Что такое тендеры. Правила организации и проведения тендера Тендерные условия

Стандартная тендерная процедура подразумевает под собой проведение конкурсного мероприятия. Сам термин «тендер» обозначает процесс обратного аукциона, где присутствует покупатель на определенный товар, работу или услуги. В торгах могут принимать непосредственное участие сразу несколько продавцов.

Законодательство Российской Федерации позволяет использовать следующие варианты проведения торгов:

  • специализированные закрытые,
  • двухэтапные,
  • запрос котировок,
  • закупки у одного источника.

Главный способ государственной закупки – это тендер. Он представляет собой определенный способ выдачи заказа на поставку товара, проведение разнообразных работ или предоставление конкретных услуг. Все эти работы должны быть заранее объявлены с учетом конкурсной документации, где прописаны все условия, в том числе и окончательные сроки, построенные по принципу состязательности, эффективности и справедливости.

Все государственные контракты составляются и подписываются с победителем тендера или участником, который подал предложение. Оно должно соответствовать всем требованиям конкурсных документов, в которых содержатся оптимальные и приемлемые условия.

Схема проведения тендера

Она представляет собой несложную процедуру. Во время проведения торгов участник должен объявить стартовую цену на объект и объем увеличения цены. Когда участники повышают стартовую цену объекта, то они не могут поставить меньшую цену, нежели та, что заявил участник. Тот человек, кто предложит наивысшую цену, объявляется при помощи аукциониста. Он должен три раза громко огласить последнюю поставленную наивысшую цену, и если за это время никто не предложил другие варианты, объявляет победителя. Тендер считается закрытым, если хотя бы два участника поднимали свои ставки.

Закупочная процедура тендера проводится согласно действующему законодательству Российской Федерации. Ее можно проводить в нескольких основных формах. Всю ответственность за применение и выбор берет на себя член тендерного комитета со стороны заказчика.

Процедура проведения тендера играет основную роль в открытых торгах. Название такого конкурса говорит о том, что подавать заявки на участие может абсолютно любой человек.

Прием и обработка поступивших предложений начинается с момента выхода официального печатного издания. В нем публикуется вся необходимая информация о заказчике, краткие характеристики предмета закупки, указание места, а также срок выдачи тендерной документации. Тут же могут быть обозначены дата и место раскрытия всех заявок. Все предложения принимаются специально созданной комиссией в письменной форме. В случае необходимости заявки могут сопровождаться документами, где представлены банковские обеспечения.

Процедура предварительной документации может понадобиться в случае, когда требуется определить уровень соответствия всех участников в торгах на квалификационные требования.

Тендер представляет собой метод, предназначенный для выбора конкретной организацией или государством подрядной компании или поставщика для достижения определенных целей в бизнесе. В настоящее время подобные мероприятия достаточно распространены, поскольку с их помощью можно найти адекватное решение для выполнения какой-либо задачи, будь то производство продукции, оказание услуг или осуществление необходимых для предприятия работ. Правила и порядок проведения тендеров стали практически общепринятыми, выполнение которых требуется от каждого участника.

Для чего необходимо проведение тендеров?

Существуют две причины, по которым компания принимает решение проводить подобного рода мероприятие:

Порядок проведения тендеров: основные этапы

Данное мероприятие должно проходить в несколько этапов:

  • Уполномоченные сотрудники компании – организатора тендера создают перечень задач, выполнение которых необходимо после выбора победителя на исполнение своего проекта. Кроме этого, должен быть установлен тип предприятий-участников тендера. Также выбирается, каким образом будет проходить мероприятие – в виде аукциона или конкурса.
  • Написание «брифа». Бриф представляет собой список, в котором указываются основные требования к предприятиям-участникам, а также цели, которые преследует организатор соревнования. После его создания ответственный за данный документ сотрудник отправляет его потенциальным претендентам на рассмотрение. В бриф должны быть включены следующие ключевые моменты:
  1. деятельность организатора тендера;
  2. цели, достижение которых преследует заказчик;
  3. результат, который ожидает компания от победителя;
  4. требования, предъявляемые к соискателям;
  5. список документов, необходимых для подачи заявки на участие;
  6. факторы, способствующие определению лучшего проекта (оценочные критерии);
  7. время и сроки, выделяемые для проведения соревнования.
  • Определение участников. На данном этапе производится рассылка приглашений всем откликнувшимся компаниям стать участниками мероприятия.

В случае, если форма тендера будет представлять собой конкурс, для его проведения будет запланировано рассмотрение сначала около 5-10 проектов различных организаций для первого этапа, а затем выбор лучших претендентов и поиск оптимального предложения среди оставшихся предприятий. Если же тендер проходит в виде аукциона, в соревновании обычно состязаются примерно 3 или 4 компании.

Порядок участия в тендере

Каким образом происходит отбор будущих участников тендера? В соответствии с открытым тендером заказчик отбирает только те компании, которые могут соответствовать всем необходимым требованиям и будут способны достойно выполнить поставленные задачи организатора соревнования. Для того, чтобы объявить будущих участников, производится размещение информации о проведении тендера (включает в себя состав соискателей) на профессиональных сообществах, различных специализированных веб-сайтах и в остальных средствах массовой информации. Данных требований должны придерживаться предприятия, занимающиеся деятельностью государственного масштаба.

Если планируется провести закрытый тендер, задача по выбору участников ложится на саму компанию-организатора. Существует множество факторов, влияющих на принятие данного решения. Участник должен обладать хорошей деловой репутацией, иметь длительный срок пребывания на рынке конкретных товаров или услуг, а также необходимый опыт в деятельности заказчика. В данной ситуации названия организаций нигде не публикуется.

  1. Уточнение выбранными претендентами об их участии. Для этого, предприятия должны предоставить необходимую информацию организатору, в которой должны содержаться данные о способе, инструментах и путях решения поставленной перед заказчиком задачи. В ходе анализа полученных документов отбираются лучшие участники.
  2. Проведение презентаций проектов. В ходе проведения данной встречи решается вопрос о выборе победителя тендера. Здесь компания-участник должна так презентовать свой товар или услугу, чтобы заказчик убедился в том, что именно она готова выполнить необходимую работу и обеспечить ему высокую результативность. Данный этап предполагает выступление руководящих сотрудников от каждой отдельной организации-кандидата.
  3. Осуществление окончательного отбора. В соответствии с имеющимися требованиями организатора и качеством проекта, предложенного каждым из участников, заказчик принимает решение о выборе конкретного варианта. Окончательный отбор производится посредством совещания членов комиссии по тендеру.
  4. Объявление результатов конкурса. При проведении тендеров в Российской Федерации нередко встречаются такие случаи, когда участники, не ставшие победителями, получают информацию об окончании соревнования уже после того, как предприятие-победитель уже некоторое время осуществляет поставки или проводит необходимые работы заказчику тендера. В данном случае целесообразно оповестить все предприятия о вынесенном решении либо лично (закрытое мероприятие), либо при помощи публикации в официальных источниках или средствах массовой информации.

