Российские учителя возмущены советами медведева. Зачем медведев послал учителей в бизнес Речь медведева про учителей и бизнес

Реакция на слова Медведева о том, что учителям ради более высоких доходов стоило бы сменить профессию и уйти, например, в бизнес, не заставила себя ждать. В учительских пабликах во «ВКонтакте» царит возмущение. «Газета.Ru» публикует некоторые комментарии учителей о словах Медведева.

Ольга Ч. , преподаватель из Воронежа:

«Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность, ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»

Анна К. , преподаватель физики в Мордовии:

«В принципе уйти в бизнес у нас в маленьком поселке просто невозможно. Весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера — факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика двух своих детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При этом оклад мой — 11 500 руб., а со стимулирующими на руки я получаю 16 тыс. руб. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».

Ирина Д. , преподаватель из Москвы:

«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет... Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьяна Санна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».

Александр П. , преподаватель из Нижнего Новгорода:

«Мне кажется, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в соцсетях власть, скорее всего, и ждет. А с какой целью — мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жесткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (в том числе и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И — о ужас! — «заработная плата».

Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права — это труд, который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7-я, часть 1-я). Преподаватель (учитель) — это профессия, на овладение которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться в первую очередь не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.

Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».

Чиновники все больше теряют чувство реальности, а с согражданами общаются все более цинично и бесстыдно. © Фото с сайта government.ru

На форуме «Территория смыслов» премьер Дмитрий Медведев на вопрос о маленьких зарплатах учителей ответил, что педагог — это призвание, а кто хочет зарабатывать деньги, мог бы пойти в бизнесмены. Также глава правительства предположил, что энергичный учитель найдет возможность «как-то, так сказать, еще что-то заработать». Эти слова премьера вызвали возмущение россиян. В Интернете немедленно возникла петиция с призывом к отставке председателя правительства. За десять часов с момента создания петиции количество подписавшихся превысило 50 тысяч человек.

Высказывание Дмитрия Медведева о маленьких зарплатах учителей как о допустимой норме непозволительно для премьер-министра, считает директор школы № 4 города Нелидов в Тверской области Сергей Погодин. Как заявил педагог корреспонденту «Росбалта», по этой причине он подписал интернет-петицию с призывом к отставке Медведева. «Я считаю, что не может премьер так говорить про учительские зарплаты: «если хотите получать деньги, то уходите в бизнес…», — подчеркнул Погодин.

Директор отметил, что учителя в школах, действительно, зарабатывают недопустимо мало. «Ставка учителя сейчас составляет 7 тыс. 800 рублей. Чтобы учителям получать «среднюю» зарплату, им приходится брать по две ставки и больше», — констатировал Сергей Погодин.

Слова Дмитрия Медведева о «нормальности» маленьких зарплат учителей в среде педагогов воспринимают как очередную пощечину, рассказал член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Рудой. «Уже все привыкли к плевкам со стороны властей. Это просто еще одна пощечина, которую примут», — констатировал Рудой.

Педагог подчеркнул, что с экономической точки зрения предложение учителям пойти в бизнес абсурдно. «Структура общества такова, что не найдется на рынке места для такого количества бизнесменов. Учителя составляют около одного процента от населения страны. Даже если они уйдут в мелкий бизнес, то рынок их просто не воспримет. Тем более, можно вспомнить статистику, что выживает одно из сорока бизнес-предприятий, которые начинают работать. Но даже если пойдут в бизнес педагоги, то кто будет учить детей? Ведь и так проблем в образовании хватает. Конечно, высказывание Медведева бессмысленное во всех отношениях: и с экономической точки зрения, и просто с человеческой», — сказал Рудой.

Слова Дмитрия Медведева свидетельствуют о курсе правительства на коммерциализацию всего и вся, в том числе сферы образования, считает представитель «Гражданской инициативы за бесплатное образование» Николай Соснов. Как рассказал общественник, школа все больше вовлекается в коммерческий оборот и это вредит образованию.

«Бизнес на школьном обучении шел уже давно. Благодаря реформам последнего десятилетия, таким как ЕГЭ, ФЗ-83 или новый закон об образовании, под бизнес на формально бесплатном обучении подведена законодательная база. Теперь делать деньги на государственном школьном обучении можно легально. Слова Медведева только подтверждают данную тенденцию. Глава правительства четко указал: власти в школе хотят видеть коммерсантов, а кто не может или кому не нравится, пусть сидят тихо и не просят прибавки к зарплате», — констатировал Николай Соснов.

