Водное хозяйство. Глава V

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО составляет совокупность технических, экономических и администативно-правовых мероприятий, имеющих целью наиболее рациональное использование природных водных ресурсов. Водой пользуются для питья, водопоя, домашних, промышленных и сельскохозяйственных нужд, сплава, судоходства, рыболовства и рыбоводства. Водные запасы приходится при этом перераспределять, доставляя воду туда, где ее недостает, отводя излишки воды и изменяя природные условия, в которых находятся водные ресурсы.

По роду использования воды водное хозяйство включает в себя: 1) мелиорации сельского хозяйства, или коренные улучшения, связанные с улучшением естественных, по преимуществу почвенных и водных, условий сельского хозяйства (осушение, орошение); 2) внутренние водные пути сообщения, устраиваемые для улучшения, оборудования и создания водного транспорта; 3) мелиорации заселенных мест, обеспечивающие водоснабжение, канализацию, защиту от наводнений, оползней; 4) использование наличной гидравлической энергии (см. Белый уголь).

В основу мероприятий во всех этих областях д. б. положено систематическое и планомерное изучение наличных водных ресурсов, т. к. только знание их позволяет рационально поставить водное хозяйство. Земельные мелиорации имеют в виду коренные улучшения водных условий сельского хозяйства. Естественные водные условия местности могут быть неблагоприятны для успешного произрастания растений вследствие недостатка влаги или избытка ее. В первом случае путем орошения почва увлажняется и обогащается питательными веществами, во втором же, через осушение, избыток влаги собирается и отводится. Необходимость орошения, а также интенсивность его определяются климатом местности, главным образом влажностью воздуха и отношением между выпадением осадков и испаряемостью в течение вегетационного периода. Возможность орошения обусловливается наличием достаточно мощных водных запасов, не разобранных на другие цели, и определенным рельефом местности. Производство мелиораций требует предварительных изысканий, состоящих в выяснении водных запасов, выяснении рельефа местности (план в горизонталях), климатических (температура и осадки) и почвенных (плодородие, влагоемкость и водопропускная способность) условий, а также режима грунтовых вод.

Водные пути сообщения должны обладать постоянной минимальной глубиной, обусловливающей надежность и непрерывность сообщений, а при искусственных водных системах д. б. обеспечено их достаточное питание водой. Здесь опять необходимы исследования условий стока и его распределения по временам года, а также съемка русла реки и промеры глубин. Для утилизации запасов белого угля необходимо знание стока, продольных уклонов реки и геологического строения долины, обусловливающих возможности устройства плотин и водохранилищ. Поэтому необходимой частью правильно поставленного водного хозяйства является организация постоянных и систематических гидрометрических и метеорологических наблюдений, в результате которых можно было бы иметь гидрографию края и составить кадастры запасов воды и белого угля. Не менее важной предпосылкой водного хозяйства является организация целого ряда опытных работ, имеющих целью выявить наиболее целесообразные при данных условиях нормы орошения и осушения, типы гидротехнических сооружений и отдельные эмпирические коэффициенты для гидрологических и гидравлических расчетов. Чем обширнее, в смысле полноты и длительности непосредственных и опытных наблюдений, будет материал, тем обоснованнее можно составить общий план водного хозяйства данного района, и тем полнее можно использовать наличные водные ресурсы. На основании общего плана водного хозяйства производят детальные изыскания и составляют проекты отдельных сооружений, а затем производят и само строительство, по окончании которого сооружения переходят в текущую эксплуатацию. Таким образом, по признаку последовательности работ, водное хозяйство включает в себя: 1) постоянные гидрометрические, метеорологические и опытные наблюдения и исследования; 2) составление общего плана водного хозяйства; 3) изыскания, составление проектов и строительство отдельных сооружений и 4) эксплуатацию сооружений.

Водное хозяйство не ограничивается только технической стороной использования водных запасов. Не менее важную роль играют и те юридические и административные нормы, которые регулируют водопользование, источники финансирования водного хозяйства и, наконец, те организационные взаимоотношения, какие складываются между отдельными водопользователями. В водном праве основным является вопрос о принадлежности вод. Гражданский кодекс РСФСР устанавливает (ст. 52), что «воды могут быть исключительно собственностью государства». Во всех странах, где широко развиты мелиорации (Италия, Испания, США, Канада, Индия, Египет), право распоряжения водами изъято от береговых владельцев в пользу государства. То же самое имело место и на окраинах царской России - в Туркестане и Закавказье.

