Приведенные ниже рекомендации могут быть использованы при подготовке к выступлению на научной конференции, представлении результатов исследовательского проекта, защите курсовой и выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.
Подготовка доклада
Доклад представляет собой краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Его подготовка включает:
- Разработку плана.
- Написание текста доклада .
- Репетицию выступления.
В структурном отношении доклад обычно делится на три части: введение, основную часть, заключение (рис. 5.4).
Рис.
5.4.
В совокупности эти части должны составлять единое целое и каждая часть должна быть логическим продолжением предыдущей. Принцип построения доклада следующий: сначала приводится общая информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования и в заключении подводятся итоги. Рекомендации по содержанию частей доклада приведены в таблице 5.9 .
Раздел доклада | Содержание |
---|---|
Введение | Основная цель введения доклада информировать о содержании исследования и вызвать интерес к проделанной работе. В нем в сжатой форме повторяется введение исследовательской работы : обосновывается актуальность темы, устанавливается проблема, требующая разрешения, дается оценка степени изученности и научной проработанности темы, определяется объект, предмет и цель исследования, комплекс задач, которые необходимо было решить, чтобы цель была достигнута. Проводится изложение методологической базы исследования, характеризируются основные положения, выносимые на защиту. Введение должно быть кратким и исчерпывающе информативным. |
Основная часть | Вторая часть доклада - самая большая по объему. В ней, в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, излагается суть выполненной работы: постановка и решение задач, обоснование выбора методов исследования, аргументация полученных результатов. В этой части необходимо подчеркнуть собственный вклад в проведенном исследовании, определить новизну полученных результатов. Для организации материала данного раздела можно использовать принцип пирамиды, который рассматривался в "Методические рекомендации по написанию исследовательских работ" . |
Заключение | Завершающая часть аналогична по построению заключению исследовательской работы . Здесь приводятся общие выводы, основные рекомендации, характеризуется новизна полученных результатов, устанавливается связь полученных результатов с практикой, определяются перспективы дальнейшего развития темы и полученных результатов |
Каждый доклад имеет свою специфику, отражающую особенности проведенного исследования. Вместе с тем, структура доклада имеет общий характер. Ниже приведен примерный план доклада .
- Обоснование актуальности темы.
- Установленная проблема (обобщенная постановка).
- Обзор и анализ известных решений проблемы, их недостатки.
- Объект и предмет исследования.
- Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения.
- Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
- Основные положения, выносимые на защиту.
- Предлагаемое решение задач исследования с обоснованием.
- Анализ достигнутых результатов. Новизна (научная новизна для магистерской диссертации), практическая значимость полученных результатов.
- Общее заключение и выводы.
Для подготовки к выступлению доклад рекомендуется оформить письменно. Содержание доклада необходимо согласовать с научным руководителем.
Доклад следует прорепетировать перед коллегами, друзьями, родственниками. В процессе репетиции рекомендуется осуществить хронометраж выступления, чтобы не выходить за рамки установленного времени доклада , отметить в докладе ориентиры, чтобы можно было следить за временем по ходу выступления. Время, выделяемое на доклад , зависит от вида исследовательской работы (см. табл. 5.10).
Раздел доклада | Курсовая работа | Выпускная квалификационная работа бакалавра | Магистерская диссертация |
---|---|---|---|
Введение | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основная часть | 7 минут | 11 минут | 15 минут |
Заключение | 1 минута | 2 минуты | 2 минуты |
Общий объем времени | 10 минут | Не более 15 минут | Не более 20 минут |
Во время выступления пользоваться текстом доклада не следует, поэтому все ключевые вопросы должны быть отражены в презентации , которая помогает в процессе выступления. Особенности подготовки презентации рассмотрены в следующем разделе.
Подготовка презентации
Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Её цель на защите результатов исследовательской работы - проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Стиль проведения презентации - формальный.
Подготовка презентации включает следующие этапы:
- Обдумывание структуры и содержания.
- Разработка плана.
- Написание текста презентации .
- Подготовка слайдов презентации .
- Репетиция выступления.
Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории центральную идею исследования и полученные результаты. Основой подготовки презентации служит доклад . Структура презентации аналогична структуре и плану доклада . Рекомендации по содержанию и структуре презентации приведены в таблице 5.11 .
Слайд презентации | Содержание |
---|---|
Слайд 1. |
Титульный лист:
|
Слайд 2 | Актуальность темы, включая установленную проблему. Объект и предмет исследования |
Слайд 3 | Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения |
Слайд 4 | Теоретическая база, методы и инструменты исследования |
Слайд 5 | Основные положения, выносимые на защиту (для выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций) |
Слайд 6-8 | Содержание исследования: предлагаемое решение задач исследования с обоснованием |
Слайд 9 | Анализ достигнутых результатов. Новизна полученных результатов (научная новизна для магистерской диссертации). Практическая значимость полученных результатов |
Слайд 10 | Общее заключение и выводы. Перспективы развития темы и полученных результатов |
Презентация должна быть наглядной. Материал рекомендуется представлять в структурном, графическом и схематичном виде. В тексте следует избегать длинных предложений.
