Игровые технологии в бизнесе. Бизнес-симуляция

Симуляции являются одним из способов моделирования реальных процессов в бизнесе. Например, можно протестировать идею открытия региональных складов для розничной сети. Для этого в большом зале ставятся столы с сотрудниками, которые имитируют работу региональных магазинов, складов и даже поставщиков. На основе данных прошлых периодов о поставках, со стола на стол передается, что-то имитирующее товар, идет обмен упрощенными заявками, накладными и даже деньгами. В такой симуляции можно за час смоделировать месяц работы реальной логистической цепи с разным количеством и региональным расположением складов. В итоге появится понимание наиболее оптимальной конфигурации, типичных проблем в работе, требований к бизнес-процессу и многое другое. Иногда для симуляции используют компьютеры и виртуальные расчеты. Бывает, что вся идет на специальном ПО под управлением бизнес-аналитика.

Нередко бизнес-симуляции используют для разработки решений по развитию компании. Участники стратегической сессии делятся на бизнес-единицы, поставщиков, клиентов, регулирующие органы. Формулируются интересы и базовые правила поведения каждого участника, а потом они имитируют реализацию какого-нибудь проекта, внедрения нового сервиса или просто несколько лет «совместной жизни». В результате появляются сценарии будущего, лучшее понимание причин решений ключевых стейкхолдеров, скрытые движущие силы событий.

Кроме анализа бизнес-систем для рискованных или очень ответственных решений, симуляции активно используют для обучения новых сотрудников

Например, на заводах Опель есть специальные цеха, где новички собирают упрощенные деревянные модели автомобилей, изучая не только сам процесс сборки, но и правила получения сменных заданий, отчетов о выполненной работе, способ выхода из нештатных ситуаций. Все, что пригодится, когда их пустят в реальный цех. Симуляции используются в начальном обучении и повышении квалификации пилотов, водителей, операторов сложного и опасного оборудования. В некоторых компаниях их применяют для обучения офисных работников, больше связанных с «бизнес задачами». Ведь работа с деньгами, живыми клиентами и контрагентами не менее ответственна для компании, чем, например, пилотирование самолета.

Думаю, что уже заметно сходство описанного с детскими играми, имитацией жизни взрослых. Собственно от детских игр это отличается только серьезностью предмета – «бизнес-темы». И, наверное, где-то тут лежит ключевое отличие бизнес симуляции от игры. Если в игре нет фана и азарта, то она превращается в очень серьезную симуляцию. А если в симуляцию добавить азарт и фан, немного упростить, то это уже игра. Как правило, игры значительно проще, чем симуляции по правилами и организации. Ну и часто название «игра» применяют, чтобы не напугать потенциальных участников страшным словом «симуляция».

Чем ограничено применение бизнес-симуляции

Симуляция будет полезна, если понимать механику и закономерности реального процесса, подобрать и точно рассчитать средства их моделирования. А бизнес-процесс — вещь далеко не простая. По этой причине, симуляции чаще всего проходят по отработанным известным сценариям. И набор таких сценариев не сказать, что очень велик. Количество умелых организаторов симуляций довольно ограничено: в Русской Школе Управления мы потратили не один месяц, чтобы найти на российском рынке нескольких действительно стоящих специалистов по бизнес-играм. Если за реализацию какой-то игры/симуляции берется новичок, то нередко она проваливается. То, что в книге или со стороны казалось простым, вдруг не работает и участники ведут себя «неправильно». Участники домучивают сценарий до конца и с облегчением разбегаются.

Для симуляции требуется время, люди, пространство и оборудование. Не всегда удается позаимствовать все это у реального бизнеса, даже на краткий срок. А ее ведь не только прогнать нужно, но и подготовить. На симуляции, для получения всей пользы, нужны организаторы, участники и наблюдатели. По итогам симуляции может понадобиться анализ результатов и подготовка отчета.

