Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Подготовила Михайлова Светлана Анатольевна, учитель технологии МОУ «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Пушкина»

Слайд 2

Составляющие проекта

  • Проект- это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической частью проекта является пояснительная записка, а практической конкретная модель, изделие макет, видеофильм и др.
  • Слайд 3

    1. Титульный лист.
    2. Оглавление.
    3. Введение.
    4. Главы основной части.
    5. Заключение.
    6. Список использованной литературы.
    7. Приложения.

    Слайд 4

    Титульный лист

    Является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

    В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта.

    Слайд 5

    Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.
    Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
    В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").

    Слайд 6

    Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей:

    Левое - не менее 30 мм
    Правое - не менее 10 мм
    Верхнее - не менее 15 мм
    Нижнее - не менее 20 мм

    Слайд 7

    В нём приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.

    Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

    Слайд 8

    Введение

    В нем обосновываетсяактуальностьвыбранной темы,цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы,рассматриваемые в проекте,

    Слайд 9

    указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

    Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

    Слайд 10

    Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

    Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

    Слайд 11

    От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

    Слайд 12

    Основная часть

    В первой главе проекта (начало исследования) рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме (исторические сведения, современное состояние, анализ рынка, звездочка обдумывания и др.).

    Слайд 13

    • В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.
  • Слайд 14

    Технологическая часть проекта

    • В ней необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
  • Слайд 15

    Варианты оформления1-й вариант

  • Слайд 16

    2-й вариант

  • Слайд 18

    Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что:

    а) изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

    Слайд 19

    б) возможно с использованием отходов производства;

    в) дает возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Заключение

    В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

    Слайд 22

    После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы.

    Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список работы, которые фактически не были использованы.

    Слайд 23

    Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки.

    Слайд 24

    Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1",
    "Приложение 2" и т.д.

    Слайд 25

    Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

    Слайд 26

    Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210 х 297) через два-полтора межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм (12 кегель).

    Слайд 27

    Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т.д.).

    Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и основному тексту.

  • Слайд 28

    Использованная литература

    • Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова, Технология, 5-11 классы, проектная деятельность учащихся, Волгоград, издательство «Учитель»,2008
  • Посмотреть все слайды

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 21»

    Творческий проект по технологии

    «Карандашница»

    Разработал ученик 8"Б" класса

    Челякин Дмитрий

    Руководитель учитель технологии

    Храбров Николай Васильевич

    г. Вологда

      Введение в творческий проект…………………………………………….3

      Обоснование темы проекта.................................................….……………4

      Историческая справка..................................................................................4

      Выбор варианта изделия..............................................................................5

      Разработка эскиза изделия…………………………………………………8

      Технологический процесс изготовления изделия………………………..9

      Расчет условной стоимости материалов для изготовления изделия…..10

      Окончательный контроль и оценка проекта……………………………..11

      Защита проекта…………………………………………………………….12

      Список использованной литературы........................................................13

    Введение в творческий проект

    Знакомство с творческим проектом вводится в технологию трудового обучения с 5-го класса.

    По определению творческий проект - это самостоятельная исследовательская работа, которую можно выполнить качественно благодаря прочным знаниям и умениям программ предмета технологии.

    Цели и задачи творческого проекта:

      Сформировать политехнические знания в наиболее распространенных и перспективных технологиях;

      Сформировать представление об основах современного производства и сферы услуг;

      Развить самостоятельность и способность решать творческие и изобретательские задачи;

      Обеспечить осуществление самопознания, знакомство с миром профессий;

      Воспитать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность, милосердие, обязательность, честность, ответственность, культуру поведения;

      Воспитать бережное отношение к природе и природным ресурсам;

      Сформировать активную жизненную позицию;

      Сформировать основные понятия рыночной экономики и умение применять их;

      Разработать реальный план достижения поставленной цели.

    Оборудование : образцы заготовок, линейки, карандаши, творческие проекты, доклады, рефераты, плакаты.

    Обоснование темы проекта

    Объектом исследовательской работы, творческого проекта является технология изготовления изделий из древесины, а предметом – собственные возможности ученика в этом ремесле. Новизну и значимость исследования можно определить так: «Всё новое – это хорошо забытое старое. Красота же, возрождённая руками человеческими, мир теплее и добрее сделать может».

