Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.
Ход занятия
Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:
Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)
Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».
В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)
У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)
В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)
Игра «Птицы»
Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.
В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.
1-й ребёнок.
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все… (дятел).
2-й ребёнок.
Красногрудый, чернокрылый,
Люблю зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)
3-й ребёнок.
Непоседа-невеличка
Желтогрудая птичка,
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка).
Н. Губская
В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)
Игра «Чем угостим» (с мячом)
Воробья - крошками.
Синицу - салом.
Голубя - пшеном.
Свиристель - семечками.
Ворону - хлебной коркой и т.д.
Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.
В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.
Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.
В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)
Проведение опыта
В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)
Вывод: жир отталкивает воду.
В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.
Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.
В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)
Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.
Звучит аудиозапись пения птиц.
Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории
Цели: закрепить знания о зимующих птицах, обобщающем олове «птицы»; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам; развивать координацию движений с речью; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; карточки к игре «Весёлый счёт»; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба); «волшебный снежок», «волшебная палочка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Упражнение «Метель».
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути — ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Педагог. Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. И ко мне прилетел «волшебный снежок».
2. Основная часть: игры.
«Назови признак»
Снег (какой?) — белый, пушистый, мягкий, лёгкий, липкий мокрый, рыхлый, чистый и др. (Дети подбирают определения.)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Педагог. Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
Ребята, а я вижу здесь птичек (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птички улетели. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила. «Сложи птичку». Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку.
Как назвать их одним словом? (Птицы.)
Почему эти птицы не поют в лесу?
А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
А зачем? (Человек их кормит.)
Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы! (Зимующие.)
«Кого чем угостим?»
Педагог. Как много прилетело птиц, давайте их покормил! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)
Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные! Почему их называют птицами?
Дети рассказывают о строении птиц.
«Сказки какая? какой?»
— Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
— Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
— У птички жёлтая грудка, она какая?
— Какую птичку называют желтогрудой?
— Если у птички красная грудка, она какая? Какую птицу называют красногрудой?
— Если у птицы толстый клюв, она какая?
— Какую птицу называют толстоклювой?
— Если у птицы короткий клюв, она какая?
— Какую птицу называют короткоклювой? И т. д.
Педагог. Ребята, птички наши наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка
Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик, — он промок,
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Веселый счет» (по карточкам).
Педагог. Как много к нам птиц прилетело! Давайте их посчитаем. (Дети считают птиц.) Всех птичек пересчитали. Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Ворона — каркает, сорока — стрекочет, воробей — чирикает, голубь — воркует.
Педагог. Давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда поиграем.
«Один — много».
Ворона — вороны — много ворон и т. д.
Педагог. Ой, что-то тут сверкнуло! Да это моя «волшебная палочка». Хотите, я превращу вас всех в снегирей? (Произносит заклинание: «Вокруг себя повернись, в снегиря ты превратись».)
Физкультминутка «Снегири»
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
3. Итог занятия.
— О чем мы беседовали?
— Что делают птицы зимой?
— Каких птиц вы знаете?
Разработала учитель-логопед
первой квалификационной категории
МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"
г. Павлово, Нижегородской области
Пулина Нина Павловна
Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
2. Расширять лексический запас по данной теме.
3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.
4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.
6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.
9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
4. Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Материал :
Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.
ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);
Мяч;
Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Ход занятия
I.Организационный момент:
Психогимнастика:
Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.
Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.
Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко
II. Сообщение цели:
Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.
1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)
(выставляется картинка синички)
Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)
(выставляется картина снегиря).
Угадайте, что за птица? Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)
(выставляется картинка совы).
В серой шубке перовой, и в морозы он герой!
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!
(выставляется картинка воробья).
Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!
Кто это?
Вороны! (выставляется картинка ворон).
Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!
А это кто?
Дятел! (выставляется картинка дятла.)
Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?
Дети: - Зимующие!
Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.
Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)
Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?
Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)
Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?
Дети: - Размером, окраской, оперением.
Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?
Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.
