическая выносливость.
  • Квалификационные требования: ПТУ (диапазон разрядов 3 6).

    Медицинские противопоказания:

  • нарушение координации движений;
  • выраженные нарушения зрения;
  • деформация пальцев рук.
  • .

    Резчиков сейчас становится меньше - молодежи это неинтересно, констатирует Алексей Сидоров, член творческого Союза художников России, член амурской изостудии им. Верещагина, член академии новой эры New Era Academy.

    - Вы отдельно учились на художника по дереву?

    Правильно мое занятие называется - рельефная резьба по дереву. То есть создание полуобъемных картин. Хотя иногда бывает полный объем - это уже фигура.

    Липовый - оптимальный

    У меня была общая специализация «Живопись, рисунок», дерево шло как дополнительная специальность. И со временем я полностью переключился на дерево - как-то руки сами потянулись. Это дело более живое, что ли. Хотя временами пишу и живопись (показывает на пейзаж на стене мастерской - Авт.).

    - И как долго вы занимаетесь деревом?

    Вообще с 1995 года начал этому обучаться. А профессионально, в смысле создания работ на продажу, - с 1999 года.

    - Как именно вы учились искусству работы с деревом?

    Практически полностью самостоятельно. На худграфе преподавали, в основном, живопись и рисунок. Дерева очень мало было в программе - раз или два в неделю.

    Но рисунок мне все-таки сильно помог и помогает. Ведь не значит, что взял деревяшку и пошел резать. Основа всего - рисунок, без него нет ни живописи, ни скульптуры , ни резьбы. А в скульптуре надо будущий облик твоей идеи еще и из пластилина вылепить. Так что вначале рисуем то, что мы хотим увидеть, показать людям. Можно набрасывать отдельными частями, эскизами. Набросок занимает от 5 до 20 минут.

    - Вы режете едиными композициями или приходится что-то скреплять, склеивать?

    Существует и цельная резьба - из одного куска. Но в большинстве случаев все складывается из частей. Вот рельеф - всадник на коне - сложен из задней, передней части коня, всадника и щита.

    - Насколько все это сложно?

    Это действительно сложно и тяжело, поэтому, наверное, мало кто этим занимается. Что-то мелкое смогут даже женщины делать. А вот что-то большое - громоздко, тяжело, да и вообще не женское это дело.

    Алексей создает уникальные работы в своей мастерской. Главное, говорит мастер, надо чувствовать материал.

    - То есть это самое сложное в деревянном художестве?

    Дерево нужно чувствовать - руками, головой. Даже образование здесь не обязательно. Я знаю людей, которые без специальных знаний брали и делали - на своем интересе. Чтобы сделать ладью (снимает с подоконника - Авт.), не надо быть семи пядей во лбу. Вот обычный кусок шпалы. Берем полукруглый резак и выдалбливаем сверху ложе для гребцов. Потом со всех концов отрубаем все лишнее. А дальше художественная часть пошла - «голова» и «хвост» ладьи.

    - Почему вообще вы выбрали именно дерево?

    Ну, во-первых, так совпало. Во-вторых, к примеру, по камню другие технологии и инструменты нужны. Да и у нас не особо обучали по камню. Я, кстати, еще до училища немного корнепластикой занимался; даже по кости резал (показывает ручку от ножа - Авт.). Приходится и по льду резать. На мне, кстати, все снежные и ледовые фигуры на площади к Новому году.

    - Какие породы дерева вы используете для работы?

    Разнообразные, но сейчас, в основном, липа. В последнее время понемногу металл стал применять. К примеру, поталь (листы сплавов и металлов) по виду напоминает сусальное золото.

    Липу использую в силу того, что ее у меня очень много и она мягкая, податливая. Поэтому из нее можно делать более пластичные вещи. И потом липа не дает текстуры. Видите на изделиях множество всяких прожилок, полос, волокон... Из-за этого и тяжелее режется. Вот у лиственницы есть такое качество. Сейчас я с таким не вожусь, только если заказ поступит. Та же лиственница очень тяжелая для резьбы, только кувалдой ее долбить. Очень твердая порода - клен, а также груша, абрикос и вообще все плодово-ягодные деревья. А неплохо работать с осиной, хотя, как мне показалось, она тверже липы. Ну и кто-то говорит, что осина отнимает энергию, когда ее режешь.