    Умение работать с деревом – это возможность приобщения к прекрасному. Это умение преподается на уроках технологии по обработке древесины с целью его дальнейшего использования в практических целях. Без деревянных изделий невозможно представить себе русское жилье как в старину, так и в наше время. Даже в современной квартире или офисе нет-нет да и промелькнет деревянная композиция, оживляющая интерьер помещения. Сейчас возрождаются многие народные промыслы, издается множество соответствующей литературы: книг, журналов, пособий, которые помогут в проектировании и изготовлении изделия.

    Все инструменты в мастерской распределены по укладкам, и только карандаши и ручки на учительском столе лежат, как правило, хаотично. Можно исправить эту ситуацию и навести порядок среди канцелярских товаров. Объектом разработки творческого проекта является укладка, которую можно назвать подставкой для карандашей и ручек, карандашницей. Ее использование поможет сохранить в идеальном порядке канцелярские принадлежности на столе, а также данное изделие может выступать как приятный и полезный подарок для близких.

    Историческая справка

    Историю возникновения подставки под письменные принадлежности следует рассматривать параллельно с возникновением самих письменных принадлежностей. История карандаша начинается с XІ столетия. Художники рисовали тогда в основном палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком, иногда их называли "серебряными карандашами". Графитные карандаши известны с XVІ в. Покупатели, в основном, художники, затискали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, завертывали их в бумагу или обвязывали их веревкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Современный карандаш изобрел в 1794 году французский ученый и изобретатель Николя Жак Конте. В современных грифелях используются полимеры, которые разрешают добиваться нужного соединения прочности и эластичности, дают возможность изготовлять очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

    Обычную нам шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XІ ст. граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглой формы часто скатываются из преклонных поверхностей. 2/3 материала, который составляет простой карандаш, идет в отходы при его заточении. Это натолкнуло американца Алонсо Кроса, пионера современных пишущих инструментов, на создание в 1869 году металлического карандаша, где стержень держится металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Это скромное начало повлияло на развитие целой группы товаров, которые используются сегодня повсеместно.

    Оригинальный предмет, карандашница, является примером предметов кабинетного интерьера уже первой половины XIX века.

    Выбор варианта изделия

    Каким же конкретным требованиям должно удовлетворять будущее изделие - карандашница? Можно выделить следующие критерии:

    1. Прочность.

    2. Надежность.

    3. Технологичность.

    4. Эстетичность (дизайн).

    5. Удобство.

    6. Безопасность.

    7. Экономичность.

    8. Экологичность.

    9. Личная привлекательность.

    Если проанализировать различные журналы, книги, сайты, просматривая варианты готового изделия, то их наберется очень большое количество, поэтому окончательный выбор сделать совсем не просто.

    Тем не менее, мы остановимся на рассмотрении четырех возможных базовых вариантов, опираясь на свой вкус. Данные варианты полностью соответствуют описанным выше требованиям, предъявляемым к изделию.



    П

    одставка для карандашей и ручек

    Рис. 1. Возможные варианты изделия

    Оценим выбранные варианты изделия в соответствии с установленными критериями. Будем исходить из шестибальной шкалы оценок качеств каждого варианта. Результаты оформим в виде таблицы.

    Свойство/ вариант изделия

    Прочность

    Надежность

    Технологичность

    Эстетичность (дизайн)

    Удобство

    Безопасность

    Экономичность

    Экологичность

    Личная привлекательность

    Сумма баллов

    Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что самым оптимальным является Вариант 3, который набрал большее количество баллов. Главным его преимуществом является оригинальный красивый внешний вид (эстетичность). Кроме того, этот вариант предполагает еще и вариативность: форма изделия может быть различной («ежик», «рыба», «утка», «корабль», «автомобиль» и т д.), что позволяет удовлетворить эстетические вкусы разных людей. Итак, останавливаемся на третьем варианте – карандашница «Ежик».

    Разработка эскиза изделия

    Карандашница состоит из двух основных деталей: главный элемент - ежик и основание (подставка), которые соединены круглым шипом (шкантом).

    В верхней части корпуса просверлены отверстия под канцелярские товары.