2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона - (вороны) сорока - (сороки)
Голубь - (голуби) сова -(совы)
Снегирь - (снегири) галка - (галки)
Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)
Перо - (перья) крало - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)
Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)
У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)
У вороны длинный клюв? (длинноклювая)
А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)
У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)
У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:
Галки-галочки, галчата.
Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.
Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.
Голуби, голубочки, голубята.
Логопед: А что умеют делать эти птицы?
Дети: -летать, прыгать, ходить.
6. Координация речи с движением «Птички»
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, клювики почистили,
7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?
Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).
8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?
Ленивый, грустный, малоподвижный.
У какая по характеру синица?
Тонкая, умная, весёлая, юркая.
А какой воробей?
Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.
А что можно сказать про сороку? Какая она?
Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.
9. Игра «Накорми птиц»
У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.
Это семена дыни. Какие семена?
Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?
Синица.
Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?
Дынными.
А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?
Снегири.
Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)
А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.
А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)
А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)
Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)
10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.
(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)
11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.
III. Релаксация.
Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)
Дети: - Я слышала, как каркает ворона,
А я слышала, как чирикает воробей.
Я слышал, как свистят синицы и снегири.
А я - как трещит сорока.
IV. Итог:
Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!
Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.
Интегрированное занятие по экологии и изобразительной деятельности.
на тему: «Зимующие птицы» для детей 4-5 лет.
Цель: сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.
Задачи:
закреплять знание о видовых признаках птиц;
вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;
учить рассуждать;
развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;
Развивать творческие способности: чувство цвета, умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).
Предварительная работа : наблюдение на прогулке за птицами, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».
Методические приёмы
: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования
(оттиск ладошки)
Словарная работа : птицы, воробей, сорока, ворона, зима, голубь.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Зимующие птицы», бумага для рисования голубого цвета, белая гуашь, кисти, баночки с водой, восковые мелки.
Ход занятия:
Организационный момент.
«Круг радости»
-Ребята, встаньте в круг и давайте все вместе произнесём следующие слова:
«Я такой, какой я есть,
И я счастлив, что я здесь.
Я могу быть маленьким,
Могу быть большим,
Могу быть толстым,
А могу быть худым.
Я такой, какой я есть,
И я счастлив, что я здесь!».
(дети выполняют движения, согласно тексту).
-Молодцы! Теперь у вас отличное настроение и я вижу, что вы готовы приступить к работе.
Сегодня мы с вами поговорим, а о ком, вы догадаетесь, если отгадаете мои загадки. Будьте, пожалуйста, внимательны! Прежде чем ответить, прослушайте каждую загадку до конца. Итак, начинаем.
Птицу с грудкой красной
Знают все прекрасно.
Любит птица кочевать
И рябину объедать (снегирь).
- Кто же это?
Дети:
снегирь.
-Хорошо! С первой загадкой вы справились. Слушайте вторую загадку.
Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает(воробей).
- Кто уже догадался?
Дети:
воробей. Илья, молодец!
-Третья загадка:
Кто летает,
Кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет (сорока).
- Кто это, вы, конечно, уже догадались.
Дети:
сорока.
- Правильно, это сорока.
-Так о ком же мы с вами будем сегодня беседовать?
Дети:
о птицах.
- А как на казахском языке сказать « птицы»?
Дети
: құстар.
-Правильно. А на какие два вида делятся птицы? Вспомните.
Дети
: птицы делятся на перелётных и зимующих.
-Верно. А воробей, снегирь и сорока- это какие птицы: зимующие или перелётные?
-Ева, как ты определила, что это «Зимующие птицы»?
Ева:
я знаю, что снегирь прилетает к нам только тогда, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не боятся холодов.
-Умница! Совершенно верно! У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв - и в этом их отличие от перелётных
Сегодня на занятии мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о зимующих птицах: чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.
-Ребята, вспомните, а как на казахском языке будет слово «зима»?
Дети
: қыс.
--Правильно.
-Ребята, а каких вы ещё знаете зимующих птиц? Мы с вами наблюдали за ними во время прогулок.