Не менее важное значение имеет и вопрос о том критерии, который д. б. положен в основу распределения воды в соответствии с общими интересами и нуждами водного хозяйства. Американский водный закон устанавливает, что «основанием, мерилом и пределом права пользования водами является полезное применение их». В других странах пытаются заранее предопределить известную градацию в водопользовании, основанную на обычае, давности пользования или судебных постановлениях. Закавказский водный закон 1890 г. установил следующую постепенность водопользования: 1) питье, домашние нужды населения, водопой, 2) орошение, 3) вододействующие и промышленные заведения. Во всяком случае во всех новейших водных законодательствах проводится мысль о предоставлении преимущественного права надобностям государственного и общественного значения перед частными и о допущении принудительного отчуждения всяких имуществ и прав как ныне существующих, так и могущих возникнуть в будущем, поскольку это окажется необходимым в интересах государства. Наконец, водное законодательство проводит принцип привязанности воды к определенному имуществу или предприятию с тем, чтобы вода производительно использовалась по тому именно назначению, на которое отпущена.

Вопросы финансирования составляют также неотъемлемую часть водного хозяйства. Мелиоративные работы, произведенные во многих странах и британских колониях, потребовали затраты колоссальных средств. Так, например: в Италии мелиоративные работы, произведенные за последние 50 лет, оцениваются не менее чем в 1 млрд. лир; регулирование среднего течения Рейна обошлось около 30 млн. марок; на 39 больших ирригационных систем Индии, орошающих свыше 4 млн. га, затрачено до 23 млн. фн. ст.; на орошение Египта в долине Нила - 7,2 млн. фн. ст.; в США - свыше 100 млн. долл. Производство таких больших работ не под силу частным землевладельцам и требует определенного содействия со стороны правительства. История мелиораций указывает, что это содействие выражалось в двух направлениях. Прежде всего правительства отдельных стран брали на себя организацию и производство крупных мелиораций. Еще в 18 в. в северо-восточной Пруссии правительство произвело в значительной степени осушение болот, что содействовало быстрому росту сельского хозяйства. В Италии, Индии и Египте крупные мелиорации произведены также государством. С середины прошлого столетия намечаются новые формы финансирования водного хозяйства. Самостоятельное производство мелиораций самой государственной властью заменяется целой системой мероприятий, имеющих целью облегчить производство работ самим населением. На первом месте в числе этих мер надо поставить организацию особого мелиоративного кредита и фонда. Такие фонды были созданы в Германии, Австрии и в США (по «Мелиоративному акту» 1902 г.). Из этих фондов выдавались особые ссуды, обеспечением которых считался тот прирост ценности земель, который получался вследствие произведенных коренных улучшений и мог быть сравнительно точно учтен заранее, до производства самых работ. Закладные на имущество, полученные с целью увеличения его первоначальной ценности, или мелиоративные ссуды, пользуются повсюду юридическим приоритетом перед ипотеками и другими закладными, лежащими на том же имуществе. При этом, однако, признание за ссудами мелиоративного характера обусловливается утверждением со стороны уполномоченного на то органа управления проекта и сметы мелиорации и контролем над израсходованием ссуды по прямому назначению. В тех случаях, когда государство само строит оросительные системы, оно вводит платность водопользования (Индия) или же устанавливает особый водный налог (Египет).