    - А откуда берется материал?

    Да отовсюду. Пособирайте на улице (к примеру, тополя сколько после распилки на месте бросают), посмотрите на своих дачах. Можно и покупать, но я в этом смысла пока не вижу. Куски липы мне подарили друзья-коллеги, а так это очень дорогое дерево . Можно купить в магазине стройматериалов. Можно еще проще поступить - работайте с елкой. И материал для работы отличный, и достать его можно на любой лесопилке, пилораме. После коробов - форм для будущих снежных и ледовых фигур - много дерева остается. Можно его добыть каким-то образом - все равно это все сжигается.

    Основное место работы Алексея Сидорова уже 14 лет - пожарная часть № 12 Благовещенска. Работает Алексей в дежурной смене, прапорщик внутренней службы. 12-я часть - специализированная, то есть по тушению крупных пожаров по области, в том числе лесных.

    Нарасхват

    - А насколько прибыльно быть резчиком по дереву?

    Я могу чисто на продажу работать, и заказы у меня всегда будут. Одно время я торговал на Амурской ярмарке. Там на цену, которую я назначал сам, накручивали 40%.Сейчас я работы переношу больше в благовещенский выставочный зал. Спрос есть - работы назад практически не возвращаются. В Китай возил - все там осталось, даже живопись моя.

    - Как вам работы китайских резчиков?

    Конечно, в своем национальном стиле они работают. Но в последнее время они стали больше с камнем работать, с корнепластикой. А вообще, смотришь, резчиков стало мало. Молодежь уже не хочет этим заниматься, больше в электронику идут.

    - Советы для начинающих резчиков…

    Перед началом работы, повторюсь, попробуйте порисовать или хотя бы перерисовать. Бывает, что уже в куске дерева сразу видна какая-то фигура - это в корнепластике больше актуально. Вот фигура спящего богатыря (показывает - Авт.) - и у меня идея такая была, и кусок дерева подходящий попался - фигура самой природой была прорисована. Правда, первоначально кусок втрое больше был - это уже его попилили. Это у меня самая большая на сегодняшний день фигура.

    Автор Нина Игнатова задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура

    как называются люди которые делают деревянные ложки. и получил лучший ответ

    Ответ от GoogLenna[гуру]
    Если вопрос про профессию, то название профессии - РЕЗЧИК. .
    Мастера резьбы по дереву трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей. В ряде случаев
    резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву. Получить специальность можно, например, в Художественном училище им. Калинина в Москве и в Художественном училище в Абрамцево Московской области. Продолжить образование можно, например, в Высшем художественно-промышленном училище, Художественном институте им. В. И. Сурикова.
    Родственные профессии: Художник-оформитель по деревянной игрушке, модельщик по деревянным моделям.
    Содержание труда: Выполнение будущего изделия в эскизах, глине, пластилине, художественная резьба разной сложности на поверхности скульптурных изделий, игрушек, объемная резьба, выполнение декоративных панно, ларцов, шкатулок и др. , работа вручную и за верстаком.
    Должен знать: Основные свойства разных пород древесины, способы ее заготовки, хранения и обработки, художественные промыслы, правила хранения и обращения с инструментами, основы рисования, черчения, способы и приемы всех видов резьбы.
    Процесс изготовление ложки:
    Источник: Словарь профессий

    Ответ от Людвика Браслетова [гуру]
    Ремесленники


    Ответ от Klayton [гуру]
    Ложкари



    Ответ от Иван Геренцев [гуру]
    баклуши


    Ответ от Svetlana Саенко [эксперт]
    Ложечники


    Ответ от Дарья Кривошеина [новичек]
    ага


    Ответ от 3 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называются люди которые делают деревянные ложки.

