"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Наш девиз: «Знаем. Хотим узнать. Узнаем.»
Какая орфограмма пропущена?
играл на дудочк...
подошёл к осин...
смастерил для бабушк...
увидал мыш…
шёл рощ...й
на западе пустын...
Тема урока:
Безударные окончания существительных в единственном числе
Алгоритм
1.Поставить существительное в начальную форму.
2.Определить склонение.
3. Определить падеж существительного.
4.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже (посмотреть в таблицу).
5. Проверить с помощью опорных слов (слов- помощников).
Опорные слова
- I скл. – стена, земля
- II скл. – стол, конь
- III скл. – степь
- К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме.
- Ко 2 склонению относятся существительные ср.р. с окончаниями -о, -е, а также существительные м.р. с нулевым окончанием в начальной форме.
- К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Какая орфограмма пропущена?
играл на дудочк...
подошёл к осин...
смастерил для бабушк...
увидал мыш…
шёл рощ...й
на западе пустын...
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Танец «Я – звезда»
Падежи и их окончания
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. -а, -я -о, -е,- □ -□
Р.п. -ы, -и -а, -я -и
Д.п. -е -у, ю -и
В.п. -у, -ю -а, -я, -□ -□
Т.п. -ой, -ей -ом, -ем -ю
П.п . -е -е -и
Отчёт учени___ _____ (фамилия, имя) о работе на уроке русского языка _____ (дата)
- Я работал(а) с _______________настроением.
- Я __ доволен собой.
- Я испытываю затруднения, когда (в чём) _________________________________.
- Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.
Оценка моей работы и моих товарищей
- Мне понравилось на уроке …
- Мне удалось на уроке…
- Я порадовался на уроке за …
- Я могу похвалить себя за …
- Мне надо еще поработать над …
Русский язык. 3 класс. Безударные окончания имен существительных в единственном числе.
Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цели урока: Систематизировать знания о способах проверки безударных окончаний имен существительных в единственном числе. Актуализировать знания о морфемах слова, звуках, об основе предложения. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Формы: фронтальная, групповая, работа в парах.
Технологии:
Оборудование: карточки, экран, компьютер, аудио/видео записи
Технологии: элементы проблемного обучения, использование здоровьесберегающих методик.
Ход урока:
1.Организационный этап
Начинаем урок русского языка (запись числа в тетради)
Какую большую тему мы сейчас изучаем на уроках русского языка?
Как проверить безударное окончание имени существительного в единственном числе?
Сегодня мы продолжим работать над этой темой и кроме этого, отправимся в далекое путешествие. А вот куда, вы узнаете, если разгадаете зашифрованное слово
АРИФАК
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Да, действительно, сегодня мы совершим путешествие в Африку.
Почему слово Африка записано с заглавной буквы?
В каком полушарии находится этот материк?
Покажите на карте местоположение данного материка.
Африка это второй по величине континент после Евразии.
Это удивительный загадочный мир, где есть пустыни и дикие леса, побережья рек, морей и саванны.
Что мы можем сказать о климатических условиях на этом континенте?
Самая высокая температура зафиксирована именно в Африке, она достигала до +58 градусов выше нуля.
Название материка, как полагают ученые, произошло от имени племени, которое раньше поживало на севере материка и называлось АФРИГАМИ
Это густонаселенный континент, в каждой семье рождается не менее 5 детей. Сейчас вы с ними познакомитесь.
( видео «Дети Африки»)
Недавно я побывала на этом замечательном континенте и узнала, что к воспитанию детей там относятся по-особенному. Например, детям разрешено пользоваться ножами и др.острыми предметами, так как считается, что дети с раннего детства должны приучаться помогать родителям. В некоторых племенах, родители несколько раз за ночь будят своих детей. Как вы думаете, для чего?
(считается, что детям долго спать вредно, они могут задохнуться) Многим детям родители не позволяют ходить в школу.
Вам, детям из России, повезло больше, вы имеете право ходить в школу, уроки, получать образование.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся
Итак, напоминаю, сегодня мы отправляемся в путешествие, в Африку. И собираясь в путешествие, мы должны с вами взять с собой багаж, багаж необходимых знаний.
И вот, чтобы ничего не забыть, я приготовила список необходимых знаний. Но случилась неприятность, слова рассыпались и теперь непонятно, что с собой брать.
Я предлагаю поработать в группах и собрать эти слова.
(Конверты цветные с частями слов) Работа в группах
Итак, что же нам необходимо взять с собой, какие знания?
1)Части слова. – Какие мы знаем?
2)Члены предложения. – Какие мы знаем?