Участие в тендере: Видео

Основным способом конкурентных закупок является открытый конкурс (торги, тендер), в котором может принять участие любой правомочный поставщик, откликнувшийся на извещение о проведении конкурса, распространенное заказчиком.

Открытый конкурс - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Извещение обычно публикуется в специализированных изданиях (в т.ч. и электронных), часто - на интернет-сайте заказчика, иногда - в ведущих газетах и журналах, а также других средствах массовой информации.

Решение о проведении торгов (тендеров) принимается заказчиком при наличии достаточных инвестиций для осуществления строительства или документально подтвержденных финансовых гарантий по своевременному получению необходимых для выполнения заказа средств.

Заказ на строительство может размешаться путем проведения торгов (тендеров) на выполнение проекта в целом, а по значительному объему работ - на сооружение комплексов, выполнение очередности, этапов строительства, определенных проектной документацией.

Не разрешается деление заказа на части в целях искусственного уменьшения стоимости заказа и избежание проведения торгов (тендеров).

Все требования к закупаемой продукции и квалификации поставщиков, а также критерии выбора победителя и процедура проведения конкурса детально прописываются в конкурсной документации, которая распространяется либо бесплатно, либо за плату, не превышающую расходов организатора конкурса на ее тиражирование и рассылку.

Проведение торгов (тендеров) организовывает заказчик, который не должен совершать дискриминационных действий относительно подрядчиков и претендентов.

К участию в торгах (тендерах) не допускаются подрядчики или их участие в торгах (тендерах) может быть прекращено в случае, если они:

  • · признаны банкротами или в отношении их возбуждено дело о банкротстве;
  • · находятся в стадии ликвидации, прекратили свою хозяйственную деятельность, не имеют лицензии на выполнение соответствующих работ в России;
  • · представили необъективную информацию о своей профессиональной готовности выполнить заказ, а также о наличии производственных мощностей, финансовой надежности.

Тендерные процедуры не применяются в случае, если:

  • · заказ не мог быть предусмотрен заранее и требует быстрого выполнения.
  • · заказ составляет государственную тайну или связан с интересами национальной обороны и национальной безопасности,
  • · объекты строятся хозяйственным способом,
  • · международным договором России установлены другие правила, отличные от предусмотренных Положением,
  • · строительство осуществляется по соглашениям относительно иностранных кредитов, которые предоставляются под гарантии Кабинета Министров России международными финансовыми организациями, иностранными финансово-кредитными учреждениями, требующими применения специальных тендерных процедур,
  • · иное предусмотрено актам и законодательства.

Организационная работа заказчика.

Подготовку и проведения торгов (тендеров) обеспечивает заказчик или по его поручению организатор, которые формируют тендерный комитет (временный или действующий на постоянной основе), в состав которого входят представители заказчика, министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, исполнительных органов советов, проектных и общественных организаций и др.

Состав тендерного комитета утверждается заказчиком. Председателем тендерного комитета является руководитель предприятия, учреждения организации - заказчика торгов (тендеров) или другое должностное лицо, которое им назначается.

Заказчик или организатор осуществляют:

  • - публикацию объявления о проведении торгов (тендеров) или направление приглашений подрядчикам;
  • - принятие и регистрацию заявок подрядчиков на участие в торгах (тендерах);
  • - разработка документации по предварительной квалификации претендентов и направление ее претендентам;
  • - подготовку тендерной документации и направление ее претендентам;
  • - организацию посещения претендентами строительной площадки;
  • - предоставление разъяснений на вопросы претендентов по поводу уточнения информации, содержащейся в тендерной документации;
  • - внесение дополнений и изменений в тендерную документацию и информирование о них всех претендентов.

На тендерный комитет возлагается:

  • - проведение предварительной квалификации претендентов принятие, регистрация и хранение тендерных предложений (оферт) претендентов;
  • - вскрытие тендерных предложений (оферт) и их объявление, уточнение с претендентами, в случае необходимости, отдельных вопросов относительно тендерных предложений;
  • - оценка тендерных предложений (оферт) и принятие решении по результатам оценки;
  • - определение победителя торгов (тендеров);
  • - документальное оформление информации по процедуре и результатам проведения торгов (тендеров) подготовка отчета о проведении торгов (тендеров);

Решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях в присутствии не менее двух третей его состава открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равного распределения голосов голос председателя тендерного комитета является решающим.

Решения тендерного комитета оформляются протоколом, который подписывается всеми членами тендерного комитета, принявшими участие в голосовании.

Заказчик контролирует ход работы, связанной с проведением торгов (тендеров), решает важнейшие вопросы, возникающие в ее процессе, утверждает протоколы заседаний тендерного комитета, тендерную документацию, результаты торгов (тендеров), рассматривает жалобы от претендентов, окончательно согласовывает условия контракта с победителем торгов (тендеров) и подписывает с ним контракт.

Заказчик может на любой стадии проведения торгов (тендеров) до заключения контракта, если это было предусмотрено тендерной документацией, прекратить торги (тендеры), уведомив об этом в трехдневный срок всех претендентов с обоснованием своего решения Заказчик не несет при этом ответственности перед претендентами за такое решение.

Объявление о торгах (тендерах).

Согласно статье Статья 448. Гражданского кодекса РФ извещение об открытых торгах (тендерах) или приглашение к закрытым торгам (тендерам) и конкурентным переговорам должно содержать информацию о:

  • - адресе, сроках условиях и других сведениях по поучению тендерных документов;
  • - предмете и порядке проведения конкурса;
  • - начальной цене;
  • - Названии, адресе, телефонах заказчика или организатора и тендерного комитета;
  • - названии и описании заказа;
  • - источнике финансирования заказа;
  • - способе проведения торгов (тендеров);
  • - желаемом или предельном сроке выполнения заказа;
  • - сроках и месте представления документов для предварительной квалификации претендентов;
  • - возможности уточнения информации, необходимой для подготовки документов в целях проведения предварительной квалификации претендентов;
  • - сроках, адресе и способе представления тендерных предложений (оферт);
  • - оформлении участия в конкурсе;
  • - определении победителя;
  • - сроках заключения договора с победителем.

Объявление об открытых торгах (тендерах) и приглашение подрядчиков к участию в закрытых торгах (тендерах) или конкурентных переговорах дается заказчиком или организатором при условии готовности тендерной документации

Объявление об открытых торгах (тендерах) обязательно публикуется заказчиком в газетах, других официальных периодических изданиях и в иностранной прессе, в частности в технических журналах, которые распространяются по международным каталогам. В случае необходимости заказчик может сделать объявление об их проведении по радио или телевидению.

Приглашения к участию в закрытых торгах (тендерах) и конкурентных переговорах направляются подрядчикам, которые способны выполнить заказ. Участие в таких торгах и переговорах без приглашений невозможно.