    Как называются люди, которые из камней делают вазы (шкатулки) , например из малахита? Вопрос ребёнка 2-го класса.
    Сразу вспомнилась малахитовая шкатулка Бажова и Данила мастер))

    мастер-камнерез (резчик

    Резчик по дереву


    Резьба по дереву - одно из наиболее популярных художественных ремесел. Издревле люди украшали
    резьбой по дереву свои жилища, предметы труда и быта. И на севере, где человека окружали громадные леса, где все постройки и почти все предметы обихода делались из дерева, и на юге нашей страны, где деревьев было немного, в городах и деревнях - почти везде люди занимались резьбой по дереву.

    Но вот беда - резное дерево даже при очень бережном хранении порой разрушается. А для многих таких произведений просто невозможно создать благоприятных условий. Огромное их число было уничтожено или повреждено в периоды стихийных бедствий и войн. Возвратить людям утраченную красоту могут современные мастера - резчики по дереву. Другое направление их деятельности - выполнение декоративных работ для предприятий торговли и общественного питания, Дворцов бракосочетания и клубов, театров, концертных залов, музеев и т.д.

    Эти мастера трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей.

    Чаще всего резчик по дереву работает за верстаком, устроенным так же, как и столярный верстак. Работа производится стоя или сидя. Для фиксирования крупных изделий при их обработке могут применяться различные приспособления. В ряде случаев резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву.

    Резьба производится главным образом при помощи различных стамесок. Прямые стамески в основном нужны для зачистки фона в рельефной резьбе, но могут потребоваться и в других случаях. Стамески с прямым, скошенным под углом 60-70° в конечной части полотном называются резаками и используются при неглубокой резьбе геометрического орнамента. Полукруглые стамески делятся на отлогие, средние и крутые. Форма полукруглой стамески определяется радиусом изгиба полотна и шириной полотна по прямой линии. У отлогих стамесок радиус изгиба полотна примерно вдвое больше его ширины, у средних - равен ширине полотна, и у крутых - вдвое меньше ширины.

    Другой вид стамесок - царазики; по своей форме они очень похожи на узкие полукруглые стамески, но в поперечном разрезе кроме крутого изгиба полотна имеют как бы стенки. Царазики служат для прорезки жилок.

    Для прорезки линий и жилок служат V-образные стамески. Угол образуется резко перегнутым по длине полотном, каждая из сторон которого равна 5-15 мм.

    Клюкарзы - это любые стамески с очень коротким полотном и длинной, изогнутой около полотна шейкой. Они применяются для выполнения глубокой барельефной резьбы.

    От правильного подбора стамесок зависит качество и быстрота выполнения работы. Некоторые резчики, бережно собирающие инструмент, располагают несколькими сотнями самых разнообразных стамесок.

    Многое в работе резчика зависит и от подбора материала. Дерево очень разнообразно по своим свойствам.

    Познакомимся с хранящейся при мастерской древесиной. Обратим внимание на толстый обрубок какого-то светлого, не имеющего заметной текстуры дерева. Проведем ногтем по его поверхности. Дерево настолько мягкое, что на нем ясно обозначился отчетливый след от ногтя. Это липа, - пожалуй, наиболее часто используемое резчиками дерево. Древесина липы легко и чисто режется. Выполненные из нее произведения мало подвержены растрескиванию и короблению. Рядом с липой - огромный комель желтовато-бурого дерева с крупной, ярко выраженной текстурой. Перед нами дуб - твердое, очень долговечное дерево, приобретающее со временем красивый темный тон.

    Случайно мы ударили по какому-то стволу, который ответил нам ясным, отчетливым звуком. Значит, мы нашли клен. Он имеет светлую, чуть желтовато-розовую плотную древесину. Работая с кленом, резчику приходится прикладывать значительные физические усилия, но зато этот материал передает тончайшие движения инструмента.