3)Части речи. – С какими знакомы?
4)Буквы и звуки. – Какие?
5)Склонения. – Сколько мы знаем?
6) Падежи. – Сколько и какие?
4. Применение знаний в новой ситуации
А)Фонетический разбор
Определенный багаж собран, мы отправляемся в путешествие по африканской саванне.
В африканской саванне обитает множество животных. Считается, что на африканском материке диких животных водится больше, чем на любом другом. Часть из них вы, конечно же, знаете.
Я предлагаю вам узнать животного по голосу (если не узнают, то видео с изображением гиены )
Конечно же, это гиена. Что вы можете сказать об этом животном?
А теперь задание для групп - Сделать фонетический разбор слова «Гиена»
(работа в группах и проверка)
Есть ли ошибки при выполнении фонетического разбора, какие?
Б) Работа над безударными окончаниями и другими орфограммами
А теперь следующее задание для групп. Вы получаете карточки с предложениями, ваша задача – найти всевозможные орфограммы в данных предложениях.
1) Львенок в Африке живет и большую кость грызет.
2)В пустыне верблюд обходится без воды.
3)Прячется крокодил в мутной речке.
4) На пальме сидит веселый шимпанзе.
5)В море плавают кровожадные акулы.
6)На травке растянулся пятнистый жираф.
(Проверка орфограмм по группам +запись предложений в тетрадь, каждый учащийся из группы записывает свое предложение и подчеркивает орфограммы)
Физическая пауза (танец коллективный)
В) Разбор предложений по составу
Следующее задание будет таким, вам нужно разобрать по составу то предложение, которое вы написали.
(проверка- основа предложения)
Г) Подбор синонимов к сложному слову
- Найдите сложное слово в предложениях и подберите к нему синонимы
(злой, жестокий, хищный…)
Ну, если акулы, которые водятся в морях Африки, крайне опасны, то эти морские животные очень миролюбивы.
(видео - дельфины)
В Красном море водятся несколько видов дельфинов, например, бутылконосые дельфины
Вес новорожденного - до12 кг.
Вес взрослого - до 400 кг.
Длина новорожденного -1 м.
Длина взрослого - до 3 м,
Д) Самостоятельная работа Тетрадь №2 с. 10 №10
5. Информация о Д/З, инструктаж по его выполнению
Наше путешествие подходит к концу. И чтобы его продлить, вы получаете еще одно задание, которое вы будете выполнять дома
Выписать словарные слова из словаря, которые относятся к материку «Африка»
6. Рефлексия.
- Мы вернулись из нашего путушествия
Что на уроке получалось?
В чем были затруднения?
Что понравилось на уроке?
Урок русского языка
4 класс
Тема:
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
В лесочк…, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей .
В лесочк е , над речк о й,
Построена дачка.
На дачк е живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес о м и дач е й,
Но есть огорчения
В жизн и собачьей.
Алгоритм работы :
Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:
Шаг 1
Определи склонение.
Шаг 2 Определи падеж.
Шаг 3 Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
Шаг 4
По опорному слову определи окончание существительного.
(1скл.- земля, 2скл.-конь, окно 3скл.- степь)
паль
фель
ковь
зонт
лать
- П а льто
- М о рковь
- К а ртоф е ль
- Ж е лать
- Б е седа
- Г о р и зонт
- П о года
1-е скл. Беседа, погода.
2-е скл. Картофель, горизонт.
3-е скл. Морковь.
1 скл.
3 скл.
2 скл.
-и,-ы -а,-я -и
-е -у,-ю
Ой -ем,-ом -ю
1 группа . Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.
Свернул к речк., помог старушк., скрипит на дерев., махал флажк.., рисунок на ткан.
2 группа . Найдите имя существительное с окончанием –е-.
Написал в тетрад., подбежал к пристан., играл на площадк., кружились в воздух., шли к берёзк., найти на дорог., пошёл по троп. .
3 группа. Запишите каждое слово в Р. п., Д. п., П.п.
Пустыня, стакан, ладонь.
4 группа . Определите склонение. Запишите слова в три столбика.
На двор., до рощ., из шерст., до пристан., в неб., в лагер., вдоль дорог., на лошад., на макушк., к сирен., на лодк., до деревн. .
- дохнула хол.д..
- дохнула хол о д о м
- запушила сне.к..
- запушила сне ж к о м
- (за)т.нула ле.к..
- затянула ле д к о м
- л.тят по льду
- л е тят по льду
- (по)серебрила ине..
- посеребрила ине е м
- нар.дила в шу.к.