Когда я решил разработать симуляцию по довольно известной «пивной игре» — думал, что все будет довольно просто. В нее играют уже более полувека. Но мне потребовалось четыре группы «подопытных студентов» и полгода испытаний, чтобы разобраться и отработать ее. Потом я узнал, что обычно в эту игру играют на 2 порядка проще, и именно так она и задумывалась. А некоторые «хитрецы» заменяют живые решения участников на таблицы случайных чисел. И симуляция превращается в поучительный рассказ лектора. Но зато теперь у меня в арсенале есть сложнейшая по внутренней механике и разнообразию бизнес-аспектов симуляция. И я пока не встречал ничего подобного. Год назад я решил повторить «подвиг», и сделать новую симуляцию, но не смог выделить время и найти достаточное количество «подопытных кроликов» для отработки механики. Вот и лежит полусырая симуляция «в столе».

Важная особенность многих вариантов симуляций это то, что они как и реальная жизнь подчиняются вероятностным законам. Т.е. симуляция именно в ваших прогонах может воплотить крайне маловероятное событие. И не всегда удается понять, что в реальной жизни такое вряд ли произойдет. В одной из симуляций я использую колоду карт для имитации изменений производительности труда работника. И бывало такое, что из колоды подряд доставались одни тузы. Конечно, участники смеются и учитывают необычность такого явления. Даже в такой ситуации можно сделать поучительные выводы, но и риск получить ошибочный ориентир остается.

Но наверное, самое большое ограничение – это нежелание взрослых людей играться даже в простые игры-симуляции. «Мы что в театре?», «У нас работа стоит, а тут эти игрушки». Просто обучение, даже скучное, нормально и привычно, а вот деловая игра уже — «ерунда какая то». Большое многодневное совещание с переливанием из пустого в порожнее — это нормально, а симуляция этапов выполнения проекта уже глупость. Как обычно, многое упирается в привычки и стереотипы.

Достоинство и недостатки бизнес-симуляции, как инструмента развития персонала

На занятиях я люблю озадачить участников вопросом: как давно у вас была тренировка по ключевому для вашей работы навыку? Не использование на практике, неполучение объяснения коллеги — как делать, не чтение книги на эту тему, не участие в «тренинге», а именно тренировка. Многократное повторение базового действия для лучшего его понимания, освоения, выработки наиболее эффективного способа исполнения. Чаще всего, профессиональную тренировку вспомнить не может никто. Ну, разве что персонал отделов продаж.

Бизнес-симуляции имеют точно такой же набор инструментов и законов, по которым строятся деловые игры. В некоторых источниках между этими понятиями ставиться знак равенства. Мы же склонны разделять их, на уровне акцентов, но не по сути.

Деловые игры (бизнес-игры)

Познакомится с некоторыми нашими разработками и заказать их можно в разделе

Деловая игра, как правило, не отражает какой-то конкретной отраслевой специфики или узкого направления деятельности. Эта особенность является её сильным местом и, одновременно, ограничением. В деловой игре очень хорошо проявляются общие компетенции. Среда и система взаимоотношений, воспроизводимые в деловой игре, универсальны. И именно поэтому деловую игру, незначительно модифицировав, можно применять для решения многих задач и для различных направлений бизнеса. Начиная от командообразования и заканчивая развитием топ-менеджеров. Но этих «стандартных» ситуаций, игровых миров, часто недостаточно для глубокого анализа или прогнозирования.

В такой ситуации нужен другой инструмент. Что же такое бизнес-симуляция?

Бизнес-симуляции

Итак, бизнес-симуляция – специально разработанная уникальная игровая модель, максимально приближенная к реальности, с еще большей степенью детализации отражаемой действительности и существующих законов взаимодействия. Деловая игра направлена скорее на развитие внутренних ресурсов и навыков. Или на их оценку.Бизнес-симуляция, на наш взгляд, проводится для поиска организационных решений, экспериментирование с новыми подходами и анализ сложившейся ситуации.

Бизнес-симуляция, на наш взгляд, проводится для поиска организационных решений, экспериментирование с новыми подходами и анализ сложившейся ситуации

Например, одна из первых бизнес-симуляций, проведенных в 30-х годах прошлого века под руководством М. Бирнштейн, была направлена на анализ процесса и последствий изменений, проводимых на производстве.

У бизнес-симуляций тоже есть свои ограничения. Во-первых, бизнес-симуляцию не возможно без изменений провести для другой компании. Каждая бизнес-симуляция уникальна! А некоторые бизнес-симуляции не возможны к воспроизведению вовсе.