    Рис. 2. Проектное изделие «Карандашница»

    Технологический процесс изготовления изделия

    Последовательность работы

    Эскиз, рисунок

    Инструменты, приспособления

    Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку (20х110х130), прострогать и прошлифовать все ее стороны

    Обвести шаблон по контуру

    Сделать ряд запилов и при помощи стамески сделать сколы по контуру

    Обработать заготовку по контуру (довести до линии)

    Просверлить необходимое количество отверстий

    Верстак, рубанок, шлифовальная шкурка

    Заготовка, шаблон, карандаш

    Верстак, пила, стамеска, киянка

    Напильники, шлифовальная шкурка

    Сверлильный станок

    Расчет условной стоимости материалов для изготовления изделия

    Рассмотрев все аспекты изготовления изделия «Карандашница» можно выполнить экономические расчеты.

    Общий объем древесины на изготовление деталей карандашницы составил V=0,002 куб. метра древесины.

    1куб. метр древесины дуба стоит 6000 рублей.

    0,002 м3 х 6000 руб.= 12 руб.

    При сверлении на станке в течение 20 минут израсходовано электрической энергии:

    0,4 кВт х 0,34 ч = 0,136 кВт х ч

    0,136 х 1,51 руб. = 0,21руб.

    По окончанию сборки изделие покрыто мебельным лаком. Израсходовано 0,05 кг.

    1 кг мебельного лака стоит 145 рублей.

    0,05 х 145 = 7,25 руб.

    Общая стоимость материалов составляет:

    12 + 0,21 + 7,25 = 19,46 руб.

    Окончательный контроль и оценка проекта

    Итак, изделие – карандашница – полностью готово и соответствует разработанным критериям. Изделие прочное, надежное, экономичное, т.к. на его изготовление было потрачено не много материалов. Технология изготовления карандашницы включает в себя те операции, которые осваиваются на уроках технологии: строгание, пиление, сверление, зачистка и др. Поскольку эти операции не являются сложными и трудоемкими, на изготовление карандашницы потребовался небольшой временной диапазон.

    Изделие является экологичным, так как сделано из натурального природного материала – древесины. Также карандашница получилась очень удобной и безопасной для использования.

    В магазинах канцелярских товаров можно ознакомиться с ценами на аналогичные изделия и убедиться, что затраты на карандашницу собственного изготовления значительное меньше. Но, безусловно, не стоит забывать, что цена готового изделия включает также расходы на заработную плату рабочим, транспортировку товара в магазин.

    В качестве испытаний и проверки следует протестировать изделие во время урока технологии. Карандашница прошла проверку, она оказалась устойчивой, удобной, легкой и полезной.

    Получился ли ожидаемый результат? Изначально спланированное изделие - карандашница - готово, благодаря знаниям и умениям, подающимся на уроках технологии по обработке древесины. Изготовить карандашницу своими руками сможет каждый. К тому же, анализируя расчеты, можно сделать вывод о том, как же это выгодно - творить самостоятельно. Главное верить в себя, в то, что все обязательно получится. Ни простую, ни сложную вещь нельзя сделать без любви к своей работе, без творческого подхода к делу. А творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками. Делать - значит созидать. Творение, созидание – это выход из обыденного течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей.

    Защита проекта

    Защита творческого проекта включает в себя доклад, в котором описывается:

    Обоснование выбора темы творческого проекта «Карандашница»;

    Исследование различных вариантов изделия и обоснование выбора лучшего варианта;

    Пояснение эскиза деталей изделия и технологического процесса изготовления;

    Особенность изготовления изделия;

    Расчет стоимости материалов для данного изделия.

    Готовое изделие представляется экспертной комиссии для обсуждения и выяснения интересующих аспектов.

    Список использованной литературы

    1) Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева. Технология. Поурочные планы по разделу «технология обработки древесины» по программе В.Д. Симоненко. 2006г.

    2) Ю.Е. Долматов, Е.С. Голованов. Методичка по проектным работам в курсе «Технология обработки древесных материалов».

    3) А.М. Коноваленко. Основы столярного ремесла., Киев, 1994 г.

    4) Л.Н. Крейндлин. Столярные работы. 1978г.

    5) М.Б. Павлов, Дж. Питт, М.И Гурувич, И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. 2003г.

    6) А.В. Худяков. Деревообрабатывающие станки. 1981г.

    7) Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. Практикум в учебных мастерских. (Обработка древесины и пластмасс). 1987г.

    8) А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко. Технология. Индустриальные технологии. 2012 г.

    9) А.Т.Тищенко, Н.В. Синица. Технология. Технический труд. 2010 г.