Следующей мерой, способствующей развитию водного хозяйства, является организация водных или мелиоративных товариществ. Основное отличие их от других товариществ заключается в принудительном характере их образования. Сам характер водного хозяйства требует распространения его на возможно большее число владений. Поэтому, если большинство землевладельцев данной местности желает произвести ту или иную мелиорацию ее, то водное законодательство большинства стран разрешает ему принудить при содействии власти несогласное меньшинство принять участие в осуществлении мелиорации, если только последняя является экономически выгодной для меньшинства. Наконец последней мерой для содействия водного хозяйства является организация особых правительственных технических бюро для содействия населению в его мелиоративных и других гидротехнических работах. Почти во всех западноевропейских странах существуют такие бюро. В царской России водное хозяйство, за исключением годов, непосредственно предшествовавших войне 1914-1918 гг., играло очень незначительную роль. Впервые русское правительство обратило внимание на мелиорации в 70-х годах прошлого столетия в результате работ валуевской «комиссии для исследования положения сельского хозяйства и сельской производительности в России». Были образованы две осушительные экспедиции - в Полесьи и на севере, а в 1880 г. - третья, «для орошения юга России». За 27 лет своего существования экспедициями было осушено свыше 1 млн. га, гл. обр. земель крупных помещиков, а оросительных работ и совсем не было произведено: дело ограничилось одними проектами. В 1903 году экспедиции были уничтожены, и в губерниях были созданы должности гидротехников. После революции 1905 г. земельная политика Столыпина, с одной стороны, и стремление создать свои хлопковые районы - с другой, поставили на очередь вопрос о заселении русскими переселенцами окраин и, в частности, пустующих, но пригодных под разведение хлопка полупустынь Закавказья и Туркестана. На водное хозяйство, в особенности на орошение хлопковых районов, были отпущены в разное время большие суммы, достигшие уже в 1904 г. 13,5 млн. р., а в 1913 г. был создан особый мелиоративный, «романовский», фонд в 100 млн. р. Однако царскому правительству не удалось осуществить ни одной крупной работы. Помимо правительства, водным хозяйством все в большей степени стали заниматься и земства. Отпускавшиеся ими средства были крайне незначительны (от 12 до 25 тыс. р. на губернию), но они обнаруживали тенденцию к быстрому росту. Кроме того, большинство земств организовывало свои гидротехнические бюро. Непосредственно перед войной в России стали созываться районные мелиоративные съезды из представителей государственных и общественных организаций, но большого значения для развития водного хозяйства они не получили.

В Союзе ССР значение водного хозяйства учитывается в полной мере. Целый ряд крупных работ по орошению и белому углю завершен или еще производится (орошение Голодной степи, Мугани, Волховская и Днепровская гидростанции и др.). Мысль о единстве и целостности всего водного хозяйства получила полное признание, и в союзных республиках, где вода играет первостепенную хозяйственную роль (Средняя Азия, Закавказье), образованы особые управления водного хозяйства. По государственному бюджету СССР образован особый ирригационный фонд (в 1925/26 г. капитальные вложения в водное хозяйство составили 31 млн. р., в 1926/27 г. - 42 млн. р.) на производство крупных работ в хлопковых районах. Поскольку водное хозяйство составляет неотъемлемую часть всего народного хозяйства, планы развития водного хозяйства согласуются в Госплане СССР с общим планом всего народного хозяйства.

Водное хозяйство – это отрасль народного хозяйства государства, которая ставит перед собой задачи, связанные с водообеспечением населения страны, а также работами, которые затрагивают водную флору и фауну. В водном хозяйстве выделяется несколько сторон, причем одной из них всегда будет являться и его подинстанции, которые будут проводить контроль за частными предприятиями водного хозяйства. Рассмотрим основные задачи, которые на сегодняшний день стоят перед водным хозяйством Российской Федерации и зарубежных государств.