Заказчик не позднее трех дней после публикации объявлений о торгах (тендерах) или отправления приглашений подрядчикам к участию в закрытых торгах (тендерах) и конкурентных переговорах направляет их копии органу, который обеспечивает финансирование заказа.

Публикация объявления об открытых торгах (тендерах) или отправление приглашений подрядчикам к участию в закрытых торгах (тендерах) должны осуществляться за 1-6 месяцев до окончания срока представления и регистрации тендерных предложений в зависимости от сложности заказа и времени, необходимого для предварительной квалификации претендентов и подготовки тендерных предложении.

В случае необходимости заказчиком может быть принято решение о других сроках представления и регистрации тендерных предложений.

Объявление об открытых торгах (тендерах) или приглашение к закрытым торгам (тендерам) и конкурентным переговорам должно содержать информацию о:

Если заказчик предполагает возможность отмены конкурса, об этом надо четко прописать в извещении, так как в противном случае, при отмене конкурса менее чем за 30 дней до его проведения, организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Едва ли кто из поставщиков решит воспользоваться этим правом, но лучше данную ситуацию предупредить.

Предварительный квалификационный отбор.

Процесс оценки конкурсных заявок весьма длителен и трудоемок. Если заявок поступило достаточно много (больше 7-10), расходы заказчика на анализ предложений значительно возрастают, а общее время оценки увеличивается. Кроме того, низко квалифицированный поставщик, сделавший формально лучшее предложение, зачастую объективно не в состоянии выполнить условия договора на должном уровне.

Поэтому иногда целесообразно провести оценку поставщиков еще до этапа подготовки конкурсных предложений, с тем чтобы, в конечном счете, в конкурсе участвовали предложения только квалифицированных поставщиков. Для этого в процедуру открытого конкурса включают этап предварительного квалификационного отбора (предквалификацию).

Предварительный квалификационный отбор выгоден и для участников конкурса - те из них, которые не соответствуют требованиям заказчика, сберегут силы и деньги, которые ушли бы на покупку конкурсной документации, подготовку конкурсных заявок и предоставление обеспечения.

Чаще всего эта процедура используется при проведении конкурсов по строительству крупных объектов, сложным консультационным проектам, поставкам специального оборудования.

В некоторых случаях квалификационный отбор проводится как отдельная процедура, для того, чтобы сформировать список (реестр) квалифицированных поставщиков, с которыми заказчик будет иметь дело при дальнейших закупках.

Прежде чем оценивать квалификацию поставщиков, необходимо убедиться, что все они правомочны (т.е. имеют право осуществлять поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг), так как в противном случае оценка квалификации таких поставщиков будет пустой тратой времени заказчика.

В то же время, при оценке квалификации поставщика важно правильно установить перечень требований к квалификации и квалификационный порог по ним, излишне не завышая, но и не занижая требования. Иначе можно получить либо очень короткий, а то и пустой, список потенциальных контрагентов, либо, наоборот, невероятно длинный, делающий процедуру квалификационного отбора бессмысленной.

Информация, которая представляется претендентами для предварительной квалификационной оценки, должна содержать:

  • - копии документов, удостоверяющих юридический статус место регистрации организации, копию лицензии,
  • - справку о ежегодных объемах выполненных строительно-монтажных работ за последние три года в стоимостном отражении,
  • - справку об опыте выполнения за последние три года аналогичных заказов с указанием заказчиков, для которых они выполнялись, и их реквизитов,
  • - перечень основных строительных материалов, которые предусматривается использовать для выполнения заказа с указанием их производителя,
  • - сведения о квалификации и опыте специалистов, которые будут принимать участие в выполнении заказа,
  • - отчет о финансово-имущественном положении, финансовых результатах и балансе предприятия (претендента),
  • - сведения об арбитражных делах за последние три года,
  • - предложения по привлечению субподрядчиков .

В случае необходимости от подрядчиков может требоваться другая информация, за исключением составляющей коммерческую тайну.

Во время проведения квалификационной оценки претендентов необходимо учитывать их соответствие следующим минимальным требованиям:

  • - среднегодовой объем работ, который они выполняли ранее, должен быть не меньше предусматриваемого заказом,
  • - иметь опыт работы генерального подрядчика не менее чем на двух объектах, подобных по характеру и сложности предусматриваемому заказом,
  • - иметь в своем владении или гарантировать возможность приобретения либо выполнения (купля, аренда лизинг и др.) необходимых для выполнения работ машин и механизмов,
  • - владеть достаточными для выполнения заказа оборотными средствами или иметь документально подтвержденные гарантии банка о возможности получения кредита.

Претендентам, которые не прошли предварительной квалификации, сообщается об этом письменно с соответствующим обоснованием в течение трех дней после принятия решения. Они могут ознакомиться с официальным отчетом о проведении предварительной квалификации, но не имеют права требовать от заказчика доказательств или пояснений относительно мотивов принятия решения.

Тендерное обеспечение.

Тендерное обеспечение предоставляется претендентом тендерному комитету и подтверждает серьезность его намерений принять участие в торгах (тендерах).

Размер тендерного обеспечения устанавливается заказчиком в объеме не более одного процента ожидаемой (расчетной) цены заказа.

Заказчик имеет право принять решение о проведении торгов (тендеров) без предоставления претендентами тендерного обеспечения.

Заказчик должен указать в тендерной документации способ предоставления тендерного обеспечения (в виде заверенного чека, векселя, гарантии банка, государственных облигаций и др.). Предоставление тендерного обеспечения в другой форме или другой организацией претендент должен согласовывать с заказчиком до представления своего тендерного предложения.

Тендерное предложение, в составе которого не предоставлено предусмотренное тендерной документацией тендерное обеспечение, может не рассматриваться.

Заказчик возвращает претендентам их тендерное обеспечение в течение 10 дней после принятия одного из указанных ниже решений:

  • · несоответствие претендента квалификационным требованиям,
  • · претендент не допущен или его участие в торгах (тендерах) прекращено,
  • · претендент не признан победителем торгов (тендеров),
  • · о досрочном прекращении торгов (тендеров).

Тендерное обеспечение победителя торга (тендера) зачисляется посте подписания контракта в счет гарантии выполнения контрактных обязательств, если представление такой гарантии предусмотрено тендерной документации, или в счет обеспечения имущественной ответственности за невыполнение условий контракта.

Тендерное обеспечение не возвращается претенденту в случае:

  • - изменения им тендерного предложения или его отзыва после окончания срока его представления,
  • - отказа его как победителя торгов (тендеров) от заключения контракта по выполнению заказа на условиях, предусмотренных тендерной документацией, или от предоставления гарантии выполнения контракта, если ее предоставление было предусмотрено проектом контракта,
  • - несогласия претендента с исправлением заказчиком арифметических ошибок, выявленных во время проверки его тендерного предложения.

Разработка альтернативных предложений.