Дети:
синичка, галка, ворона.
-Хорошо! А ещё вы забыли, его часто называют «лесным доктором», «барабанщиком». Кто же это?
- Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель это зимующие птицы (слайд №4).
-Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?
Дети:
перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не смогут пережить долгую и холодную зиму.
- Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.
-Игра называется «Кто лишний»? (слайд № 5). Посмотрите на картинку на экране и найдите, кто лишний (на слайде снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?
Дети
: ласточка, потому что она -перелётная птица.
-Давайте проверим (слайд №6). Это ласточка.
-Смотрите дальше(слайд № 7) (на слайде аист, кукушка, скворец, грач и снегирь) Кто здесь лишний?
Дети
: сорока, это зимующая птица, а остальные перелётные.
-Проверим (слайд № 7).
-Отлично! Вы очень внимательны. И ещё одна игра «Помоги дятлу» (слайд №8). Сосчитайте сколько на дереве синиц, голу- бей и снегирей. А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?
Дети считают и дают ответы.
-Молодцы! А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Вы будете «снегирями». Повторяйте текст и движения за мной (первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).
Вот на ветках, посмотри
В красных майках снегири.
(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
(на 1-е слово каждой строки- потряхивание руками, на 2-е- один хлопок по бокам)
Головой вертят
Улететь хотят.
(по 2 наклона головы на каждую строку).
-Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(дети разбегаются, взмахивая руками).Повторить 2 раза.
- Вы хорошо поиграли! А теперь продолжаем беседу о зимующих птицах. Внимание на экран (слайд № 9).
Читаю загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
-Что вы знаете про снегирей?
Дети рассказывают, что снегирь прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи.
-Ребята, а какой клюв у снегиря?
Дети
: широкий, крепкий. Он помогает снегирю клевать твёрдые ягоды.
- Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, после- завтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.
(слайд № 10)
Очень шустрый, суетливый
Разговорчивый, крикливый.
По дорожке, прыгает
Чик-чирик! Чирикает.(воробей)
-А на казахском языке слово «воробей» будет «торғай», повторите. Жақсы.
-Какой он?
Дети
: Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков жёлтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками».
-Как они летают?
Дети
: стайками, потому что вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся: овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.
(слайд №11)
За синие крылья она так зовётся.
И в холод, и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.
Так как же её назовёшь ты?… (синичка)
- Что вы знаете о синице? Какая она?
Дети:
синичка -маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая и чёрный галстук. Синичкой назвали её за песенку си-си-си, синь-синь.
-Чем питаются синицы?
Дети
: синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.
-Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал
подобраться к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.
(слайд № 12)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья - белобока, а зовут её… (сорока)
- А на казахском языке слово «сорока» будет «сауысқан». Давайте повторим. Жақсы.
- Какая она?
Дети:
сорока чёрно- белая, у неё белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле – прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.
-Чем питаются сороки?
Дети:
сорока –птица всеядная.
- А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?
(слайд №13)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.(дятел) -Что вы можете сказать про дятла?
Дети
: это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком», цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своим длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.
- Дятла ещё называют «барабанщиком». Почему?
Дети:
он долбит кору дерева, как будто играет на барабане.
(слайд № 14)
Платье серое надела
И к кормушке подлетела
Стала каркать «Кар-кар-кар!»
Что за птичий тут базар?
Кто это? (ворона)
- На казахском языке слово «ворона» будет «қарға».
- Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?
Дети: она большая, умная, важная, серьёзная. Сама серая, а крылья, хвост, голова чёрные.
-А почему её зовут ворона?
- Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), например, в деревнях цыплят, утят, яйца.
-Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе. Хоть ворона и вороватая птица, но от неё и польза есть. Она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона- всеядная птица.
(слайд № 15)
Эти птички с хохолком
Икрасивые при том.
На рябину прилетели.
Эти птицы… (свиристели)
-Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка тёмная, а на крыльях полоски белого, чёрного и жёлтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок серовато- розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.
-У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.