Задачи водного хозяйства

  1. 1. Водообеспечение населения . Одной из главных задач водного хозяйства страны является обеспечение населения водными ресурсами в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей. Хозяйство должно не только обеспечить людям наличие воды в достаточном количестве, но и проследить за качеством этой воды. Вода с избытками хлора или вода, содержащая ионы тяжелых металлов, непригодна для питья, вода, отравленная ядохимикатами, не может использоваться для выращивания в ней водной флоры и фауны, использования на нужды сельского хозяйства. Поэтому водообеспечение затрагивает одновременно несколько немаловажных вопросов, которые касаются всего населения государства. Учитывая современный уровень развития промышленности, становится все сложнее обеспечивать достаточное количество водных ресурсов и защищать эти ресурсы от загрязнения, также отрицательно на этой работе сказывается низкая культура населения в области охраны окружающей среды.
  1. 2. Защита водных ресурсов . Данная задача может быть рассмотрена в двух различных вариантах. Первый вариант защиты воды от загрязнения, заражения и прочих негативных экологических факторов касается человека, потому что очищенные передаются в пользование населению. Но этот вариант не единственный. Государство также ставит перед собой задачу сохранения флоры и фауны водной среды, живых организмов, которые могут обитать исключительно в гидросфере. Государство должно защитить многообразие видов и не дать многим животным исчезнуть с Земли, во-первых, для сохранения видового многообразия в его первичном виде, во-вторых, для сохранения целостности систем питания экосистем. Если одно или несколько звеньев цепей питания в водоемах исчезнет, цепь станет короче, что снизит устойчивость водоема как биогеоценоза. Следствием этого станет сукцессия – смена одного биогеоценоза на другой, например, превращение озер в болота. Естественно, сукцессия негативно скажется на экономическом благосостоянии страны, она уменьшит количество доступной для населения воды, обострит экологические проблемы. Из-за всего многообразия вытекающих последствий, защита водных ресурсов также является немаловажной задачей для государства. Пример опасной на сегодняшний день ситуации – защита водного богатства озера Байкал, которое находится под угрозой химического загрязнения. Правительство РФ будет стараться сохранить Байкал в чистоте, чтобы не дать исчезнуть видам-эндемикам, обитающим только в этом водоеме и больше нигде на планете.
  1. 3. Защита населения от катастроф и их регулирование . Подразумеваются катастрофы, связанные с водными ресурсами. Как известно, водные ресурсы способы оказывать сильное влияние на жизнь человека. Мы постоянно сталкиваемся с приливами и отливами, которые происходят по вине притяжения Солнца и Луны, но это относительно безвредные для человека ситуации. Более опасными могут стать наводнения (следствие затяжных дождей или иной причины), увеличение уровня мирового океана. На сегодняшний день многие государства вынуждены устанавливать и укреплять дамбы для сдерживания воды. При отсутствии дамб вода затопит часть территории государства, причем затопление не остановится и будет продолжаться. На данный момент основная экологическая проблема, с которой работают государства всего мира – таяние ледников вследствие парникового эффекта. Таяние порождает увеличение уровня мирового океана и опасность для населения прибрежных поселений. В задачи водного хозяйства, а также ряда правительственных институтов входит информирование на селения о возможности природных катастроф, отлаживание системы защиты населения в случае их возникновения, а также нейтрализация последствий.

Это основные задачи водного хозяйства, которые выделяются практически в любом государстве. Водное хозяйство регулируется законами страны, в Российской Федерации ряд норм для водного хозяйства прописан в Конституции.

Стороны водного хозяйства

Какие люди или общественные институты являются сторонами водного хозяйства, могут принимать участие в работах, которые это хозяйство ведет? Укажем их и дадим краткое определение функциям каждой стороны.

  1. 1. Государство ставит своей основной задачей соблюдение условий нормативно-правовой базы, которая прописана в законодательстве. Государство также определяет и приводит в исполнение через судебные органы меры пресечения противозаконного использования водных ресурсов, либо флоры и фауны этих ресурсов. Государственное регулирование способно оказать существенное влияние на водное хозяйство, в частности, уменьшить уровень браконьерства, стимулировать развитие предприятий, которые параллельно со своей деятельностью буду защищать животный и растительный мир гидросферы. Государство также создает заповедники и заказники, благодаря которым охраняются редкие животные. Явным минусом современной деятельности государства в Российской Федерации является недоработка мер пресечения нарушения законодательства – несмотря на существующие законы, браконьерство продолжает процветать, растительный и животный мир находится под угрозой вымирания.