Альтернативные предложения могут разрабатываться претендентом одновременно с тендерным предложением, разработанным в соответствии с условиями тендерной документации, если это предусмотрено инструкцией для претендентов. Представленные без основного тендерного предложения или не предусмотренные условиями конкурса альтернативные предложения не рассматриваются.

Альтернативные предложения могут предусматривать изменения в проектной документации, и для их оценки должна быть представлена вся необходимая информация (расчеты конструкций, чертежи обоснования новых технологий, способов выполнения работ перечень работ и расценки по их выполнению и др.).

Подготовка конкурсных заявок.

Подготовка конкурсной заявки начинается поставщиком в момент получения

конкурсной документации (хотя предварительная работа, такая как анализ возможных конкурентов, получение неофициальной информации и т.д. должна начинаться ранее). Этот этап является ключевым в работе поставщика.

Организатор конкурса может устанавливать плату за конкурсную документацию или требовать взноса в различной форме для участия в конкурсе. торги тендер поставщик сметный

В результате на этапе получения конкурсной документации, у некоторых поставщиков возникают затруднения. Во-первых, документация, как правило, приобретается за безналичный расчет. Соответственно требуется время на внутреннее согласование в фирме(руководство, финансовый отдел и т.д.), совершение платежа, поступление денег на счет организатора торгов. Тем самым теряется несколько дней из срока, отведенного на подготовку конкурсного предложения, часто и без того весьма ограниченного.

Во-вторых, особенно когда речь идет о сложных закупках, над подготовкой конкурсного предложения работает несколько специалистов. Соответственно необходимо иметь достаточное число копий документации. В большинстве конкурсов от участников требуется предоставление обеспечения конкурсного предложения (обычно в виде банковской гарантии). Его размер обычно не превышает 3% от предполагаемой цены контракта. В конкурсной документации должны быть указаны критерии отбора победителя. Это делается далеко не всегда, но отсутствие полной информации по этому вопросу может рассматриваться как косвенное свидетельство недобросовестности организатора и необъективности конкурса.

Стоит особо отметить, что выбор поставщика далеко не всегда осуществляется исходя из лучшей цены заявки, особенно когда речь идет о закупке консультационных услуг. Значение при оценке предложений могут иметь также расходы заказчика на эксплуатацию, сопровождение, техническое обслуживание и ремонт продукции, сроки доставки товаров, завершения работ или предоставления услуг, функциональные характеристики продукции, графики поставок и платежей и т.д.

Требования заказчика поставщику игнорировать нельзя, однако их можно обсудить, направив запрос организатору конкурса. Вполне может быть, что то или иное требование попало в конкурсную документацию по недосмотру. Подобная дискуссия должна документироваться - вопросы направляются в письменном виде, а решения заказчика изменить условия конкурса и конкурсную документацию оформляются путем издания дополнений к ней.

Конкурсная заявка поставщика должна оформляться в полном соответствии с требованиями конкурсной документации, причем следует уделить должное внимание всем формальным требованиям - парафированию и подписанию листов предложения лицом, имеющим право подписи (причем это право должно быть подтверждено соответствующим документом, таким как устав или доверенность), постановке во всех требуемых местах печати, маркировке конвертов с заявкой и т. д.

К сожалению, отклонение заявок по формальным признакам - явление не такое уж и редкое. Причины принятия подобных решений могут быть достаточно разнообразными: отсутствие подписи на некоторых документах, внесение изменений в формы конкурсных заявок и т.п.

Все ответы на вопросы поставщиков, должны доводиться до сведения остальных участников конкурса (без указания авторства вопроса). Разумеется, это правило не касается вопросов, ответ на который содержится в конкурсной документации (это часто бывает, когда поставщик не счел нужным внимательно изучить ее требования).

Допускается внесение организатором конкурса изменений в конкурсную документацию и продление срока подачи предложений. В этом случае все участники конкурса также должны быть извещены.

Иногда в составе конкурсной заявки требуется представить оригинал и несколько копий предложения, необходимые для удобства работы членов оценочной комиссии. Причем речь идет о полной копии предложения, со всеми подписями и печатями, а не простой ксерокопии.

Обеспечение конкурсной заявки.

Проведение конкурса занимает достаточно много времени и требует немало иных ресурсов от заказчика, включая высокопрофессиональных специалистов. Если соблюдать все требования законодательства, то довольно затруднительно провести открытый конкурс менее чем за полтора - два месяца: только на подготовку конкурсных заявок Гражданский кодекс отводит не менее 30 дней. Не редко столько же или даже больше уходит на подготовку конкурсной документации и оценку предложений претендентов.

Поэтому вполне обоснованным является желание заказчика подстраховаться от рисков, связанных со срывом этой процедуры, в первую очередь - от отказа победителем выполнить контракт на содержащихся в конкурсной документации и конкурсной заявке условиях Российское законодательство предусматривает в качестве основных способов обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ):

  • - неустойку;
  • - залог;
  • - удержание имущества;
  • - поручительство;
  • - банковскую гарантию;
  • - задаток,

а также разрешает использовать другие способы, предусмотренные как законом, так и договором.

Оценка предложений.

Ключевым элементов выбора контрагента является этап оценки конкурсных заявок.

Согласно Гражданскому кодексу, победителем конкурса признается поставщик, который по заключению конкурсной комиссии, предложил лучшие условия. Поэтому в конкурсной документации должны содержаться требования к поставщикам, а также быть сформулировано, каким условиям должно соответствовать предложение победителя и каким образом это соответствие будет определяться комиссией.

Организатор конкурса должен избегать общих формулировок, таких как "лучшее качество, лучшие условия поставки" и т. д., конкретизируя все критерии и указывая их значимость (весомость). При этом по возможности, следует исключать (минимизировать использование) трудно формализуемых (качественных) критериев. Это сравнительно легко сделать при закупках товаров, однако для работ и услуг - довольно проблематично, а иногда и невозможно.

Критерии, используемые при выборе поставщика, и их веса зависят не только от предмета закупки, его ценовых и качественных характеристик. Важен учет также объемов и целей закупки.

Следует не только выделить оцениваемые критерии, но и правильно выбрать методику оценки. Иногда разные методики, применяемые для оценки одних и тех же поставщиков, дают противоречащие друг другу рекомендации по определению победителя.

Определение победителя торгов (тендеров).

Победителем торгов (тендеров) признается претендент, который по оценке и сопоставлению тендерных предложений занял в списке первое место. В случае отказа этого претендента от заключения контракта победителем торгов (тендеров) считается претендент занявший следующее место.

Если цены всех тендерных предложений превышают цену, ориентировочно определенную заказчиком, эти тендерные предложения могут быть отклонены, а торги (тендеры) признаны не определившими победителя.

Решение о результатах торгов (тендеров) оформляется с протоколом и утверждается заказчиком по согласованию с органом, который обеспечивает финансирование заказа в срок, предусмотренный условиями торгов (тендеров), но не позднее чем через 45 календарных дней со дня вскрытия тендерных предложений.

