Подводная лодка 671. Военно-морские учения и события

Появление в составе советского ВМФ атомных ПЛ проекта 671 ознаменовало начало новой эпохи в противостоянии флотов двух сверхдержав — с этого момента подводники ВМС США уже не могли чувствовать себя в безопасности. В первую очередь это относилось к ракетоносцам типа «Джордж Вашингтон».

Первые советские атомные ПЛ проекта 627 создавались прежде всего для борьбы с авианосцами и другими крупными надводными кораблями противника, а также для возможной атаки военно-морских баз при помощи сверхмощных атомных торпед. В соответствии с такими задачами приоритеты при создании этих АПЛ были определены в виде максимально мощного вооружения. Однако спустя несколько лет стало ясно, что подводный атомоход может представлять даже более серьезную опасность — самым важным событием в конце 1950-х годов стало создание первых в мире подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами. В течение 1960 года (фактически) в строй вошли четыре ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон». Противодействовать этой серьезнейшей угрозе предполагалось как при помощи противолодочной авиации, так и созданием специальных ПЛ-охотников, способных отыскивать и атаковать ракетоносцы противника. При этом важным требованием стало обеспечение максимальной скрытности лодки-охотника.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Основными направлениями работ при создании ПЛ проекта 671 стало снижение акустического и других физических полей, позволяющих обнаружить ПЛ; установка мощного гидроакустического комплекса для обнаружения и преследования противника в сочетании с высокой маневренностью и скоростью подводного хода. Разработка проекта была поручена тому же ленинградскому ОКБ-143, которое успешно справилось с задачей создания первых отечественных АПЛ проекта 627. Основой рабочего проекта послужили проработки Л. Самаркина, но главным конструктором в итоге был назначен более опытный Г. Чернышев.

При разработке проекта конструкторы выработали несколько базовых принципов, позволявших наделить лодку необходимыми качествами и при этом минимизировать водоизмещение: использование только трехфазного переменного тока для силовой сети, оптимизация обводов корпуса для подводного плавания, одна линия валов.

Увеличение диаметра корпуса (по сравнению с АПЛ проекта 627) дало возможность разместить более компактные атомные реакторы поперечно, что сократило длину лодки. Большое внимание уделялось автоматизации управления как силовой установкой, так и корабельными механизмами, включая систему стабилизации ПЛ по глубине. Вообще решение таких специфических задач, как борьба с ПЛ, было связано с многочисленными проблемами, например, обеспечения стрельбы из торпедных аппаратов на глубине до 250 м, но они были успешно преодолены. При конструировании корпуса, с учетом увеличенной до 400 м глубины погружения, появился соблазн применить титан, но отсутствие опыта его обработки заставило использовать конструкционную сталь АК-29.

Проектирование лодки началось в 1960-м и к концу года было завершено. В течение 1961-1962 годов проходила отработка размещения оборудования, прокладка трубопроводов и кабельных трасс. Головная лодка серии была заложена 12 апреля 1963 года, спущена на воду 28 июля 1966 года и вступила в строй 5 ноября 1967-го (как раз к 50-летию Октябрьской революции). Постройкой этой и 14 последующих «671-х» АПЛ занимался судостроительный завод № 196 в Ленинграде (Ново-Адмиралтейский завод); если первые лодки строили около 5 лет, то у последних этот срок сократился до 20 месяцев. По годам ввода в строй АПЛ проекта 671 распределялись следующим образом: 1967 — К-38; 1968 — К-69 (в 1977 переименована в К-369), К-147; 1969 — К-53, К-306; 1970 — К-323, К-370; 1971 — К-438, К-367; 1972 — К-314, К-398; 1973 — К-454, К-462; 1974 — К-469, К-481. К-314, К-454 и К-469 были достроены по измененному проекту 671В — в дополнение к торпедам они несли противолодочные ракеты «Вьюга-53», запускаемые из обычных торпедных аппаратов. Еще одна АПЛ, К-323, в 1984 году была модернизирована по проекту 671 К, получив на вооружение крылатые ракеты С-10 «Гранат» (также запускаемые из ТА) для ударов по наземным объектам с дальностью пуска до 2500 км.