  1. 2. Потребители водных ресурсов – это обыкновенные люди, которые используют воду и ее ресурсы в своих целях. Использование воды людьми многообразно: для нужд сельского хозяйства, для приготовления пищи, действий по соблюдению гигиены и так далее. Потребители воды должны уплачивать определенную сумму денег за потребляемую воду. Налоги на воду позволяют сократить ее потребление хотя бы частично, смотивировать людей относиться к воде более бережно и внимательно. Неисправности в технических агрегатах, которые используются обществом, приводят к излишним тратам воды, которых можно было бы избежать. Законодательная база государства запрещает ряд действий, который может отрицательно сказаться на биоразнообразии гидросферы, а также чистоте самой гидросферы. В частности, предприятия должны устанавливать фильтры, чтобы не загрязнять водную среду, запрещается браконьерство, а также использование живых организмов в пищевых целях в определенное время (запрещается рыбалка в период нереста многих рыб, особенно рыб, занесенных в Красную Книгу Россйиской Федерации или других государств). Распространение информации о защите гидросферы среди потребителей водных ресурсов является одной из задач водного хозяйства страны. Информирование населения позволяет сберечь природное водных источников в его первичном виде.
  1. 3. Предприниматели – это юридические лица, которые зарабатывают , совершая те или иные операции с водными ресурсами государства. Как правило, предприниматели приватизируют водоемы для частного пользования, но это разрешено далеко не всегда. Так, например, приватизация участков рек запрещена, можно взять в частную собственность только озеро (на определенных условиях) или пруд. Если пруд искусственный, а не естественный, у предпринимателя будет намного больше возможностей для его использования. , связанная с гидросферой, многообразна. Самый простой пример подобной деятельности: получение воды и ее продажа. Особенно данный аспект касается источников воды с особыми свойствами, соленых источников и других. Для продажи воды, она должна соответствовать определенным качествам, которые установлены ГОСТами государства и прописаны в соответствующих документах. Также предприниматели развивают животный и растительный промысел. Например, выращивание морской капусты в искусственно созданной среде – это тоже пример предпринимательской деятельности. Многие юридические лица занимаются разведением редких видов рыб или рыб промыслового значения, продавая затем их на . Также есть люди, которые разводят редких представителей флоры или фауны. Как правило, такие предприниматели получают доход от государства, которое и оплачивает расходы. Деятельность юридического лица ограничена многими законами и нормативно-правовыми актами, несоблюдение которых будет вести к санкционированию предпринимательства со стороны государства.

Это основные стороны водного хозяйства в государстве. Упоминая предпринимателей, мы частично коснулись тех видов работ, которые они осуществляют. Конкретизируем эти действия и дадим им более подробные определения.

Предпринимательская деятельность в водном хозяйстве

Деятельность предпринимателей в водном хозяйстве может развиваться в следующих направлениях:

  1. 1. Отлов промысловых рыб . В определенные периоды, когда разрешен вылов рыб, предприниматели занимаются отловом и последующей продажей промысловых рыб. Как правило, подобные действия совершаются в морях на специальных рыболовецких судах. Отлов рыбы проводится в широких масштабах, рыба потом поступает в производственные цеха, либо сразу в магазины. Как правило, свежевыловленная рыба продается редко из-за сложности транспортировки (срок хранения очень невелик), в основном рыбу обрабатывают (солят или маринуют), а уже потом отправляют на магазинные полки. В городах, которые расположены рядом с рыболовецкими предприятиями, можно купить и свежевыловленную рыбу. Во многих японских магазинах установлены специальные аквариумы, где плавает живая рыба, и где посетитель может ее купить, либо заказать приготовление по собственному усмотрению. Отлов рыбы проводится в размерах, установленных правительством государства, превышение допустимого объема отлова приведет к наложению штрафов на предпринимателей или закрытия их предприятий.
  2. Разведение промысловых рыб. Подобная деятельность осуществляется, как правило, в искусственно созданных или приватизированных водоемах. Большей частью подобные водоемы не проточные, чтобы разводимая рыба не могла переместиться из одного водоема в другой. Предприниматели самостоятельно заселяют водоем рыбой, разводят ее, а потом отлавливают и также отправляют на специализированные предприятия. Также возможен допуск к рыбалке на водоеме за определенную плату. Разведение промысловых рыб с экологической точки зрения является лучшим вариантом водного хозяйства, нежели отлов, поскольку не уменьшает числа рыб в естественных биогеоценозах и не приводит к нарушению цепей питания. Вследствие этого, разведение рыб активно поощряется государством. К этой же категории можно отнести и рыбопродукты: получение черной или красной икры, выращивание морской флоры (морской капусты) и так далее.

  1. 2. Разведение редких видов рыб . В данном случае занимается разведением редких рыб, которые занесены в Красную Книгу. Охота на этих рыб чаще всего запрещается, предприниматели могут просто выпускать разводимых рыб в неприватизированные водоемы. За подобные действия предприниматель будет получать вознаграждение от государства в определенном объеме.
  2. Создание акватеррариумов – это выращивание рыб и их показ посетителям акватеррариума. Предприниматель получает доход в зависимости от объема посетителей. Данный достаточно сложно успешно вести, поскольку транспортировка рыб в аквариумах очень сложна, акватеррариумы создаются обычно на каком-то одном месте. Большей частью позволить себе такое занятие могут только владельцы частных зоопарков.

