Система контроля над финансовыми потоками. Как посчитать процент выполнения плана Контроль посредством мотивации

Какая нужна формула?

%плана = (факт / план) * 100%.

Эти показатели могут быть выражены как в количественных, так и в стоимостных единицах, а также складываться из нескольких компонентов.

Теперь рассмотрим принцип расчёта выполнения плана в программе Excel .

Например, у нас есть данные по плановому и фактическому выпуску продукции за 1 квартал.

Для этого достаточно сделать следующее:

1) В ячейку с результатом записываем формулу вида:

Например: в ячейке C7 - план, в ячейке D7 - факт. Формула в ячейке E7 выглядит следующим образом:

В контекстном меню ячейки выбираем "Формат ячейки" и устанавливаем необходимые параметры.

После этого в ячейке будет содержаться информация о выполнении плана в процентах.

Может возникнуть и другая задача - нужно рассчитать прогнозный процент выполнения плана .

Например, за 10 дней марта было выпущено 400 единиц продукции. Нужно узнать, какой процент плана будет по итогам месяца, если темп производства останется аналогичным.

Для этого используем формулу:

%плана_прогноз = (факт / текущий день) (план / количество дней в месяце) * 100%.

Вот как выглядит эта формула в Excel:

Если нужно взять именно текущий день, то пишем такую формулу:

Да просто, как два пальца об асфальт.

Возьмите в одну ячейку забейте значение "План9, в другую - значение "Факт9.

В третью напишите формулу типа "=Факт/План*1009 и задайте в ней формат процентного отображения результата. Если у вас выключен режим автоматического пересчета (а он включен по умолчанию), то нажмите клавишу F9. В результате в третьей ячейке будет показан процент выполнения вашего плана. Вот как то так!

Сначала надо найти ячейку в которой записан план, например А10, а затем найти ячейки в котрых отражены текущие показатели или просто состояние выполнения на определенную дату, например H100.

Формула расчета процента выполнения плана будет частным от деления:

=H100/A10 (если формат ячейки процентный)

=H100/A10*100 (если формат ячейки числовой)

Econcoverage Новая экономика

Рассчитаем процент выполнения плана по следующей формуле:

Выполнение плана = 100% (16)

I квартал Вып. = 100% = 110,2%

II квартал Вып. = 100% = 102,8%

III квартал Вып. = 100% = 95,9%

IV квартал Вып. = 100% = 144,9%

Рассчитаем отклонение плана по следующей формуле:

Отклонение от плана = Факт - План (17)

I квартал Вып. = 21000 - 19050 = 1950 тыс. руб.

II квартал Вып. = 21600 - 21000 = 600 тыс. руб.

III квартал Вып. = 20000 - 20850 = -850 тыс. руб.

IV квартал Вып. = 30000 - 20700 = 9300 тыс. руб.

Из выше приведенного графика можно сделать вывод, что в первом и четвертом кварталах на ПК «Колорит» в течение 2010 г. балансовая прибыль по факту была больше, чем по плану.

Таблица 7 - Выплаты из прибыли в течение 2010 года

Выплаты: Налог на прибыль (20%) Плата за производственные фонды Процент за кредит

18937,4 17250 4300

Из нее отчислено в: - резервный фонд, - фонд накопления, - фонд потребления.

11200 13756 22181

Осталось в распоряжении предприятия

Существующая в настоящее время система управления регионом недостаточно эффективна и сформирована; она отвергает старые формы и методы при отсутствии или недостаточной развитости новых структур и достаточно эффективных механизмах для реализации функций управления. Для управления экономикой региона в развитии нужно провести реструктуризацию в системе управления регионом. .

Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.

Большинство аналитиков, работающих в корпорациях, чтобы получить операционные показатели фирмы, должны использовать в Excel разного рода математические операции. Вычисления такие как процентные части от суммы, относительное отклонение от бюджета или возможные наценки возникающие на основе выполнения всех бизнес-анализов. Все это нужно посчитать в процентах.

Как посчитать процент от числа в Excel

Когда руководство Вас просит вычислить процентную часть текущей реализации поставленной цели, оно имеет ввиду относительное сравнение текущих показателей, с запланированными показателями, которые нужно достичь. Математические действия для вычисления данной формулы в Excel очень просты. Необходимо поделить текущие показатели разделить на запланированные и отобразить значение результата в процентном формате ячеек. Таким образом мы получим процентное значение отображающее долю реализации части плана. Допустим в плане продаж фирмы запланировано продать в этом месяце 100 планшетов, но месяц еще не закончился и на текущий момент продано пока только 80 штук. В процентах это математически вычисляется так (80/100)*100. Если же мы используем процентный формат ячеек в Excel, тогда не нужно умножать на 100. В таком случае формула выглядит так: =80/100.



Как посчитать процент выполнения плана в Excel

Не важно, как поставлена задача: процентная часть реализации цели, выполнение бюджета или плана продаж в процентах – это все касается одной и той же задачи. Вычисляется одним и тем же способом. Ниже на рисунке отображен список регионов. Напротив, каждого региона рядом в столбце указана желаемая цель и фактическая реализация плана. Обратите внимание, что в последнем столбце где указан результат выполнения плана в процентах изменен формат ячеек на «процентный». А формулы в этом столбце весьма простые – значение столбца «Продано» делиться на значение в столбце «План» =C2/B2.