Каждая бизнес-симуляция уникальна!

Во-вторых, фокус внимания, в отличие от большинства деловых игр, направлен не на человеческий фактор, а на функционирование систем. В-третьих, бизнес-симуляция значительно затратнее деловой игры за счет своей уникальности. Однако, многие компании осознанно идут на эти затраты, понимая, что эффект может быть значительным.

Мы разрабатываем бизнес-симуляции живого действия

Результаты многих бизнес-симуляций могут быть симптоматичными для сферы бизнеса или типичного поведения сотрудников и руководителей. В таком случае мы, упрощая внутреннее устройство, превращаем бизнес-симуляцию в деловую игру.

Виды бизнес-симуляций

Мы разделяем наши бизнес-симуляции на 2 вида:

  • живого действия — в специально организованном мероприятии системно моделируются условия и функционирование компании или ее отдельных единиц, проводится анализ и моделируются изменения;
  • компьютерные симуляторы — статичная модель функционирования какой-либо системы, имеющая своей целью развитие сотрудников или оценку их профессиональных и личностных качеств.

Мы чаще разрабатываем бизнес-симуляции живого действия, показывающие ситуацию в компании или отражающие взаимосвязь ключевых объектов и процессов. Однако, в нескольких проектах мы применили компьютерное моделирование.

Бизнес-симуляция: примеры

В одном из проектов (длился 3 дня: 1ый день — основные активности, остальные два — анализ и проектирование) мы воссоздали систему поставок и закупок компании. В ходе бизнес-симуляции, когда в эту систему вносились изменения, руководители и сотрудники могли проследить все особенности функционирования и последствия изменений. По результатам проекта некоторые функции и процессы компании были изменены или усовершенствованы.

В другом случае мы имитировали процесс принятия решений и распределение информации в компании, не сказать чтобы с очень разветвлённой структурой. И оказалось, что четыре инстанции (подразделения), через которые чаще проходит внешняя информация, испытывают колоссальную нагрузку и требуют скорейшей реорганизации.

Преимущества бизнес-симуляции

Бизнес-симуляция, как мультимедийное устройство, позволяет проигрывать ситуацию снова и снова (или как шахматная партия, разыгрываемая каждый раз с новой тактикой). Отслеживая все моменты, связанные с изменениями, и позволяя прогнозировать последствия.

Таким образом, грамотно разработанная бизнес-симуляция является мощным ресурсом для прогнозирования и развития стратегического мышления и принятия решений.

Разработка бизнес-симуляции

Разработка бизнес-симуляций — кропотливый процесс. И может занимать очень много времени — от 1 до 3 месяцев. Опишем типичный алгоритм наших действий по такому проекту.

В самом начале мы диагностируем компанию, выявляя ключевые точки существующих процессов, персоналии, способы взаимодействия, корпоративную культуру, внешнее окружение компании и многие другие аспекты. И только потом приступаем к разработке бизнес-симуляции, основанной на полученных данных.

Мы разрабатываем бизнес-симуляции, показывающие ситуацию в компании или отражающие взаимосвязь ключевых объектов и процессов

Заключительным этапом подготовки является пилотное проведение разработанной симуляции на небольшой группе-представителей целевой аудитории.

Стоимость бизнес-симуляции

Разработка бизнес-симуляции всегда индивидуальный проект. И категория «стоимость за участника» здесь не применима. Именно этим объясняется большая цена относительно других форматов:

  • бизнес-симуляция «живого действия» — от 150 000 рублей;
  • компьютерная бизнес-симуляция — от 700 000 тысяч рублей.

В последнем случае стоит объяснить — это работа нескольких высококлассных специалистов и разработка программного продукта, который остается у компании-заказчика навсегда.

Проведение бизнес-игр

Проведение бизнес-симуляции — не конечный пункт. После такого корпоративного мероприятия мы предлагаем компании продолжить работу и расширить результаты. Как правило, мы рекомендуем собрать проектную группу для планирования и реализации мероприятий, направленных на совершенствование систем отношений, процессов, сопровождение изменений и т. д.

