Социальная работа. Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии Дайте определение понятию социальная работа

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.

Социальная работа

Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции . В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания , профессию и учебную дисциплину .

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене , «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем , социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

Понятие и статус социальной работы

По поводу статуса социальной работы в современной науке существует три точки зрения:

  • Вид деятельности и прикладная наука.
  • Вид деятельности и наука, которая имеет и прикладную, и фундаментальную составляющую.
Источник (автор) Определение
Клыгин С. Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию.
Холостова Е. И. Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Куприянов Б. В. социальная работа представляет собой управление использованием ресурсов человека, семьи или общности находящегося в трудной жизненной ситуации.
Багрецов Д. М. Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальная политика. Энциклопедия 1) Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приёмах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп.
2) Социальная работа - это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа как наука

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).

Объект исследования

Объект науки - определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество - это система). Объект социальной работы - это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы - это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Предмет исследования

Предмет исследования науки - это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект - это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев)

Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

  1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;
  2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);
  3. зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
  4. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

  1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
  2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
  3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности - это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

  • общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
  • социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);
  • организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
  • психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

  • принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким - либо признакам)
  • принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).
  • принцип социального реагирования
  • принцип профилактической направленности
  • принцип клиентоцентризма
  • принцип опоры на собственные силы
  • принцип максимизации социальных ресурсов
  • принцип конфиденциальности
  • принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)

Теоретические модели

  1. психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
  2. социолого-ориентированные (объект социальной работы - система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);
  3. комплексно-ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев)

Понятийно-категориальный аппарат

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во - вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

Методы исследования

Метод - это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы - способы познания действительности.

Методы социальных наук : социологии, психологии, социальной психологии.

  • эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):
    • наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
    • опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
    • метод экспертных оценок;
    • социометрия;
    • диагностика;
  • методы обработки информации:
    • биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
    • автобиографический;
    • метод семейной биографии;
  • методы теоретического анализа;
    • контент-анализ (сравнительный анализ);
    • системный подход.

Номотетические методы : направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) - это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.

Идиографические методы . В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).

Место в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)

Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны - поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы - это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы - это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин - донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

  1. общие гуманитарные и социально-экономические;
  2. общие математические и естественнонаучные;
  3. общие профессиональные;
  4. дисциплины специализации.

Российская социальная работа в общественном сознании

Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т. д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе.

История

Европа и США

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

Самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

Индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

Привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Россия

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период (до X века)

Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян . В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

  • Культовые формы поддержки . Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
    • Институт волхвов - регулятор общественных отношений . Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
    • Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.
    • Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
  • Общинно-родовые формы помощи . Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
    • Родовые обряды почитания предков - тризны , погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).
    • Институт старцев - различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).
    • Институт детского сиротства. Институт приймачества - приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация - назначение сироте , не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.
    • Институт вдов - помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства .
    • Хождение за «навалным» - своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
  • Хозяйственные формы помощи . Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
    • «Помочи» . Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни ».
    • Толоки - вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
    • Складчина - совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
    • Супряга - совместное использование рабочего скота.
    • Культ героя. Наиболее яркое выражение - княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).
    • Выкуп пленных.

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X-XIII века)

Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году . Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души , человеколюбии , духовности , милосердии , стыде и совести .

Период церковно-государственной помощи (XIV - вторая половина XVII века)

Период государственного призрения (вторая половина XVII века - вторая половина XIX века)

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году - указ об основании воспитательного общества благородных девиц - Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.

Период общественного и частного призрения (конец XIX - начало XX веков)

Период государственного обеспечения (1917-1991 годы)

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. - борьба с детской беспризорностью; 1923 г. - стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. - Всероссийское общество слепых; 1926 г. - Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. - пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. - введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части - социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

Период социальной работы (1991 - по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года , когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности - социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

День социального работника

  • День социального работника отмечается в РФ 8 июня согласно Указу Президента от 27 октября 2000 года № 1796.

Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет , на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.

В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.

Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования . Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют 52 учебных заведениях.

