Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности в современной россии Роль нормативно правового регулирования инновационного процесса

Содержание российского гражданского законодательства, основанного преимущественно на нормах Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), не устанавливает целостной системы классификации ИП и не определяет сущности правовых режимов всех их разновидностей. Реальность такова, что большинству видов ИП, не относящихся к объектам интеллектуальной собственности, в законодательстве не уделяется должного внимания. Тем не менее правовую базу инновационной деятельности в значительной степени образует законодательство в области интеллектуальной собственности, являющееся частью законодательства гражданского.

Одним из важнейших компонентов правовой базы, необходимой для формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы, является законодательное обеспечение правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, а также интеллектуальных продуктов в целом. Не менее важным является и обеспечение вовлечения прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

В то же время далеко не все признаки видов ИП определяются нормами ГК РФ, так как содержание части 4-й ГК РФ, этого основного кодифицированного документа инновационной сферы, посвящено преимущественно обеспечению правового регулирования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД).

В соответствии со ст. 128 ГК РФ "Объекты гражданских прав" нормы законодательства обеспечивают правовое регулирование по перечню объектов, указанных в данной работе. Следует учитывать, что содержание понятия "ИП" не ограничивается понятием "охраняемые и неохраняемые РИД". Но если исходить из содержания действующей с 1 января 2008 года новой редакции ст. 128 ГК РФ, то под понятие "ИП" подпадает только некоторая часть интеллектуальной собственности, именуемая "охраняемые РИД".

Дело в том, что первичной основой для создания ИП и большинства ОИС является научно-техническая и иная информация . При этом индивидуальный творческий труд является основным элементом и первичной основой для создания любого ИП. В процессе производства ИП, в том числе объектов патентных или авторских прав, создатель нового знания (охраноспособного или неохраняемого РИД) осуществляет отбор, анализ, обобщение и выстраивание новой информационной структуры, которая на завершающем этапе творчества приобретает качественно иное состояние.



Как представляется, есть необходимость разграничить следующие разновидности ИП:

Охраняемые РИД (к которым относится большинство ОИС);

Нематериальные активы предприятий;

Открытия и рационализаторские предложения;

Информация, охраняемая режимом коммерческой тайны;

Неохраняемая информация различного назначения;

Потенциально охраноспособная информация (например, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ);

Различного рода сочетания ОИС и информационных объектов (например, охраняемые и неохраняемые технологии, наукоемкие объекты техники).

Если исходить из содержания ГК РФ, то применительно к ОИС в разделе VII Кодекса выстроена достаточно сбалансированная система правового регулирования, определяющая сущность и признаки ИП, относящиеся к объектам патентного и авторского права. К категории ИП, однако, не могут быть отнесены приравненные к охраняемым РИД средства индивидуализации организаций, товаров, работ, услуг и предприятий. Хотя в некоторых случаях такие средства индивидуализации, как товарные знаки, создаются на основе охраняемых РИД (например, на основе объектов авторских прав).

Принятый в 2004 году Федеральный закон "О коммерческой тайне" определяет в качестве основных понятий такие объекты, как коммерческая тайна и ноу-хау. Под ноу-хау понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, составляющая коммерческую тайну. Сущность понятия "коммерческая тайна" была также раскрыта в ст. 139 ГК РФ (которая с 1 января 2008 года не действует). В соответствии с положениями вступившей в силу части 4-й ГК РФ секреты производства (ноу-хау) указываются в ст. 1225 в числе объектов, имеющих правовую охрану (то есть относятся к ОИС). Новая редакция ст. 1 ФЗ "О коммерческой тайне" определяет коммерческую тайну несколько иначе: как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Статья 1465 части 4-й ГК РФ определяет сегодня понятие "секрет производства (ноу-хау)" как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам (к данным сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании) и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Из приведенного определения следует, что такой актив, как ноу-хау, фактически уже в настоящее время может наличествовать в бухгалтерском и налоговом учетах различных организаций, особенно в тех, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере высоких технологий или выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических разработок (далее - НИОКТР)

Как можно заключить из содержания норм других статей главы 75 части 4-й ГК РФ, право на использование секрета производства (ноу-хау) может возникать в трех ситуациях:

По лицензионному договору о предоставлении права использования секрета производства;

По праву, возникшему у работодателя на служебный секрет производства (в силу ст. 1470 ГК РФ);

По праву на секрет производства, возникшему у подрядчика при выполнении работ по договору.

В соответствии со ст. 1467 ГК РФ исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты такой конфиденциальности исключительное право прекращается у всех правообладателей.

По одному из существующих определений произведением является совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав также относятся программы для электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ), которые охраняются как литературные произведения. Статья 1261 ГК РФ определяет программу (программное обеспечение) для ЭВМ как представленную в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Определение сущности такого ОИС, как база данных, содержит и п. 2 ст. 1260 ГК РФ.