Заказать бизнес-симуляцию или бизнес-игру

Если вы понимаете, что для повышения эффективности ваших сотрудников или бизнеса требуются игровые механизмы — проведение бизнес-игры или геймификация — ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ! Мы предложим наиболее удобное решение.

Справочник по управлению персоналом

Оценить на практике за короткий промежуток времени долгосрочные эффекты принятых решений без реального ущерба для бизнеса и проверить свои предпринимательские и управленческие компетенции сегодня можно с помощью современных инструментов обучения – интерактивных форматов. К преимуществам бизнес-симуляций относят возможность участия больших групп сотрудников с активным вовлечением в процесс обучения, что в итоге способствует еще большему сплочению команды.

На рынке тренинговых услуг представлено большое количество продуктов, которые призваны решать запросы на сплочение команды, активное вовлечение в процесс обучения, например, командообразующие мероприятия, которые сейчас переживают второй виток рождения, а также стратегические сессии, групповые коуч-сессии и прочее.

Бизнес-симуляции являются современным способом практической отработки эффективных алгоритмов действий в реальных условиях бизнеса. Интерактивные форматы позволяют участникам игры взглянуть на бизнес под другим углом, с более широким горизонтом. Симуляционные формы обучения сотрудников делаются все более востребованными в корпоративном обучении.

Предпосылки к внедрению проекта

HR-директор крупного производственного холдинга обратился в консалтинговую компанию с запросом: «Покажите нашим руководителям n-2 уровня, каким образом каждый из них влияет на предприятие в целом». Основная проблема была ясна: руководители не могли решить, кто из них важнее, каждый «тянул одеяло на себя», в результате компанию периодически лихорадило – то перепроизводство, то недопоставки. Задача осложнялась тем, что руководители уже не раз проходили различные тренинги и были достаточно осведомлены и информированы. От командообразующих мероприятий HR-директор отказался: «незачем нам корпоративы дополнительные устраивать». В итоге консультантами было предложено провести обучение в интерактивном формате.

У HR-директора при изучении коммерческого предложения возник вопрос, в чем заключаются преимущества интерактивного обучения перед ставшими уже привычными формами, например, перед классическим тренингом (таблица). Вопрос вполне резонный – странно предлагать топ-команде играть в игрушки, когда не понятны выгода и эффективность. Таким образом, причина сомнений – в отсутствии информации, которую, соответственно, необходимо предоставить, а также продемонстрировать игру.

С целью ознакомления консультанты провели презентацию деловой бизнес-симуляции SimDustry для HR-директора, что позволило ему сформировать мнение относительно данной игры и интерактивного подхода к обучению в целом. В результате был заключен контракт на реализацию проекта по обучению основам экономики и финансов предприятия, в контур проекта вошли руководители уровня n-2, а основной методикой обучения была выбрана бизнес-симуляция.

Рассмотрим проект с использованием интерактивных форматов обучения.

Таблица. Интерактивный формат обучения

Обучение с помощью игры SimDustry

Основная задача бизнес-симуляции SimDustry – дать участникам возможность почувствовать себя директорами производственного предприятия. Цель участников – построить эффективную компанию, которая стабильно развивается и приносит прибыль.

Во время первоначального инструктажа, ведущий бизнес-симуляции описывает основные роли участников каждой команды. В каждой команде выделяется генеральный директор, за которым, в конечном итоге, будет последнее слово при принятии управленческих решений. Он же отчитывается перед импровизированными акционерами о достижениях компании за прошедший период и о примерной стратегии на ближайшие раунды. Так же в команде выделяется роль маркетолога – это человек, который имеет право в специально отведенный промежуток времени перемещаться по аудитории и смотреть на доски других компаний – своего рода маркетинговые исследования. Другие роли в командах опциональны – финансовый директор, директор по производству, директор по поставкам и т.д. Данные роли вводятся в зависимости от количества игроков или пожеланий заказчика для большей адаптации симуляции к реалиям бизнеса. Опциональны же они потому как участники в любом случае решения принимают сообща и одновременно выступают в каждой из роли на различных этапах игры.

Количество ведущих бизнес-симуляции зависит от количества команд. Нормальной практикой считается 2 ведущих на 4 команды. Такое количество ведущих позволяет проводить небольшие консультации команд в ходе проведения симуляции, а так же корректно обрабатывать результаты раундов.

