Баба яга добрая или злая проект. Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло? Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Со сказками мы знакомимся в детстве. В них много разных чудес и героев. Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Баба Яга. Но какая она? Действительно ли она злая и плохая? Правда ли, что большинство считают ее отрицательным персонажем? Или ее образ в сказках гораздо сложнее? Возможно, Баба Яга является самым спорным образом в сказках.

Может быть, отрицательное отношение к ней ошибочно? Можно ли изменить общественное мнение на её счет? Так и в жизни: мы порой воспринимаем человека и делаем выводы о нем очень поверхностно, но стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится. Я решила найти ответы на эти вопросы.

Цель моей работы - выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • прочитать как можно больше волшебных русских народных сказок, в которых Баба Яга является одним из героев;
  • систематизировать поступки Бабы Яги и обобщить полученные данные, разделив их на две части: плохие и хорошие;
  • изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса;
  • в случае если мнение класса одностороннее, попытаться изменить его.

Объекты моего исследования: Баба Яга и общественное мнение о ней.

Гипотеза исследования. Я предположила, что, Баба Яга - очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге сложился образ отрицательного героя, и, скорее всего, мнение о ней только как об отрицательном герое.

Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. Он собрал сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. Так же несколько сказок были в обработке М. Булатова и А. Толстого. В ходе работы я пользовалась и электронной энциклопедией Википедия.

Приложение 1: Текст работы.

Приложение 2: Презентация.






1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы


1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников




Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»


Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка


Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.




Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить




Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.



Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»


Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А




Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

БАБА ЯГА.

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ

ИЛИ ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА?

Выполнила:

Шмыгалева Дарья,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Ташкинова Елена Анатольевна

г. Рубцовск 2016

Актуальность работы .

Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный.

Цель исследования - поближе познакомиться с Бабой Ягой, определить мое отношение к этому герою сказок.

Задачи:

Узнать историю происхождения образа Бабы Яги.

Проанализировать роль Бабы Яги в русских сказках.

Доказать, что внешность бывает обманчива, Баба Яга - положительный герой.

Гипотеза:

Баба Яга - не просто сказочный персонаж, а положительный герой с безграничными возможностями.

Методы исследования.

Чтение русских народных сказок

Проведение опроса среди одноклассников

Просмотр рисунков русских художников

Происхождение Бабы Яги.

История Бабы Яги уходит корнями в далекое прошлое.

Из сказок мы знаем, что Баба-Яга - это сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, носом крючком, с одной костяной ногой. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

Во время поездки Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.

Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Темный лес (обязательно дремучий и очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным. Или волшебным. В этом случае Баба Яга - охранник, страж, который стоит на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вспомним ее полное имя: Баба-Яга - Костяная нога. Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе.

Вспомнить хотя бы выражение: "Душа ушла в пятки"! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая. Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом.

У древних славян именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы «умерший» не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Домик Бабы Яги на курьих ножках тоже неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках. Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга - одно из самых таинственных существ на Земле. Баба Яга обладает безграничными возможностями, потому что она живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в иной мир.

Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который, у героев начинают проявляться качества, которых он стеснялся в обычном мире (смелость, вежливость, милосердие к окружающим и т.д.). Баба Яга дает герою установку на победу, на будущее счастье.

2. Роль Бабы Яги в русских сказках.

Я провела опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, я поняла, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану - царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну.

Баба - Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Н е всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив - получит и помощь, а нет - угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит . Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы , помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.


Кроме того, Баба Яга - волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она - повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба - Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба - Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы - Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

3. Заключение

Итак, я поняла, что Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной.

Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы.

Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. И здесь давайте вспомним поговорку «С лица воду не пить».

Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

В дремучем лесу, на опушке Накормит, напоит, уложит,

Живет одиноко старушка. В дорогу подарки положит.

Лохмата, носата, горбата, А вечером грустно вздохнет:

Но разве она виновата? На пир ведь никто не зовет!

Зовут ее Баба Яга, Хочу ей письмо написать,

У ней костяная нога. На свой день рождения позвать

Сидит на крылечке, скучает, Ведь добрая Баба Яга!

Героев из сказок встречает. А вовсе не злая она!

Кого попугает немножко,

Кому-то укажет дорожку.

Кому загадает загадку,

С детьми поиграет в прятки.

by Записки Дикой Хозяйки

Баба-яга – образ из нашего детства. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?

«Домики мертвых»

Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.

Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

Страшилка на ночь

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»

Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.

"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.

В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.

Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Великая мать мира

И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…

Злая ведьма

Научные руководители:

ученица 4-Б класса

МОБУ СОШ № 35

Ефименко Оксана Дмитриевна,

Вертиёва Анна

учитель начальных классов,

Вертиёва Юлия Александровна,

учитель русского языка и литературы


Актуальность темы исследования

Все в дети любят сказки.

Самый яркий и загадочный персонаж волшебных сказок – Баба Яга.

Для современных детей – это обязательно старая, страшная, противная и злая ведьма, колдунья, злая героиня сказок с большим носом, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, ворует и ест детей.

В сказках этот образ представлен по-разному.

Так кто же она такая? Злая ведьма или добрая старушка? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ.


В литературе образ Бабы Яги представлен в работах

  • В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»,
  • А. А. Потебни "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий"
  • В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Владимир Даль в своей работе называл Бабу Ягу могущественной колдуньей. По его мнению, она и есть хозяйка подземного ада.

Владимир Яковлевич Пропп и Александр Афанасьевич Потебня считают, что образ бабы Яги связан с мотивом посещения человеком страны мёртвых.


Цель нашей работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить: положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

Задачи исследования

1. Познакомиться с образом Бабы Яги, узнать интересные факты об этой героине.