- нар я дила в шу б к и
- пр.б.жал по ветк.
- пр о б е жал по ветк е
Д/З стр.25 упр.2, стр.20 уч.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Тема урока «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цель урока: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном предложном падежах. Задачи урока: Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи. Развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей. Оборудование: Мультимедио Компьютер Презентация Power Point Карточки с заданиями Фотографии, иллюстрации на тему: «День защитника отечества» Ход урока 1. Мотивация учебной деятельности: Поздоровайтесь с гостями. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите дату. Возьмите простой карандаш и изобразите своё настроение в виде смайлика наверху, в левом углу. Закройте тетради. На ваших партах лежат карточки разных цветов с цифрами. Чётные цифры улыбнитесь нечётным, теперь нечётные скажите что нибудь доброе чётным. Молодцы! А теперь мы готовы окунуться в урок. Внимание на слайд. Начнём с проверки знаний. Слайд: Марш..руют по площад... Объясните пропущенные буквы. 2. Актуализация опорных знаний. Слайд: Площадь, мужчина, защитник. Определите часть речи этих слов (имя существительное) Что такое имя сущ?(ответы детей) В каком числе они стоят? (ед.ч.) А если эти слова изменить по падежам, ударение будет падать на окончание? (нет) Как эти окончания будут называться? (безударные) Почему слова записаны несколько раз? Повторение. Попробуем сформулировать тему. Тема урока: «Безударные окончания имён существительных в единственном числе. Повторение» Может ещё чтото особенное заметили? (урок посвящён празднику 23 февраля). Молодцы? А что вы хотите получить от этого урока? (ответы детей) (мы будем совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа). – Какие гласные создают особую трудность при письме?
– Вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание? (алгоритм, опорные слова) 1 склонения: земля, страна, вода. 2 склонения: слон, село, окно. 3 склонения: рожь, степь, тень. А сейчас измените эти 3 слова по падежам. Поменяйтесь тетрадями проверьте по слайду. Оцените соседа по парте. Работа в командах. Соединитесь обладатели карточек одного цвета. (Образуются 4 команды: зелёные, оранжевые, синие, красные) Номер 1 заберите задание для своей команды. Игра «Найди пару» Даны пословицы, они перепутаны. Нужно соединить начало и конец пословиц, выделить окончание, определить падеж и склонение у существительных с пропущенными буквами (распределение ролей в команде, для работы даётся 57 минут) Слайд: Родине служит верно, тот долг исполняет примерно. Худой мир лучше доброй брани. Трус своей тени боится. С песней дружить в бою не тужить. Без смелости не возьмешь крепости. Головой думай, а силой борись. Кто Коллективная проверка. За каждый правильный ответ команда получает балл. 3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Ученики образуют два круга. Чётные внутри, нечётные снаружи. Идут по кругу (против и по часовой стрелке) Делают столько шагов, сколько букв в слове «ПРАЗДНИК» (8слов) поворачиваются лицом друг к другу. Вопрос: существит. женского рода, с нулевым окончание, в конце мягкий знак, какое это склонение? Отвечает внешний круг. («Ильнара, что тебе ответил Артём?») (ответ 3скл.) Продолжаем. Сделайте столько шагов, сколько падежей в русском языке (6 падежей) Вопрос: определите склонение «февраль» (2 скл.) (отвечает внутр.круг) Сделайте столько шагов, сколько звонких звуков в слове «армия» (3 звонких звука, р,м,й) Вопрос: придумайте слово 1 склонения и поставьте его в предложный падеж. (внешний круг отвечает) Спасибо. Молодцы! 4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. Работа в парах. На слайде слова, из которых нужно составить предложение. Защитник, настоящий, смелость, обладать, должен. (Настоящий защитник должен обладать смелостью.) Праздник, папа, я, с, поздравлю. (Я поздравлю папу с праздником) Объяснить правописание окончаний имён существительных. 5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. Блицопрос. Дети называют окончание Слайд: после метели на макушке
у березки в воздухе на солнце на полянке о чести – Вы хорошо работали на уроке. Вы можете задать волнующие вопросы своим одноклассникам. А теперь нарисуйте своё настроение внизу, в правом углу. (карточки для команд) 1 команда (синие) 1.Соедини линиями пословицы по смыслу. 2.Допиши и выдели окончание, определи падеж и склонение у этих же существительных. Без смелост... тот долг исполняет примерно. Голов… думай, не возьмешь крепости. Кто Родин… служит верно, а сил… борись. С песн… дружить лучше доброй бран... Трус своей в бою не тужить
Худой мир тен… боится.