Основная роль ведущих в бизнес-симуляции – разъяснять правила и отвечать на вопросы, касающиеся теории финансов. При этом ведущие не дают советов по стратегии или тактике игры, не склоняют участников к принятию каких-либо решений. Иногда ведущие могут выступать в роли провокаторов – с целью продемонстрировать возможные ошибки менеджмента в условиях давления (например, времени).

В процессе игры участники объединяются в команды по 5–6 человек (в игре участвовало пять команд), каждая команда является советом директоров небольшого предприятия. Стартовые условия для всех команд одинаковые: два завода, некоторое количество запасов на складах, разработанные технологии, долги и деньги на счетах. Игра ведется этапами (продолжительность этапа – 30–40 минут), каждый из которых символизирует один игровой год. В ходе игры самой бизнес-симуляции, ведущие делают заметки для финального разбора – когда будут выявляться сильные и слабые стороны команд, даваться конкретные рекомендации.

В течение каждого этапа игры участники принимают решения относительно дальнейшей судьбы производственного предприятия:какие заводы построить (или взять в аренду), сколько произвести продукции, на какие рынки выходить, какими кредитами пользоваться, какие деньги выделять на маркетинг. При этом каждое решение, принятое на определенном этапе, отражается на финансовых результатах в долгосрочной перспективе.

После каждого этапа ведущий проводит дебрифинг. В ходе дебрифинга участники докладывают о своих текущих результатах, сравнивают итоги года, рассказывают о предполагаемой стратегии на следующие этапы игры. В ходе обсуждения постоянно идут отсылки к реальной рабочей практике, рассматриваются финансовые инструменты анализа предприятий и сравниваются стратегии.

Как говорилось выше, бизнес-симуляция может быть полезна не только для отработки каких-либо навыков или получения руководителями новых знаний. Бизнес-симуляция так же может быть использована и для оценки персонала.

По договоренности с заказчиком, во время проведения бизнес-симуляции, в аудитории могут находиться сотрудники отдела оценки персонала. Они помогут оценить потенциал работы команды и каждого из ее участников. В данном случае, расчет количества оценщиков происходит в пропорции 1 к 1 по отношению к количеству команд.

По результатам участия в данной бизнес-симуляции участники самостоятельно отвечают на следующие вопросы:

  • Что необходимо делать руководителю, чтобы обеспечивать доходность и прибыльность бизнеса?
  • Как действия руководителя конкретного направления влияют на бизнес-результаты всей компании?

  • В завершении бизнес-симуляции проводится разбор всей игры. В ходе данного разбора ведущие выступают в роли фасилитаторов и помогают участникам сформулировать основные выводы на будущее, провести «разбор полетов» по горячим следам.

    По итогам SimDustry участники наиболее часто делают следующие выводы:

  • Для достижения результата бизнеса необходимо уметь мыслить на несколько шагов вперед
  • Каждое из подразделений в компании важно и игнорирование потребностей одного подразделения в конечном итоге может разорить всю компанию
  • Кредитные ресурсы для организации – благо, которым надо уметь пользоваться
  • Денежный поток и прибыль – это разные понятия и руководителю необходимо уметь управлять и тем, и другим
  • Небольшой просчет в стратегии на старте компании может обернуться крупным провалом через 2-3 года
  • Неумение прогнозировать денежный поток приводит к кассовым разрывам в самых неожиданных местах и прочие.
  • Возможные трудностии способы их решения

    При проведении интерактивного обучения можно столкнуться с рядом трудностей, в числе которых – недоумение, негативный настрой участников по отношению к предстоящему событию. Нежелание некоторых руководителей принимать участие в подобных «играх» – довольно часто возникающая сложность. Для ее решения порой достаточно на первом этапе сформировать команды таким образом, чтобы в каждой оказалось хотя бы по 1–2 мотивированным участникам. Это помогает запустить игру, а далее сама симуляция втягивает остальных и снимает все напряжение. В описанном случае помогло также предварительное информирование об игре. Тем не менее, те участники, которые предварительно получили информацию об игре, были в предвкушении. В игре приняли участие 27 директоров в возрасте от 35 до 55 лет.