20 ЛЕТ В СТРОЮ

Поступив на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов, «Ерши» занимались, конечно, не только охотой на подводные ракетоносцы, но и смежными задачами: сопровождением авианосных ударных групп (с целью выведения из строя именно «главного игрока»), охраной своих ПЛАРБ от лодок-охотников и действиями на коммуникациях противника.

Служба «Ершей» была богата разными событиями, но, к счастью, все 15 лодок дожили до окончания своего жизненного цикла. Некоторые наиболее примечательные эпизоды их службы стоит вспомнить. В начале 1976 года К-469 совершила (совместно с другой АПЛ) переход с Севера на Дальний Восток, однако не традиционным Северным морским путем, а по южному варианту — через Атлантику, пролив Дрейка и весь Тихий океан. На протяжении 22 тыс. миль лодка постоянно шла под водой, лишь один раз поднявшись на перископную глубину.

В августе 1977 года К-481 совершила подледный переход к Северному полюсу, сопровождая пробивавшийся к полюсу сквозь льды атомный ледокол «Арктика». 21 марта 1984 года К-314, имевшая задачу скрытно преследовать АУГ во главе с ударным авианосцем «Китти Хок» у побережья Кореи, при всплытии на перископную глубину оказалась как раз на пути авианосца. При столкновении она получила значительные повреждения, потеряла ход и была отбуксирована на базу.

19 сентября того же года на другом краю Земли, близ Гибралтара, К-53 при всплытии на перископную глубину столкнулась с советским сухогрузом «Братство», который только чудом не затонул. Лодка получила значительные повреждения и была отправлена в ремонт на базу. Служба первой серии АПЛ проекта 671 продолжалась около 25 лет: после завершения холодной войны держать в боевом составе лодки с заведомо низкими показателями по уровню шумности и не самым новым гидроакустическим оборудованием уже не имело смысла. В период с 1989 по 1994 годы все они были выведены из боевого состава и поставлены на отстой в ожидании разделки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671 «ЕРШ»

В Санкт-Петербурге, рядом с Ново-Адмиралтейским заводом, установлен масштабный макет атомной подлодки проекта 671.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов. Шпангоуты (кроме кормовой оконечности) располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса — с продольной системой набора. Его обводы оптимизированы для движения на большой скорости в подводном положении.

КОРПУС

Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков:

1-й — торпедный, аккумуляторный и жилой;
2- й — центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;
3- й — реакторный;
4- й — турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);
5- й — электротехнический и вспомогательных механизмов, а также санблок;
6- й — жилой и дизель-генераторный;
7- й — рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Во время серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. Особое внимание уделялось снижению шумности кораблей — на последних АПЛ серии ее снизили в 1,5-3 раза, а уровни помех ГАК в 1,5 раза по сравнению с первой.

На всех ПЛ, кроме первой, на наружный (легкий) корпус нанесено поглощающее противогидролокационное покрытие.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора — каждые восемь лет. Компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Сократилось количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки. Большинство трубопроводов первого контура разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Значительно усовершенствовали системы контрольно-измерительных приборов и автоматики; возросла доля дистанционно управляемых клапанов, задвижек, заслонок и т. п.

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух турбогенераторов ОК-2, вырабатывавших переменный ток 380 В (состояли из турбины и генератора мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения на лодке установили два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А-ч), а также два 200-кВт дизель-генератора, связанных с системой РДП. Резервная установка предназначалась не столько для движения лодки при отказе ГЭУ, сколько для обеспечения максимальной скрытности за счет снижения шумов, связанных с работой ПТУ и охлаждения реактора на режимах большой мощности. Кроме того, за счет 2-винтовой схемы обеспечивалась несколько лучшая маневренность.