Еще одним видом ИП, относящимся к группе охраняемых РИД (ОИС) и относящимся к объектам авторских прав, является топология интегральных микросхем . Пункт 1 ст. 1448 ГК РФ определяет сущность данного ОИС как фиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Исключительно важное значение для углубления познания человеком природы имеет такой объект, как научное открытие . Открытие чаще всего является результатом фундаментальных научных исследований и представляет собой ИП высокого уровня новизны или разработку совершенно новых способов решения практических задач. Однако в действующем законодательстве, в частности в части 4-й ГК РФ, такого объекта нет. К сожалению, такой вид ИП, как открытие, несмотря на его важнейшее значение для процессов познания мира и развития научно-технического прогресса, не только не имеет сегодня определения на уровне законодательства, но и вообще практически исключен из отечественного правового поля. В настоящее время высказывается точка зрения, в соответствии с которой такой результат интеллектуальной инновационной деятельности, как открытие, следовало бы включить в перечень ОИС, указанный в ст. 1225 ГК РФ. Тем более, что их отсутствие в данной статье противоречит Конвенции ВОИС (1967 года), в соответствии с которой открытия являются самостоятельным видом ОИС. В России продолжает преобладать точка зрения, в соответствии с которой правовая охрана открытий считается нецелесообразной.

Также не относится к категории охраняемых РИД, в том значении, который подразумевается нормами ГК РФ, и такой объект, как рационализаторское предложение . Правовой режим рационализаторских предложений, которые, вне всякого сомнения, относятся к одному из значимых для производства видов ИП, устанавливается сегодня на уровне достаточно устаревших подзаконных нормативных актов. В отношении данного вида инноваций высказываются мнения, что рацпредложения должны быть приравнены к объектам интеллектуальной собственности и внесены в перечень ст. 1225 ГК РФ "Охраняемые РИД и средства индивидуализации". Неопределенность правового режима рационализаторских предложений, о которых нет упоминаний в ГК РФ, может быть причиной затруднений при защите имущественных и личных неимущественных прав авторов ИП данного вида.

В то же время, как это уже отмечалось выше, признавая высокую значимость охраняемых РИД (ОИС) для решения широкого спектра задач инновационного развития, следует признать, что понятие "инновационный продукт" в сравнении с ними существенно шире.

Первостепенный интерес для инновационного развития представляет собой такая качественно обновленная разновидность ИП, как нематериальные активы предприятий. Тенденции развития экономических систем передовых стран таковы, что их производственный сектор ускоренно развивает и широко использует нематериальные активы.

Определение сущности нематериальных активов (далее - НМА) в российском законодательстве сформулировано только в п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В целях налогообложения прибыли НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком РИД и иные ОИС (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Кроме того, допускается, что НМА может возникнуть и из факта "владения ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта".

Нематериальные активы являются одной из групп материальных благ, относящейся к внеоборотным активам организации. При современном уровне развития промышленных технологий предприятия не могут приобрести существенных преимуществ на рынке только за счет материальных и финансовых ресурсов. Конкурентные качества предприятий определяются в настоящее время в основном эффективностью использования интеллектуальных продуктов, представляющих собой исключительные и ограниченные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Доля НМА в структуре активов успешных мировых компаний, производящих наукоемкие товары и услуги, составляет в среднем около 70%. А для компаний, являющихся признанными лидерами мирового наукоемкого производства, таких, как IBM, Mikrosoft, Coca-Cola, удельное содержание НМА превышает 90%. Реально оценивать финансовое состояние предприятия без достоверных сведений о том, какой интеллектуальной собственностью оно располагает, невозможно. Поэтому анализ порядка бухгалтерского и налогового учета НМА приобретает сегодня особую актуальность.

Для признания НМА в качестве учетной единицы требуется установить способность данного актива приносить налогоплательщику долговременные экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих владение организацией исключительным правом на охраняемый результат интеллектуальной деятельности (РИД) или приравненное к нему средство индивидуализации. Документами, подтверждающими наличие такого права, могут быть патенты, свидетельства, зарегистрированные договоры об отчуждении исключительного права на ОИС, а также и другие виды охранных документов.

В тексте ст. 257 НК РФ дан открытый перечень порядка десяти ОИС, исключительные права на которые могут образовывать НМА организации, которой они принадлежат. Кроме того, признается, что учетная единица НМА может возникнуть и из факта "владения ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта". Перечень объектов НМА дан и в действующем Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, в котором, однако, вместо определения НМА использовано понятие нематериальных основных фондов. В Постановлении N 359 в качестве НМА называются исключительные права на несколько видов ОИС, а также: наукоемкие промышленные технологии; секреты производства (ноу-хау).

Применительно к задачам бухгалтерского учета понятие НМА определяется в одном из действующих Положений по бухгалтерскому учету. По тексту п. 4 ПБУ 14/2007 "Учет НМА" при выполнении ряда условий к НМА могут быть отнесены исключительные права на несколько видов ОИС. Кроме того, в составе НМА могут быть учтены "деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части)". Далее, в п. 5 ПБУ указано, что в качестве инвентарного объекта НМА может признаваться и сложный объект, имеющий в своем составе несколько охраняемых РИД (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единую технологию).