    Еще одна возможная трудность – ощущение искусственности достижений у участников игры. Для того чтобы у участников не возникло подобных эмоций,самое главное при проведении интерактивных форматов обучения – глубокий разбор каждого из этапов с обязательным «приземлением» на практическую деятельность участников. Качество данного разбора всецело зависит от ведущего и от его умения гибко адаптироваться под реалии бизнеса, для которого проводится обучение. Самое главное требование к ведущему – четкое понимание целей обучения, первоначальных проблемных зон компании-клиента и ее запроса.

    Способом «приземления» результатов бизнес-симуляции на реалии участников является также адаптация игры. После предварительной работы с заинтересованными сторонами, еще на подготовительном этапе, производится тонкая настройка игры под потребности конкретного бизнеса. Это позволяет в ходе симуляции участникам обязательно встретиться с теми проблемами, которые бизнес испытывает в настоящий момент и совместными усилиями преодолеть их. Такая настройка подойдет для тех игр, которые направлены на выявление и решение системных проблем. Для бизнес-симуляций, нацеленных на развитие единичных навыков (например, стратегическое мышление в игре «Золото Королей Пустыни»), такая настройка не потребуется, так как эти игры изначально «настроены» на достижение конкретных результатов.

    Еще одна трудность, которая может возникнуть, – недостаточность теоретической подготовки участников. С одной стороны, данная проблема решается благодаря предварительному обучению (онлайн курсы по экономике или предварительный однодневный тренинг), с другой стороны – с помощью автоматизированных помощников на iPad, своего рода шпаргалок, подсказывающих участникам как заполнять финансовые документы.

    В числе возникающих трудностей, довольно банальных на первый взгляд, но встречающихся очень часто – подготовка зала, не соответствующая формату мероприятия.Поскольку бизнес-симуляции по большей части настольные игры, при их проведении есть определенные требования к размеру столов, количеству стульев и ширине проходов. И если при проведении тренингов данную проблему преодолеть проще за счет быстрой перестановки стульев, то в формате бизнес-симуляций неправильно подготовленная аудитория может привести к срыву мероприятия.

    Нередко на этапе внедрения сложно «продать» идею руководству.В описанном выше предприятии достаточно было вовлечь заинтересованные стороны в презентацию и мини-игру для того, чтобы продажа состоялась. В других случаях помогают промоматериалы и отзывы реальных участников, а также демонстрация реальных эффектов, которые дает участие в бизнес-симуляции. Третий вариант преодоления данной задачи никто не отменял – это собственные навыки консультантов по продаже идей.

    В приведенном выше примере до финального этапа игры дошли не все. Одна команда не справилась с финансовым управлением и обанкротилась. Еще одна – только к концу восьмого года смогла расплатиться по обязательствам и выйти в зону прибыльности. Благодаря этому участники в ходе игры осознали факторы, которые влияют на принятие решений. Каждый из участников научился читать и использовать основные финансовые документы (отчеты о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств) и развил в себе предпринимательское мышление.

    Провидение бизнес-симуляции: примеры и выводы

    Из пяти команд, участвовавших в игре, наиболее успешной оказалась одна. Это обусловлено тем, что в ходе игры участникам удалось правильно расставить приоритеты и качественно выстроить взаимодействие. Члены этой команды начали с того,что разработали долгосрочную стратегию, наметили цели и распределили между собой обязанности. Участники также постоянно проводили промежуточный анализ для корректировки пути развития, то есть были гибкими и мобильными.

    По специфике своей деятельности некоторые участники ранее не были связаны с управленческими должностями, а скорее являлись техническими специалистами, поэтому опыт руководства в игре оказался для них оченьинтересен и полезен. Участвуя в симуляции, игроки почерпнули для себя много нового в области управления компанией, в финансовых и экономических вопросах.

    Например, один из участников симуляции на протяжении всей игры был против активного кредитования компании, так как привык рассматривать кредит с точки зрения физического лица. В конце игры он осознал, что был не прав, так как компания-конкурент, использовав возможность кредитования по максимуму, обошла его команду по прибыли и заняла первое место.