По словам общественника, попытки школьных руководителей «заработать» часто выходят за рамки как морали, так и законов. «Например, только недавно нам прислали подробный рассказ о том, как директор одной районной школы сдал ее стены под рекламу. На здании должны были установить щиты с рекламой женского нижнего белья. Ситуацию вовремя отследили и разрулили «под ковром». Другой пример из недавних. В сельской школе организовали платный клуб тяжелой атлетики якобы для школьников. На деле под видом детского клуба работал коммерческий зал для взрослых, а деньги шли неизвестно куда. И можно еще много привести примеров. Это плохо, потому что директор школы не должен заниматься бизнесом, у него другие задачи. Если он думает только о том, как добыть денег, учебному процессу конец. Получается как в анекдоте про полицейского, который думал, что пистолет ему дали, чтобы «вертеться». И это я еще говорю о нормальных директорах. А есть ведь откровенные мошенники», — перечислил Николай Соснов.

По мнению общественника, значительная часть учителей не будет делать бизнес на школе, но те, кто пойдет по этому пути, могут зайти очень «далеко». «Как-то мне пришлось беседовать с одним директором, и он мне сообщил, что на курсах повышения квалификации его учили как сделать школу самоокупаемой, а в идеале и прибыльной. Все это подается как благо для учеников, дескать, будет больше денег — директор и для школы многое сможет сделать. На практике же бизнес в учебных заведениях разрушает самые основы системы образования. Недавнее раскрытие грандиозной мошеннической схемы в Пензенском технологическом, арест ректора ДВФУ, регулярные уголовные дела против директоров школ — это верхушка, а айсберга мы не видим. Увидим только тогда, когда Россия на него налетит с размаху и пойдет ко дну третьего мира как «Титаник», ибо без нормальной системы образования наша страна обречена прозябать», — заметил Соснов.

Известия о попытках педагогов «зарабатывать», действительно, часто можно встретить в разделах криминальной хроники или под рубрикой «Скандалы». И это неудивительно — учителей в институтах готовили не к бизнесу, и в педагоги не идут люди с предпринимательской жилкой.

В Новочебоксарске молодой учитель русского языка подрабатывал танцами в ночном клубе. Родительница одной из школьниц была удивлена, увидев учителя своей дочери на сцене, исполнявшим гоу-гоу. Учительница математики из московской гимназии в свободное время подрабатывала не только репетиторством, но и демонстрацией товаров магазина нижнего белья. Ученики имели возможность увидеть в Интернете свою «строгую училку» в совсем не строгом неглиже. В Калининграде родители воспитанников детсада узнали, что их преподавательница музыки известна также под творческим псевдонимом Настя Монпасье — девушка танцевала стриптиз и оказывала интимные услуги клиентам.

Этой весной полицейские в Новосибирске задержали попеременно двух учителей — мужчину и женщину. Педагогические профессии у них были разные, а вот подработки похожие: оба занимались распространением наркотиков. Их коллега из Каменска-Уральского тоже приторговывал наркотиками, а вдобавок еще и мастерил самодельное оружие. В квартире учителя музыки по классу духовых инструментов правоохранители изъяли пять самодельных пистолетов.

Директоры школ тоже иногда оказываются на скамьях подсудимых, правда, чаще за другие преступления. Если вымогательство подарков учителями обществом воспринимается иногда терпимо, то директоры школ как госслужащие отвечают за взятки или хищения школьных средств. А директор школы № 11 Воскресенска Нина Медведева, подрабатывавшая главой участкового избиркома, несколько лет назад оказалась на скамье подсудимых за фальсификацию итогов выборов на избирательном участке.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин раскритиковал утверждение премьера о том, что большие деньги можно заработать, пойдя в бизнес. Известный экономист напомнил, что только после повышения социальных взносов в стране закрылось свыше полумиллиона индивидуальных предприятий, а в последнее время поддержка малого бизнеса сокращается в разы.

«Бизнес, если это не бизнес по распилу бюджетных денег или не олигархический бизнес по экспорту сырья, чувствует себя очень плохо. Отправить в бизнес зарабатывать деньги — это все равно, что отправить в пешее сексуальное путешествие в широко известный маленький перуанский городок. Когда Дмитрий Медведев говорил, что надо зарабатывать деньги, он, вероятно, имел в виду не бизнес. Это он для приличия сказал, а, скорее всего, он имел в виду коррупцию», — отметил эксперт.

Отказ Медведева обсуждать недопустимость низких зарплат учителей говорит, что правительство не намерено исполнять майские указы президента РФ, полагает Делягин. «А ведь речь идет не о больших заработках, а о человеческих заработках, которые позволили бы учителям по-человечески жить и сводить концы с концами. По мнению господина Медведева, педагог не должен получать деньги, которых достаточно для нормальной жизни. Видимо, это фундаментальная позиция «Единой России» и правительства», — констатировал Михаил Делягин.