Кроме того, бухгалтерский учет активов частного предпринимателя также может содержать в своем составе НМА. Признаки такого рода активов указаны в совместном Приказе Минфина РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, который устанавливает Порядок учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Пункт 28 данного Приказа практически полностью воспроизводит перечень НМА, указанный в п. 3 ст. 257 НК РФ.

На основе содержания вышеперечисленных нормативных актов можно сделать вывод, что различные виды активов организаций, подпадающих под правовой режим НМА, по своему составу весьма неоднородны. Наряду с исключительными правами на ОИС, к учетной единице НМА могут быть отнесены нематериальные блага, а также и объекты, представляющие собой информацию в ее различных правовых режимах. Возможна идентификация в качестве НМА и определенного сочетания исключительных прав на несколько ОИС. Таковым может быть, например, РИД в составе сложного объекта.

Работа с НМА требует от менеджеров предприятий высокого уровня информированности о передовых конструктивных и технологических решениях, используемых в конкретной сфере производства товаров и услуг, а также навыков по управлению как интеллектуальной собственностью в целом, так и принадлежащими предприятию НМА. Кроме того, едва ли можно добиться высоких результатов без хорошо подготовленных специалистов, компетентных в вопросах патентно-лицензионной деятельности, способных оценить преимущества новых интеллектуальных продуктов и возможности их быстрого внедрения в действующее производство. Следует учитывать, что использование передовых технических решений в выпускаемом товаре и внедрение новых промышленных технологий требует не только немалых затрат, но и содержит высокий элемент коммерческого риска. Мировая практика инновационного производства показывает, что перестройка промышленного производства предприятия даже под заведомо перспективную разработку отнюдь не гарантирует коммерческого успеха.

Дело в том, что предварительная оценка перспектив использования нового изобретения, технологии или программного продукта часто бывает ошибочной, особенно на начальной стадии их разработки (в ходе выполнения НИОКТР, предварительной оценки эффективности, подготовки к патентованию и т.п.). По данным существующей в данной сфере статистики, совсем небольшая часть охраняемых РИД может быть реально использована в производстве. Если рассматривать патентуемые объекты промышленной собственности, то в США и странах Западной Европы только порядка 5 патентов из 100 становятся высокоприбыльными активами предприятий и лишь не более чем 10 из них в конечном счете оправдывают понесенные затраты на разработку и процедуры патентования. Остальные 90 патентов приносят владельцам чистый убыток, так как вообще не находят коммерческой реализации. А в целом по всем странам, где инновации охраняются на уровне законодательства, внедряемость изобретений не превышает 7% .

Таким образом, инвестирование в интеллектуальный продукт, особенно такой, использование которого предполагает системные изменения в промышленных технологиях, требует тщательного предварительного анализа и осмотрительности. Не прибавляет оптимизма потенциальным правообладателям и тот факт, что абсолютное большинство имущественных прав на ОИС, зачастую независимо от того, используются они в промышленном производстве или нет, имеет ограниченную ликвидность. Как отмечают специалисты, наличие активного рынка исключительных и ограниченных имущественных прав на ОИС является сегодня большой редкостью. Обычно такие продажи носят единичный характер, а условия передачи имущественных прав на ОИС (а равно и сам факт такой сделки) являются предметом коммерческой тайны. В отношении оборота собственно НМА, то есть исключительных прав на ОИС, вовлеченных в производство или управление, высказывается мнение, что продажи НМА совершаются весьма редко. А что касается рынка НМА, то его в России пока что не существует. По этой причине доля инновационно активных предприятий в РФ не превышает в настоящее время 10%.

Тем не менее общепризнано, что хроническое отставание технологического уровня российских предприятий связано сегодня в основном с недостаточным использованием и слабой защищенностью принадлежащей им интеллектуальной собственности. В немалой степени сложившаяся ситуация обусловлена и недостатками в правовом регулировании оборота интеллектуального продукта. Вступление в действие части 4-й Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), к сожалению, едва ли изменило ситуацию к лучшему. Это при том, что нормы недавно введенной в действие части 4-й ГК РФ (а также изменения в части 1-ю и 2-ю ГК РФ) внесли ряд уточнений в сферу правового регулирования интеллектуальной собственности. Все эти изменения имеют непосредственное отношение к правовому режиму НМА российских предприятий. Попутно следует заметить, что анализ влияния обновленных норм гражданского законодательства (части 4-й и некоторых статей Общей части ГК РФ) на процессы внедряемости инноваций пока что никем не проводился, хотя эта тема, безусловно, заслуживает специального исследования.

Весьма необычным и проблемным представляется такой новый вид НМА, как РИД в составе сложного объекта . Наиболее перспективной для инновационного производства разновидностью такого НМА является единая технология (далее - ЕТ), представляющая собой определенное сочетание охраняемых и неохраняемых РИД. По своей сути, если исходить только из содержания норм части 4-й ГК РФ, ЕТ должна состоять из исключительных прав не менее чем на два охраняемых РИД (ОИС) и имущественных прав на неопределенное по количеству неохраняемых РИД, а также из объектов, представляющих собой неохраняемую информацию (п. 1 ст. 1542 ГК РФ). Иное сочетание элементов, если исходить из содержания главы 77 ГК РФ, под понятие ЕТ не подпадает. (Можно предположить, что в состав единой технологии могут входить также ограниченные (неисключительные) и иные права на охраняемые РИД и информация, охраняемая в режиме коммерческой тайны. Часть 4-я ГК РФ не содержит запрета на использование таких элементов в сложном объекте).