ВООРУЖЕНИЕ

Из-за необходимости разместить в носовой оконечности громоздкий ГАК «Рубин» установка торпедных аппаратов в этом же месте оказалась сложной задачей. Рассматривались даже варианты с бортовым размещением ТА под углом к корпусу, но применять оружие в этом случае было возможно лишь на невысокой скорости.

В итоге был принят классический вариант размещения ТА — в верхней трети первого отсека, в два горизонтальных ряда. По продольной оси корпуса, над первым рядом ТА, находился горизонтальный торпедно-погрузочный люк, перед которым располагался горизонтальный лоток для загрузки торпед. Торпеды затягивались в отсек, перемещались по лотку, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов. Такая схема позже использовалась на большинстве советских противолодочных АПЛ.

533-миллиметровые торпедные аппараты могли стрелять на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед 53-65К и СЭТ-65 или до 36 мин (из них 12 в ТА).

Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов. Для прицеливания и пуска торпед применялся прибор управления торпедной стрельбой «Брест-671». При перезарядке ТА использовалась система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА «Кипарис».

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Предполагавшийся для установки на «Ерши» ГАК «Керчь» по решению Главного конструктора заменили новым ГАК «Рубин», значительно превосходившим «Керчь» по основным характеристикам.

«Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей около 50 км. В его состав входили носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотная антенна ГАС миноискания МГ-509 «Радиан» в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи и гидроакустической сигнализации. «Рубин» обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника.

Однако эти сравнительно высокие (по сравнению с другими советскими ГАК) данные были, как всегда, получены ценой больших габаритов и веса: в частности, в носовой оконечности требовалось разместить узлы ГАК массой 20 т и объемом с жилую комнату 23 кв. м.

После модернизации, которые большинство лодок проходили в конце 1970-х годов, «Рубин» заменяли более совершенным ГАК «Рубикон» с инфразвуковым излучателем, с максимальной дальностью обнаружения более 200 км.

ОБОРУДОВАНИЕ

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом «Сигма». Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Конструкторы стремились максимально автоматизировать управление техническими средствами и вооружением подводной лодки. Лодка была оснащена централизованной системой управления, регулирования и защиты АЭУ; комплексной системой управления пространственным маневрированием «Шпат», обеспечивавшей автоматическую стабилизацию курса и глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления курсом и глубиной погружения; системой автоматической компенсации аварийных дифферентов и провалов по глубине «Турмалин»; системой централизованного автоматизированного управления общекорабельными системами (ОКС).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАТ ТИПА «ЕРШ»

  • Водоизмещение, т:
    — надводное: 4250
    — подводное: 6080
  • Размерения, м:
    — длина: 93,0
    — ширина: 10,6 (корпуса)
    — осадка: 7,2
  • ГЭУ: 2 реактора ВМ-4,1 ПТУ мощностью 31 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов:
    — надводная: 11
    — подводная: 33,5
  • Автономность суток: 50 (ограничена лишь запасами продовольствия)
  • Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов (боезапас — 18 торпед)
  • Экипаж, чел.: 68-76

Атомная лодка-охотник второго поколения, ориентированная в первую очередь на борьбу с субмаринами противника.

Первое поколение советских атомоходов (лодки проектов и ) было заточено главным образом под борьбу с надводными кораблями. Однако уже ближе к концу 1950-х годов флот потребовал себе современный массовый «охотник», который должен был заняться главным образом задачами противолодочной обороны.

В 1958 году был проведен широкомасштабный конкурс проектов на атомоходы второго поколения. В результате были отобраны три эскизных проекта лодок для серийного строительства: с баллистическими ракетами — проект 667, с крылатыми ракетами — проект 670 и лодка-охотник — проект 671.

Разработчик лодки — СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), главный конструктор Георгий Чернышев. Техническое задание на проект утвердили в 1959 году, технический проект закончили к концу 1960 года, а в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне «Адмиралтейские верфи») заложена головная лодка проекта К-38 .


Фото: navy.su

В проекте был реализован целый ряд новшеств: обтекаемый корпус лодки в виде тела вращения, полное подчинение архитектуры лодки задачам подводного плавания и пр. Лодка получила одновальную энергоустановку с двумя водо-водяными реакторами ОК-300 .