Сообщение об акцепте тендерного предложения победителя торгов (тендеров) должно быть направлено ему не более чем через 3 дня после утверждения решения о результатах торгов (тендеров).

Победитель торгов (тендеров) после получения акцепта тендерного предложения предоставляет заказчику гарантии выполнения контрактных обязательств (если это предусмотрено инструкцией для претендентов) после чего стороны окончательно согласовывают и заключают контракт.

Контракт, подписанный заказчиком, направляется победителю торгов (тендеров) в течение 10 календарных дней после акцепта его тендерного предложения. Победитель торгов (тендеров) обязан подписать контракт в течение 14 календарных дней посте его получения от заказчика. Неподписание контракта в указанным срок считается отказом от заключения контракта.

После подписания контракта или определения торгов (тендеров) такими которые не определили победителя заказчик должен в течение не более 5 дней направить: претендентам которые приняли участие в торгах (тендерах) но не стати победителями - копию решения о результатах торгов (тендеров).

Расходы на проведение торгов (тендеров).

Расходы на организацию и проведение торгов (тендеров) осуществляются за счет средств заказчика и учитываются в стоимости строительства.

Смета на организацию и проведение торгов (тендеров) составляется и утверждается заказчиком по согласованию с органом который обеспечивает финансирование заказа

В случае если торги (тендеры) не состоялись или победитель не был определен и в дальнейшем заказчик отказался от осушествления строительства расходы заказчика на проведение торга (тендера) возмещаются предприятиями за счет основной деятельности, управлениями (отделами) капитального строительства местных органов исполнительной власти - за счет средств местного бюджета, дирекциями строящихся предприятии - за счет средств на строительство или других источников определенных органом создавшим казанную дирекцию.

Расходы подрядчика на подготовку тендерного предложения относятся на его накладные расходы. Если по условию торгов от претендентов требуется разработка проектов планов других документов эта работа может быть оплачена заказчиком. Размер и условия оплаты этих работ определяются инструкцией для претендентов.

Конфиденциальность информации.

Если информация предусмотренная тендерной документацией или тендерным предложением претендента является конфиденциальной стороны письменно уведомляют об этом друг друга и несут ответственность за ее разглашение согласно законодательству.

Проектные конструкторские и другие решения или расчеты вошедшие в состав тендерного предложения являются собственностью претендента и МОГУТ быть использованы заказчиком только для проведения торгов (тендеров) для которых они были представлены. Любое другое их использование возможно только по письменному разрешению претендента.

Рассмотрение жалоб и споров.

В случае нарушения процедур проведения торгов (тендеров) других условий претенденты имеют право подать жалобы заказчику в письменном форме.

Не позднее 3 дней после получения жалобы заказчик должен уведомить всех претендентов о ее подаче и содержании, времени и месте рассмотрения.

Во время рассмотрения жалобы любой претендент или государственный орган, заинтересованный в проведении торгов (тендеров), имеет право принять участие в рассмотрении жалобы Претендент, который подал жалобу, но не принимал участия в ее рассмотрении, лишается права на дальнейшее обращение к заказчику с требованиями относительно пересмотра своей жалобы.

Заказчик может не рассматривать жалобу, если она была подана более чем через 15 календарных дней со дня наступления основания для жалобы.

Заказчик должен приостановить проведение торгов (тендеров) при условии, что жалоба признана им как такая, которая имеет основания и в случае не приостановления торгов (тендеров) может нанести убытки претенденту.

Общий срок приостановления торгов (тендеров) не может превышать 30 календарных дней.

Приостановление заказчиком не применяется, если с учетом неотложных совместных интересов торги (тендеры) следует продолжать.

Любое решение, принятое заказчиком в соответствии с этим пунктом, а также обоснование по поводу его принятия направляется претендентам, подавшим жалобу, в течение 5 календарных дней после принятия решения.

Не могут быть обжалованы решения заказчика о:

  • - выборе способа проведения торгов (тендеров) и процедуры определения победителя,
  • - признании торгов (тендеров) несостоявшимися.

Заказчик должен рассмотреть жалобу, принять решение и в течение 15 календарных дней уведомить о нем заявителя письменно с изложением мотивов и обоснований, на основе которых это решение принято.

Если заказчик не принимает решение в указанный срок или претенденты, которые подали жалобу, не соглашаются с принятым решением, они имеют право обращаться в суд или арбитражный суд в соответствии с законодательством.


Участие в тендере подразумевает много трудностей и тонкостей. Это стоит учитывать, оформляя заявку и необходимый . Нужно понимать основные правила проведения тендеров и быть опытным игроком на этом рынке.

Тендер - конкурсный отбор исполнителя для оказания услуг, выполнения работ или поставку товара, в соответствии с требованиями и условиями заказчика и в конкретные сроки.

В тендере могут участвовать любые организации. Заказчиком выдвигаются определенные критерии к участникам тендера. Эта информация предоставляется в виде документа, который содержит следующие пункты:

  • на каких условиях принимаются заявки участников
  • в какие сроки проводится конкурс и рассматриваются предложения
  • с победителем тендера
  • есть ли тендерное обеспечение и его размер

Каждый желающий может принять участие в конкурсе. Для этого подготавливают необходимые документы, тендерное предложение и оформляют заявку на исполнение заказа.

Чтобы успешно участвовать в тендерах, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Необходимо четко придерживаться всех правил и условий проведения конкурса.
  2. Каждый претендент должен четко следовать требованиям заказчика.
  3. Поданная заявка свидетельствует, что одержав победу, участник готов выполнять условия договора.
  4. Грамотно составленная заявка - первый шаг к успеху, т.к. наличие ошибки может стать причиной отказа от ее принятия.
  5. Тендерную заявку необходимо подать в четко установленные сроки, иначе отказ гарантирован.
  6. Любое изменение в заявках, также как отказ от тендера, можно сделать до конца сроков приема заявок.
  7. Участники отбора полностью несут расходы, которые связанны с проведением конкурса.
  8. закрытая информация, которая не подлежит оглашению, это относится и к информации про рассмотрение тендерных заявок.

Кроме того, ряд федеральных законов регламентирует основные правила проведения тендерных торгов. Этих правил обязаны придерживаться и организаторы, и участники конкурсов.

Инструкция участия в тендерах

Тендеры дают возможность маленьким компаниям заявить о себе и получить интересные предложения по сотрудничеству. А заказчик получает большое количество заявок от потенциальных исполнителей, и может выбирать наиболее выгодное предложение.

Различают следующие виды тендеров:

  • открытые
  • закрытые
  • специализированные торги с ограниченным участием
  • запрос котировок

Открытые тендеры

Основной характеристикой открытых тендеров является то, что принимать участие в конкурсе могут любые организации. Информацию о таких торгах размещают в общем доступе. Как правило, этот вид тендера применяют для осуществления государственных закупок. При условии свободного доступа к требованиям торгов, поступает очень большое количество заявок, что дает возможность выбрать компанию, предложившую максимально сотрудничества.