2.Проследить, как происходит приобщение героя к миру мертвых.

3. Доказать, что образ этого сказочного персонажа можно отнести и к добрым, и к злым силам.


Гипотеза

Баба Яга может быть разной.

Она связана с представлениями древних славян о праматери всего живого, хранительнице душ (светлая сторона образа) и изменениями этого образа в после христианские времена (демонизация образа).


Предмет исследования - Баба Яга

Методы исследования

1. Изучение текстов русских народных сказок.

2. Изучение дополнительной литературы.

3. Анкетирование.

Конечный продукт проекта : выставка рисунков, презентация, буклет.


История названия

БАБКА, БАБА, БАБУШКА - женщина, старшая в роде, семье; родоначальница.

В польском языке Яга означает «змеиная мать», в чешском «лесная баба», а в тюркских - «старый дед».

Еще слово " Яга " может происходить

от "ягать"- кричать, в смысле «браниться,

ругаться» или из слова «ягая» в значении

"злая" и "больная". .


Внешность Бабы Яги

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными нечёсаными волосами, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без пояса.

Глаза Яги горят красными огнями.

У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.


Почему Баба Яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»?

Да потому, что Баба Яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой - в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, которые стояли над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги


Способ передвижения

По воздуху Баба Яга летает на метле или в ступе с метлой. Метлой она заметает следы, стирает память.

Ступа у славян –это предмет, который

связан с обрядами похорон.

После принятия христианства, с 12 века, покойников стали хоронить не в деревянных домах на курьих ножках, а в дубовых колодах, которые напоминали ступы. Только в 17 веке по указу Петра I хоронить стали в гробах из досок. Но за шесть веков за Бабой Ягой осталась слава, что передвигается она в гробовой колоде.

И это способствовало превращению образа лесной хозяйки в отрицательную сказочную героиню


Типы Бабы-Яги

Первый тип

«Яга-похитительница». Она похищает детей с целью изжарить и съесть. В конце сказки следует счастливый конец: детям удается спастись. (сказка «Гуси Лебеди») (Приложение 3)


Типы Бабы-Яги

Второй тип, он встречается реже в сказках,-

«Яга-дарительница», которая кормит, поит героя, испытывает его и вручает ему дары (Сказка «Марья Царевна») (Приложение 3)


Типы Бабы-Яги

Третий тип - это «Яга-воительница», которая сражается с героями. Конец этих сказок разный: в одних Баба Яга побеждает, а в других - остается в проигрыше (Баба-Яга и Заморышек) (Приложение 3)


Помощники

Она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.


Герой-невидимка

Яга сначала испытывает героя и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир (царство Кощея)попадет только достойный.

После испытания в избе Бабы Яги, человек принадлежит одновременно к миру живых и миру мертвых: истопленная баня и вкусный ужин – это способ избавиться от запаха живого человека, чтобы незаметным пройти в царство Кощея и добыть иглу. Смелого путника ждёт много новых опасностей, он должен уметь их избегать.



Чтобы выяснить, какой видят современные дети образ Бабы Яги, среди учащихся школы было проведено анкетирование.

Число опрашиваемых: 20 человек.

Результаты анкетирования представлены на экране.

  • Кто такая Баба-Яга?

Вывод: большинство учеников (10 человек) считают Бабу Ягу злой старухой.


2. Какой представляете себе Бабу Ягу?

Вывод: Баба Яга злая, горбатая, старая, страшная и противная.

3. Где живет Баба-Яга?

Вывод: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках(так считают 17 человек)


4. Чем занимается?

Вывод: основной род занятий героини – воровать и есть детей (15 учащихся класса).

Итак, современные дети считают Бабу Ягу отрицательным персонажем, каким она представлена в большинстве сказок.



Внешне напоминает мертвеца;

По отношению к герою может выступать как похитительница, дарительница, воительница;

Она живет на границе миров живых и мертвых, поэтому можно говорить о ней как о Яге-«пограничнике»;

Её жилище - избушка на курьих ножках- очень напоминает гроб;

Она прядет кудель (пряжу)– это связывает ее с образом мифологической богини Макоши (богиня судьбы);

  • анкетирование учащихся 4 класса показало, что современные дети представляют Бабу Ягу злой и страшной старухой, которая живет в избушке на курьих ножках, плохо одета, от неё дурно пахнет. Она ворует и ест детей.

Заключение

Работа над проектом позволила выявить еще один тип Бабы Яги - «Яги-пограничника» между миром живых (тридесятое королевство) и миром мертвых (царство Кощея) и убедиться в том, что Баба Яга в большей степени совершает добрые дела. Бабу Ягу с уверенностью можно назвать ДОБРОЙ СТАРУШКОЙ.


Интернет – ресурсы:

  • http://allforchildren.ru/why/where18.php - статья «Откуда взялась Баба-Яга? Почему Бабу-Ягу назвали Ягой?»
  • http://www.bibliotekar.ru/dal/index.htm - статья В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»
  • http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod - сайт «Хранители сказок» собрание авторских и народных сказок
  • http://school-sector.relarn.ru/web-dart/02_kolobok/tales.htm#Сказка 2- текст сказки «Баба Яга»
  • https://slovari.yandex.ru/node/1064 - статья «Все о Бабе Яге» из регионального культурно-просветительского журнала «Словесница искусств»
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-37944 /- статья Валентины Пономаревой «Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков»
  • http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm#М .- статья Ирины Власовой «Русские суеверия»
  • http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.instruments/wedma.metla.htm - статья «Ведьмино помело, метла или веник»
  • http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.history/wedma.propp.htm - статья В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь - статья из Википедии