Водоизмещение надводное/подводное 3500/4700 тонн. Длина корпуса 93 метра, ширина свыше 10 метров. Рабочая глубина погружения 320 метров, предельная 400 метров. Максимальная скорость хода под водой до 32 узлов, надводная 11−12 узлов. Экипаж по разным данным 68−76 человек, автономность по провизии 50−60 суток.

«Ерши» получили мощный гидроакустический комплекс «Рубин» с макимальной дальностью обнаружения целей 50−60 км. Одним из сложных элементов технического задания состоял в том, чтобы вписать габаритный комплекс (объемом порядка 70 кубометров и весом 20 тонн) в носовую часть субмарины. С 1976 года вместо «Рубина» на лодки начали в порядке модернизации ставить новый комплекс «Рубикон» с максимальной дальностью обнаружения до 200 км.

Лодка была вооружена шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами, обеспечивавшими стрельбу на глубинах до 250 метров. В боекомплект входило 18 торпед (типа 53−65К или СЭТ-65) или противолодочных ракет (типа 81Р комплекса РПК-2 «Вьюга-53» ; для лодок проекта 671В). Также лодка могла брать морские мины: 18 ПМР-1 , ПМР-2 или ПМТ либо 36 РМ-2Г. Постановка мин выполнялась на скорости хода до шести узлов.


Фото: navy.su

Всего было построено 15 лодок проекта 671, основная их часть служила на Северном флоте.

Три субмарины, строившиеся для Тихого океана, были построены по измененному проекту 671 В (с оснащением комплексом управляемого противолодочного вооружения РПК-2 «Вьюга-53»). Лодка К-323 была в 1984 году модернизирована по проекту 671К и получила возможность применять стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» (советский аналог американских ракет типа Tomahawk).

Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 годы и к настоящему времени утилизированы.

На базе проект 671 «Ерш» были созданы другие проекты многоцелевых атомных лодок — 671РТ «Семга» и 671РТМ/РТМК «Щука».