Заявки на участие в конкурсе должны быть оформлены и соответствовать требованиям, выдвинутым заказчиком. Подготовленный пакет документов отправляют заказным письмом или отвозят лично по указанному адресу.

Подать заявку можно только один раз. При этом информация, которая указана в ней должна оставаться конфиденциальной до начала торгов. Заказчиком оговариваются сроки, по истечению которых вскрываются конверты с заявками, и происходит отбор исполнителя.

Закрытые тендеры

Если торги устраивают как закрытый тендер, то в нем может принять участие только определенный круг приглашенных лиц, которые заранее были отобраны организатором торгов. Зачастую, в таких торгах участие принимают .

На первом этапе закрытого тендера выбранным участникам рассылают приглашение на участие в торгах. Если участник принимает такое приглашение, заказчик предоставляет ему тендерную документацию. После ее получения, участник приступает к подготовке необходимых документов следуя требованиям заказчика.

Если заказчик вносит какие-либо коррективы в тендерные требования, он должен своевременно оповестить об этом каждого участника торгов.

После того, как все предложения были получены, заказчик знакомится с их содержанием и выбирает самые выгодные предложения. С победившим исполнителем заключается контракт, после подписания которого остальных участников оповещают о закрытии торгов.

Закрытый конкурс проводят в тех случаях, когда заказчика интересует закупка товара со специфическими характеристиками, поставкой которого занимаются небольшое количество предприятий. Также такой тендер применим для небольших объемов закупок.

К закрытых торгов относят:

  • сравнительно небольшие финансовые затраты, по сравнению с открытым тендером
  • абсолютная конфиденциальность
  • короткие сроки проведения по отбору исполнителя

Стоит заметить, что проведение закрытого тендера необходимо согласовывать с государственными органами власти.

Специализированные торги с ограниченным участием

Тендер с ограниченным участием накладывает на участников определенные : наличие определенных допусков, принадлежность к тем или иным государствам и т.п. Такие закупки применимы для тех случаев, когда выполнение работ требует специализированный подход и охарактеризовано определенными сложностями, и их можно предложить небольшому количеству участников. В таких торгах, так же как и в закрытом тендере, участие в конкурсе принимают приглашенные предварительно выбранные участники.

Запрос котировок

Запрос котировок подразумевает выбор поставщика для закупки продукции со схожими характеристиками. Цель такого тендера - с наименьшей ценой.

Организуя тендер, заказчик запрашивает цену на определенный товар. Поставщики в котировочной заявке называют цену, за которую готовы поставить конкретный товар. Цена объявляется один раз и не может быть изменена.

После определения лучшей цены, заказчик высылает приглашение победителю торгов для проведения переговоров с дальнейшим подписанием договора. Если переговоры прошли успешно, заказчик оповещает о закрытии конкурса остальных поставщиков, принимавших участие в тендере.

Электронный аукцион

При проведении электронных аукционов информация о них размещается на электронных торговых площадках. К участникам выдвигается основное требование - на таких площадках. Участники отправляют электронные заявки с необходимыми документами на участие в тендере оператору торговой площадки. Он в свою очередь перенаправляет заявки заказчику в течении одного рабочего дня с момента приема документов.

Опасные мифы

В деловой сфере распространены мифы о тендерах, из-за которых многие компании теряют деньги, т.к. не рискуют принимать участие в торгах. Зная о них, легче принять решение о том стоит ли участвовать в тендере и правильно рассчитать свои силы.

Первый миф о том, что все тендеры заказные. Бытует мнение, что многие заказчики создают свои заказы по предварительной договоренности. Получив взятку от заинтересованного поставщика, заказчиком объявляется тендер, который по своей сути носит формальный характер, т.к. исполнитель давно известен, а другие выиграть тендер не смогут. Это не совсем соответствует действительности. Хотя определенный процент купленных тендеров все же есть. В таких случаях, заказчиком будут выдвинуты такие условия и требования, которые сможет удовлетворить только конкретный исполнитель. Поэтому при детальном изучении требований к заказу и других документов можно без труда вычислить заказные тендеры. Необходимо уделять особое внимание крупности сделки. Чаще всего проплаченными оказываются крупные многомиллионные заказы.

Мнение, что тендер проводят под выполненную работу, это второй распространенный миф. Достаточно часто могут встречаться ситуации, когда сначала была выполнена работа, а потом проводят тендерный конкурс. Чтобы не попадать в такие ситуации, тщательно изучайте условия, выдвинутые заказчиком. И нужно помнить, что вероятность того, что тендеры с дорогостоящими заказами были созданы под выполненную работу очень высока.

Третий миф заключается в том, что не может успешно участвовать в тендерах. Другими словами тендеры выигрывают только крупные и именитые компании. Участвуя в тендере, участник несет определенные денежные траты. Но если будут найдены подходящие заказы, то эти затраты возместятся. Не стоит забывать, чем серьезней заказ, тем более жесткие требования выдвигаются к участникам. Тем не менее, представители малого бизнеса могут успешно выступать на тендерных торгах с небольшими суммами заказа, или участвовать в электронных конкурсах.

Психологические приемы

Верный путь к успеху - это общение с клиентами. Есть некоторые психологические приемы, которые следует применять для участия и победы в тендерах:

  1. Опытные игроки советуют первым делом в разговоре с заказчиком определить его проблему, рассмотреть ее с разных точек зрения и предложить пути решения.
  2. Изучайте доступную информацию о компании-заказчике. Пообщайтесь с теми, кто работал с ней. Это даст вам возможность понять важные аспекты для заказчика. Их также стоит включить в свою тендерную заявку.
  3. Предоставьте тендерному комитету список ваших заказчиков. Это покажет вашу компетентность в решении любых задач.
  4. Перечень достижений наилучшим образом охарактеризует вас как квалифицированного специалиста.
  5. Многие заказчики заинтересованны в том, какую пользу вы можете ему принести и каким именно способом. А уже потом обращают внимание на профессиональность и в бизнесе.
  6. Предоставляйте гарантии. Это покажет, что вам можно доверять.
  7. Чаще принимайте участие в тендерах, и даже если не всегда удача будет на вашей стороне, не нужно опускать руки. Нужно верить в успех и тогда все обязательно получится.

Тендеры бывают разных видов, и каждый из них имеет свои правила и нюансы. Разобравшись с основными правилами проведения тендерных торгов, любая компания сможет правильно и корректно выполнять требования заказчиков.