- Слайды должны быть простыми, не перегруженными текстом и излишними данными.
- Желательно использовать шаблон со светлым фоном, который не отвлекает внимание от содержания слайда.
- Текст должен легко читаться, рекомендуемый размер шрифта не ниже 20pt, цвет - синий или черный. Текст должен быть написан простыми, короткими предложениями, отражать основные положения доклада , существенную информацию. Рекомендуется употреблять общепринятую терминологию, пояснять узкоспециализированные понятия.
- Не следует использовать в презентации звуковые эффекты и большое количество анимации.
- Рисунки, графики, таблицы должны иметь название.
- Содержание слайдов должно соответствовать выступлению.
Представление исследовательской работы студентом осуществляется с
помощью заранее подготовленного защитного слова и компьютерной
презентации.
Защитное слово – это краткое изложение основного содержания
исследовательской работы. Текст выступления должен быть подготовлен
заранее и согласован с научным руководителем. Как правило, объем текста
выступления составляет 3-5 страниц.
В защитном слове необходимо раскрыть:
1. актуальность, проблему исследования;
2. объект, предмет, цель, гипотезу исследования;
3. теоретико-методологическую основу работы;
4. результат анализа изучения проблемы;
5. дизайн эмпирического исследования (стратегия, методы, методики,
характеристика выборки);
6. результаты проведенного исследования, их значение для
Компьютерная презентация исследовательской работы – это способ
представления основного содержания исследовательской работы в виде
упорядоченных слайдов, выполненных с помощью компьютерного
программного обеспечения и мультимедиа технологий.
Создание компьютерной презентации позволяет студентам овладеть
распространенными программными пакетами (в частности, программой
Microsoft Office PowerPoint), навыками обобщения и структурирования
материала.
Количество слайдов может варьироваться в зависимости от объема
исследования и степени детальности изложения материала. Рекомендуемое
количество слайдов от 5 до 15.
Слайды должны находиться в соответствии с содержанием защитного
слова, поэтому их последовательность отражает основные тезисы выступления.
На слайдах представляют:
2. актуальность, проблему исследования;
3. объект, предмет, цель, гипотезу исследования;
4. теоретико-методологическую основу работы;
5. результат анализа изучения проблемы;
6. дизайн эмпирического исследования (стратегия, методы, методики,
характеристика выборки);
7. результаты проведенного исследования, их значение для
психологической науки и практики.
слайды должны иметь заголовки;__ информация на слайде должна быть представлена в тезисной
информации: схемы, таблицы, иллюстрации (рисунки, диаграммы,
фотографии).
необходимо структурировать текст средствами MS Word (абзацы,
нумерации и маркеры, начертание шрифта и пр.);
вся презентация должна иметь единый дизайн (цветовое,
композиционное решение); таблицы, рисунки должны быть выполнены в
едином стиле;
необходимо обеспечить оптимальность восприятия информации на
слайде (использовать контрастные цвета, один-два вида шрифта и оптимальный
размер шрифта, краткие предложения, доступный для восприятия
иллюстрационный материал и др.).
заполнять слайд сплошным текстом мелким шрифтом;
помещать информацию, которую докладчик в своем выступлении не
поясняет;
использовать разнообразные, сложные шрифты, осложняющие
восприятие информации;
использовать анимацию, спецэффекты, отвлекающие внимание от
Примеры содержания исследовательской работы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………… …………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПСИХОЛОГИИ ……………………………5
1.1 Подходы к изучению проблемы жизненного пути
в отечественной психологии ……………………………………………5
1.2 Подходы к изучению проблемы жизненного пути в зарубежной
психологии………………………………………………………………..12
1.3 Подходы к изучению проблемы жизненного пути женщины …… 23
1.4 Выводы по первой главе …………………………………………… 31
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ …………………………………….33
2.1 Общие принципы исследования жизненного пути ……………….. 33
2.2 Характеристика методов и приемов изучения и преобразования
жизненного пути ………………………………………………………….35
2.3 Выводы по второй главе ……………………………………………. 38
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЖЕНЩИНЫ …………40
3.1 Организация эмпирического исследования ……………………….. 40
3.1.1 Характеристика выборки исследования ………………………. 40
3.1.2 Методы и методики эмпирического исследования ………….. 41
3.2 Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования … 43
3.3 Выводы по третьей главе……………………………………………. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….……………………..…. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………… 62
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….……. 65
Приложение А Табличное представление эмпирических данных ………. 65
Приложение Б Графическое представление эмпирических данных …….. 69
Слайд 2
Чем исследовательская работа отличается от реферата?
Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать)-письменный доклад или выступление по определённой теме, в которых обобщается информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т.п.
Слайд 3
Исследование -
(англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung) Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных методов (эксперимент, наблюдение и т.д.).
Слайд 4
Метод проектов – метод проблем
Метод проектов зародился во второй половине XIX века, основоположником был философ-идеалист Джон Дьюи. Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского - “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта”.
Слайд 5
Основные элементы структурыисследовательской работы
Титульный лист Оглавление Введение Глава I. Теоретическая часть Глава II. Исследовательская часть (количество глав может быть различным, в зависимости от задач, поставленных в работе) Заключение Список используемой литературы Приложения (при необходимости)
Слайд 6
Введение
Актуальность работы; - цель работы; - задачи исследовательской работы (обычно сколько глав, столько и задач); - объект (то, что изучается); - предмет (поле изучения объекта); - гипотеза; - методы исследования; - обзор литературы.
Слайд 7
Основная часть
В главах основной части исследовательской работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются резульB0ты. Все мате@и0лы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Слайд 8
Слайд 9
Заключение
Эта часть работы играет роль концовки, вывода. В заключении автор указывает достиг ли он цели работы, подтвердилась ли выдвинутая им гипотеза? Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные научные результаты получены.
Слайд 10
В конце работы приводится список использованной литературы. В тексте работы могут быть ссылки на тот или иной научный источник. В приложении помещаются вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, графики, рисунки, и т.д.
Слайд 11
Слайд 12
Актуальность
Для определения актуальности необходимо оценить теоретическую и практическую значимость темы, для чего необходимо ответить на след. вопросы: Чем эта тема интересна не только автору работы, но и другим людям. Чем эта тема важна сейчас, в данное время. Может быть, эта тема плохо исследована, может быть, напрямую касается автора, может быть связана с теми событиями, что происходят в мире, в стране или даже в нашей школе. Важно доказать значимость выбранной темы.
Слайд 13
Цельисследования формулируется с учетом заявленной темы и содержится, как правило, в самой теме. Цель работы должна чётко соответствовать теме работы. Цель исследовательской работы должна быть сформулирована чётко и ясно, она должна быть конкретна и выполнима. Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи исследовательской работы. Задачи должны объяснять, как мы будем поэтапно, пошагово достигать поставленной цели.
Слайд 14
Гипотезадолжна быть прогностической и предсказывать научный или практический вклад. Ключевые слова: «Гипотеза исследования основана на предположении о том, что…» гипотеза, т.е. предположение автора о том, какие результаты в ходе исследовательской работы могут быть достигнуты. И уже в ходе исследовательской работы гипотеза или подтверждается или опровергается исследователем. Гипотеза не должна быть слишком простой, примитивной.
Слайд 15
Методы исследования
Эмпирические (опытные) методы: - наблюдение - измерение - описание - эксперимент Общелогические (теоретические) методы: - анализ - аналогия - синтез - сравнение - обобщение - моделирование Методики: - опрос - проведение опытов - анкетирование - контент-анализ - интервьюирование - и другие
Слайд 16
Обзор литературы – это не механическое переписывание фраз из разных книг и статей. Сведения, полученные из литературы, должны быть изменены словами автора. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно сделали до вас. Ключевые фразы: «Анализ литературы по вопросам…» «Наиболее полно содержание данного вопроса раскрыто в работах…(фамилии)»
Посмотреть все слайды
Исследовательская работа. Что такое исследовательская работа. Исследовательская работа «.». Исследовательская работа на тему. Конкурс исследовательских работ. Исследовательская работа по краеведению. Методика исследовательской работы. Учебно-исследовательский проект. Исследовательский проект «Снегурочка». Исследовательский творческий проект.
Учебно-исследовательская работа учащихся. Исследовательская работа учителя и учащихся. Организация учебно-исследовательской работы. Исследовательские методы и методики. Конкурс творческих и исследовательских работ. Творческая исследовательская работа на тему. Исследовательская работа «Тайна имени». Что такое радуга (исследовательская работа).
Исследовательская работа Тема: «Медведи». Проект исследовательской направленности. Исследовательская работа «Морские свинки». Как подготовить презентацию исследовательской работы. «О наших именах» Исследовательский проект. Исследовательский проект «Я помню. Исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем.
Исследовательская работа на тему: «Пальмовое масло». Исследовательская работа по теме «Орнамент». Исследовательская работа на тему: «Компьютерный сленг». Исследовательский поект. Исследовательская работа «Откуда мы родом. Исследовательская работа на тему: Почему мы играем в Лего. Исследовательский проект «Родная улица моя».
Подробный план создания исследовательской работы.