Мало что можно сказать о данной формуле. Ведь в ее основе используется математическое вычисление. В самой формуле же применяться только лишь ссылки на ячейки, так чтобы одно значение было разделено на другое. Без каких-либо функций. Достаточно лишь вписать формулу в первую пустую ячейку последнего столбца (D2), а далее скопировать ее заполнив остальные ячейки.

Как вычислить процент выполнения от общего плана

Теперь усложним задачу. Допустим нам нужно отдельно сравнить каждый фактический показатель по отношению к общему поставленному плану для всех регионов. Поставленная задача, наглядно проиллюстрированная ниже на рисунке:

На этот раз регионы не имеют столбца со своим собственным планом. Вместо этого сразу идет столбец «Доля», где каждый показатель продаж сравнивается с общим планом, указанным в ячейке E2. Формула в столбце «Доля» на этот раз выглядит следующим образом =B2/$E$2.

Обратите внимание на то, что в знаменателе формулы используется абсолютная ссылка на ячейку $E$2. Символы доллара указывают нам на то, что ссылка на ячейку с значением общего плана заблокирована. Благодаря этому она не изменяется при копировании формулы в другие ячейки столбца «Доля». В ячейке C6 мы суммируем все проценты чтобы убедиться в точности результата. Как видим снова и на втором рисунке мы получили такое же перевыполнение общего плана – 105%. Итоговые значения в процентах у нас совпали, значит все вычисления формул верны.

65. Бюджет предприятия.

Бюджетирование – управленческая деятельность, которая опирается на систему внутрифирменного планирования, которое использует современные технологии, и взаимоувязана с производст., операцион. планированием и управлением финансами.

Сущность бюдж.-я состоит в том, что вся деятельность предприятия находится в балансировании между доходами и расходами, с определением мест их возникновения и закрепления ответственности за руководителями различного ранга.

Задачи составления бюджета предприятия заключается в решении двух основных проблем:

Обеспечение экономической безопасности,

Максимизация прибыли, которая является одним из источников формирования бюджета.

Под экономической безопасностью понимается недопущение банкротства фирмы. Собственник, по сути, имеет право ликвидировать предприятие, но любая реорганизация требует предварительного экономического расчета.

Единственным источником погашения долгов явл.продажа предп-я (погашение активов). Выручки от реализации активов не хватает для погашения долгов, след-но собственник подвергается судебному преследованию.

Нужно выбирать тот путь, кот-ый будет соответствовать предприятию.

На пред-ии может происходить:

Слияние,

Ликвидация убыточных видов деятельности,

Создание на базе старого предприятия нового, кот-ое возьмет на себя долги.

С др.стороны методами обеспечения экон.безопасности явл диверсификация произ-ва:

Горизонтальная,

Вертикальная.

Особенности горизон. в том, что создаются автономные производства, нацеленные на выпуск различной продукции, т.е. убытки по первому виду деятельности должны перекрывать доход по другим видам. Т.е. минимизация риска производственной деятельности за счет распределения средств по разным направлениям произ-ва. Суть вертик. в том, что она удлиняет продуктовую линию – произ-во конкретного вида продукции. Удлинение происходит в 2-х направлениях-в сторону поставщиков, чтобы ликвидировать зависимость от диктата снабженца, с др стороны – есть сеть оптовиков, которые закупают продукцию у предприятия. Посредники за счет наценки создают свою прибыль. Это приводит к тому, что цены будут такими, что произойдет затоваривание. След-но создание фирм. Сети. Тогда весь цикл от снабжения до реализации наход. в 1-ой системе управления, мы можем оперативно реагировать на всю систему. Так.образ. обеспечение эконом.безопасности необходим доступ к необходимым ресурсам. Кроме материальных, фирме требуются финансирование и трудовые ресурсы.

Доступ к финансам фирма м. получить:

  1. покупка акций коммерческого банка
  2. берем комм.банк в качестве учредителей и получаем доступ к льготным кредитам.

(система акционерного участия – перекрестное владение акциями дрдруга, когда обе стороны заинтересованы в успешном выполнении контракта).

Доступ к квалифик.рабочей силе:

  1. сами готовим кадры.
  2. производим отбор по выгодным критериям. (краткосрочные труд контракты и долгосроч., долгосроч.тр.конт-ы дают социальные гарантии – периодическая переподготовка кадров за счет фирмы, гарантир.санатор.курортлечение, оказание помощи в улучшении жилищ.условий)

Рассматрив.максимизацию прибыли м.выделить следующие 3 метода:

  1. повышение цены продажи единицы продукции (когда продукция пользуется спросом и увелич. Цены не приводит к резкому снижению этого спроса, но если цена высока всегда найдется конкурент, либо появятся товары-заменители. Такой путь явл.краткосрочным)
  2. снижение себестоимости еденицы продукции всегда работает, если есть резервы (ограничение: нельзя снижать себес.-сть продукции до такого уровня, когда ухудшается ее качество). Снижение себ-сти путем экономии на постоянных расходах (экономия на з./пл администр-управл.персонала, удешевление каналов закупки ресурсов, удешевление каналов сбыта).
  3. максимизация объема продаж, глав., чтобы было ресурсосбережения, удешевление каналов сбыта, также допустима повышение рентабельности продаж, что приводит к ускорению оборачиваемости вложенных средств.