Субъект Федерации Высшее учебное заведение Среднее учебное заведение
Республики
Адыгея филиал в г. Майкопе
Алтай Горно-Алтайский государственный университет
Башкортостан Башкирский государственный университет , Туймазинский юридический колледж

Башкирский экономико-юридический техникум (Уфа)

Бурятия Бурятский государственный университет ,
Дагестан
Ингушетия
Кабардино-Балкарская Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М.Бербекова, Кабардино-Балкарский педагогический колледж (Нальчик)
Калмыкия
Карачаево-Черкесская Карачаево-Черкесский филиал
Карелия Петрозаводский государственный университет Педагогический колледж № 1 (Петрозаводск)
Коми Сыктывкарский государственный университет Педагогический колледж № 3 (Воркута)

Высшее педагогическое училище (колледж) № 1 (Сыктывкар)

Марий-Эл Марийский государственный технический университет
Мордовия Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Саха (Якутия)
Северная Осетия Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
Татарстан Казанский государственный технологический университет

Казанский медицинский университет

Казанский социально-юридический институт

Педагогический колледж № 1 (Казань)

Экономико-строительный колледж (Набережные Челны)

Тува
Удмуртская , Финансово-юридический колледж (Ижевск)
Хакасия Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Чеченская Грозненский техникум информатики и вычислительной техники
Чувашская филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары
Края
Алтайский Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова,
Забайкальский Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского ,
Камчатский филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском
Краснодарский Институт экономики и управления

Филиал Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Кропоткин)

государственный педагогический университет в Армавире
Красноярский Красноярская государственная архитектурно-строительная академия Ачинский педагогический колледж Чайковский политехникум
Приморский Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Большекаменский технический колледж

Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (Владивосток)

Ставропольский Северо-Кавказский государственный технический университет

Северо-Кавказский социальный институт

Хабаровский Дальневосточная академия государственной службы
Области
Амурская Амурский государственный университет
Архангельская Северный Арктический Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова, Северодвинский технический колледж
Астраханская Астраханский государственный университет Астраханский социально - педагогический колледж
Белгородская Белгородский государственный университет ,
Брянская Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Владимирская Муромский институт, филиал Владимирского государственного университета ,

филиал Московского психолого-социального института в г. Муроме

Волгоградская Волгоградский государственный медицинский университет Волгоградский педагогический колледж № 2
Вологодская Вологодский государственный педагогический университет Братскский педагогический колледж № 1
Калининградская Российский государственный университет имени Иммануила Канта
Калужская Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского
Кемеровская Кемеровский государственный университет Анжеро-Судженский политехнический колледж
Костромская Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова , Нерехтское медицинское училище
Курганская Курганский государственный университет , Курганский технологический колледж
Курская Курский государственный медицинский университет

Курский гуманитарно-технический институт

Курский институт государственной и муниципальной службы

Ленинградская (Гатчина)
Липецкая Липецкий государственный педагогический университет
Магаданская Северо-Восточный Государственный Университет
Московская Российский государственный аграрный заочный университет (Балашиха)

Институт бизнеса, психологии и управления (Химки)

Мурманская Мурманский государственный гуманитарный университет
Нижегородская Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара, Нижегородский авиационный технический колледж

Нижегородский педагогический колледж

Русско-немецкий университет

Омская Омский государственный педагогический университет
Пензенская Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского, Пензенский педагогический колледж
Псковская Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
Ростовская Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове Азовский государственный гуманитарно-технический колледж

Рязанский филиал Московского психолого-социального института

Рязанский медицинский колледж
Самарская Самарская государственная академия культуры и искусств

Самарский медицинский институт РЕАВИЗ

Губернский колледж (Похвистнево)

Самарский социально-педагогический колледж

Поволжский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации (Энгельс)

Сахалинская
Свердловская Уральский институт социального образования, Филиал Российского Государственного Социального Университета в Екатеринбурге Смоленский педагогический колледж
Тамбовская Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина,

филиал Московского психолого-социального института в г. Уварово

Тверская Тверской государственный университет ,

филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Твери

Тверской политехнический техникум
Томская Сибирский государственный медицинский университет
Тульская Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Заокский христианский многопрофильный колледж
Тюменская Тобольская Государственная Социально-Педагогическая Академия им. Д. И. Менделеева, Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий
Ульяновская Ульяновский государственный университет Ульяновский социально-педагогический колледж № 1
Челябинская

Глобальное определение социальной работы в копилку специалиста. Утверждено Общим собранием Международной федерации социальных работников и Генеральной Ассамблеи МАШСД в июле 2014 года. Определение ценно тем, что содержит комментарий, раскрывающий его суть.