    Творческий проект является самостоятельной итоговой работой по предмету «Технология и трудовое обучение». Он показывает, насколько прочны навыки, знания и умения учащегося, которые он приобрел на уроках технологии. Кроме того, творческий проект позволяет учащемуся проявить индивидуальность, а также собственное умение использовать на практике все полученные знания.

    В этом разделе нашего сайта вы найдете обилие творческих проектов по технологии, среди которых обязательно подберете интересный и доступный для себя. При помощи проекта вы сможете создать новые модели с использование материала, имеющегося под рукой. Все представленные проекты направлены на изготовление новых конкурентоспособных изделий, которые отвечают потребностям человека, а также пользуются спросом у современных покупателей.

    Что дает выполнение проекта?

    Выполнение проектов, представленных на нашем сайте, способствует развитию:

    • эстетического вкуса;
    • творческих способностей;
    • логического мышления в сфере проектной деятельности;
    • логики.

    Полученный в результате выполненного проекта предмет учащиеся будут использовать на практике, то есть применять изделие в своей повседневной жизни. Кроме того, учащиеся имеют возможность самостоятельно оценить проделанную работу, а также почувствовать удовлетворение от результата, который получен собственными усилиями.

    Как выбрать проект?

    При выборе ориентируйтесь на собственные предпочтения и наличие необходимых для работы материалов, инструментов.

    В экономической части необходимо будет просчитать затраты на изделие. Технологическая часть описывает производственный процесс. Представленные проекты созданы настолько подробно, что в процессе их реализации у вас не возникнет абсолютно никаких проблем!

    Уважаемые родители и ребята!

    Вам уже необходимо определиться с темой проектной работы, над которой Вы будете работать. На этой страничке для Вас будут размещены рекомендации, которые помогут Вам качественно подготовить проектную работу, структура и виды проектных работ, а также перечень возможных тем проектных работ.

    Виды проектов

    Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам" , где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
    Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.
    Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте "Семейные праздники и традиции" . В ходе проекта каждый ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

    Этапы работы над проектом

    I этап: выбор темы проекта
    II этап: сбор информации
    III этап: обдумывание плана работы над проектом
    IV этап: реализация проекта
    V этап : подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее)
    разрабатывают электронную презентацию и т.д.
    VI этап: презентация и защита проекта в классе
    VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

    Как выбрать тему проекта?

    Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.
    Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
    Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
    Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.

    Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих проектах)

    1. Тема проекта.
    2. Вид проекта:
    3. Цели и задачи проекта.
    4. План работы над проектом (или этапы).
    5. Основные идеи.
    6. Вывод.

    Пример оформления проектной работы (кратко)

    1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"
    2. Вид проекта- информационный.
    3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира. Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.
    Задачи проекта:
    - пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;
    - проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых больших и необычных зоопарках мира;
    - рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;
    - подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках мира;
    - представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.
    4. Этапы работы над проектом.
    - первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......
    СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для проекта)
    -второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась такими источниками.....
    - третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).
    - четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст работы, макет, создается плакат и так далее.
    - пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).
    - шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также не нужно.
    5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели, как.....
    6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать, охранять......

    НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ, ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТАК ДАЛЕЕ.

    Примеры оформления проектных работ (взято из интернета)

    Выбери тему исследования.

    Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

    Сделай выводы.

    Оформи результаты своей работы.

    Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

    Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные фразы.
    Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст, но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

    Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

    * Зоопарки мира
    * Сад моей мечты
    * История развития футбола
    * Эти забавные кошки
    * Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек
    * Пять самых редких птиц на планете
    * Что нужно знать человеку о пауках?
    * История возникновения и производства шоколада
    * Как помочь птицам перезимовать?
    * Красота и симметрия бабочек
    * Собаки и космос
    * Собаки-поводыри
    * Соль – польза или вред?
    * Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
    * Профессии нашей мечты
    * Моя родословная
    * Профессии наших родителей
    * Мой город
    * Хлеб – всему голова
    * Птицы – наши друзья
    * Здоровый образ жизни
    * Наш дом. Наш двор
    * Война и наша семья
    * Использование бытовых отходов в детских поделках
    * История русской игрушки
    * Во что играли наши предки?
    * Действующие вулканы нашей планеты
    * Использованная бумага - мусор или добро?
    * Матрешка - игрушка или сувенир
    * Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.
    * Спортивная жизнь моей семьи
    * Как мультфильмы влияют на психику ребёнка
    * Кактус-колючий друг
    * Выращивание кристалла
    * Далеко ли от нас до Солнца
    * Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
    * Почему скисает молоко?
    * Почему стреляет попкорн?
    * Путешествие водяной капельки
    * Что такое микроскоп?
    * Чудесные превращения, или Что такое сыр?
    * Секреты Луны

    Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта – от замысла до реализации.