Связь бюджета предприятия с обеспечением производства материальными и финансовыми ресурсами самая прямая, так как только из бюджета на текущий год мы сможем увидеть какое количество материальных и финансовых ресурсов нам необходимо для производства того или иного вида деятельности.

Финансовые ресурсы делятся на основные (по удельному весу наиболее значимы в общей сумме финансирования) и дополнительные. Финан.источниками для осуществления операций на предприятии могут быть:

Бюджет.средства (выигрыш конкурса на выполнение работ или выигрыш конкурса на выполнение государственного заказа),

Собственные сред-ва – прибыль,которую получит предприятие за счет реализации Т и У (внереализационные расходы), кот.могут быть у любого пред-я +амортизация матер и нематер активов,

Заемные средства,

Кредитные – чтобы их получить необходимо обеспечить возвратность и срочность,

Привлечен. – выручка полученная от продажи цен.бумаг,

Венчурное финан-е – финансирование высокорискованных проектов за счет средств инвесторов,

Финан-е из внебюджетных фондов – средства из фондов, которые создаются на разных уровнях управления (федер., отраслев., региональн),

Гранты – безвозмездное финансирование научно-производственной деятельности на конкурсной основе,

Валютные поступления (произ-во Т на экспорт, участие в совместной программе с зарубежными партнерами, создание совместного пред-я, получение кредитов в иностранной валюте, арбитраж-банк.операция, по котор. мы м. перепродать валюту по более высокой цене, но требуется разрешение от ЦБ).

Бюджеты бывают:

Основные (бюджет доходов и расходов, бюд-т движения денеж.сред-в, расчетный баланс),

Операционные (бюд-т продаж,запасов гот.прод-ции,прямых матер.затрат, прямых затрат тр., прям.произ.зат-т, общехозяйст., наклад.,управлен.,коммерчес. расходов,),

Вспомогат. (план капитальных зат-т, кредит. или инвестиц. план),

Дополнит.(специальн) (баланс.прибыль, бюд-т чистой прибыли, б.-т НИОКР, налог.б.-т).

Показатели исполнения бюджета отражаются в балансе предприятия за начало и конец планового периода. В нем рассм.следующ.показатели: активы :1.оборотные активы: денежные средства, счета дебиторов, запасы сырья, запасы готовой продукции, 2. основные активы: земля, сооружения, оборудование, накопленная амортизация, пассивы (обязательства) :1.текущие обязательства: счета об оплате, банковский кредит,2. акционерный капитал: обыкновеннык акции, нераспределенная прибыль.

Процесс бюджетирования должен сопровождаться обратной связью. В качестве обратной связи выступают процессы контроля и анализа бюджета. Контроль бюджета включает следующие операции:

  • контроль исполнения бюджета;
  • выявление отклонений по статьям;
  • анализ причин, вызвавших отклонения;
  • разработка мероприятий по оптимизации выполнения бюджета;
  • принятие необходимых управленческих решений.

Рассмотрим ключевые моменты, которые должен учитывать бюджетный контролер, работая с бюджетом.

ОТКЛОНЕНИЯ

Контроль простых и сложных по структуре бюджетов начинают с расчета отклонений (табл. 1). Отклонения имеют место всегда, поскольку бюджет — это набор плановых показателей. На данном этапе рассчитывают :

  • абсолютные отклонения . Под абсолютным отклонением понимается разница между фактическим и плановым значением с соответствующим знаком по правилам формальной математики (столбцы 7, 10 табл. 1);
  • относительные отклонения (столбцы 8, 11 табл. 1). Такие отклонения более информативные, выражаются в процентах к анализируемой величине. Абсолютные и относительные отклонения взаимно дополняют друг друга;
  • кумулятивные отклонения . В данном случае находят разницу между кумулятивными показателями. Кумулятивный показатель представляет собой сумму, исчисленную нарастающим итогом.

Кумулятивное отклонение позволяет оценить степень выполнения плана за квартал, полугодие и возможную разницу к концу бюджетного периода (года).

Случайные колебания бюджетных показателей, имеющие место в отдельных периодах, могут привести к значительным отклонениям на коротком отрезке времени, а за бюджетный год колебания могут быть незначительными. Кумуляция позволяет компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд;

  • селективные отклонения . Расчет этих отклонений предполагает сравнение величин определенного временного интервала. Предполагается сравнение контролируемых величин во временном разрезе: квартал, месяц или день.

Сравнение контролируемых величин за определенный месяц текущего года с тем же месяцем предыдущего года (например, статья «Расходы на маркетинг» в январе 2016 г. и в январе 2015 г.) может быть информативнее сравнения с предыдущим месяцем рассматриваемого планового периода.

Метод расчета селективных отклонений используют, чтобы выявить и проконтролировать причины изменения бюджетных показателей, характеризующихся сезонным фактором. Иногда для расчета селективных отклонений берут не прошлый год, а другой базовый период (например, первый год, когда велось бюджетирование, докризисный или посткризисный период).

В таблице 1 селективные отклонения отражены в столбцах 10 и 11. Они показывают, что по сравнению с IV кв. 2014 г. в отчетном квартале бюджет материальных затрат на ремонт оборудования увеличился на 121 тыс . руб . (14,09 %). При этом суммы затрат по статьям бюджета значительно отличаются. Например, по электродам наблюдаем уменьшение затрат на 800 руб. (6,67 %), по метизам — увеличение затрат на 700 руб. (25 %).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Контрольные расчеты отклонений не спасают от перерасхода и перекосов бюджета, но позволяют принять управленческие решения для нивелирования перерасходов в будущем.