Глобальное определение социальной работы как профессии

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия.

Данное определение можно расширять на национальном и/или региональном уровнях

КОММЕНТАРИИ

Комментарии служат для разъяснения ключевых концептов, используемых в определении, и конкретизируются относительно ключевых полномочий, принципов, знания и практики профессиональной социальной работы.

Ключевые полномочия

Ключевые полномочия профессиональной социальной работы включают в себя содействие общественному изменению, социальному развитию, социальной сплоченности, а также укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению.

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая признает взаимосвязь исторических, социально-экономических, культурных, пространственных, политических и личностных факторов, выступающих возможностями и/или барьерами для человеческого благополучия и развития.

Структурные барьеры способствуют увековечиванию неравенства, дискриминации, эксплуатации и угнетения. Развитие критического сознания через осмысление структурных источников угнетения и/или привилегий на основе расовых, классовых, языковых,религиозных и гендерных различий, ограниченных возможностей в развитии, культурной и сексуальной ориентации, а также разработка действенных стратегий, направленных на преодоление структурных и личностных барьеров, являются центральными в освободительной практике, цели которой — укрепление способности людей к самостоятельному функционированию в обществе и их освобождение. Солидаризируясь с обездоленными людьми, профессия стремится облегчить нищету, освободить уязвимые и угнетенные группы, и содействовать социальному включению и общественному сплочению.

Полномочие для социального изменения основано на предпосылке того, что интервенция в социальной работе осуществляется в случае, когда текущая ситуация на любом уровне (индивидуальном, семейном, малой группы, сообщества или общества) нуждается в изменении и развитии. Она вызвана потребностью ответить на вызов и изменить те структурные условия, которые способствуют маргинализации, социальному исключению и угнетению.

Существенное место в инициативах социального изменения отводится человеческой деятельности по продвижению прав человека, экономической, экологической и социальной справедливости. Профессия в равной степени посвящает себя обеспечению социальной стабильности, если такая стабильность не используется в целях маргинализации, исключения или угнетения особых групп людей.

Концепция социального развития определяет стратегии интервенции, стремление к изменению государственных и политических структур, дополняющих более популярные — остаточные и институциональные структуры. Она основана на целостных биопсихосоциальных, духовных оценках и интервенциях, которые выходят за пределы микро-макро-деления, включая мульти системные уровни, межсекторное и межпрофессиональное сотрудничество, нацеленное на устойчивое развитие. Она отдает приоритет социоструктурному и экономическому развитию и не разделяет расхожее мнение о том, что экономический рост является предпосылкой для социального развития.

Принципы

Всеобъемлющие принципы социальной работы — уважение неотъемлемой ценности и достоинства людей, непричинение вреда, уважение многообразия, поддержка прав человека и социальная справедливость.

Защита и поддержка прав человека и социальной справедливости являются мотивацией и основанием для социальной работы. Профессиональная деятельность социальных работников рассматривает права человека и коллективную ответственность как взаимосвязанные части целого. Идея коллективной ответственности выдвигает на первый план понимание того, что права отдельного человека могут быть реализованы только на ежедневной основе при условии обоюдной ответственности за себя и окружающую среду, и создания взаимных отношений внутри сообществ. Поэтому основной фокус социальной работы должен быть направлен на защиту прав людей на всех уровнях и способствовать тому, чтобы люди принимали на себя ответственность за благополучие друг друга, понимали и уважали взаимозависимость между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

Социальная работа охватывает права первого, второго и третьего поколений. Права первого поколения относятся к гражданским и политическим правам, таким как свобода слова и совести, свобода от пытки и незаконного задержания; второе поколение относится к социально-экономическим и культурным правам, которые включают права доступа к образованию, здравоохранению и обеспечению жильем, право на язык национального меньшинства; права третьего поколения фокусируются на мире природы и праве на биомногобразие видов, а также межпоколенческую справедливость. Эти права укрепляют друг друга, они взаимозависимы и включают как индивидуальные, так и коллективные права.