Со мной списался капитан сухогруза "Братство" Вадим Демченко. Очень возмущался на счет дезы, которая написана про его судно. Цитирую часть его псьма:
...
Столкновение моего судна с К-53 было большим секретом полишинеля. Лично я был официально предупрежден о том, что этот случай в пароходстве известен всего десятку человек. Тем и жили. Экипаж спас судно, груз и сами спаслись без трав, жертв и потерь. Всех благодарили, обещали наградить весь экипаж. Как всегда, забыли. Дали 4 знака "Почетный работник Морфлота" Экипаж расформировали.
Пароход продали на металлолом. (Мой переход на другое судно стоил мне ордена Ленина и загранработы. (Хотя со случаем это никак не связано).
Сама история. Судно грузилось в Канаде зерном на Одессу. В Сеуту зашли для пополнения запасов пресной воды и топлива. Вышли из порта Сеута, легли на курс 98. Груженое судно набирало скорость.
Очень странно и интересно. Ну откуда пошел этот бред - пожар, обесточивание, без огней, в дрейфе....
23.33 18 сентября 1984г. судно уже набрало скорость 14 узлов. Везде фигурирует 19 сентября, поскольку на лодке было переведено время и они зафиксировали 01.34 19 сент. На судне нормальная ходовая вахта. Наблюдение визуальное и включена РЛС. Поскольку видимость хорошая, РЛС на подготовке и включается периодически, согласно правил безопасности плавания. В этом райне все суда или попутчики или встречные, практически линии курсов параллельны. Район не является повышенной опастности плавания. Страшный удар, сравнимый только со взрывом, потряс судно!!!
До того момента, когда испанский водолаз, вынырнув из затопленного маш.отделения, показав нам куски резины и прокричал "рашен сабмарин", все считали что это был взрыв. Но это было потом.
В течении 50 секунд М.О. было затоплено по главную палубу. Практически судно с осадки 10 метров провалилось на осадку 12.5м., по главную палубу. Суда нашей серии имели большую погибь, так что над водой возвышался бак и корма.
Пробоина оказалась размером 100 квадратных метров. От киля на высоту 5м. и длиной 20м. Как потом мы выяснили, лодка нанесла удар носом, на встречном курсе, под углом около 45 град. (что подтверждается курсом лодки, курсом судна и акустическим пеленгом). Удар пришелся в конец 3-го трюма и закончился на всем М.О. Лодка просто вошла в корпус судна и унесла с собой кусок борта. Пробоина не была рваной дырой. Просто отсутствовал большой кусок борта.
Слава советским судостроителям!!!
М.О. полностью затоплено, 3-й трюм разгерметизирован!? Судно одноотсечной непотопляемости. Однако на плаву!!!. Видимо при наличии зерна, коэффициент проницаемости очень мал, да и зерно не так активно вымывалось, поскольку не было большой волны и сильной качки.
Как бы там не было, теоретически, судно должно было затонуть в течении одной минуты. А оно оставалось на плаву. М.О. затоплено, турбогенератор встал, но через 20 секунд запустился АДГ (аварийный диз.генератор).
Если и не было освещено судно, то только в течении 30-40 секунд. И никто не прыгал за борт с криками "мина".
По тревоге, экипаж быстро покинул судно на спасательных шлюпках, но от судна не отходили. По сигналу СОС начали подходить суда. Первым подошло болгарское судно "Пятеро из РМС". С горяча спустили зачем то свою шлюпку, она заглохла
и ветром ее унесло в кромешную мглу. Капитан болгарина не поднимал наших людей, пока одна из наших шлюпок не отправилась на поиски горе-спасателей, их нашли и на буксире привели к их борту. На борту они оказали дружеский прием нашим морякам. Вскоре подошел наш теплоход "Капитан Медведев" и забрал всех с болгарского судна.
Одна из наших шлюпок постоянно дежурила у борта нашего судна. Как раз для того, чтобы оно не считалось брошенным, и не досталось кому либо как добыча.

С целью совершенствования ПЛА пр. 671 и усиления ее боевой эффективности СПМБМ «Малахит» в инициативном порядке выполнило в 1962 г. проработку лодки с двумя и четырьмя ТА калибра 650 мм. По ее результатам было признано целесообразным разработать технический проект ПЛА с четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя калибра 650 мм, присвоив ему номер 671РТ (ракетоторпеды). ПЛА пр.671РТ (шифр «Семга») разработана СПМБМ «Малахит» на базе пр.671 под руководством Г.Н.Чернышова. В отличие от прототипа, эти ПЛА имели увеличенные на 0.1-0.5 м диаметр прочного корпуса в районе носового отсека и центрального поста и длину корабля на 8.8 м. Количество отсеков прочного корпуса возросло до восьми, а в носовом отсеке установили герметичную горизонтальную платформу (для обеспечения надводной непотопляемости). Благодаря этому на корабле заменили два средних 533-мм ТА на два 650-мм ТА, ГАК «Рубин» - на «Рубикон» и выполнили ряд других конструктивных изменений. Внедрение нового оружия и других мероприятий, связанных со снижением уровня шумности лодки привело к тому, что ее водоизмещение возросло примерно на 750 т. Хотя ПЛА пр.671РТ по сравнению с пр.671 имели меньшую шумность практически во всем диапазоне частот, специалисты считают, что их скрытность не до конца отвечала требованиям времени. Данное обстоятельство заставило ограничить серию семью единицами и приступить к созданию ПЛА пр.671РТМ.

Бурное развитие науки, техники и промышленности создало предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились требования к шумности ПЛА, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракетоторпеды, мины, а позже стратегические ракеты, стартующие из ТА). Быстро менялась элементная база, сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроакустическое) и боевые информационно-управляющие системы, радиосвязь. Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых ПЛА пр. 945 и 971, в СССР было принято весьма успешное решение получить максимально возможное из конструкции лодок пр. 671 и 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с главным конструктором Г.Н. Чернышевым была создана еще одна модификация ПЛА пр.671 с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр «Щука») легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения - мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, «плавно перешел» из второго в третье поколение атомоходов. ПЛА пр.671РТМ предназначались для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий.