Подробное описание причин и направлений отклонений оптимально запросить у руководителей подразделений, ответственных за статьи бюджета.

Таблица 1. Контроль бюджета материальных затрат на ремонт оборудования по цеху подготовки сырья ООО «Производство»

№ п/п

Статья бюджета

Отчетный период — IV кв. 2015 г.

План-фактное отклонение по IV кв. 2015 г.

IV кв. 2014 г. — факт, руб.

Отклонение (факт IV кв. 2014 г. и факт IV кв. 2015 г.)

план, руб.

факт, руб.

удельный вес — план

удельный вес — факт

руб. (+/-)

руб. (+/-)

Электроды

Краны шаровые

Кислород

Теплоизоляция

Подшипники

Манжеты резиновые

Итого

950 000,00

980 000,00

30 000,00

859 000,00

121 000,00

ОЦЕНИВАЕМ ОТКЛОНЕНИЯ

Предположим, по бюджету (более 200 статей) выполнены план-фактные расчеты и выявлены отклонения. В данной ситуации не нужно обвинять экономистов в неграмотно составленном бюджете или сотрудников подразделений в некорректности предоставленных данных. Важно правильно подойти к вопросу оценки и анализа отклонений.

В ходе работы с отклонениями часто возникает вопрос: «Обязательно ли проводить оценку и контрольный анализ абсолютно всех выявленных отклонений?». Опытные финансовые специалисты ответят на него отрицательно и будут проводить работу в таких направлениях:

1. Оценка и анализ отклонений, которые превысили определенный лимит .

Лимит должен утверждать генеральный директор. Лимиты устанавливают в абсолютных значениях или в процентах. Рекомендуется устанавливать лимиты в зависимости от анализируемой суммы (планового значения показателя) (табл. 2).

Таблица 2. Лимиты в зависимости от планового значения показателя

№ п/п

Плановое значение показателя (анализируемая сумма)

Допустимый процент отклонений, %

До 10 тыс. руб.

От 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

От 100 тыс. руб. до 1000 тыс. руб.

От 1000 тыс. руб. и выше

Иногда для экономии устанавливают лимит шире (например, для градации, указанной в табл. 2: 20, 10, 5 и 2 % соответственно), а для перерасхода по статье — в более жестких рамках.

ПРИМЕР 1

По статье «Оплата труда складского персонала» во втором полугодии 2015 г. запланировано 800 тыс. руб., фактически сумма составила 860 тыс. руб. Отклонение — 60 тыс. руб., или 7,5 % . Руководствуясь третьим лимитом по табл. 2, можно понять, что отклонение превышает установленный лимит. Значит, нужно определить факторы, которые стали причиной данного отклонения.

ПРИМЕР 2

На обеспечение сотрудников питьевой водой было запланировано 9500 руб., фактически потрачено 10 300 руб. Отклонение — 800 руб. (8,4 % ), что вписывается в первый лимит (см. табл. 2). Дальнейшая проработка данной цифры не нужна.

Если обратиться к примеру по ООО «Производство», то статьи бюджета «Краны шаровые» и «Кислород» согласно табл. 2 вписываются в лимит. Отклонения по ним не превышают 10 %, в доскональной проработке они не нуждаются.

2. Работа с отклонениями, значение которых существенно по сравнению с итоговой суммой бюджета.

Предположим, бюджет закупок основных материалов составляет 1020 тыс. руб., отклонение по статье «Металл» — 147 тыс. руб., или 14,4 % общей суммы бюджета. Это большая цифра, нужно найти причины такого отклонения (увеличение цены у поставщиков, неправильные технологические нормы и т. п.).

Целесообразно предварительно утвердить процент отклонений (табл. 3).

Бюджет материальных затрат на ремонт по ООО «Производство» содержит 88 позиций (см. табл. 1), допустимый процент отклонений по сравнению с итоговой суммой — 5 %.

Самая большая экономия в сумме 160 тыс. руб. наблюдается по статье «Подшипники», что составляет 16,84 % (160 тыс. руб. / 950 тыс. руб. × 100 %), то есть значительно превышает допустимый размер и требует выяснения ситуации.

Еще одно существенное отклонение — перерасход в размере 19 тыс. руб. (76 %) по статье «Манжеты резиновые» — вписывается в лимит 5 % (19 тыс. руб. / 950 тыс. руб. × 100 % = 2 %). С точки зрения весомости для итогового показателя это не так и существенно, но данную статью нельзя отставлять без анализа, так как перерасход 76 % не вписывается в лимит, установленный в табл. 2.

3. Экспертная оценка отклонений.

Метод не требует сложных расчетов, пределы отклонений устанавливают на основе экспертного мнения. В качестве экспертов выступают руководители подразделений, ответственные за тот или иной операционный бюджет. Точность определенных таким образом пределов отклонений достаточно низкая и субъективная.

Экспертный метод оценки целесообразно использовать в компаниях, которые производят единичную или мелкосерийную продукцию, реализуют новые проекты, ведут научно-исследовательские работы, а также в строительных компаниях. Такой метод оценки востребован в случаях, когда отсутствуют данные за предшествующие периоды.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Руководители подразделений заинтересованы в том, чтобы утвержденные в компании лимиты отклонений были как можно шире. Это позволит должностным лицам снять с себя ответственность за невыполнение поставленных планов и задач.