Столь сложное по составу сочетание, образующее в потенциале унитарный НМА, представляет собой очень трудный объект для идентификации его в составе НМА организации. К этому можно добавить, что, поскольку ЕТ представляет собой многокомпонентное сочетание различного рода имущественных прав и информации, данный объект не обладает достаточной стабильностью. Так, например, по прошествии какого-то времени входящие в ЕТ исключительные права на ОИС могут быть прекращены из-за истечения срока правовой охраны; информация, охраняемая в режиме коммерческой тайны, - стать общедоступной и т.п. Из норм ГК РФ, однако, неясно, возникнет ли при этом новая ЕТ или "первичную" ЕТ следует считать прекращенной. Кроме того, необычный правовой режим ЕТ наверняка повлечет серьезные затруднения при ее оценке, а также при передаче ЕТ по договорам отчуждения права (ст. 1547 ГК РФ) или по лицензионным договорам.

Перечень НМА, указанный в п. 3 ст. 257 НК РФ, является открытым и может быть дополнен иными объектами. Такой вывод можно сделать на основе пунктов 4 - 5 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". В частности, из содержания ПБУ 14/2007 следует, что в составе НМА могут быть учтены "деловая репутация , возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части)". Представляется очевидным, что деловая репутация, которую глава 8 ГК РФ относит к нематериальным благам, едва ли может быть отнесена к категории ИП.

На основе содержания вышеперечисленных нормативных актов можно сделать вывод, что различные виды активов организаций, подпадающих под правовой режим НМА, по своему составу весьма неоднородны. Наряду с исключительными правами на ОИС, к учетной единице НМА могут быть отнесены нематериальные блага, а также и объекты, представляющие собой информацию в ее различных правовых режимах. Тем не менее абсолютное большинство НМА, учтенных в составе активов организаций, представляют собой ИП, полностью задействованные, в отличие от большинства ОИС, для решения задач производства или управления.

Следует отметить, что для преобразования охраноспособного РИД, созданного, к примеру, в рамках договора о НИОКТР, в новое качество (в ОИС) и учета затем исключительных прав на него в качестве единицы бухгалтерского и налогового учета (НМА) потенциальному правообладателю требуется выполнить целый ряд юридически значимых действий. Эти действия сводятся к идентификации учетной единицы НМА в составе прочих видов активов предприятия, установлению его балансовой стоимости и определению времени использования актива.

Наряду с перечисленными выше видами ИП, широкое распространение в гражданском обороте имеет потенциально охраноспособная информация. Под ней обычно подразумеваются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), чаще всего представляющих собой сочетание информационных объектов различного назначения. Представляется очевидным, что эта деятельность является одним из основных способов создания инновационных продуктов. Эти объекты гражданских прав (результаты НИОКТР) на этапе их создания относятся к категории неохраняемых РИД, то есть к информационным ресурсам, представляющим собой первичные результаты проведенных научных исследований. Однако в соответствии с главой 38 ГК РФ результатом опытно-конструкторских разработок исполнителя НИОКТР может быть и опытный образец техники (объект вещных прав), а также промышленная технология, представляющая собой информационный продукт особой структуры.

Еще более запутанной представляется ситуация, когда возникает необходимость идентификации наукоемких объектов техники , представляющих собой сочетания охраняемых и неохраняемых ИП (преимущественно составные РИД). Как справедливо отмечают специалисты в сфере патентно-лицензионной деятельности, такие виды ИП, как ОИС, востребованы не сами по себе (за редким исключением), а только в случаях, когда они являются составной частью технологического процесса или действующего технического устройства (промышленного оборудования, телевизора, автомобиля и т.п.). При этом возникает проблема идентификации передаваемого объекта, что очень важно для квалификации (применительно к нормам ГК РФ) совершаемой сделки и установления по ней режима налогообложения. Попутно заметим, что данная проблема отнюдь не относится к числу новых: и ранее наукоемкие объекты техники и передовые технологии нуждались в оценке новизны и патентной чистоты применяемых в них технических решений. На этот счет в свое время были приняты ГОСТ 15.011-96 "Патентные исследования" и ГОСТ 15.092-82 "Патентный формуляр", которые являются действующими и в настоящее время (за неимением новых нормативных актов).

Серьезную проблему в сфере внедрения в производство достижений науки представляет и определение сущности инновационной деятельности, в результате которой могут быть созданы необходимые для практики результаты (охраняемые РИД и иные ИП). Как это уже отмечалось ранее, единая система нормативных актов, определяющая категории инновационной деятельности, пока что весьма несовершенна. По этой причине необходимо использовать дефиниции, определенные в близких к инновационной деятельности нормативных актах. Так, в статьях Федерального закона N 127-ФЗ содержится целый ряд определений видов инновационной деятельности и понятий, уточняющих сущность близких к ней видов деятельности.