    В экономике есть базовое понятие – «амортизация». И нередко не экономисту сложно объяснить, что «амортизация» – это «не денежная» статья расходов. Но с помощью игры SimDustry это осваивается участниками достаточно быстро и никогда уже не забывается. Благодаря перемещению фишек по игровому полю участники наглядно увидели, каким образом, например, уменьшается стоимость активов предприятияи формируются расходы.

    Пожалуй, самый важный вывод, который сделали большинство участников бизнес-симуляции – это комплексное видение деятельности своих предприятий, которое значительно шире видения в рамках только своего подразделения.

    Результаты проекта

    По сравнению с классической тренинговой активностью интерактивная форма обучения показала несравненно большую эффективность в долгосрочном плане, что было отмечено заказчиком – HR-директором крупного производственного холдинга по прошествии семи месяцев. Как следовало из отзыва, участники даже через семь месяцев помнят о проведенной игре и активно используют на практике собственные выводы и советы ведущего, сгенерированные в ходе бизнес-симуляции и дебрифингов. Один из дополнительных результатов бизнес-симуляции – сплочение команды, развитие неформальных связей между участниками, что в свою очередь приводит к упрощению межфункционального взаимодействия. HR-директор отметил также сокращение времени согласований принимаемых решений. Во время совещаний руководители стали внимательнее относится к точке зрения оппонента, при принятии решений стали учитывать, в том числе, влияние этих решений на другие подразделения. Как дополнительный плюс были отмечены конкретные бизнес-показатели: количество недопоставок сократилось на 37% благодаря более слаженной работе подразделений; сроки обработки выполнения заявок внутренних клиентов сократились в среднем на 1,5–2 дня, что в целом положительно влияет на эффективность бизнеса компании.

    Бизнес-симуляция имеет образовательную цель: получение участником соответствующих навыков и компетенций. Это качественно отличает её от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве своем относятся к сфере развлечений.

    Следует отметить, что комплексность и системность подходов, которые присутствуют в концепции бизнес-симуляции, позволяют применять в учебном процессе элементы игрового процесса, которые при правильном балансе с обучающими задачами повышают эффективность образовательных результатов. Именно это позволяет выделить бизнес-симуляцию в отдельную категорию .

    Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности участникам получать и развивать свои первичные навыки и компетенции по управлению компанией: построение стратегий, решение тактических и операционных заданий - то есть научиться делать всё то, что можно усвоить только в практической деятельности.

    Бизнес-симуляция широко используется как метод обучения в системе образования западного образца, в частности в университетах и в бизнес-школах, не только для обучения студентов, но и для обучения руководителей.

    История

    Первой формой применения каких-либо симуляций в обучающих целях был игровой процесс. Из истории известно, что в Китае около 3 000 лет до н. э. для военных тренировок применялась специальная игра-симулятор. Этот симулятор был подобен шахматам.

    • рост числа студентов;
    • увеличение числа новых учебных курсов;
    • повышение популярности различных методов обучения, в том числе неклассических;
    • доступность новых технологий.

    Бизнес-симуляции в украинской образовательной системе

    В начале 90-х годов в странах бывшего Советского Союза начали изучать и применять на практике модели общественной жизни западного образца, в том числе и модели образования. Впервые использование бизнес-симуляций, как метода обучения, на территории Украины было зафиксировано в 1995 году, когда при содействии и под контролем украинской бизнес-школы Международный институт менеджмента (МИМ) в городе Киеве были внедрены первые учебные бизнес-симуляции.

    Источники


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Бизнес-симуляция" в других словарях:

      Виртономика … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Модель (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторите … Википедия

      Симуляторы имитаторы, механические или компьютерные, имитирующие управление каким либо процессом, аппаратом или транспортным средством. Чаще всего сейчас слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам (обычно играм) … Википедия

      Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных… … Википедия

      - (Baudrillard) Жан (р. в 1929) французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: ‘Система вещей’ (1968), ‘К критике политической экономии знака’ (1972), ‘Зеркало производства’ (1975), ‘Символический обмен и смерть’ (1976), ‘В тени… …

      Французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: Система вещей (1968), К критике политической экономии знака (1972), Зеркало производства (1975), Символический обмен и смерть (1976), В тени молчаливого большинства (1978), О… … История Философии: Энциклопедия