ПЛА пр.671РТМ в отличие от пр.671РТ имеют более совершенное радиотехническое вооружение, сниженный уровень первичных физических полей, увеличенную автономность и усиленные ледовые подкрепления ограждения рубки и выдвижных устройств. Кроме того, титановый обтекатель основной антенны ГАК заменили обтекателем из многослойного стеклопластика. Эта работа проводилась с участием ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л. Шендеров), ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (Б.П. Григорьев, М.К. Лерри и Н.А. Писковитина), ЦНИИТС (Н.Г. Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор» (гл. конструктор В.В. Громковский) был создан акустический комплекс «Скат-КС». После тщательных проработок было принято решение установить на подводную лодку БИУС «Омнибус», созданную НПО «Агат» (гл. конструктор А.И. Троян). Устаревший навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим комплексом «Медведица» (НПО «Азимут», гл. конструктор В.Г. Пешехонов).

Размещение на ПЛА пр.671РТМ перспективных радиэлектронных средств значительно улучшило ее характеристики и по технической оснащенности приблизило их к ПЛА третьего поколения. Отработка уникальных комплексов «Омнибус», «Скат» и «Медведица» обеспечила впоследствии установку их на ПЛА третьего поколения пр. 945, 949 и 941. Гидроакустический комплекс «Скат» обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию. По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосходил ГАК предшествующего поколения и вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая информационно-управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятия решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами-Б» и разведывательным комплексом.

Вооружение ПЛА проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 18 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, ПЛУР М-5 и 81Р), а также шести сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд-2»). Кроме того, ПЛА могла нести специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства спецназначения.

Большое количество мероприятий было проведено на ПЛА пр.671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Los Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности ПЛА за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т. н. «отключение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. От лодки к лодке пр.671РТМ проводились различные модернизации (включая замену гребного семолопастного винта двумя четырехлопастными, установленными по схеме «тандем»), направленные на снижение шумности. Однако из-за прекращения финансирования работ эту задачу полностью решить не удалось.

Головная ПЛА К-524 сдавалась флоту в 1977 г. без ГАК «Скат-КС», БИУС «Омнибус», НК «Медведица-РТМ» и КСС «Молния-МЦ», которые еще дорабатывались в течение трех лет. В конце 1985 г. К-524 прошла из Северного Ледовитого океана в Атлантику в подводном положении через узкие проливы между Гренландией и островами Канадского архипелага. В море Баффина лодка скрытно прорвала систему ПЛО АУГ и условно атаковала авианосец «America». Поход продолжался 80 суток, 54 из которых прошло подо льдами на глубинах свыше 150 м. С начала марта по июнь 1987 г. корабль участвовал в операции «Атрина». Всего по проекту 671РТМ в период с 1977 г. по 1984 г. на Адмиралтейском ССЗ и ССЗ им. Ленинского комсомола построили 19 кораблей.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на ПЛА пр.671РТМК, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение ПЛА крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. ПЛА пр.671РТМК могут наносить удары и по береговым целям.По своим массогабаритным характеристикам КР «Гранат» фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. В период с 1984 г. по 1992 г. на Адмиралтейском ССЗ построили семь кораблей по пр.671РТМК. Технический проект модернизации также разработало СПМБМ «Малахит».

Подводные лодки пр.671РТМ находились в строю вплоть до начала XXI века, часть из них до сих пор несет боевую службу. Причина такого долголетия серии ПЛА пр.671 заключается в правильно выбранной концепции, позволившей при большой мощности АЭУ, соблюдении строгих архитектурных форм, продуманном размещении механизмов и оборудования обеспечить кораблям хорошие маневренные и мореходные качества. За весь длинный цикл жизни проект не утратил главных преимуществ перед подводными лодками вероятного противника: в скорости, глубине погружения, современном торпедном и ракетном оружии и, конечно, надежности. Вот уже 30 лет служат эти подводные лодки отечеству, и за весь период эксплуатации флот не потерял ни одного корабля этой серии. Сотни автономных плаваний провели эти корабли на всех морских театрах от северных до южных широт. Одним из самых ярких фрагментов в биографии кораблей пр.671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавших уверенность «потенциального противника» - США - в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.