Например, дано определение научной (научно-исследовательской) деятельности, то есть деятельности, направленной на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе РИД, предназначенный для реализации.

Кроме того, существует понятие "внедренческая деятельность", сущность которого определена в письме Инновационного совета при Председателе СМ РСФСР от 19.04.1991 N 14-448 и Минфина России от 14.05.1991 N 16/135В как деятельность по созданию и использованию ИП, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

В главах 21 и 25 Налогового кодекса РФ есть упоминание об инжиниринговой деятельности и инжиниринговых услугах. По одному из известных определений инжиниринг - это инженерно-консультационные услуги, а также сфера деятельности по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и сельскохозяйственных объектов

Существует точка зрения, что инжиниринг нацелен на получение результатов от решения конкретной задачи и не влияет на процесс ее решения, тогда как инженерное консультирование предполагает выстраивание технологических процессов и нацелено на передачу ноу-хау и технологий производства. При этом не следует воспринимать инженерный консалтинг как научно-исследовательскую работу, поскольку такая работа является частью инжиниринга. Инжиниринговые фирмы передают заказчику только полученные результаты, охраняя свою интеллектуальную собственность, технологию и методику получения результатов своей деятельности.

В части, касающейся отнесения работ к категории научно-исследовательских, рекомендуется руководствоваться Постановлением Госкомстата от 20 ноября 2006 года N 67 "Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 2-наука и N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок".

Указанным Постановлением утвержден Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок, в которых изложены основные понятия и параметры, позволяющие определить научно-исследовательский характер выполнения конкретных работ. Согласно вышеназванному документу основным критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки инновационного характера от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в них значительного элемента новизны.

Судебные инстанции различных уровней также вносят определенный вклад в уточнение сущности некоторых видов инновационной деятельности. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2007 по делу N А56-9427/2005 указано, что к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению организации, по мнению арбитражных судей, относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей ее основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Техническим результатом, применительно к проведенным исследованиям, принято считать достижение одного или нескольких качественных характеристик созданного объекта, ранее указанных при формулировании технического задания.

Основной правовой формой установления отношений между научной организацией (разработчиком), заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции являются договоры (контракты) на создание, передачу или использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли (ст. 8 Закона N 127-ФЗ).

Следует отметить, что в Законе N 127-ФЗ, в сравнении с текстом Налогового кодекса РФ, содержатся несколько иные термины, в частности такие, как научная (научно-исследовательская) деятельность, научно-техническая деятельность, экспериментальные разработки и др.

В то же время четких критериев, позволяющих отнести тот или иной вид работ к научной, научно-технической деятельности или экспериментальным разработкам, ст. 2 Закона не содержит. В частности, в Законе N 127-ФЗ указано, что экспериментальные разработки направлены на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Сущность экспериментальных разработок очень близка к опытно-конструкторским и технологическим работам, определения которых содержатся в ГК РФ. Тем не менее, экспериментальные разработки имеют ряд отличий от опытно-конструкторских работ.

Действительно, и тот и другой виды деятельности направлены на разработку новых изделий (материалов, продуктов, процессов и т.д.). Однако результатом проведенных опытно-конструкторских работ являются произведенный опытный образец нового изделия и конструкторская документация на него. Форма выражения полученного результата в законе не определена. Это могут быть, в частности, отчет, фотографии, чертежи, графики, математические формулы и т.п.. В свою очередь, экспериментальные разработки лишь направлены на создание новых продуктов, устройств и их дальнейшее совершенствование, но не обязательно предусматривают создание их опытного образца. То есть проводятся такие разработки в форме исследований, по результатам которых обычно составляется научный отчет.

Не вполне однозначно определено в законодательстве и такое понятие, как "технологические работы". Данное понятие, однако, может быть установлено на основе содержания ст. 262 Налогового кодекса РФ "Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки". Несмотря на то, что понятие технологических работ, содержащееся в данной статье, является более широким по охвату, расходы на определенные виды технологических работ, которые в соответствии с ГК РФ и Законом N 127-ФЗ могут быть отнесены к НИОКТР, признаются в налоговом учете по правилам ст. 262 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

В аспектах инновационной деятельности представляет интерес и такое понятие, как "изобретательство". При его определении следует руководствоваться Законом СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Тем не менее основной проблемой развития инноваций, требующей неотложных мер в сфере нормотворчества, является отсутствие целостной законодательной базы в области инновационной деятельности. До настоящего времени в действующем законодательстве не закреплены такие понятия, как "инновационная деятельность", "инновация", "инновационная продукция", "инновационная система", "государственная инновационная политика". На сегодняшний день основные положения государственной инновационной политики определены лишь в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Председателем Правительства РФ 5 августа 2005 года. При этом, как это уже отмечалось ранее, существует острая необходимость в принятии Федерального закона "Об инновационной системе Российской Федерации".