По мнению экономиста, низкие зарплаты учителей ударяют по всему развитию страны. «Это выражение полного презрения к России. Учитель — это человек, который создает нацию. Было сказано в свое время, что битву под Садовой выиграл прусский учитель, а битву под Сталинградом выиграл советский учитель. «Единая Россия» и ее лидер Медведев сделали так, чтобы Россия больше никогда не выигрывала», — заметил Делягин.

Чиновники все больше теряют чувство реальности, а с согражданами общаются все более цинично и бесстыдно. Кто или что приведет их в чувство?

Дмитрий Ремизов

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Руководство многих российских школ жалуется на недостаток финансов

Российский премьер Дмитрий Медведев взбудоражил русскоязычный интернет, посоветовав учителям искать другую работу, если они недовольны своими зарплатами.

На встрече с главой правительства молодой преподаватель из Дагестана сравнил зарплату специалиста-педагога в своем регионе - 10-15 тысяч рублей (115-170 долларов) в месяц - с окладом сотрудников правоохранительных органов - 50 тысяч.

"Если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес", - ответил премьер на фестивале "Территория смыслов", заметив, что правоохранители в Дагестане подвергаются высоким рискам.

Кроме того, Медведев предложил желающим больше зарабатывать лучше учиться.

Комментарии главы правительства вызвали широкий резонанс в первую очередь в учительской среде: как правило, отзывы преподавателей не слишком комплиментарны по отношению к премьеру.

Соцсети также откликнулись рядом мемов - например, с Уолтером Уайтом - школьным учителем культового сериала " ", который взялся изготавливать наркотики, чтобы заработать денег на лечение от рака.

"Кабмин должен возглавлять компетентный, образованный, радеющий за страну человек. Сейчас же мы видим обратную картину. Не должен рекламное лицо компании Apple, спящий на открытии Олимпиады, человек, советующий учителям "как-то, где-то подрабатывать, чтобы выжить", стоять во главе кабинета министров", - сказано в описании петиции Александра Ли.

Впрочем, днем в четверг пресс-служба Кремля сообщила, что им ничего неизвестно о петициях.

Из физкультурников - в миллиардеры

Медведев - не первый политик из стран бывшего СССР, советовавший учителям искать денег на стороне: в Азербайджане депутаты рекомендовали работникам образования подрабатывать чернорабочими, а премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма однажды посоветовала школьным преподавателям податься в лесники в свободное время.

В конце мая Дмитрий Медведев стал участником скандальной беседы с жителями Крыма. В ходе диалога местная жительница спросила, когда стоит ждать индексаций пенсий.

"Просто денег нет. Найдем деньги - сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья", - ответил тогда Медведев.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Представители властей регулярно приходят в школы

Разумеется, учителя иногда уходят из своей профессии и начинают заниматься в том числе бизнесом. В списке миллиардеров журнала Forbes значится сразу несколько предпринимателей, имеющих педагогическое образование.

Так, думский миллиардер из "Единой России" Андрей Скоч закончил психологический факультет Московского педуниверситета имени Шолохова. Правда, неизвестно, как долго он работал по специальности, перед тем как перешел в индустрию тяжелого металла.

Среди богатейших россиян также немало тех, кто заканчивал институт физической культуры: например, тренеры по дзюдо и личные друзья президента Владимира Путина Аркадий и Борис Ротенберги. Аркадий, ко всему прочему, является доктором педагогических наук.

Владелец компании "ФосАгро", бывший сенатор и миллиардер Андрей Гурьев также принадлежит к физкультурникам. Совладелец Новороссийского порта Александр Скоробогатько, в свою очередь, заканчивал пединститут в украинском Славянске по специальности преподаватель физкультуры. Впоследствии, впрочем, он подался в московскую Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова, откуда выпустился как финансист.

"Сложно быть учителем"

Сложно сказать, насколько касаются основные школьные проблемы детских садов: руководитель движения "Российским детям - достойное дошкольное образование" Екатерина Афонченкова рассказала Русской службе Би-би-си, что не знает случаев среди знакомых воспитателей, которые бы работали сверхурочно.

Однако школьные учителя говорят, что институциональные и бюрократические проблемы отступают на второй план перед общим падением престижа школьного образования.