Слабую контрольную функцию имеет ситуация, когда принятые границы отклонений крайне узкие. В результате при проведении план-фактного анализа большая часть бюджетных статей будет зашкаливать по отклонениям и требовать принятия управленческих решений, хотя на самом деле лишь по немногим из них отклонения будут действительно существенны. Понятно, что затраты труда опытных экономистов, экспертов и управленцев будут растрачены впустую.

Работа с отклонениями, ориентированными на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных параметров на ключевые показатели (прибыль, денежный поток и др).

Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом:

1. Выявление факторов, которые влияют на величину итогового показателя.

2. Определение суммарного отклонения итогового показателя от запланированного бюджетного значения.

3. Определение отклонения итогового показателя в результате отклонения каждого отдельного фактора.

4. Определение приоритетов влияния отдельных факторов на величину итогового показателя.

ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ОТКЛОНЕНИЯХ

Отчетность об отклонениях является основным элементом системы контроля. По отдельным показателям (например, поступление выручки от продаж) отчетность формируют ежедневно, по другим — еженедельно и ежемесячно. Все зависит от характера контролируемых показателей.

Данные об отклонениях представляют руководству в виде извещений или отчетов. Отчеты об отклонениях должны быть наглядными . Составляя отчет, можно выделять цветом показатели, которые имеют существенное отклонение от плана. Выбор цвета должен определяться величиной отклонений: позитивные отклонения выделяются зеленым цветом, негативные — красным, а значения, близкие к границам лимитов, — оранжевым. Значения в пределах нормы не выделяются.

Колорирование позволит руководителю быстро оценить сложившуюся в компании ситуацию и сконцентрировать внимание на показателях, которые имеют негативные тенденции.

Еще один вариант подготовки отчета — диаграммы типа «спидометр» с секторами «Норма», «Ниже», «Выше», где положение виртуальной стрелки свидетельствует о состоянии показателя. Такие диаграммы распространены в продажах: руководители отдела продаж выводят их на экран монитора и в режиме реального времени отслеживают показатели.

Целесообразно разработать регламент контроля за отклонениями . Регламент должен содержать:

  • описание методики контроля за отклонениями. Такая методика должна быть прозрачной и понятной не только для ПЭО, но и других подразделений (производственных, продажных);
  • форму извещения (отчета) об отклонениях, которая более наглядна и эффективна, чем внесение пометок в стандартные отчеты. Можно разработать для ключевых показателей системы «спидометров» и «светофоров». Пример «светофора» для кредиторской и дебиторской задолженностей: задержка оплаты на три дня выделяется оранжевым цветом, более десяти дней — красным цветом;
  • сроки и порядок передачи отчетов;
  • порядок обратной связи (могут потребоваться дополнительные аналитические сведения от экономиста);
  • указание должностных лиц, ответственных за принятие решений;
  • сроки для принятия решений по выявленным отклонениям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Управление и работа с отклонениями — это часть менеджмента и бюджетного процесса. Отклонения фактических результатов от плановых становятся предметом оперативных или стратегических совещаний (соответственно на уровне менеджеров среднего звена и на уровне топ-менеджмента). В ходе совещаний детально анализируют деятельность предприятия и все факторы, вызвавшие наибольшие отклонения, вырабатывают необходимые управленческие решения.

А ПЛАН РЕАЛИСТИЧЕН?

Не всегда контроль исполнения бюджета выполняют сотрудники, которые его составляли. Бывают ситуации, когда серьезные отклонения заставляют специалистов, принимавших бюджет, перепроверить обоснованность заложенных плановых значений.

Нереалистичность, ошибки или желание приукрасить на практике выглядят так:

1. Генеральный директор и собственники компании хотят видеть рост прибыли на 25 %. По объективным причинам (спад на рынке, жесткая конкуренция, высокая себестоимость) компания может дать при неизменных условиях 15 %. Руководители подразделений вписывают цифры , которые устроят топ-менеджеров и собственников, в то время как от них требовалась разработка комплекса мер по увеличению продаж и снижению себестоимости.

2. Бюджет продаж не базируется на рыночных прогнозах, а обосновывается введением в эксплуатацию нового оборудования. Бывает, ситуация усугубляется, когда инвестиционный бюджет еще не составлялся или по причине нехватки средств от инвестиционной программы решили отказаться, но при этом бюджет продаж не откорректировали .

3. Бюджет был сформирован исходя из цифр прошлого года, с поправкой на индекс инфляции и коэффициент роста. При этом не учли существенные условия , которые произошли за текущий год (изменилась штатная численность, структура себестоимости, договорные условия работы с клиентами).

4. Можно встретить ситуацию, когда перепроверить расчеты, обоснованность проставленной в бюджет цифры нет возможности. Расчеты были, но куда-то делись. Почему проставлена именно эта цифра или почему внесены коррективы, никто не помнит. В данном случае говорить о корректности планового значения не приходится, проконтролировать отклонения не представляется возможным.

Для такого рода проблемных статей остается одно направление контроля — проверить, действительно ли была необходимость в расходах. Если это материалы, проверяют их наличие на складе, в цехе, контролируют отражение в себестоимости продукции.

Чтобы такие ситуации не возникали, сотрудники, ответственные за формирование цифры в бюджете, должны обеспечить не только наличие документов и расчетов, подтверждающих предоставление в бюджет данных, но и оперативный доступ к ним контролирующих специалистов.