Сущностное содержание понятия "интеллектуальный продукт" теснейшим образом связано с понятием инновационной деятельности. Эта связь обусловлена в первую очередь самим содержанием инновационных процессов в экономике. Хотя термин "инновационная деятельность" не имеет законодательного определения, принято считать, что инновационной (внедренческой) признается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта , доведению новых оригинальных идей до их реализаций в виде готового товара на рынке.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.3 Б.А. Коканов

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность развивается бурными темпами, но не имеет должного правового регулирования. Анализируется сложившаяся ситуация по регулированию инновационной деятельности в мире и в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, малые инновационные предприятия.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности работающих. Их доля в ВВП превышает 50%. Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

В странах Восточной Европы резкое сокращение государственных средств, выделяемых на научные разработки, привело к созданию альтернативных исследовательских и инновационных структур в форме малых государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий. Подобная система инновационного бизнеса обладает большими возможностями при организации производства на переходном этапе. Она способствует оживлению предпринимательской деятельности, созданию дополнительных рабочих мест.

В Чехии, например, реализуется программа «Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий», в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса. Договор об объединении Германии предусматривал специальную статью по созданию общегерманского научно-технического пространства, что позволило трансформировать инновационные структуры бывшей ГДР под западногерманскую модель.

В Г ермании на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. В части финансирования они имеют наиболее высокую долю расходов на НИОКР (6,1%). Малые фирмы стоят ближе к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспособляемость к требованиям рынка, быстрее перестраивают производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике. Государство стремится не столько защитить малый и средний бизнес, сколько создать для него равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается важное значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. Министерство экономики Германии разработало программу «ЕвроФИТНЕС», задача которой заключается в оказании помощи малым и средним предприятиям в подготовке к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. Таким образом, обеспечиваются стимулирование инновационной деятельности, расширение масштабов НИОКР, рост конкурентоспособности продукции.

В настоящий момент в мире можно проследить тенденцию активного стимулирования государством осуществления инновационной деятельностьи. Во Франции, например, были разработаны проекты о стимулировании изобретательства и поощрении новаторов, где для независимых новаторов предусматривается дополнительная скидка с налогов около 30 - 40%. Французское страховое общество предложило для мелких и средних фирм два новых вида контракта, разработанных совместными усилиями Патентного ведомства Франции и агентством ANVAR (Национальное агентство по использованию научных исследований). Первый из этих контрактов предусматривает страхование от различных видов риска, возникающего при реализации инноваций. Второй - гарантирует лицам, подавшим заявление на патентование или получившим патент, выплату судебных издержек, связанных с юридической защитой их прав в случае контрафакции. Кроме этого, во Франции же в соответствии с Законом от 23 декабря 1985г. №85-1376 научные исследования и технологическое развитие при-

знаются общенациональными приоритетными задачами. В приоритетном порядке предоставляются государственные ассигнования и создаются рабочие места для продолжения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, а также для поддержки новаторских предприятий и усилия передачи технологии малым и средним предприятиям.

Особое внимание необходимо обратить на стимулирование активности к занятию инновационной деятельностью со стороны государства в США посредством принятия многочисленных законодательных актов. Поскольку именно в этой стране с 80-х гг. развитию инновационного сектора уделяется особое внимание, так как инновационный путь, по мнению американских представителей, является одним из перспективных для поддержки экономических позиций государства . В качестве примера можно назвать следующие законодательные акты США:

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе 1982 г. (Small Bussiness Innovation development act of 1982, Public law 97-219) , согласно которому малый бизнес является двигателем экономического роста. Закон обязывает Федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР;

Закон Бай-Доула 1980 г. (Bayh-Dole Act of 1980, Public Law 96-517) предоставил университетам, коммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства;

Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980, Public Law 96-480) сыграл значительную роль в создании благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами экономики. Этот законодательный акт предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций в коммерческих и государственных целях, поддержке их трансфера.

Малые фирмы США, действующие в сфере науки, дополняют традиционные научноисследовательские и конструкторские комплексы промышленных предприятий и университеты, бесприбыльные исследовательские организации, государственные лаборатории, другие целевые структуры. По оценкам американских специалистов, не менее 1/8 ежегодно создаваемых в США малых фирм специализируются на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. Административные механизмы предусматривают распределение средств в пользу малых инновационных фирм. В настоящее время государством в той или иной форме финансируется до 1/3 расходов малых фирм на научно-технические исследования и разработки.

Исходя из мировой практики инвестиционные средства должны вкладываться в основном в капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на разработку, коммерциализацию и внедрение технологий наукоемких продуктов. Наглядным примером венчурных инвестиций является зарубежный опыт: например, в США большинство ведущих компаний в области компьютерных техники и технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе своего возникновения были профинансированы именно венчурными фондами. Для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этого являются, во-первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет основу для обращения венчурного капитала, во-вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса.