-Давайте отдохнём. Я приглашаю вас поиграть в игру «Воробей». Повторяйте слова за мной.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это - «голуби»)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
(в центре скачет на корточках ребёнок-«воробей»)
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка не робей.
(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).
(«воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают). Повторить 2 раза.
- Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?
-Тамерлан, как ты думаешь?
Тамерлан:
-Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться где-нибудь, а от голода могут погибнуть.
-Ответ принимается. А кто ещё как думает? (выслушать ещё несколько ответов).- Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия, то от голода их спасти может только человек. А что мы с вами можем сделать, чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?
- Совершенно верно. Мы должны подкармливать птиц, а для этого нужны кормушки. И обязательно нужно соблюдать правила:
1. не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из-под корма;
2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.
И весной птицы будут радовать нас своими песнями, а летом будут защищать наши огороды от вредителей.
-Сейчас мы поиграем (слайд №16). Игра называется « Чей корм?». Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь и дятел.
Ответы детей.
-Давайте проверим (слайд № 17).
- Ребята, вы сегодня многое узнали о зимующих птицах. Давайте ещё раз все вместе их назовем:
- Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А ещё, с нами зимуют голуби. Они не улетают в тёплые края. Ещё эту красивую птицу называют – птицей мира. «Көгершін»-это голубь. Давайте, ребята, повторим. Молодцы! Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир.
(слайд № 18)
Дети
: Да!!!
- Тогда давайте голубей нарисуем. Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к столу, на котором гуашь в баночках, лежат кисти и бумага голубого цвета) Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы (ответы детей). А вот какой замечательный, пушистый хвост (дети рассматривают свои ладошки). Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь (дети выполняют задание). А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко поднимите вверх, стараясь не размазать(дети выполняют).
- Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками (дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).
-Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии.
Дети:
о зимующих птицах, чем они питаются и том, что их нужно беречь и подкармливать зимой, чтобы они не погибли.
-Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?
Дети:
кормушки.
-Вам понравилось занятие?
Дети:
да!!!
- Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.
Конспект логопедического занятия. «Птицы»
Цель: создание предпосылок формирования связной речи.
1. коррекционно-образовательные:
Активизировать словарь детей по теме «птицы»;
Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;
Закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;
Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;
Упражнять в согласовании существительных с числительными;
Закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.
2. коррекционно-развивающие:
Развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.
3. воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование:
Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.
План занятия:
1. Оргмомент.
Утро настало, солнышко встало!
Птицы запели
И к нам прилетели.
Много с собою нам дел принесли.
2. Постановка цели занятия.
Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.
Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.
1.Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит:
Постучит - и легче . (дятел)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика . (синица)
3. Окраской сероватая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она? (ворона)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю . (воробей)
Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)
3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.
Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.
Выполняем артикуляционные упражнения.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.
«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.
4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.
Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)
Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)
Почему их так называют?
Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Выставляются картинки птиц.
5. Строение птицы.
Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)
6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.
На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.
Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.
Это крыло воробья – воробьиное крыло.
Это голова вороны – воронья голова. И т. д.
7.Игра «Путаница»-упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).
У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.
У сороки есть когти?
У синицы есть копыта?
У дятла есть грива?и.т.д.
8. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.
В наших лесах и парках много (кого) …
Синица -(много синиц)
Ворона -(много ворон)
Дятел -(много дятлов)
Снегирь. (много снегирей)
Голубь -(много голубей)
Воробей. (много воробьёв)
Журавль. (много журавлей)
Грач. (много грачей)
Динамическая пауза «Улетает-зимует»
Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.
9. Игра «Каждой птице свой корм»
Ребята, мы должны помогать птицам? Как?
На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)
Кто чем питается?
Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.
Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.
10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.
Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?
(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)
11 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.
Синица летит к кормушке.
Воробей сидит в кормушке.
Дятел сидит на ветке.
Сорока ходит под деревом.
Как называются птицы, которые зимуют?
А как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Почему птиц называют друзьями человека?
Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.
Как нужно заботиться о птицах?