Бюджетный контролер должен проверить следующее:

  • бюджетные формы заполнены полностью, с необходимой степенью детализации;
  • к статьям доходов и расходов приложены все необходимые пояснения, прогнозы, расшифровки, расчеты.

План должен быть подписан всеми должностными лицами, ответственными за его составление и согласование.

Условие, обеспечивающее возможность такого контроля: наличие в компании бюджетного регламента , положения по бюджетированию , где четко зафиксированы все плановые параметры.

5. Компании, которые имеют филиальную структуру, могут столкнуться с ситуацией, когда головной офис заключит договор на обслуживание всех территориальных подразделений и каждый филиал заключит аналогичный договор с региональным поставщиком. В результате расходы станут вдвое больше. Для территориально распределенных компаний важен контроль на предмет таких «задвоений».

6. Бюджетному контролеру нужно убедиться, что цифры, представленные в бюджете, соответствуют утвержденным нормам (например, нормам расхода сырья, ГСМ). Он должен проверить, не превышен ли сотрудниками лимит на мобильную связь. Важно знать , кто и когда разрабатывал и утверждал нормы, какие при этом были внутренние и внешние факторы, как давно пересматривались нормы.

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Если финансовые специалисты приняли бюджет, например, 10 января, а через полгода решили провести контроль, то сразу выявится множество отклонений. Чтобы не возникла такая ситуация, нужно организовать правильный ежедневный контроль исполнения бюджета.

На этапе внедрения систем бюджетирования должен быть регламентирован процесс составления бюджета и процесс накопления фактических данных. Фактические данные всегда находятся в информационной управленческой системе, но важно каждую сумму расхода/дохода идентифицировать со статьей бюджета. При отражении хозяйственных операций необходимо указывать не только обязательные законодательные реквизиты, но и статью бюджета, на которую относится тот или ной первичный документ. Каждая фактическая операция должна содержать дополнительный признак — номер статьи бюджета .

Статью бюджета указывает на документе его составитель/получатель, причем статью должен подтвердить экономист ПЭО.

На рисунке представлен механизм контроля заявок на оплату, расходы по которым запланированы бюджетом.

Схема взаимодействия, представленная на рисунке, позволяет вести оперативный контроль расходов , а также избежать ситуации, когда фактические расходы подгоняются под бюджетные статьи. Пример такой подгонки: при заключении контрактов и оплате счетов, не предусмотренных бюджетом, руководитель подразделения преподносит эти расходы как запланированные, проставляя номера статей, финансирование по которым запланировано либо еще не исчерпано. Бухгалтерия, распределяя такие расходы, обращает внимание только на законность сделки, но не на экономический смысл, слепо проставляя статьи, указанные руководителем подразделения.

Ситуация, описанная в примере, имеет место, если на предприятии нет ПЭО или его сотрудники заняты другим направлением в работе (не контролем бюджета). Такое бывает, когда «казначейцы» принимают заявки и документы на оплату без визы ПЭО, игнорируя экономистов как специалистов в области контроля. В данном случае никакой анализ отклонений не даст должного контроля.

ЭТО ВАЖНО

Нужно запретить сотрудникам казначейства (финансового отдела) принимать в оплату счета, если на них отсутствует виза сотрудника ПЭО и не проставлена классификация расходов (номера, коды статей бюджета). Одновременно сотрудникам ПЭО необходимо обеспечить независимость, они не должны подвергаться давлению со стороны директоров департаментов и начальников отделов.

КОНТРОЛЬ ДОГОВОРОВ

Финансовый отдел или ПЭО должны участвовать в процедуре согласования договоров. Представьте ситуацию. Начальник отдела снабжения подписал договор на поставку запчастей на сумму 400 тыс. руб., хотя такие расходы не предусмотрены бюджетом, подал заказ поставщику (порядок расчетов — предоплата) или, что еще хуже, уже получил запчасти, подписал накладную (порядок расчетов — отсрочка). В результате финансовый отдел поставлен перед фактом: платить или поставить предприятие под угрозу штрафных санкций. Это одна проблема. Вторая проблема: если такой договор будет оплачен, то может возникнуть дефицит денежных средств и финотдел не оплатит важный платеж, предусмотренный бюджетом и надлежащим образом запланированный.

Таких авральных и рисковых ситуаций можно избежать, если процедура заключения и подписания договоров будет строго регламентирована. Должно действовать правило : генеральный директор не визирует договор, если в листе согласования договора отсутствует бюджетный контроль.

Что должен представлять собой бюджетный контроль договоров? Не берем во внимание обычную согласующую комиссию (юрисконсульт, бухгалтер и т. д.). В листе согласования должны быть указаны:

  • предмет договора (направление расходов и краткое описание, что именно планируется закупить);
  • код и наименование бюджетной статьи (проставляет сотрудник финотдела или ПЭО, контролирующий бюджет);
  • остаток лимита по статье на момент согласования договора, с учетом предстоящих выплат по договору;
  • подпись и ФИО должностного лица, проставившего бюджетную классификацию и остаток лимита.

Контролировать расход средств путем контроля договоров сложно. Сложность заключается в том, что часто подписываются рамочные соглашения, а конкретные объемы поставок затем согласовываются сторонами в приложениях и спецификациях, которых может быть две и двадцать две. Выход — настаивать на заключении договоров с четко зафиксированной суммой . Однако существует вероятность того, что будет заключено дополнительное соглашение к договору, и сумма увеличится. Поэтому нужно применять и другой контроль: все документы, изменяющие текст подписанного и согласованного договора (дополнительные соглашения, приложения, спецификации), проходят аналогичную процедуру согласования.