Для успешного участия в любых тендерах - трезво оцените свои финансовые возможности. Помните, заявка на участие в конкурсе должна быть правильно оформлена. в вашей заявке привлечет внимание заказчика к вам как к надежному исполнителю. И самое главное, чем чаще вы будете принимать участие в тендерах тем больше будете приобретать опыта, а значит шансы выиграть тендер будут только увеличиваться.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Как и в других сервисных бизнесах, конечная эффективность работы с рекламным агентством для клиента определяется не столько абсолютной стоимостью услуг, сколько способностью агентства качественно решить поставленную перед ним задачу. Следует учитывать, что стоимость услуг агентств с сопоставимым качеством работы примерно одинакова. Поэтому лучше, чтобы тендеры на рекламное обслуживание проводились не в целях поиска наиболее «дешевого» предложения, а для выбора агентства, способного максимально качественно решить бизнес-проблему, стоящую перед заказчиком. Просчеты в позиционировании продукта, креативной стратегии, медиапланировании могут нанести компании несопоставимо больший ущерб, чем сумма, сэкономленная за счет получения дополнительных скидок и урезания агентской комиссии. Необходимо учитывать следующие критерии выбора рекламных агентств:

  • Профессионализм агентства (подтвержденный профессиональными заслугами и наградами).
  • Понимание бизнеса клиента.
  • Знание соответствующего сегмента рынка и потребителей.
  • Творческий потенциал агентства.
  • Качество сервиса.
  • «История достижений» агентства на российском рынке.

В связи с взаимной заинтересованностью рекламодателя и рекламного агентства необходимо определить четкие и справедливые правила проведения тендера. Данный документ разрабатывался на основе анализа подобных рекомендаций, действующих на наиболее развитых западных рекламных рынках, а также опыта работы крупнейших российских рекламных агентств и рекламодателей. Следование принципам, изложенным ниже, несомненно, приведет к упорядочению и повышению эффективности взаимоотношений между рекламодателями и рекламными агентствами.

Этапы проведения отбора агентств

Тендер может проводиться в 2 этапа: создание шорт-листа и выбор агентства на основании предложений и в один этап, когда уже существует шорт-лист (список агентств, с кем у рекламодателя уже были деловые отношения)

1. Предварительный отбор

Участие в том или ином тендере является для любого рекламного агентства прежде всего бизнес-решением, основанным на анализе затрат, рисков и возможной прибыли. Поэтому во избежание возможных недоразумений чрезвычайно важно, чтобы все потенциальные участники тендера еще на ранней его стадии получили одинаковый разумный объем информации по процедуре и условиям его проведения.

На предварительном этапе отбора агентств рекламодателю целесообразно:

1. определить, какой тип сервиса ему необходим:

3. по типу оказываемых агентством услуг: услуги по стратегическому планированию и разработке коммуникации; услуги по брендингу; услуги по разработке рекламных материалов (творческие услуги); услуги по планированию и размещению рекламы в СМИ; услуги по проведению BTL-акций и событийному маркетингу; полный цикл услуг, включающий разработку и размещение рекламной кампании и т.д.;

4. по степени специализации: специализированные агентства или агентства полного цикла;

5. определиться с необходимым количеством агентств, удовлетворяющих указанным критериям;

6. собрать информацию об отобранных агентствах

7. разослать отобранным агентствам приглашение на проведение презентации агентства (Credentials Presentation). Отечественный и международный опыт показывает, что на презентации имеет смысл приглашать 5-7 агентств.

Обычной практикой является создание в том или ином виде тендерного комитета (комиссии). Состав его участников должен включать всех лиц, реально участвующих в принятии решения о выборе рекламного агентства и не должен включать других представителей Заказчика. Соблюдение этого условия гарантирует объективный выбор лучшего предложения, соответствующего целям и задачам планируемой рекламной кампании. Необходимо иметь в виду, что для отдельных узкоспециализированных направлений (BTL, напр.) тендерный комитет может не создаваться.

Еще до объявления тендера все члены комитета должны быть ознакомлены с полным пакетом документов, предлагаемым потенциальным участникам, включая тендерное задание, и выразить свое согласие с ним. В противном случае возможна ситуация, когда некоторые члены комитета будут иметь особое мнение о задачах рекламной компании, в результате чего работа участников тендера окажется заведомо несоответствующей ожиданиям.

Члены тендерного комитета должны также согласиться с процедурой и критериями выбора победителей, едиными для всех участников тендера.

2. Первый этап тендера. Презентации агентств.

Презентация агентства — это лучший способ получить информацию об агентстве из первоисточника, понять философию агентства и познакомиться с его менеджерами (наличие взаимопонимания и личного контакта с сотрудниками агентства — крайне важно для последующей совместной работы!). Подготовка такой презентации может занять у агентства от 5 до 10 дней.

По результатам встреч с агентствами и анализа собранной информации целесообразно отобрать 2-3 агентства, которые проходят во второй этап тендера.

В отношении всех участников процесса требуется полная внутренняя гласность:

  • основные планируемые условия контракта, включая срок, территорию действия, объем работ и другие условия, могущие повлиять на формирование ценового предложения;
  • все участники первого этапа должны быть проинформированы о критериях отбора;
  • все участники первого этапа должны быть проинформированы о результатах отбора;
  • агентствам, прошедшим во второй этап, следует разослать список участников второго этапа и его задание, а также срок и форму предоставления предложений;
  • в случае изменения в составе участников, появления дополнительных конкурсантов, обязательно извещать всех участников;
  • очень важным является определение и обнародование принципов и способов вознаграждения участников и победителей тендера.

Возможно второй этап тендера делать платным и объявлять об этом на стадии приглашения агентств в тендер. Во время тендера агентства-участники несут достаточно большие ресурсные затраты и прямые финансовые расходы. Особенно это касается второго этапа тендера, который предполагает подготовку основной презентации и связанных с ней попутных расходов. Компания, готовая взять на себя покрытие небольшой части расходов участвующих во втором этапе агентств, демонстрирует серьезность своих подходов к выбору партнера, стимулирует агентства к еще более качественной и творческой подготовке тендерного предложения, а также способствует улучшению общего климата рекламной отрасли в целом. Рекомендуемый размер компенсации — 100000 — 200000 р. Размер компенсации должен быть равным для всех агентств-участников тендера.

3. Второй этап тендера

На втором этапе тендера от агентств требуется детализированное предложение по решению маркетинговых задач клиента.