"Безусловно, часть учителей вынуждена работать не на одну ставку: перед человеком стоят не только профессиональные задачи, но и [задача] образовывать своих детей, оплачивать медицинские услуги, строить дом. Поэтому учителя вынуждены брать большую нагрузку. Значительно различается зарплата в Москве и регионах - даже в Подмосковье мы видим другой уровень зарплат. Постоянно в образовании происходят разные изменения, и в связи с определенной реорганизацией образовательных учреждений зарплата учителей в последнее время не растет, а сокращается. И, к сожалению, сказать, что это сословие процветает, нельзя", - констатировала кандидат философских наук, преподаватель лицея при Высшей школе экономики Ольга Брюханова в интервью Русской службе Би-би-си.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Дмитрию Медведеву случалось лично присутствовать на церемонии "Учитель года"

Кроме того, из-за повышенной нагрузки не всем учителям приходится рассчитывать на достижение высокого результата своей работы.

"Учителю нужно свободное время, чтобы восстанавливать силы и избегать эмоционального выгорания. Современные образовательные стандарты требуют овладевания новыми технологиями, на которые нужно время. Поэтому учитель загружен не только и не столько формальными бюрократическими обязанностями и не только освоением электронного журнала, но и необходимостью находиться в русле тенденций отечественного образования. А это очень сложно. Поверьте, не самая страшная проблема - бумаги и отчеты, проблема - это ответственность за образовательный результат. Очень сложно быть современным учителем", - сетует Ольга Брюханова.

По ее мнению, сейчас у профессии учителя крайне низкий престиж в обществе.

"Об учителя вытирают ноги. Я вчера сидела в аэропорту и слышала, как независимо друг от друга люди сказали: "Ха! Учителям не надо много платить", - и просто пожали плечами. У меня есть ощущение, что это сверхзадача - уничтожить в корне образование в нашей стране, поскольку ходят слухи о сокращении вузов, и Ольга Голодец заявляет, что и вот - очередной пинок. Так что грустно очень", - резюмирует учитель Ольга Брюханова.

По данным Росстата, в первом полугодии этого года в России снова усилился разрыв между богатыми и бедными. Как говорят эксперты, идет размывание среднего класса, из которого выпадают врачи, учителя и научные работники, и изменить ситуацию смог бы лишь заметный экономический рост.

Примечание. В эту статью внесено исправление 5 августа 2016 г:. уточнены активы, которыми владеют богатые россияне с педагогическим образованием.

Российские учителя выразили негодование в связи со словами премьера Дмитрия Медведева о том, что преподавателям, которым не хватает зарплаты, следует уходить в бизнес.

Медведев на вопрос учителя из Дагестана о размерах зарплат педагогов в 10-15 тыс. рублей ответил: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Премьер также выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».

Учитель русского языка и литературы из Петербурга считает слова премьера неадекватными. «Судя по комментарию Медведева, правительству на образование и на будущее детей наплевать. Сказал, не подумав. Получается, что он отдельно, народ отдельно, страна отдельно. Заявил, что учитель — это призвание. И что — учителя теперь должны лапу сосать?» — сказала преподаватель «Росбалту».

Учитель химии из города Кяхта Наталья Исмагилова заявила порталу «Номер один» , что педагоги возмущены таким отношением правительства. «Не учитывая ставки лаборанта и прочих дополнительных обязанностей, я — учитель высшей категории — получаю за часы всего 16 тысяч рублей. Нам заниматься бизнесом некогда. Сколько на нас свалили отчетов, бумажек всяких. Приходишь домой в шесть часов и сразу садишься за компьютер. Надо и урок подготовить, и тетради проверить, и еще программу составить рабочую. Свободного времени нет вообще. Как нет никаких льгот. В советское время мы могли хотя бы подлечиться, отдохнуть в санаториях. Сейчас нет ничего. Зато все социальные нагрузки — это к нам: перепись детей, работа по выборам и прочее. И все это на добровольных началах», — указала Исмагилова.

«Да, учить детей — это наше призвание. Но пользоваться этим — малодушие. Это бесчестно и несправедливо. Сколько можно давить на патриотизм, призвание, любовь к детям и прочее? Жить-то учителю тоже как-то надо. И на что-то обеспечивать своих детей. Отдыхать, наконец. Вместо того, чтобы говорить такие вещи, государству нужно создавать нормальные условия для жизни учителей. От учителя только брать, ничего не давая ему взамен, — это наглость», — подчеркнула учительница.

Педагога на пенсии Ольгу Васильеву слова премьера обидели: «Это очень обидно слышать. Учителя — квалифицированные специалисты, которые сознательно пошли учиться на эту специальность. У многих большой стаж и опыт. Хороший учитель вкладывает в свою работу все: деньги, силы, нервы. Почти все отдает детям. И слышать такое заявление от премьер-министра страны, по меньшей мере, удивительно. Очень обидно, когда сейчас педагогов, грубо говоря, отправляют идти «торговать картошкой».