Сложно выполнять бюджетный контроль договоров, срок действия которых больше календарного года. Поэтому надо настаивать, чтобы срок действия договора составлял календарный год , и настроить программу учета договоров таким образом, чтобы она позволяла вести контроль бюджетных сумм.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Бюджетные контролеры, кроме привычного план-фактного, исполнительского контроля, должны проводить и стратегический контроль.

К СВЕДЕНИЮ

Контроль бюджета на соответствие стратегии необходимо проводить как на этапе планирования бюджета, так и в ходе исполнения бюджета, фактических расходов/доходов.

Экономисты ПЭО должны быть наделены полномочиями не принимать на утверждение от структурных подразделений бюджеты, которые не соответствуют стратегическим целям компании.

ПРИМЕР 3

В условиях кризиса и падения объема продаж компания «А» приняла на бюджетный год стратегию сокращения расходов на 30 %. При этом отдел продаж планирует в своем бюджете обновление офисной мебели. В данном случае начальник ПЭО должен иметь право не подписывать бюджет и вернуть его в отдел продаж на исключение указанной статьи.

ПРИМЕР 4

В компании «В» принята стратегия увеличения объема продаж, но ни отдел продаж, ни департамент персонала не планируют расходы на набор новых «продавцов», на обучение как действующих, так и новых сотрудников в области активных продаж. Не планируются и усиленные рекламные мероприятия. Такая ситуация — это сигнал не просто вернуть указанный бюджет его составителю, но и доложить генеральному директору (собственникам) об игнорировании стратегических планов отдельными структурными подразделениями.

Приведенные примеры касались контроля стратегических целей в ходе планирования бюджета. Рассмотрим пример стратегического контроля бюджета при его фактическом исполнении.

ПРИМЕР 5

В компании «С» на 2015 г. было запланировано строительство новой электрической подстанции, что позволило бы экономить более миллиона рублей в год. Стратегия компании — снижение себестоимости готовой продукции на 10 %. Из-за финансовых трудностей в начале года расходы практически по всем статьям бюджета были сокращены. Затягивание строительства подстанции и ввода ее в эксплуатацию означало бы для предприятия излишние расходы на электроэнергию, которых можно избежать. Экономисты ПЭО перепланировали бюджет так, чтобы статьи затрат, связанные со строительством стратегического объекта, были профинансированы полностью. Менее «стратегические» статьи были урезаны. В результате уже в конце года компания получила первую экономию по статье затрат на электроэнергию.

КОНТРОЛЬ ПЕРЕБРОСОК МЕЖДУ СТАТЬЯМИ

Руководители структурных подразделений часто настаивают на переброске плановых расходов по одним статьям на другие, аргументируя это тем, что в их бюджете имеется резерв.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если переброски между статьями бюджета станут обычной практикой, то увидеть реальное положение дел и провести надлежащий контроль будет проблематично.

В условиях стремительного изменения рыночной ситуации Бюджетный комитет компании должен проявлять гибкость к осуществлению расходов. В процессе исполнения бюджета допустимо , а иногда и необходимо перебрасывать финансирование между статьями. В этом отношении должен быть строгий регламент. Нужно определить статьи, по которым недопустимо делать переброски, и статьи, запланированные средства по которым при необходимости можно направить на более актуальные цели. Здесь важно помнить о стратегическом контроле. Нужно вести Журнал корректировок — единый документ, в котором обязательно должны регистрироваться даты принятия решения о переброске, ответственные лица, причины, номера статей и суммы, откуда и куда были перенаправлены средства.

КОНТРОЛЬ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Работая с бюджетом, необходимо помнить, что это конфиденциальный документ, содержащий коммерческую тайну. Например, не нужно знать начальнику хозяйственного отдела, какая сумма запланирована на покупку кресла директора, не говоря уже о таких данных, как объем продаж и прибыль.

Основные требования к учетным системам, применяемым в бюджетировании:

  • защита от несанкционированного доступа;
  • защита от системных ошибок;
  • обеспечение достоверности данных, как плановых, так и фактических;
  • обеспечение необходимой аналитики (возможность составления плана и факта, проведения различных видов анализа, сортировки данных);
  • единая база хозяйственных операций для бухгалтерского, налогового и управленческого учета, то есть однократный ввод данных. Чем меньше экспорта и импорта данных из одной системы в другую (так называемых перекачек), тем меньше вероятность ошибок, несогласованности данных, задвоений, тем более прозрачно работает система.

КОНТРОЛЬ ПОСРЕДСТВОМ МОТИВАЦИИ

Невозможно обеспечить постоянный контроль бюджетных процессов только посредством контрольных мероприятий. Полноценность контроля исполнения бюджета обеспечит мотивация сотрудников на выполнение запланированных показателей.

Требования к системе мотивации:

1. Система мотивации должна быть понятной, чтобы специалисты, ответственные за выполнение планируемых сумм по статьям бюджета, могли самостоятельно определить сумму своей заработной платы за достижение показателей плана.

2. Систему мотивации нужно внедрять одновременно с процессом планирования. Должностные лица, ответственные за планирование, должны быть замотивированы разрабатывать бюджеты, максимально приближенные к действительности, а не руководствоваться принципом «бумага все стерпит».