Командование ВМФ и личный состав высоко оценивают эти корабли. По мнению специалистов, по уровню шума ПЛА пр.671РТМ все же несколько уступают своим американским аналогам. Вместе с тем, хорошие маневренные и мореходные качества и мощный современный комплекс вооружения позволяют им эффективно решать поставленные перед ними задачи при современном уровне зарубежных сил ПЛО. На сегодня возможности ПЛА пр.671РТМ еще до конца не реализованы, и с учетом модернизации они еще смогут и в ближайшее десятилетие достойно решать широкий спектр задач на море.

Многоцелевая атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск» проекта 671РТМК «Щука» (по классификации НАТО - «Victor-III») была построена на верфи «Ленинградское адмиралтейское объединение» по заказу ВМФ СССР. Названа в честь города Обнинск Калужской области.

Атомная подводная лодка была заложена 07 декабря 1988 года под именем «К-138», строительный номер 01659 на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 05 августа 1989 года. Осенью 1989 года лодка перешла в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 30 декабря 1990 года вступила в строй. 28 февраля 1991 года включена в состав Северного флота с базированием на Западную Лицу. Был присвоен бортовой номер 685.

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 6990 тонн, подводное 7250 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 107,1 метра, ширина корпуса наибольшая 10,8 метра, средняя осадка по КВЛ 7,8 метра. Скорость надводная 11,6 узла, подводная 31 узел. Рабочая глубина погружения 400 метров, предельная глубина погружения 600 метров. Экипаж 96 человек. Автономность плавания 80 суток.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 2×650 мм, 8 торпед типа 65-76; 4×533 мм 16 боеприпасов: торпед типа 53-65К, СЭТ-65, до 36 мин «Голец», имитаторы МГ-74 «Корунд».

Ракетное вооружение: подводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед.

АПЛ трижды завоёвывала приз главкома по торпедной подготовке: в 1991, 1993 и 1995 годах. Неоднократно участвовала в комплексных учениях СФ, выполнила задачи 9 дальних походов.

03 июня 1992 года переименована в Б-138. 05 мая 2000 года был подписан договор о шефстве над лодкой с администрацией города Обнинска, лодка получила почётное наименование «Обнинск». Ей был присвоен бортовой номер 696.

По состоянию на 2008 год Б-138 «Обнинск» входит в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием на Заозёрск.

В 2010 году подводной лодке был присвоен бортовой номер 618.

По состоянию на май 2014 года Б-138 «Обнинск» проходит ремонт на судоремонтном заводе «Нерпа». 16 мая 2014 года, в филиале СРЗ «Нерпа», была выполнена доковая операция по спуску на воду. После завершения пятичасовой операции АПЛ «Обнинск» была пришвартована к причалу, где будут произведены завершающие этапы ремонта, который должен быть завершен в 2014 году.

08 декабря 2014 года экипаж многоцелевой атомной подводной лодки Северного флота «Обнинск» под командованием капитана 1 ранга Романа Государева крылатой ракетой из акватории Баренцева моря, точно поразив береговую цель на полигоне Чижа в Архангельской области.

26 июля 2015 года в мероприятиях, посвящённых Дню ВМФ России в главной базе флота – Североморске. По сообщению от 24 ноября , которым командует капитан 1 ранга Михаил Домнин, был присужден приз главкома ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами, осуществленную из подводного положения в Баренцевом море по полигону Чижа в Архангельской области. 22 декабря в базу подводных сил Заозерск в Мурманской области, успешно завершив выполнение задач дальнего похода.

По сообщению от 14 марта 2017 года экипаж в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море