В некоторых случаях «непричинение вреда» и “уважение многообразия” может представлять противоречивые и конкурирующие ценности, например, когда со ссылкой на культуру нарушаются права, включая право на жизнь, права таких меньшинств, как женщины и гомосексуалисты. Глобальные образовательные стандарты по подготовке и обучению социальных работников рассматривают эту сложную проблему, выдвигая подход к обучению социальных работников, опирающийся на основные права человека. В примечании поясняется, что:

Такой подход смог бы облегчить конструктивную конфронтацию и внести изменения там, где определенные культурные верования, ценности и традиции нарушают основные права человека. Поскольку культура социально сконструирована и динамична, она выступает предметом деконструкции и изменения. Такую конструктивную конфронтацию, разрушение и изменение можно ослабить с помощью внутренней настройки и понимания конкретных культурных ценностей, верований и традиций, через критический и рефлексивный диалог с членами культурной группы с глазу на глаз по более широким проблемам прав человека.

Знание

Социальная работа является как междисциплинарной, так и трансдисциплинарной. Она опирается на широкий спектр научных теорий и исследований. ‘Наука’ в данном контексте понимается в своем наиболее основном значении, как ‘знание’. Социальная работа опирается на свои собственные постоянно развивающиеся теоретические ресурсы и исследования, а так же на теории других гуманитарных наук, включая, но не ограничиваясь, социальным развитием, социальной педагогикой, администрированием, антропологией, экологией, экономикой, образованием, управлением, сестринским уходом, психиатрией, психологией, здравоохранением и социологией. Уникальность исследований социальной работы и ее теорий состоит в том, что они применимы на практике и имеют освободительный характер. Большая часть исследований социальной работы и ее теории проводятся и создаются при участии пользователей услуг (клиентов) в интерактивном, диалогическом процессе и поэтому привносятся через специфические контексты практики.

Данное определение подтверждает, что социальная работа формируется не только за счет знаний, привносимых специфическими контекстами практики и западными теориями, но также и на основе коренных знаний. Частью наследия колониализма является то, что западным теориям и знаниям отводилась первостепенная роль, а знания коренных народов были обесценены и поглощены западными теориями. Предложенное определение пытается остановить и полностью изменить этот процесс, признавая, что коренные народы в каждом регионе, стране или области несут свои собственные ценности, способы познания и передачи своих знаний, и вносят неоценимый вклад в науку.

Социальная работа стремится исправить исторический западный научный колониализм и его гегемонию, слушая и извлекая уроки у коренных народов во всем мире. Таким образом, знания социальной работы будут создаваться и привноситься в копилку коренными народами, и соответственно применяться на практике не только на локальном, но также и на международном уровне. Опираясь на работу Организации Объединенных Наций, Международная федерация социальных работников определяет коренные народы следующим образом:

  • Они живут в пределах (или сохраняют привязанность) географически определенных наследственных территориях.
  • Они стремятся поддерживать определенные социальные, экономические и политические институты на своих территориях.
  • Они как, правило, стремятся остаться в своих культурных, географических и институциональных рамках, вместо того, чтобы ассимилировать полностью в национальное общество.
  • Они идентифицируют себя как представители коренной национальности или рода.
Практика

Законность и полномочия социальной работы лежат в ее интервенции в сферы, где люди взаимодействуют со своей средой. Окружающая среда охватывает различные социальные системы, в которые включены люди, а также природную, географическую среду, которая оказывает глубокое влияние на жизнь людей. Методология участия, используемая в социальной работе, отражается в том, чтобы “привлечь внимание людей и структур к жизненным проблемам и улучшению благополучия».

По мере возможности социальная работа поддерживает работу с людьми, а не только для людей. В соответствии с парадигмой социального развития социальные работники используют диапазон навыков, методов, стратегий, принципов и действий на различных системных уровнях, направленных на поддержание системы и/или ее изменение.

Практика социальной работы охватывает диапазон действий, включая различные формы терапии и консультирования, групповую работу и работу по месту жительства; разработку политики и анализ; защиту интересов клиента и политические интервенции.