3. Система премирования не должна стимулировать сотрудников преднамеренно занижать плановые показатели, чтобы потом их перевыполнить и получить повышенное вознаграждение.

4. Каждого сотрудника компании нужно заинтересовать в повышении эффективности. Например, невозможно представить себе выполнение бюджета продаж, когда менеджеры по продажам активно привлекают клиентов, разрабатывают программы, стимулирующие продажи, в то время как склад готовой продукции и служба доставки компании тормозят работу, не обеспечивают своевременную отгрузку продукции покупателям, допускают ошибки в номенклатуре отгружаемых товаров. Клиенты не станут работать с такой компанией, легко найдут ей замену, и бюджет продаж не будет выполнен.

Бюджетный контролер должен перепроверить, отвечает ли система мотивации сотрудников указанным требованиям.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА БЮДЖЕТА

Важно контролировать качество запланированных доходов и расходов. Контроль предполагает детализированный разбор каждой бюджетной статьи, проверку расчетов и предоставленных структурными подразделениями обоснований.

Экономист ПЭО, контролирующий качество планирования, должен поставить себя на место руководителя соответствующего подразделения и планировать расходы такого подразделения с нуля, используя логику, что прослеживается в расчетах и пояснениях руководителя. Контролеру нужно проследить, учтены ли все факторы и условия. Это большой объем информации и работы в целом, но такой контроль поможет выявить системные ошибки.

1. Аргументируйте и отстаивайте собственные позиции.

2. Провести контроль абсолютно всех статей бюджета, причем качественно, не сможет даже высококвалифицированный специалист, поэтому в первую очередь уделяйте внимание наиболее значимым статьям доходов и расходов, стратегическим статьям.

3. Экономист, ответственный за функции контроля бюджета, никогда не должен верить «честному слову» сотрудников подразделений, важно руководствоваться правилом «Доверяй, но проверяй».

Выводы:

  1. Большинство бюджетов компании составляется для различных периодов (месяц, квартал, год). С этой периодичностью нужно проводить контроль их исполнения.
  2. Эффективное управление основано на системе планирования деятельности компании и контроле исполнения разработанных бюджетов. Главный инструмент контроля — выявление отклонений фактически достигнутых показателей от запланированных.

Финансовому директору не обязательно отслеживать исполнение по каждой из сотен строк бюджета компании, это нерационально. Лучше выбрать основные показатели, требующие внимания и максимально характеризующие выполнение финансового плана. Ниже приведены рекомендации, по каким критериям лучше выбирать такие контрольные показатели.

Чтобы облегчить оценку исполнения бюджета и сократить время на ее выполнение, можно уменьшить количество анализируемых показателей. Ограничиться теми, которые нужно отслеживать в обязательном порядке. Их удобно разделить на группы:

  • результирующие показатели экономической деятельности компании;
  • стратегические показатели;
  • ключевые показатели;
  • показатели статей расходов и доходов.

Какие показатели исполнения бюджета относить к результирующим деятельность компании

К группе результирующих показателей экономической деятельности компании относятся выручка, себестоимость произведенной и реализованной продукции, чистая прибыль, основные производственные показатели (объем и структура выпуска, процент выполнения производственной программы, незавершенное производство и готовая продукция и т. д.).

Их анализ по итогам периода позволит установить, были ли в целом достигнуты результаты, планируемые компанией (о том, как оценить, см. ). Эти показатели необходимо рассматривать всем предприятиям независимо от их вида деятельности, производственно-экономической модели, стратегии и т. д. Например, за один из таких показателей можно взять прибыль до вычета налогов, процентов, износа и амортизации.

Формула. Расчет EBITDA

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Прибыль до вычета налогов, процентов, износа и амортизации

Результат расчета

Прибыль до налогообложения

Износ и амортизация основных средств и нематериальных активов

Данные российской, международной или управленческой отчетности

Финансовые (процентные) расходы

Данные российской, международной или управленческой отчетности

Финансовые (процентные) доходы

Данные российской, международной или управленческой отчетности

Какие стратегические показатели помогут оценить исполнение бюджета

Очень важно держать под контролем индикаторы исполнения бюджета , отражающие достижение стратегических целей компании (подробнее о формировании системы контрольных показателей см. ). Например, если она стремится завоевать новые рынки сбыта, то следует рассматривать объем продаж по рынкам сбыта. Если планируется расширение производства – то необходимо оценивать инвестиции в расширение производства, объем производимой продукции, в том числе в разрезе видов производства, и т. д.

По каким ключевым показателям можно проверить исполнение бюджета

Какие показатели статей доходов и расходов нужно оценивать при проверке исполнения бюджета

Следует обращать внимание на статьи бюджета, которые составляют значительную часть в общей сумме доходов или расходов компании. Например, можно установить правило – контролю подлежат те статьи, вес которых равен не менее 10 процентов от величины доходов (расходов) (например, см. ). Используя этот принцип, компания контролирует все значимые для нее бюджетные статьи, не тратя время на «мелочевку».

Если значения по каким-либо статьям существенно отличаются от плановых, то следует выяснить и проанализировать причины этого. Допустимая величина отклонений устанавливается каждой компанией индивидуально и может находиться в диапазоне от 20 процентов и выше (как наглядно представить результаты оценки, см. ).