Мы рассмотрели стороны водного хозяйства, рассмотрели основные задачи, которые они перед собой ставят, а также возможности предпринимательской деятельности в данной отрасли народного хозяйства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

водное хозяйство

Водное хозяйство, отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Основная задача . . - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на водопотребителей, которые часто безвозвратно изымают воду из ее источников (рек, водоемов, водоносных пластов), - промышленность , сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, которые обычно используют не самое воду, а ее энергию или водную среду, - гидроэнергетика , водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование). Отрасли народного хозяйства предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохозяйственного строительства наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, которые возникают при строительстве гидротехнических сооружений и их эксплуатации и которые нарушают сложившиеся в природе связи . Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на строительство сооружений. Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и промышленное водоснабжение Москвы; это глубоководная транспортная магистраль , обводняющая реки и каналы в районе Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма. Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор ее вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведет к почти полному прекращению стока в Аральское море , что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы ; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в государственные планы развития народного хозяйства СССР и союзных республик. Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений промышленными и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоемы. Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли народного хозяйства. Годовой сток рек равен 4714 км3, из них 4350 км3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км3. Народное хозяйство СССР использует 226 млрд. м3 (данные 1965) воды в год , т. . только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется сельское хозяйством, почти треть - на бытовое и промышленное водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми народным хозяйством к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных районах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Например, по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Северного Ледовитого океана в засушливые районы Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское море. Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного хозяйства занимается вопросами организации водохозяйственного строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Совета Министров союзных республик. Формирование В. х. как отрасли еще не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчетных связей с другими отраслями народного хозяйства и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране государственного водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, отрасль нар. х-ва, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Осн. задача В. х.- обеспечение всех отраслей нар. х-ва водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли нар. х-ва делятся на водопотребителей, к-рые часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов),- промышленность, с. х-во, коммунальное х-во (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, к-рые обычно используют не самоё воду, а её энергию или водную среду,- гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).

Отрасли нар. х-ва предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохоз. стр-ва наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, к-рые возникают при стр-ве гидротехнич. сооружений и их эксплуатации и к-рые нарушают сложившиеся в природе связи. Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли нар. х-ва, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на стр-во сооружений.

Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и пром. водоснабжение Москвы; это глубоководная трансп. магистраль, обводняющая реки и каналы в р-не Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма.

Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор её вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведёт к почти полному прекращению стока в Аральское м., что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в гос. планы развития нар. х-ва СССР и союзных республик.

Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений пром. и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоёмы.

Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли нар. х-ва. Годовой сток рек равен 4714 км 3 , из них 4350 км 3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км 3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км 3 . Нар. х-во СССР использует 226 млрд. м 3 (данные 1965) воды в год, т. е. только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется с. х-вом, почти треть - на бытовое и пром. водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми нар. х-вом к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных р-нах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные источники оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Напр., по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Сев. Ледовитого ок. в засушливые р-ны Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское м.

Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного х-ва занимается вопросами организации водохоз. стр-ва и эксплуатации гидротехнич. сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Сов. Мин. союзных республик. Формирование В. х. как отрасли ещё не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчётных связей с др. отраслями нар. х-ва и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране гос. водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-75. В планах капитального строительства СССР для В. х. централизованно выделяются капитальные вложения на сооружения многоцелевых водохоз. объектов, создаваемых для водообеспечения нескольких отраслей. Отношения между В. х. и др. отраслями, возникающие в связи с использованием вод, регулируются водным законодательством СССР. Учёт водных ресурсов и все необходимые сведения о них сосредоточены в водном кадастре.

Во́дное хозя́йство – область деятельности по изучению, учёту, планированию комплексного использования водных ресурсов , их охране от загрязнения и истощения, управлению этими ресурсами и транспортировкой воды от источников к потребителям, а также выполнению ряда функций по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Главная цель водного хозяйства заключается в обеспечении населения и всех отраслей экономики водой в необходимом количестве, необходимого качества и в нужное время, а также борьба с негативным воздействием вод.