В рамках освободительной перспективы, которую поддерживает данное определение, стратегии социальной работы нацелены на усиление надежды людей, их самооценки и творческого потенциала, чтобы противостоять и бросить вызов деспотической динамике власти и структурным источникам несправедливости. Таким образом, стратегии связывают в единое целое микро-макро, и личностно-политическое измерение интервенции. Целостный фокус социальной работы универсален, но приоритеты социальной работы изменяются от страны к стране и иногда зависят от исторических, культурных, политических и социально-экономических условий. Ответственность социальных работников во всем мире состоит в том, чтобы защитить, обогатить и реализовать ценности и принципы, отраженные в этом определении. Определение социальной работы может быть значащим только тогда, когда социальные работники активно передают его ценности и видение.

Ирина Владимирова

Глобальное определение социальной работы

Социальная работа - уникальный вид профессиональной деятельности по созданию социальных условий для улучшения условий жизни отдельной личности, повышение благосостояния народа. Как вид профессиональной деятельности социальная работа сформировалась на базе системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, социальных служб для молодежи, специализированных учреждений и учреждений.

Традиционно социальная работа развивается как филантропическая помощь личности в сложной жизненной ситуации, определенная система материального обеспечения населения с целью создания надлежащих условий для выживания в период перехода к рыночной экономике. Сложные социально-экономические условия жизни обусловили необходимость разработки современных научных и прикладных подходов к социальному влиянию на индивида и его окружения. С одной стороны - финансовая поддержка государства, адаптация общества к потребностям личности, с другой - создание соответствующих социальных условий для самосовершенствования и саморегулирующаяся-ции личности в направлении овладения ею экономической состоятельности. Сущностная значимость социальной работы - в ее побудительном, активизируя характере, который базируется на понимании того, что социальный работник не сможет прожить за клиента его жизни. Социальная деятельность предназначена найти положительные сохранены возможности личности, направить их в правильное русло, помочь ему осознать собственную жизненную ситуацию и найти выход из нее.

Практическая направленность социальной работы на основе научно обоснованных подходов к организации труда определяет ЕЕ как профессию, разновидность трудовой деятельности, требующий определенной профессиональной подготовки и являются, как правило, способом существования.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности уполномоченных органов по предоставлению государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения материального, социального, культурного уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Социальная


деятельность основывается на различных гуманитарных и демократических идеалах. Социальная работа имеет пять ключевых аспектов: социально-экономический, национально-географический, политический, культурный, духовный. Национально-географический аспект социальной работы заключается в том, что деятельность происходит в среде определенного народа, в пределах определенных границ - учреждения, страны, региона, муниципалитета. Политический аспект социальной работы связан с тем, что каждая страна имеет свою политическую систему, которая независимо от того, является ли она либеральной или репрессивной, социалистической или капиталистической, определяет условия практической деятельности социального работника. Социально-экономический аспект социальной работы исходит из того, что основными надеждами человека есть надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системы здравоохранения и образования, социального обеспечения и социального обслуживания, в то время как социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов. Культурный аспект социальной работы возникает в уважении к традициям, убеждений, культурных ценностей отдельной страны, социальной группы, сообщества, мировых культурных достижений и ценностей. С точки зрения социальной работы важна для создания благополучного социального фона для жизнедеятельности личности является система ценностей, философия, этика социальной работы, идеалы стоящие в основе научных и практических подходов к стратегиям поддержки личности.

Основу социальной работы как практической деятельности составляют:

· Принципы социальной работы;

· Процесс социальной работы;

· Функции социальной работы;

· Составляющие социальной работы.

Принципы социальной работы как практической деятельности - исходные положения теории социальной работы, отражающие ее прикладное значение (табл. 1.1).