Бывший учитель Марина Климова последовала совету премьера, но горько сожалеет об этом: «Я пошла в школу работать по призванию. Любила свое дело и ребятишек. Но, к сожалению, то, что сейчас происходит в связи с этими реформами в школах — это кошмар. В прошлом году я была вынуждена уйти из профессии, чтобы иметь возможность нормально зарабатывать и обеспечивать своих детей. Сейчас я работаю в торговле, то есть, вынуждена заниматься нелюбимым делом. Медведев советует всем учителям поступать так, как я? Кто тогда будет работать в школах?»

«Я удивляюсь стойкости наших педагогов, тех, кто способен терпеть настоящие издевательства годами. Чудовищные реформы, античеловеческие условия работы, унизительные беганья за стимулирующими выплатами, писанина тонн отчетов и прочей всякой ерунды, которая отвлекает от того, чем педагог действительно должен заниматься — учить детей. И все это ради призвания. Но я считаю, что человеку, который напрямую причастен к тому бардаку, что сейчас происходит у нас в школах, стыдно говорить такие вещи! Вместо того, чтобы давать такие дурацкие советы, не пора ли заняться делом и навести, наконец, порядок в этой сфере и хотя бы попробовать вернуть нашей системе образования былую славу?» — подчеркнула Марина Климова.

Если бы Дмитрия Медведева у нас не было, его следовало бы выдумать. Потому что он режет правду-матку с откровенностью, которой может позавидовать любая оппозиция. Обнаруживая при этом собственную некомпетентность столь наивно, что поневоле задумаешься: если премьер таков, каковы же его подчиненные?

Вот очередной «мудрый» совет нищающему населению от премьер-министра: российским учителям, которые недовольны зарплатой в 15 тысяч рублей, он заявил, что учительство - это призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». А кроме того, по мнению Дмитрия Анатольевича, работящий педагог может «как-то, так сказать, еще что-то заработать» - помимо основной зарплаты.

Вот такие розовые представления, видимо, рисуются в голове второго лица в государстве: незаинтересованные рвачи без призвания, думающие только о деньгах, уйдут из школы и займутся прибыльным бизнесом и будут очень довольны. На их место придут энергичные, трудолюбивые педагоги, которых не смутят нищенские зарплаты, ибо у них призвание, а потому будут тоже весьма довольны. А самые энергичные из них в свободное от основной работы время станут подрабатывать в бизнесе и совместят призвание с богатством - то есть их счастью вообще не будет предела.

Такие представления премьера вполне объяснимы: все мы прекрасно знаем о государственных чиновниках, которым вполне удачно удается совмещать основную деятельность с бизнесом, причем очень даже крупным. Но вот незадача: что получается у чиновников, почему-то не выходит у учителей.

В чем причина такого парадокса и почему учителям так не везет, премьеру попыталась растолковать директор забайкальской школы Валентина Маниковская. Простыми и доступными словами она объяснила понятные для подавляющего большинства из нас вещи: что для занятий бизнесом нужно много времени, которого у учителя нет, ибо работа по призванию требует огромной самоотдачи и занимает практически 24 часа в сутки. Что для бизнеса нужен начальный капитал, а у педагога его зарплаты хватает лишь на то, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, и то с трудом.

Что же касается ухода излишне алчных учителей в бизнес «с концами», то это, конечно, возможно, но чревато совсем печальными последствиями: свято место (даже низкооплачиваемое) пусто не бывает, и на место ушедших учителей придут другие. Те, кому в силу слабых способностей и прочих недостатков другой работы не найти. И будут наших детей учить те, кто ни на что другое не годится... А это уж совсем невесело, Дмитрий Анатольевич.

Поэтому имеет смысл ознакомиться с опытом других стран - тех, где с образованием (да и с экономикой вообще, она ведь - следствие образования) дела обстоят хорошо. Там заработки учителей не бросают на откуп рынку, и они вполне сопоставимы с доходами бизнесмена средней руки. Например, в Германии зарплата учителя колеблется от 3200 до 4700 евро в месяц. А в Финляндии даже начинающий педагог получает 3600 евро в месяц. В результате самый большой конкурс в вузах Финляндии - на педагогические отделения. Соответственно, туда поступают самые умные. Соответственно, умные учителя готовят хорошие кадры для экономики. Соответственно, и экономика хороша.

Так, может, все же не стоит учителей посылать? Пусть даже и в бизнес.