В России правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

В отношении научной и научно-технической деятельности существуют нормы правового регулирования, которые закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Инновационные отношения же в основном регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Источники правового регулирования инновационной деятельности ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Г осударственной Думой РФ был принят ряд федеральных законов в области науки и инноваций: «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 г. №316-Ф3; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ; «О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”» от 27 июля 2010 г. №220-ФЗ; «Об инновационном центре “Сколково”» от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ.

Все эти документы обеспечивают формирование правовых основ осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности отдельными субъектами (элементами) инновационной системы. Как отмечалось ранее, специального федерального закона, регулирующего инновационную деятельность в целом по стране, пока не принято. При этом более чем в 50 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы об инновационной деятельности .

Несмотря на это специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Задачей региональных органов власти в таких условиях будет являться разработка необходимых механизмов, способных привлечь коммерческие инвестиционные компании к инвестированию в малый бизнес в инновационной сфере (например, с помощью частичного гарантирования, разделения с инвестором определенных видов рисков, присущих отрасли).

Мировой опыт показывает, что все страны с развитой рыночной экономикой применяют определенные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, из которых мы выделяем экономические и организационные.

Государственное и правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им нормативных актов (законы, постановления, указы и т.д.). Государственное экономическое регулирование предполагает внедрение в практику системы мер экономического и финансового воздействия на деятельность и развитие предпринимательства для установления оптимальных пропорций в национальной системе экономики, регулирование системы налогообложения и финансово-кредитных отношений, создание равных условий для осуществления хозяйственной деятельности предприятий.

С каждым годом усиливается роль негосударственной поддержки малого бизнеса. Негосударственная поддержка малого бизнеса включает в себя ассоциации, союзы, гильдии, российское агентство по поддержке малого бизнеса, лизинговые и франчайзинговые фирмы, бизнес-инкубаторы, учебные центры, страховые компании и т.д.

Однако без государственной поддержки и регулирования малый бизнес не в состоянии противостоять крупному и даже среднему капиталу, отстаивать свои экономические и социальные интересы. Об этом свидетельствует весь опыт развития мировой экономики.

Малое предпринимательство формирует в стране средний класс и способствует становлению инновационной экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие места, стимулировать спрос и предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. На федеральном уровне не существует официального документа, регулирующего инновационную деятельность, несмотря на то что во многих регионах такие законы приняты. В настоящее время существуют более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика». Таким образом, прослеживается необходимость принять единый нормативноправовой акт, регулирующий данную область.

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. № 7.

2. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. №5.

3. Тодосийчук А.В. Правовые основы формирования инновационной экономики // Менеджмент инноваций. 2011. № 1.

4. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/

5. URL: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/bdquery/D?d096:2/temp/

6. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Bayh-Dole_Act

7. URL: http://www.csrees.usda.gov/about/offices/legis/techtran.html

Поступила в редакцию 07.07.11

Sources of legal regulation of innovative activity

Nowadays, innovative activity develops very quickly but it does not have a proper legal regulation. The author aims to analyze a current situation on the regulation of innovative activity both in the world and in the Russian Federation.

Keywords: Innovation, innovative activity, intellectual property, the small innovative enterprises.

Коканов Бауржан Ахметович, аспирант Kokanov B.A., postgraduate student

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» Astrakhan state university

414041, Россия, г. Астрахань, ул. Восточная, 38 414041, Russia, Astrakhan, Vostochnaya st., 38

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы.

Понятие и признаки инновационной деятельности

Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инновационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Рассмотрим субъекты инновационной деятельности. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности.

Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.

Что касается объектов инновационной деятельности, отмеченные выше признаки инновационной деятельности, характеризуют ее в экономическом смысле как процесс, имеющий содержанием ряд этапов, которые проходит научная или техническая идея, минуя “интеллектуальные” и “материальные” стадии инновационного цикла. Очевидно, что формы, в которые трансформируется инновационная идея в рамках каждой из стадий инновационного цикла, могут быть выявлены путем фиксации конечного продукта на “выходе” той либо иной стадии.

Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:

Объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

Объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. (см., напр., п. 3 ст. 4 Патентного закона РФ, п. 4. ст. 8Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, ст.6,7 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, п. 4 ст. 3 Закона РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере создания, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности).

Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством, а также охраноспособные результаты, по каким-либо причинам не получившие правовую охрану.

Рассмотрим равовые формы инновационной деятельности:

Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, мы имели возможность убедиться в том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому

На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества

На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инновационной деятельности, является все то же государственное воздействие, но его доминирующим началом выступает охрана частных интересов отдельных лиц.

Государственная политика и регулирование инновационной деятельности.Государственная научно-техническая и инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития страны. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах и распоряжениях Президента РФ, в подготовке которых участвуют аппарат Президента Российской Федерации, а также Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Являясь консультативным органом, Совет вырабатывает предложения Президенту по определению приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики, политики в области образования и мер, направленных на их реализацию; систематически информирует Президента о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом; и т.п.