Таблица 1.1. Принципы социальной работы

Принцип создания равных возможностей Предоставление социальных услуг личности независимо от ее возраста, национальности, происхождения, социального статуса, сферы занятости, места жительства, религиозной принадлежности; создание таких социальных условий жизнедеятельности личности, которые соответствуют его потребностям и соотносятся с условиями функционирования общества
Принципсочетание помощи с самопомощью Опора на положительный потенциал личности и ее стремление воспринять социальное влияние
Принцип гуманности Приоритет общечеловеческих ценностей, предусматривающие взгляд на человека в его взаимосвязях с природой, обществом, глобальными проблемами, продиктованы особенностями и реалиями современности, общечеловеческой культурой, а также такими общечеловеческими ценностями, уходящих корнями в семейная среда и фундаментальные основы нравственности; сочетание интересов общества и потребностей личности в получении социальных услуг
Принцип дифференциации и индивидуализации Учет уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития личности, стимулирование ее активности, раскрытие творческой индивидуальности каждого
Принцип адаптации Определяет особенности привлечения различных категорий и целевых групп населения к социально значимой деятельности с целью приспособления к социальной среде и удовлетворения социально значимых потребностей, а также адаптация общества к особым потребностям отдельных категорий граждан
Принцип интеграции Создание условий для включения личности в деятельность различных сфер жизни общества, ее позитивной социализации, индивидуализации, идентификации

Окончание табл. 1.1

Принцип согласованности краткосрочных и долгосрочных перспектив Согласованность краткосрочных и долгосрочных перспектив социализации личности, взаимодействие мер государственной поддержки, негосударственной и личностной программы образовательного, культурного, психического, физического развития
Принципкомплексногоподхода Использование широкого спектра приемов и способов решения социально-психологических проблем, их вариативности государственными, общественными, частными учреждениями и организациями
Принцип этичности Отражает характер деятельности, направленный на корректную обработку информации и конфиденциальности
Принцип партнерства и взаимного доверия Основа продуктивного взаимодействия в социальном становлении детей и молодежи, различных возрастных групп населения с государственными и негосударственными социальными службами
Принцип уважения к личности Соблюдение права на личностную мнению, создание условий для волеизъявления собственного мнения клиента в процессе предоставления социальных услуг
Принцип бесплатности обслуживания или драгоценности услуг Осуществляется в соответствии с действующим законодательством

Процесс социальной работы - последовательная смена социальных явлений, этапов в развитии практики социальной работы, совокупность последовательных действий для достижения конечного результата.

Процесс социальной работы реализуется на разных уровнях развития общества: микро-, мезо- и макроуровне.

Микро-уровень - социальная работа с отдельной личностью и его ближайшим социальным окружением: семьей, друзьями, соседями, родственниками и др. Он базируется на прямых взаимоотношениях и взаимоотношениях между личностью и социумом. В соответствии с этим процесс социальной работы состоит из следующих этапов.

1. Опытный: изучение, исследование социальных условий жизни граждан, их социальных проблем, интересов, запросов на социальные услуги. Этот этап реализуется благодаря использованию социологических (интервью, анкетирование, фокус-группы) и психолого-педагогических методов (интервью, наблюдение, тестирование клиента или группы клиентов) исследования.

2. Планирование: на основе результатов и полученных данных исследования проблем клиентов, их психологического самочувствия, состояния, интересов, запросов, особенностей жизнедеятельности определяются основные подходы к индивидуальной или групповой работы, в зависимости от сферы социальной защиты (труда и социальной политики, образования, специализированных учреждений, социальных служб для молодежи и т.д.) цели, задачи, формы, методы социальной работы, ресурсы (финансирование, кадровое обеспечение), взаимодействие специалистов в группе (команде), срок исполнения, промежуточные цели, корректировки при необходимости форм и методов социального воздействия, определение конечного результата, согласование плана с потребителями социальных услуг.

3. Процесс социальной работы: предоставление услуг клиентам, реализация основных положений плана, коррекция при необходимости основных подходов к социальной работе в ходе ее реализации.

4. Подведение итогов: оценка результатов работы на основе преимущественно качественных данных (улучшение психологического состояния личности, социальных условий жизни, материального или финансового положения, характер взаимоотношений и взаимоотношений в социуме на основе наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования и т.д.).

5. Прекращение процесса предоставления социальных услуг или переход на новый, дальнейшее, содержательно качественный этап социальной работы.

Этот уровень социального обслуживания может осуществляться на контрактной основе социальной службы с клиентами и реализуется преимущественно специалистами организаций и учреждений социальной сферы.

Мезоуровень: социальная работа осуществляется на уровне организаций и учреждений социальной сферы. Объекты социальной работы вступают во взаимоотношения с субъектами предоставления социальных услуг опосредованно. Это уровень определения основных направлений, подходов к социальной работе администрацией заведения, не вступает в прямые контакты с потребителями социальных услуг, однако есть определяющим звеном в улучшении социального фона социума (района, микрорайона, города, области, региона), совершенствует содержание, формы, методы, технологии социальной работы в пределах своих полномочий и компетенции.