    Задачи:

    • сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей;
    • содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса;
    • прививать навыки по планированию своей работы.

    Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.

    Оборудование к уроку: цветные карандаши, альбом для рисования, тетрадь для работ, Интернет, компьютер, образец творческого проекта (Приложение 1 ), Презентация к уроку .

    ХОД УРОКА

    I. Изучение иатериала

    – Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем разобраться – что же такое творческий проект и как его лучше выполнять. Я вам расскажу и покажу, как оформить творческую работу на примере проекта, выполненного нашей ученицей и как оформить презентацию творческого проекта для его защиты.
    Что же такое творческий проект?
    Творческий проект по технологии – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. Это твоя творческая итоговая работа. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые ты получил за год, и при изготовлении изделия нужно стараться использовать больше технологических операций, изученных в учебном году.

    Работу над творческим проектом можно разделить на три этапы

    а) подготовительный этап
    б) технологический этап;
    в) заключительный этап.

    Титульный лист.

    В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист – титульный. Это лицо вашего проекта. Здесь указываете полное название своего образовательного учреждения, название своего творческого проекта, вашу фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта. (Приложение 1 . Стр. 1)

    План выполнения проекта

    I. Подготовительный этап

    1. Актуальность проблемы
    2. Цель проекта
    3. Обоснование выбора темы проекта
    4. Задачи
    5. Требования к изделию
    6. Разработка идеи
    7. Поиск лучшей идеи
    8. Исследование
    9. Мой выбор

    II. Технологический этап

    10. Используемые материалы
    11. Инструменты и оборудование для изготовления грелки на чайник
    12. Организация рабочего места, правила безопасной работы
    13. Технология изготовления грелки на чайник.
    14. Снятие мерок
    15. Построение чертежа
    16. Технологическая карта
    17. Экономический расчет
    18. Экологичность.
    19. Оценка выполненной работы

    III. Заключительный этап

    Подготовительный этап

    Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый взгляд может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но присмотритесь повнимательнее. Мы привыкли, например, для своих квартир выбирать нейтральные, спокойные обои с однообразным рисунком. Мы боимся использовать в интерьере чересчур яркие оттенки или очень темные стены, думая, что это отрицательно скажется на нашем последующем образе жизни. Давайте с вами попробуем на своей кухне что-то изменить. Хорошая хозяйка знает, что аксессуары нужно подбирать внимательно и с умом. Например, интерьер кухни должен быть рациональным и эстетичным, поэтому так важны стильные аксессуары, которые добавят любой кухне изящества и очарования. Скатерти, салфетки, прихватки , полотенца, подставки под посуду, конфетчицы... Все эти поделки сможет сделать любая хозяйка. Сделайте свою кухню еще уютнее – украсьте ее изделиями ручной работы! Для выбора темы можно воспользоваться также Банком проектов, а может вас вдохновит посещение сайта для любителей мастерить: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm

    Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему: "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".

    Постановка цели и задачи

    Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.

    Пример.

    Цель проекта: изготовить грелку-сувенир на чайник для семейного чаепития
    Задачи:
    1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения грелки на чайник.
    2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
    3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
    4. Изготовить изделие, оформить его.
    5. Оценить качество работы.

    Требования к изделию

    Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:

    Пример. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты .

    Разработка идеи

    На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии. (Приложение 1 стр. 4, схема 1)

    Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия

    Поиск лучшей идеи

    Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.

    Пример.