Органы законодательной власти РФ -- Государственная Дума и Совет Федерации -- имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности -- руководство формированием федеральных целевых программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют два ведомства:

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

д) деятельность Высшей аттестационной комиссии;

е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

4. Разрешить Министерству образования и науки Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также в структуре центрального аппарата до 6 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства образования и науки Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

образование инновация педагогический

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. Единого федерального законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

В Москве действует Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве»2 (далее - Закон об инновационной деятельности Москвы).

Закон об инновационной деятельности Москвы регулирует инновационную деятельность в городе Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы с целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является также законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов3, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров6, коммерческой тайны.

Вместе с тем, специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности. Так, Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельно-сти1. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 8632.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существуют три системы правовой охраны :

  1. регистрационная система, действующая в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества и он может быть повторен, то для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, следует провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
  2. созидательная система, заключающаяся в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Эта система применяется в отношении объектов авторского права;
  3. система конфиденциальности, при которой основанием охраны является факт сохранения объекта в тайне и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Такая система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная (полностью или частично) техническая, организационная или коммерческая информация, которая составляет секрет производства и обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

Сложнее обстоит дело с правовым регулированием передачи, внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого федерального законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем прослеживается стыковка правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав гражданско-правовые отношения переходят в коммерческую сферу. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для целей управления в БУ организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Прочие расходы:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие расходы;
  • расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Легального определения инновации, как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ нет.

Инновационной деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный реализованный на рынке товар, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные разработки.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с «материальными» стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как цикл инновационной деятельности.

В инновационной деятельности присутствуют самостоятельность , риск и направленность на получение прибыли . Но получение прибыли возможно лишь при реализации конечного продукта инноваций и определяется качеством этого продукта. На первых стадиях деятельность, как правило, бесприбыльна. И все же инновационная деятельность нацелена на получение дополнительной прибыли посредством повышения эффективности производства и достижения преимуществ в конкурентной борьбе, и ее можно рассматривать как предпринимательскую .

«Патентный закон» РФ от 23.09.1992 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, типологий интегральных микросхем.

Объекты инновационной деятельности различаются по степени новизны и по уровню их правовой охраны.

Результатом инновационной деятельности является научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; продукция информатики. Выделяют два основных уровня новизны:

· совершенно новый вид товара;

· введение новых компонентов в уже известные на рынке товары.

Применяются три основных типа защиты интеллектуального продукта :

· товарный знак.

К интеллектуальному продукту относится и ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и других знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Но охрана ноу-хау не регламентируется законодательством.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации , а в остальных отраслях – продуктовые , на которые приходится почти две трети всех затрат.

Законодательством не установлен круг лиц, участвующих в инновационном процессе . Субъектами инновационной деятельности могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПД в научно-технической сфере. Это – изобретатели, конструкторы, технологи и другие творческие личности, которые разрабатывают и реализуют нововведения. Научно-технические разработки могут создаваться гражданами. Однако ведущими субъектами инновационной деятельности являются независимо от форм собственности научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Правовые формы создания и реализации инноваций – это различные договоры, обеспечивающие взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. На стадиях фундаментальных и прикладных исследований наиболее важны договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ . Зачастую используются лицензионные договоры, при этом в зависимости от объема передаваемых прав различают исключительную и неисключительную лицензии. Возможны договоры на передачу научно-технической документации, договор на передачу ноу-хау, договор коммерческой концессии, инвестиционный договор, договор на оказание маркетинговых услуг и др.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства организаций. Второй источник – бюджетные инвестиции, а также средства внебюджетных фондов. Могут использоваться средства международных организаций. В развитых странах преобладающим источником финансирования инновационных разработок, как правило, являются промышленные компании. В России в 2000 г. на долю промышленных компаний приходилось 32,9% средств, затраченных на исследования и разработки, а на долю правительства – 54,8%. При этом расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех источников (частные компании, правительство, высшие учебные заведения, негосударственные организации) были в 25 раз меньше, чем в США.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними или крупными. Основная часть научно-технического потенциала в развитых странах сосредоточена в крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому кругу товаров. Действительно, малый бизнес может выжить только при условии использования новейшего оборудования, выпуска более выгодной продукции, что обеспечивает, хотя бы временно, хорошие доходы при быстром насыщении рынков сбыта конкурентоспособными товарами. Крупные же фирмы планируют развитие производства на высокой и эффективной основе, постоянно совершенствуя и обновляя выпускаемую продукцию. Но они медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительством РФ было принято Постановление от 31.12.1999 №1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».

Начало государственному регулированию инновационной деятельности в России было положено Постановлением Совета министров РСФСР от 27.03.1991 г. № 171, утвердившим Положение о Государственной инновационной программе . Правовые акты являются основной правовой формой регулирования инновационной деятельности. Правовые акты, связанные с государственным регулированием инновационной деятельности, либо содержат прямые директивные указания, либо оказывают на нее косвенное воздействие. К числу последних относятся нормативные акты, направленные на создание в сфере налогообложения выгодных условий для ведения инновационной деятельности. Несмотря на все это, инновационная политика государства остается малоэффективной.