      БОДРИЙАР (BAUDRILLARD) Жан - (p. 1929) французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: Система вещей, К критике политической экономии знака (1972), Зеркало производства (1975), Символический обмен и смерть (1976), В тени молчаливого большинства… , О… … Социология: Энциклопедия

      Эта статья о играх серии The Sims . О играх серии Sims см. Список игр серии Sims. Серия игр The Sims Текущий логотип серии The Sims, используемый с 2004 года. Он бы … Википедия

      - (MMOG) признанных в игровом сообществе (награждённых авторитетными профильными премиями). Список разделён на два подсписка: Клиентские игры, требующие установки игроком специальной программы клиента, и браузерные игры, не требующие установки… … Википедия аудиокнига


    Узнайте, что такое бизнес-симуляция, каковы цели ее использования, в чем заключается суть технологии и отличия бизнес-симуляции и деловых игр, ознакомьтесь с примерами бизнес-симуляции и готовыми кейсами.

    Из статьи вы узнаете:

    Что такое бизнес-симуляция, каковы цели ее применения в бизнесе

    Бизнес-симуляция (business simulation) или моделирующая игра относится к современным технологиям, которые применяются не только для развития персонала, но и для проведения оценки. Суть заключается в том, что сотрудники могут приобрести опыт в решении сложных задач, участвуя в моделирующей игре, где смоделированы реальные бизнес-процессы, приближенные к условиям и специфике работы конкретной компании.

    Скачайте документы по теме:

    Основная цель бизнес-симуляции заключается:

    • в развитии персонала. Моделирующая игра служит отличным тренажером, помогающим развивать управленческие навыки, оттачивать определенные качества и формировать бизнес-мышление. Если используется игра , в которой смоделированы реальные условия бизнеса, участники тренируются, осваивают навыки поведения в сложных ситуациях, возникающих в реальных условиях. Кроме этого, групповые формы таких игр позволяют научиться межфункциональному взаимодействию, основам взаимопомощи;
    • в оценке персонала. В процессе игры достаточно легко определить уровень развития навыков того или иного специалиста. Менеджер по работе с персоналом сможет оценить умение расставлять приоритеты, анализировать ситуацию, выстраивать эффективную цепочку взаимодействия с остальными участниками, решать поставленные задачи и т.д.

    Пример бизнес-симуляции

    Перед заключением договора с провайдером на приобретение моделирующей интерактивной игры стоит предварительно опробовать эту игру, запустив демо-версию. Если выяснится, что присутствуют какие-то отрицательные параметры и результат некорректный, стоит указать на это разработчикам. Если все будет быстро исправлено, это весомый аргумент в пользу сотрудничества с выбранным провайдером.

    Бизнес-симуляция в банке: пример

    Цель:

    • формирование принципов управления;
    • развитие стратегии управления ;
    • умение работать в команде;
    • отработать технологию принятия сложных управленческих решений.

    Предложенная концепция:

    Стать лидером по капитализации в течение нескольких лет в условиях конкуренции между несколькими крупными банками, достичь эффективной работы при нестабильности рыночной экономики.

    Инструменты:

    • формирование команды управленцев;
    • распределение ролей;
    • разработка стратегии на ближайшие 5-7 лет;
    • выбор основного портфеля продуктов или услуг, с которыми будет проводиться работа;
    • выбрать направление развития и определить темп;
    • найти баланс между риском и выгодой;
    • отработать бизнес-компетенции , умение планировать и достигать результата.

    Результат:

    В результате проведения бизнес-симуляции все цели были достигнуты. В итоговом определении это отразилось на эффективности работы банка. Сотрудники научились принимать решения, взаимодействовать, ставить цели и достигать их, развиваться в условиях жесткой конкуренции.

    Виды бизнес-симуляций и деловых игр

    Бизнес-симуляции и деловые игры подразделяются на две группы:

    Стандартные игры относительно доступнее и значительно дешевле. Адаптированные требуют вложение временных и материальных затрат. Но при этом адаптированные бизнес-симуляции отличаются большим развивающим смыслом, их специфичность направлена на оттачивание тех навыков, которые в данный момент требуются сотрудникам.