    Дальше мы увидели широкие доски дерева ярко выраженного красноватого оттенка. Это красное дерево (махагони). Оно хорошо режется, но требует осторожности, так как при небрежной работе какая-то часть изображения может отколоться. А вот и другое, чуть красноватое дерево. Оказывается, такой вид имеет древесина ольхи; она очень мягкая, хорошо режется, мало коробится. Ольху можно полировать и, окрасив, имитировать красное или черное дерево. Рядом с ольхой - брусок коричневатого дерева. Это орех. Для резчика орех - благодатный материал: он хорошо режется во всех направлениях, редко скалывается, передает самую тонкую резьбу.

    А теперь посмотрим, как резчик работает. Вот резчик выполняет растительный орнамент. Приступая к выполнению узора с высоким рельефом, мастер должен выбрать такую стамеску, выгиб которой соответствовал бы кривизне той части узора, откуда он намеревается начать работу. Поместив стамеску с внешней стороны, плотно у линии, и держа ее с таким наклоном, чтобы она дала откос к внешней стороне, он, крепко нажимая рукой или уверенно ударяя по ручке киянкой, «проходит по контуру» и при этом следит, чтобы стамеска не врезалась слишком глубоко в дерево. Когда контур сделан, резчик берет почти плоскую стамеску с желобками и аккуратно срезает слой дерева со всего фона. Обычно он сразу не срезает дерево до уровня фона в одном месте, оставляя другие участки нетронутыми, а проходит несколько раз по всей поверхности.

    Затем резчик обращается к рельефу орнамента. Стамеску он держит в правой руке, а пальцы левой руки кладет на ее лезвие на расстоянии 2-3 см от режущего конца, нажимая ими во время работы на поверхность стамески. При обыкновенных срезах он просто проталкивает лезвие вперед; при изогнутых же срезах, помимо поступательного движения, производится еще и боковое движение. А изгиб составляет третье по направлению движение. Эти три различных движения слагаются в одно и применяются одновременно; такое суммированное непрерывное движение и дает изогнутый срез.

    Чтобы каждый срез был отчетлив, резчик аккуратно удаляет дерево, не оставляя задирин. Для достижения этого он следит за направлением волокон дерева в том месте, где режет; продольное оно или поперечное. При резании вдоль волокон или несколько наискось всякое дерево режется лучше, с меньшею склонностью к заершиванию. Направление, в котором дерево режется более гладко, резчик определяет сразу, по результатам нескольких срезов. Если окажется, что дерево склонно заершиваться, то мастер режет его с противоположной стороны, используя левую руку вместо правой, а если резать в обратном направлении ему неудобно, переворачивает изделие на верстаке.

    Пока общее моделирование листа не закончено, резчик не сглаживает поверхность. Завершая работу, он приступает к удалению следов от инструмента. Это он делает при помощи стамески, наклонив ее под углом 45°.

    Работа резчика требует высокой точности движений. Ему необходимо чувствовать силу сопротивления дерева, давление инструмента и направление его движения. Хорошо сформированные двигательные навыки, высоко координированные движения рук - основа умеренной, артистичной работы.

    Точное различение пространственного расположения элементов резьбы, направления, ширины и длины линий, обрабатываемых в данный момент, определение пропорций и рисунка выполняемых деталей, высокий уровень пространственных представлений, развитое образное мышление и хороший эстетический вкус позволяют резчику воплощать художественные представления в материале.

    Формированию образа будущего изделия способствует выполнение предварительных эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Успехи в этих занятиях могут явиться одной из предпосылок выбора данной профессии.

    При резьбе по дереву необходимо постоянно учитывать особенности материала и формы изделия. Поэтому резчику нужно уметь сосредоточивать внимание. На выполнение произведений резьбы по дереву затрачивается много труда. Настойчивость и усидчивость, эмоциональная стабильность, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы и работать спокойно, без суеты также необходимы будущему резчику.

    Еще одной предпосылкой является способность переносить довольно значительное физическое напряжение, которое может быть связано с выполнением ряда видов резьбы. Поэтому не следует рекомендовать выбор этой профессии людям с выраженными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

    Получить специальность резчика по дереву можно в среднем профессионально-техническом училище № 61. Принимаются преимущественно юноши. Дальнейшей школой могут стать Художественное училище имени В.А. Серова, Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.