Презентация на тему формы представления информации. Презентация по информатике наглядные формы представления информации презентация к уроку по информатике и икт (5 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядные формы представления информации

текстовая Виды информации по способу представления числовая графическая звуковая

текстовая это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов. Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.

числовая данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений. Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.

графическая самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.

звуковая древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.

Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте. Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?

Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой. С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?

Формы представления наглядной ииинформации: Рисунки -помогают быстро понять о чем идет речь, и создать образы. Схемы - Схемы показывают как устроены окружающие объекты и как они связаны друг с другом. Диаграммы - используют для представления разных числовых данных.

Карта города Санкт-Петербург

Схемы и условные знаки

Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б

Диаграммы Слон – 60 лет Лошадь – 25 лет Верблюд – 30 лет Крокодил – 40 лет Шимпанзе – 60 лет

Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды: столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; фигурные диаграммы;

1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально; 2. вид информации представленный в виде изображения; 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи. 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией. 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д. 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу. З В У К Ч Д Т О И Л Г И А В С И Р А Б А З Л Н А Г Л Я Д Н О С Т Ь Е Ф Р И О А В Х Е Й И А Ц К К А Е К Н Ч М А У Я М С А Е М М А Т Я С А Е К Н А Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наглядные формы

представления информации


Цель: выяснить, необходима ли людям наглядная форма представления информации.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – умение представлять информацию в наглядной форме;
  • метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
  • личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  • 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
  • 2) привести примеры использования схем для решения задач.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • рисунок;
  • схема;
  • наглядность.

Виды информации по способу представления

звуковая

графическая

числовая

текстовая

древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.

Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.

это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов.

Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.

данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений.

Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.

самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения.

Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.


Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.

Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?


Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину.

Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой.

С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?


Формы представления информации

диаграммы

Иллюстрации

помогают

быстро понять

о чем идет

речь, и создать

Диаграммы

Схемы показывают

как устроены

используют

окружающие

объекты и как они

представления

разных числовых

друг с другом.




Задание : Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б

  • А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33

Ответ: Д И А Г Р А М М А.


Диаграммы

  • Слон – 60 лет
  • Лошадь – 25 лет
  • Верблюд – 30 лет
  • Крокодил – 40 лет
  • Шимпанзе – 60 лет

Нам из джунглей шлет поклон Чемпион по весу…

У меня большая грива, Ушки и копытца. Моя шёрстка гладка, Кто же я?

Нет в пустыне вкусных блюд, ест колючки наш …

по реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит...

В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы, догадались?


  • столбиковые диаграммы;
  • полосовые диаграммы;
  • круговые диаграммы;
  • линейные диаграммы;
  • фигурные диаграммы;

Задание: На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину? С помощью цветных карандашей рисуем диаграммы.

Создать линейную диаграмму на основе текста.

Создать круговую диаграмму на основе текста.


Кроссворд

  • 1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально;
  • 2. вид информации представленный в виде изображения;
  • 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
  • 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
  • 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
  • 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи.
  • 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией.
  • 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел.
  • 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д.
  • 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу.

  • Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ


  • знак
  • знаковая система
  • естественные языки
  • формальные языки

  • Знак представляет собой заменитель объекта.
  • Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла.


Пиктограмма

Форма знака позволяет догадаться о его смысле.


Символ

Связь между формой знака и его смыслом устанавливается по договорённости.


Знаки и знаковые системы

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.


Язык как знаковая система

Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.


Язык - знаковая система, используемая человеком

для выражения своих мыслей, общения с другими людьми

Естественный

язык

Формальный

язык :

одинаковые

сочетания

знаков имеют

одинаковый смысл

Письменность

Устная речь

Фонема

Символ

  • азбука Морзе
  • ноты
  • система счисления
  • язык программирования

Слог

Буквенно-знаковая

Слово

Слоговая

Фраза

Идеографическая


Формы представления информации

Человек может представить информацию в знаковой или образной форме:

  • знаковое представление информации дискретно;
  • образное представление информации непрерывно.

Кодирование - представление информации в той или иной форме.



Самое главное

Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков.

Знак (набор знаков) - заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Язык - знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми :

  • естественные языки используются для общения между людьми;
  • формальные языки применяются специалистами в профессиональной деятельности.

Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.

Кодирование - п редставление информации в той или иной форме.


Вопросы и задания

К какой разновидности языков (естественных или формальных) может быть отнесена морская флажковая азбука?

Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему.

Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей.

В каких случаях можно знаки формальных языков включать в тексты на естественном языке? Где вы с этим встречались?


Задания

Укажите, какой смысл имеет пиктограмма:


Опорный конспект

Формы представления информации

Знаковая

Образная

информация

на естественном

языке

информация

на формальном

языке

изображение

звук

языки,

используемые

для общения

между людьми,

называются

естественными

языками

ax2 + bx + c2 = 0

Ключевые слова Рисунок
Схема
Диаграмма

Это наглядно!

Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать.
Народная мудрость
Человек
лучше
понимает
и
запоминает
ту информацию, которая представлена наглядно –
с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.

Для чего нужны схемы

Источник
информации
Информационный
канал
Приёмник
информации
Для того чтобы показать, как устроены окружающие
нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны
друг с другом, используют схемы.

От текста к рисунку, от рисунка к схеме

Переход от одной формы представления информации
к другой часто помогает решать трудные задачи.
Задача: На полустанке одноколейной железной дороги
остановился поезд в составе тепловоза и трёх вагонов,
доставивший бригаду рабочих для строительства второго
пути. Пока же на этом полустанке имеется небольшой
тупик, где при необходимости может поместиться
тепловоз с вагоном или два вагона. Вскоре к тому же
полустанку подошёл грузовой состав (тепловоз и 7
цистерн).
Как пропустить пассажирский поезд?
Решение задачи

Решаем задачу

Диаграммы
Для наглядного представления разных
числовых данных используют диаграммы.

Решаем задачу

Представление данных
с помощью диаграмм
Годы
Пример: средние продолжительности жизни слона,
крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40,
30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные
с помощью диаграмм.
70
60 Слон
50
Крокодил
40
30Верблюд
20
10Лошадь
0
Шимпанзе
0
10 20 30 40 50 60 70
Годы
Столбчатая
Линейная диаграмма
диаграмма

Диаграммы

Давайте подумаем
Задание: По следующим данным постройте
столбчатую диаграмму.
В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся
300 человек, в школе № 3 учатся 450 человек, в школе
№ 4 учатся 400 человек.
500
Учащиеся
Школа № 1
250
Школа № 2
300
Школа № 3
450
Школа № 4
400
400
300
200
100
0
Школа
№1
Школа
№2
Школа
№3
Школа
№4

Представление данных с помощью диаграмм

Самое главное
Наглядные формы представления информации это рисунки, схемы, диаграммы и т. д.
Иллюстрации помогают читателю очень быстро
понять, о чём идёт речь, и создать в его
представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены
окружающие нас объекты (предметы, процессы,
явления) и как они связаны друг с другом,
используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых
данных используют диаграммы.

Вопросы и задания
1. Составьте предложения по схемам на тему
«Наши школьные дела».
а)
1)
,
2)
.
1)
,
2)
.
б)
в)
И
г)
.
.
?

Самое главное

?
Вопросы и задания
2. В кружок компьютерной графики ходят четыре девочки:
Аня, Катя, Оля и Маша. На схеме имена девочек
соединены линиями, если они дружат друг с другом.
Уберите неверные утверждения.
Оля дружит с Аней
Аня дружит с Катей
Аня
Катя
Оля
Маша
Катя дружит с Аней и с Олей
Маша дружит и с Аней, и с Катей
Маша либо не дружит с Олей, либо не дружит с Аней

Вопросы и задания

?
Вопросы и задания
3. Известно, что физически здоровый человек 80% всей
информации получает с помощью органов зрения, 10% - с
помощью органов слуха, 5, 3 и 2% приходятся соответственно
на органы обоняния, осязания и вкуса. Дополните
соответствующими подписями круговую диаграмму.
Осязание
Вкус
Обоняние
Слух
Проверка
Зрение

Вопросы и задания

Это интересно
Найдите в электронном приложении к учебнику эти
ресурсы и познакомьтесь с ними:
Презентация
«Разнообразие наглядных
форм представления
информации»
Презентация
«Поезда»
Презентация
«Теплоходы»