Наиболее важные задачи, решаемые водным хозяйством:

Ни одна из задач водного хозяйства не может быть решена без тщательного изучения имеющихся водных ресурсов региона, учёта используемых водных ресурсов в отраслях хозяйства и их охраны от загрязнений. Эти вопросы, а также планирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предоставление водных объектов в пользование, создание экономики водного хозяйства регламентируются водным законодательством.

В структуру водного хозяйства входят: водный фонд (система водных объектов), водохозяйственные объекты (составляющие основные производственные фонды), органы управления водным фондом, водохозяйственные организации, учреждения научного обеспечения, инженерные центры и организации по строительству водохозяйственных систем и сооружений.

Поверхностные и подземные водные объекты в пределах территории России включены или подлежат включению в Государственный водный реестр , т. е. систематизированный свод сведений о количестве и качестве водных ресурсов страны.

На долю России приходится более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод . Средние многолетние ресурсы речного стока составляют 4258,6 км 3 /год (около 10% мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии), т.е. около 30 тыс. м 3 /год на одного жителя; пресные воды озёр – около 24,1 тыс. км 3 . Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются в 869 млн м 3 /сутки, при этом степень освоения ресурсов составляет лишь 3,1%.

К водохозяйственным объектам относятся сооружения (в том числе гидротехнические), обеспечивающие использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов.

Проблемы водообеспечения решаются путем регулирования и межбассейнового перераспределения стока рек. В настоящее время в России насчитываются более 2500 водохранилищ объёмом свыше 1 млн м 3 каждое, в том числе 260 крупных и крупнейших, из них 110 объёмом свыше 100 млн м 3 каждое, Суммарная протяжённость каналов переброски составляет более 3 тыс. км. Для межбассейновой и внутрибассейновой переброски речного стока используются 37 систем, которыми ежегодно перераспределяется 17 км 3 воды.

В настоящее время стоимость сооружений, предназначенных для защиты от вредного воздействия вод, составляет всего 3% стоимости основных фондов водохозяйственного комплекса, что намного меньше, чем в развитых странах (10–15%). Это в определённой степени объясняет те значительные ущербы, которые наносят населению и экономике страны наводнения, берегоразрушение и оползни.

Например, в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах наводнения могут проходить в любое время года: в период весеннего половодья , летне-осенних дождевых паводков и зимой – заторы и зажоры . В отдельные годы ущерб от наводнений может достигать 5–10% валового регионального продукта, например в Приморском крае.

Ежегодно на нужды социально-экономического комплекса страны забирается около 2% возобновляемых запасов пресных вод. Однако по территории водные ресурсы распределены крайне неравномерно, поэтому в некоторых регионах проблема водообеспечения стоит очень остро. На малоосвоенные бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов приходится почти 80% речного стока. В то же время в Европейской части России, где сосредоточен основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал страны, формируется около 8% общего годового стока рек, что в расчёте на 1 человека составляет менее 3 тыс. м 3 /год. Это ниже, чем удельная водообеспеченность на душу населения в Европе (4910 м 3 /год), и намного ниже среднего мирового показателя (12640 м 3 /год).

Водное хозяйство должно обеспечить определённый режим водных источников, создающий возможность бесперебойного водопользования всеми потребителями. Создание такого режима достигается обычно с помощью специальных гидротехнических сооружений.

Водное хозяйство должно обеспечивать также объёмы воды на определённом уровне для выработки электроэнергии, судоходства, лесосплава, орошения, а также благоприятные условия для развития живых организмов.

Водные ресурсы, как и все другие природные ресурсы, подвергнутые обработке в ходе использования, приобретают определенную стоимость. Эта стоимость измеряется капитальными и текущими затратами на создание и эксплуатацию всевозможных гидротехнических сооружений и других элементов водохозяйственных систем , обеспечивающих получение продукции водного хозяйства – воды в достаточном количестве и требуемого качества.

Основными проблемами водного хозяйства России в настоящее время являются:

  • нехватка воды в ряде регионов для нужд различных потребителей;
  • загрязнённость водных объектов;
  • рост экономических и социальных ущербов от вредного воздействия вод;
  • расточительное водопользование;
  • недостаточное обеспечение населения качественной питьевой водой;
  • недостатки в управлении трансграничными водными ресурсами;
  • деградация водных экосистем, связанная с проблемами количества и качества воды.