Процесс социальной работы на этом уровне состоит из следующих этапов:

1. Научно обоснованное исследование социальных, социально-психологических, социально-экономических, социально-культурных проблем различных социальных групп населения, влияния территориальных особенностей условия жизнедеятельности населения, определение приоритетных отраслей (сфер) в социальной защите и поддержке социально уязвимых категорий населения, определение ведущих направлений, форм, методов социальной работы, социальных технологий в соответствии с потребностями региона.

2. Планирование социальной работы на уровне организаций и учреждений социальной сферы с целью определения главных, ведущих направлений социальной защиты, поддержки населения, социальной пыль иву на различные социальные, социально-экономические, социально-психологические и другие проблемы общества. Программирование отдельных направлений социальной работы имеет целью более целенаправленный социальное влияние на социальное положение отдельных категорий и целевых групп населения: инвалидов, сирот, стариков и др. Планирование приводит тесные взаимосвязи организаций и учреждений государственного и негосударственного секторов сферы социальной защиты населения, бизнес-структур, которые вносят большой вклад в поддержку социально незащищенных граждан.

3. Реализация системы предоставления социальных услуг структурными подразделениями организаций и учреждений и подчиненных им учреждений: реабилитационных центров, специализированных служб, территориальных центров и тому подобное.

4. Экспертная оценка эффективности работы службы в сфере социальной защиты и поддержки разных категорий и целевых групп населения на основе качественных и количественных показателей обработки информации, отражены в анализе работы службы, отчете т. Качественная оценка осуществляется путем проведения экспериментальной работы, социологических исследований; анализ количественных данных базируется на статистической информации, количественном составе потребителей социальных услуг, корреляции этих результатов в связи с улучшением условий жизни населения.

5. Переход на качественно новый уровень социальной работы с учетом положительных и отрицательных результатов предыдущего этапа.

Макроуровень: определение политики государства по социальной работе. В зарубежных подходах выделяется екзоривень (промежуточный), что определяет кросскультурные разногласия социальной работы в различных странах мира. Суть социальной работы на макроуровне заключается в том, что объекты социальной работы, то есть непосредственные потребители социальных услуг, не имеют обычно прямых взаимоотношений с государственными органами власти, которые определяют их судьбу и условия нормальной жизнедеятельности, однако испытывают на себе негативные и позитивные сдвиги, которые происходят в политической сфере общества. Процесс социальной работы представлены такими периодами:

1. Законодательное регулирование социальной политики государства на основе международных подходов и стандартов. Разработка направлений социальной защиты населения, лоббирование их в правительстве государственными и негосударственными организациями и учреждениями, которые выходят с инициативами по разработке законопроектов в социальной сфере.

2. Разработка подзаконных документов и актов, определяющих политику государства на уровне министерств и ведомств: положения, уставы, инструкции, порядок деятельности служб, реализация системы предоставления социальных услуг и тому подобное.

3. Разработка государственных программ и проектов, направленных на улучшение жизни граждан, определение финансирования отдельных направлений социальной работы, социальной поддержки различных категорий населения.

4. Социальная защита населения в определенный период развития государства, определяется государственными программами и проектами.

5. Экспертная оценка государственных программ и проектов, их эффективности на основе анализа социологических и статистических данных.

6. Определение приоритетов системы социальной защиты населения, социальной работы на следующий период развития государства в соответствии с новым социальным, социально-политических, социально-экономических, социально-психологических, социально-культурных потребностей населения.

"Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации."

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину.

Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны - поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы - это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы - это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин - донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

    общие гуманитарные и социально-экономические;

    общие математические и естественнонаучные;

    общие профессиональные;

    дисциплины специализации.

Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется (номинально всегда повышается).

Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п

Потребительская корзина - это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Индексация доходов населения - полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростомценна потребительские товары и услуги.

В мировой практике известны две основные формы индексации доходов населения:

    автоматическая , при которой индексация оплаты труда и других доходов повышается пропорционально росту цен;

    полуавтоматическая (договорная ), применяемая в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порогсоциальной защитыдля заключенияколлективных договоров.