    1. Грелка в лоскутной технике. Изготавливается из разных по цвету лоскутов ткани хлопчатобумажных и льняных. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной. Можно сочетать набивные и однотонные ткани. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане, но они мне не очень понравились. (Приложение 2 , рис.1, рис. 2)
    2. Грелка, связанная крючком или спицами.
    Изготавливается из разной по цвету пряжи. Но, к сожалению, я не увлекаюсь вязанием и в моем доме нет большого разнообразия ниток для вязания. (Приложение 2 , рис.3, рис. 4)
    3. Грелка, выполненная в технике аппликации.
    Сделать её можно из разноцветных кусочков любой ткани, сукна, фетра, фланели. Красиво. В этой технике делается отделка деталей зигзагом, а на нашей домашней швейной машине такого приспособления нет. (Приложение 2 , рис. 5, рис. 6)
    4. Грелка с элементами вышивки.
    Изделие можно выполнить в стиле гжельской росписи по фарфору. Очень красиво. Для отделки нужна вышивка, а эту технику вышивания крестом и гладью я изучала на уроках технологии. (Приложение 2 , рис.7)

    Исследование

    В этом разделе вы должны проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия, Исследование можно оформить в виде таблицы (Приложение 1 . Стр. 5).

    Пример. И все-таки я засомневалась в выборе грелки и решила расспросить всех членов моей семьи. Проведём исследование в кругу моей семьи.

    Подсчитав все плюсы и минусы выбираем вариант изделия и начинаем его детальную проработку.

    Технологический этап

    В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
    1. Необходимо продумать форму изделия;
    2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
    3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия. (Приложение 3 )
    4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов. (Приложение 1 стр.6)
    5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей. (Приложение 1 стр.7)
    6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия. (Приложение 4 .)
    7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
    8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.

    Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.

    Расчет себестоимости изделия

    В этом разделе вы должны представить расчет затрат на ваше изделие. Рекомендую вам выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов. (Приложение 1 стр 9)

    Экологичность

    Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.

    Заключительный этап

    Выводы

    В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.

    Пример. Грелка на чайник Курочка «Гжель» удовлетворяет требованиям, которые были предъявлены изделию вначале работы:

    • грелкой можно пользоваться, так как она изготовлена по размерам и чертежам
    • хорошее качество исполнения
    • грелка оригинальна, таких нет в продаже, она будет удивлять гостей, создавать хорошее настроение
    • красивый внешний вид позволит использовать грелку еще и как украшение интерьера кухни
    • себестоимость изделия получилась низкая, так как были использованы обрезки тканей, вторсырьё.
    • моей семье грелка очень понравилась.

    В этом разделе вы должна дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно? Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так, чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.

    Пример. Как сделать чайную церемонию неповторимой? Заварить вкусный чай. Приготовить вкусный пирог, поставить на стол самый красивый чайный сервиз, постелить скатерть и разложить салфетки? Безусловно, так, но есть одна интересная деталь, которую стоит взять на заметку тем любителям чая, которые с ней еще не знакомы. Это – специальная грелка, которую одевают на заварочный чайник, чтобы, поддержать в нем нужную температуру и заварить по-настоящему вкусный чай. Само чаепитие должно быть неспешным, а значит и чай должен как можно дольше оставаться горячим. И в этом случае грелка – вещь совершенно необходимая.
    Изготовление вещей домашнего обихода своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность. Очень приятно пить чай, когда на столе находится такая вещь. Прекрасное украшение интерьера современного жилища.
    Такую вещь на рынке не купишь!

    Используемая литература:

    Представьте литературу, которую вы использовали

    Пример.

    1.“Учимся играть” журнал № 3. Москва. Изд-во Просвещение. 2004г.
    2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл. Москва. Просвещение. 2000г.
    3. Симоненко В.Т. 5, 6, 7 кл. Вентана граф. 2002г.
    4. Школа и производство 2003г. № 1. Изд-во Просвещение.
    5. Для тех, кто шьет. Е.Н.Юдина и др. Лениздат. 1985г.

    6. Семенов В.М. Все о чае и чаепитии: Новейшая чайная энциклопедия
    7. Календарь-2008 Русское чаепитие.
    8. Интернет: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm

    II. Практическая работа

    Учитель предлагает учащимся выбрать тему творческого проекта.
    Окончательный выбор темы остается за учителем с учетом знаний и умений учащихся.
    Учащиеся выполняют выбранный творческий проекта (можно предложить выполнение мини-группами.
    Консультация учителя по выполнению проекта.

    III. Итог урока

    Предварительная оценка выполнения практической работы.

    В заключение урока:

    Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева.
    Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.

    IV. Домашнее задание

    На следующем уроке мы с вами дадим окончательную оценку вашему изделию, поэтому подготовьтесь к защите вашего творческого проекта.