Решение этих проблем достижимо только при условии эффективного управления водным хозяйством.

История развития водного хозяйства и управления

В развитии системы управления водным хозяйством можно выделить четыре этапа: I этап – XVI–XIX вв.; II этап – советский, 1917–1990 гг.; III этап – переходный, 1991–2003 гг.; IV этап – современный. Эта периодизация обусловлена тем, что после революции 1917 г. было образовано новое государство, в 1991 г. была провозглашена независимость Российской Федерации, а в 2004 г. создана ныне существующая организационно-функциональная структура.

Начиная с XVI в. политика Российского государства в области водопользования была направлена на удовлетворение потребностей речного и морского судоходства. Россия издревле обладала разветвлённой сетью рек, поэтому первые гидротехнические сооружения – каналы для связи между реками – начали строить значительно позже, чем в других странах мира. Однако везде по России строились водяные мельницы – первые сооружения, меняющие режим рек. С древних времён в монастырских летописях сохранились данные о наводнениях, засухах, ледоставах , отмелях, порогах и т. д. В 1773 г. была создана первая гидрографическая карта «Древняя Российская Идрография, содержащая описание Московского государства рек, протоков , озёр, колодезей, и какие по них городы и урочища и на каком оные расстояния». При Петре I была создана «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное», построена система шлюзов между Волгой и Доном , Вышневолоцкая водная система от Волги к Балтийскому морю. При Екатерине II в 1782 г. был создан Гидравлический корпус, готовящий гидравликов для научной и практической водной работы. Государство стало заботиться уже не только о правильном использовании вод ради предотвращения ущерба, но и об охране водных ресурсов.

В XIX в. исследования продолжались, были опубликованы многие гидрографические труды (книги, карты, атласы). В 1849 г. была организована Главная физическая обсерватория (ныне Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова), положившая начало работе российской сети гидрометеорологических наблюдений. Было организовано около 500 водомерных постов и гидрометрических станций для изучения водоносности больших рек, в том числе Волги, Камы , Оки , Дона, Оби , Енисея и Амура .

В 1920–1930-е гг. основой комплексного использования водных ресурсов для нужд народного хозяйства стал план электрификации России ГОЭЛРО. К 1965 г. был создан мощный водохозяйственный комплекс.

В 1970–1980-е гг. развитие водного хозяйства осуществлялось по трём основным направлениям:

  • регулирование стока – строительство водохранилищ;
  • межбассейновое перераспределение водных ресурсов – переброска стока из многоводных бассейнов в маловодные;
  • применение комплекса мероприятий, направленных на экономное расходование воды: повторное использование сбросных вод, строительство очистных сооружений и др.

В 1990-е гг. водохозяйственная деятельность в России характеризовалась непрерывными реорганизациями структуры управления водным хозяйством, резким сокращением финансирования, ухудшением технического состояния основных производственных фондов.

После вступления в силу нового Водного кодекса Российской Федерации были внесены значительные изменения в государственное управление использованием и охраной водных объектов, началась выработка механизмов по осуществлению эффективной государственной политики в сфере водного хозяйства, в том числе использование принципов.

Проблемы охраны вод

Необходимо обеспечить баланс между потребностями в воде и объёмами воды, которые можно изъять из водного источника без ущерба для его экологической системы. Величина экологически безопасного отбора воды из рек не должна превышать примерно четверти устойчивой величины речного стока. Ежегодно превышается граница экологически безопасного отбора воды из реки Тобол . К верхнему пределу близки реки Кубань и Терек , реки бассейнов Волги и Томи . Возможности отбора воды из бассейнов Урала и Дона практически исчерпаны.

Необходимо обеспечить неуклонное повышение качества вод. Очистка производственных и коммунальных сточных вод – дорогостоящее мероприятие. Его надо реализовывать постоянно и неуклонно. В мировой практике выработано много механизмов повышения качества вод: контроль за сбросами, внедрение новейших технологий основного производства, экономическое стимулирование водоохраны и др.

Мировая практика показывает, что в большинстве стран главную роль в организации, финансировании и регулировании системы водного хозяйства играет государство. Однако систематически развиваются способы активного участия водопользователей в охране водных объектов, методы государственно-частного партнёрства. Важную роль в повышении эффективности водного хозяйства страны играет Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» .