Для успешного проведения второго этапа тендера необходимо учитывать следующие моменты:

  • качество подготовки предложений напрямую зависит от качества постановки задачи (составление задания на тендер (Brief), которое должно быть подписано уполномоченным лицом, участвующим в процессе принятия решения по проводимому тендеру.);
  • все агентства должны быть поставлены в одинаковые условия (сроки получения задания, исходные данные, сроки предоставления работ и т.д.) В противном случае, тендер считается не соответствующим правилам АКАР;
  • в зависимости от задачи, поставленной в брифе, срок может варьироваться. Если необходима разработка стратегии и креатива, то время подготовки может занять 3-6 недель. Если это предложение по механике проведения мероприятия, то время подготовки может сократиться до 7 рабочих дней. Рекламодателям рекомендуется придерживаться именно этих сроков при планировании второго этапа тендера, поскольку меньшие сроки могут существенно понизить качество предлагаемых агентствами разработок;
  • основная задача тендера — выбрать лучшее предложение, максимально соответствующее объявленным на начальном этапе целям. Представившее это предложение агентство и является победителем тендера. Чтобы максимально быстро и точно определить потенциал агентств-участников уже на начальном этапе, минимизировать затраты на создание и рассмотрение нерелевантных предложений как со стороны агентства, так и со стороны рекламодателя, необходимо большое внимание уделить составлению Задания на тендер. Чем более точным, конкретным и полным является Задание на тендер, тем на более качественные, продуманные и релевантные поставленным задачам предложения можно рассчитывать. Задание на тендер следует составлять таким образом, чтобы агентства могли наиболее полно раскрыть свои возможности. Для этого имеет смысл выставлять на тендер одну-две наиболее важных для данного периода задачи. Также на этапе разработки Задания следует уделить внимание иерархии задач, стоящих перед маркетинговым отделом компании, и выносить в Задание разработку именно стратегических компонентов предстоящей кампании.

Ассоциация Коммуникационных Агентств России оставляет за собой право в интересах всех участников рекламного сообщества сообщать членам АКАР о случаях недобросовестного поведения клиента, как во время, так и после проведения тендера.

В отношении к тендерным заданиям на разработку творческих концепций и рекламных материалов на проектной основе необходимо учитывать следующее:

  • стороны должны утвердить бюджет и сроки сдачи проекта;
  • необходимо предусмотреть компенсацию рекламодателем затрат рекламного агентства;
  • сумма компенсации, одинаковая для всех агентств-участников, устанавливается заранее.

По получении условий проведения второго этапа тендера, агентства должны письменно подтвердить свое согласие на участие в нем и подписать двустороннее соглашение с клиентом о соблюдении конфиденциальности и авторских прав (см. п. 4).

Перед проведением презентации агентству и рекламодателю следует согласовать друг с другом максимальное отведенное для презентации время, а также состав участников презентации с обеих сторон. Крайне важным представляется участие в презентации менеджеров высшего звена компании-рекламодателя, принимающих окончательные решения в вопросах маркетинга и рекламы.

4. Объявление результатов

Все агентства, принимавшие участие во втором этапе тендера должны быть проинформированы письменно результатах в течение 7-10 рабочих дней после проведения последней презентации.

Результатом тендера могут быть: выявление победителя, отсутствие победителя, продолжение тендера на дополнительно определенных условиях.

Проигравшие агентства обязаны, в соответствии с соглашением, вернуть рекламодателю предоставленные материалы, а рекламодатель — вернуть агентствам материалы презентаций. В целях установления атмосферы взаимного доверия на рынке, а также сохранения хороших отношений между всеми участниками тендера в будущем, рекламодателю рекомендуется указывать в письме компанию(и), победившую(ие) в тендере, а также причины, по которым предпочтение было отдано именно другому агентству.

Требования к составлению задания на тендер (Brief)

Исходя из традиций делового документооборота, агентства, при работе с клиентом, используют ряд стандартных документов. Важным типом документации агентства является Задание (Brief), которое используется для постановки задачи агентству в целом или его подразделениям (Media Brief — Задание на разработку медиастратегии или кампании в СМИ, Creative Brief — Задание на разработку креативной стратегии и рекламных материалов и т.д.). Целесообразно представлять агентству задачу в формате, привычном для маркетинга и рекламы, что, помимо целостности информации, способствует экономии времени со стороны персонала рекламодателя. Использование более или менее стандартизованных форм снимает ряд вопросов относительно того, что следует включать в задание, а что не следует.

В разделе Приложение приводятся формы заданий для нескольких наиболее распространенных случаев (Creative Brief — Бриф на разработку рекламных материалов, Media Brief — Бриф на разработку медиа-плана, BTL brief — Бриф на разработку BTL-коммуникаций).

Обязательной составной частью любого задания является, помимо необходимой для разработки предложения исходной информации, наличие четко определенных критериев (качественных либо количественных) оценки выполнения тендерного задания. При отсутствии либо невозможности применения балльной системы оценки предложения, необходимо максимально четко обозначить несколько качественных параметров (ясность, соответствие выбранной аудитории, оригинальность, новизна), по которым будут впоследствии оцениваться презентации агентств-участников.

Заполненные формы должны быть разосланы участвующим агентствам, которым должна быть предоставлена возможность задать вопросы, если таковые появятся. Лицо, ответственное за проведение тендера со стороны клиента, должно обеспечивать получение ответов от соответствующих служб клиента (маркетинговой, службы продаж и т.д.), если вопрос выходит за рамки компетенции ответственного лица.

Соблюдение авторских прав и конфиденциальности при проведении тендеров

Для того, чтобы все участники тендера, а также Заказчик имели общее понимание процедуры и ключевых условий проведения тендера, рекомендуется заключение специальных договоров на участие в тендере, регламентирующих такие моменты, как сроки, объем задания, вознаграждение, потенциальные условия контракта по итогам тендера, авторские права и т.д.

Рекомендации и идеи, использованные агентством при подготовке презентации, являются его собственностью и защищены авторским правом. Рекламодатель не имеет права использовать в своей дальнейшей работе идеи и разработки проигравших тендер агентств.

С другой стороны, агентство, которому были сообщены фундаментальные элементы технической, маркетинговой и коммерческой стратегий рекламодателя, должно считать их строго конфиденциальными и не использовать их для других проектов или клиентов, даже если это агентство не будет выбрано рекламодателем.

В целях упрощения процедуры обмена конфиденциальной информацией, перед вторым этапом тендера между агентством и рекламодателем может быть заключено двустороннее соглашение о конфиденциальности, закрепляющее основные положения и права по использованию Агентством информации по фундаментальным элементам технической, маркетинговой и коммерческой стратегий рекламодателя во время подготовки предложения. Этот же документ может содержать положения, регламентирующие и закрепляющие дальнейшее неиспользование рекламодателем идей и разработок агентства в случае его проигрыша в тендере.

Ассоциация Коммуникационных Агентств России рекомендует обеспечить полное и точное правовое сопровождение всех тендерных процессов, т.к. это позволяет избежать спорных ситуаций, как в процессе, так и по окончании тендера. Оптимальной формой для этого служит полноценное тендерное соглашение, являющееся юридическим документом, обязательным для исполнения обеими сторонами.

Срок заключения контракта, периодичность проведения тендеров

Заключаемый после подведения итогов тендера контракт целесообразно делать на продолжительный период, рекомендуемый срок — не менее 2-3х лет. Это даст возможность клиенту по-настоящему интегрировать агентство со своей маркетинговой структурой, а, значит, добиться результативной совместной работы. Слишком частое проведение тендеров приводит к тому, что клиент, агентство «живут» краткосрочными целями, теряют стратегическое понимание бизнес-задач и решений.