Формирование интереса к чтению у. Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста

В.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В.Сухомлинский

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения?

Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. » Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

Необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению:

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например:


Способы и методы развития интереса к чтению

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные формы урока: сказки, путешествия, аукционы, инсценирования, викторины, игры.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Интерес к изучаемому произведению поддерживают задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Они отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений и предполагают лишь возможные направления ответов. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры можно систематизировать следующим образом:

Игры и упражнения по развитию речи;

Литературные головоломки (кроссворды, чайнворды и т. д.);

Литературные викторины;

- «стилизованные» игры («Сто к одному», «Поле чудес», «Своя игра»)

Совместно с учреждениями культуры организуются разнообразные формы работы: библиотечные часы, экскурсии в музей, посещение выставок, конкурсы чтецов, инсценировки сказок.

Исходя из методических концепций В. В. Серикова, С. В. Беловой, И. С. Якиманской и других педагогов, были разработаны методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы:

  1. Метод активизации субъектного опыта. Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников.
  2. Метод интроспективного анализа - один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя - поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
  3. Метод личностно ориентированной театрализации направлен на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.
  4. Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.

Помимо прочего, одним из методов приобщения детей к чтению является использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе. Сейчас во всех школах имеются интерактивные доски, на которые можно устанавливать различные программы, в частности Mimio Studio, в которой можно разрабатывать всевозможные игры, делать презентации, что значительно обогащает процесс преподавания литературы и повышает уровень интереса к произведению.

Итак, можно сделать следующий вывод: существует широкий спектр методов и приемов, которые могут быть использованы учителем на уроках чтения с учетом технической оснащенности, а также индивидуальных возможностей педагога и потребностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...

Г. Н. КОЗЛОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО

В знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» есть глава, в которой великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Привить ребенку интерес, любовь и вкус к чтению – вот лучший подарок, который мы можем ему сделать. Но как этого добиться? Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя, живущего в 21 веке, веке техники и компьютеризации.

Поэтому так важно, чтобы любовь к высококачественной книге, чей художественный уровень был проверен веками, остался в душе каждого подрастающего человека навсегда. Именно возраст младшего школьника ученые называют особенно сензитивным к восприятию красоты, добра и справедливости, потому что в эти годы происходит закладывание нравственного базиса человека. При знакомстве с увлекательными и поучительными книгами ребята узнают героев, одним из которых хочется подражать, а других – защищать.

В последние годы все увереннее входит в процесс обучения младших школьников литературное образование. Важнейшие умения, которые приобретает ребенок, погружаясь в интересный для него литературный мир, это, в первую очередь, познавательные процессы, в результате которых ребенок осознает смысл и идею произведения; далее – подключение детской фантазии и воображения, позволяющих ребенку ярко представить себе ход излагаемых событий, и эмоционально – личностную оценку содержания. Подход к литературе в начальных классах как к виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителю, так и самому ученику. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.

В своей работе с детьми я стараюсь реализовать основные принципы педагогики сотворчества. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула Корнея Ивановича Чуковского: « Игра – творчество – развитие».

Я не открою «Америки», если скажу, что ни к чему не способных детей нет. Каждый ребенок талантлив по – своему. Моя задача как учителя – создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей ребенка. Чтобы дать возможность каждому ребенку на уроках литературного чтения проявить себя, я стараюсь использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя, на развитие его собственных творческих способностей. На моих уроках чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, сочинительством, игрой. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Все задания направлены на пробуждение творческой активности и позволяют в игровой, занимательной форме многому научиться.

На своих уроках я очень часто использую литературные игры. Они интересны и полезны детям всех классов. Игру использую в конце урока, для того, чтобы дети лучше запомнили литературных героев, даю детям необходимую разрядку после напряженного труда, на обобщающих уроках, на уроках внеклассного чтения.

В работе я использую игры: «Литературное лото», «Волшебная корзинка», «Угадай сказку», «Кто быстрее», «Цветик – семицветик», «Где живет герой» и многие другие.

Например, «Страна Поэзия». Цель этой игры – в игровой соревновательной форме нужно вспомнить отрывки из хорошо известных детям литературных произведений. Чтобы прослушивание стихотворных строк не стало пассивным, я предлагаю каждому из ребят постараться вспомнить из какой книги тот или иной отрывок, назвать заглавие книги и ее автора или заранее предлагаю самим приготовить задание для ребят. А если хорошая память, то и продолжить чтение всего произведения.

«Литературное лото» - одна из самых простейших игр, позволяющих реализовать книжные знания детей. В этой игре ведущий называет имя персонажа, а второй игрок – его характеристику.

Еще одна литературная игра, которая очень нравится моим детям «От загадки к сказке». Для проведения такой игры понадобится «связать» имеющиеся у вас загадки про привычные предметы, с сюжетами известных сказок. Например: обыграем слово «яблоко» - с этим предметом связано много сказок и загадок. Для начала – кто больше отгадает загадок о яблоках. Потом вспоминаем сказки, где яблоки были характерным волшебным атрибутом или проводим викторину о народных сказках. Например, пусть дети подумают и дадут ответы на следующие вопросы:

    Какой волшебный предмет заменял в сказках телевизор? (наливное яблочко и золотое блюдечко).

    Что подарила злая мачеха своей падчерице – царевне? (отравленное яблочко).

    Какие волшебные фрукты в сказках могли обернуть старых людей молодыми? (молодильные яблоки).

Можно обыгрывать явления природы, животных, различные бытовые предметы, встречающиеся в сказках.

Известны и традиционные игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным рисункам или отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам или иллюстрациям, постановка и разгадывание «хитрых» вопросов по прочитанным книгам (викторины и кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, название книг и произведений по серии вопросов (шарады, литературные мнения), воспроизведение героев и книг по описанию, составление литературных игр по принципу «чего не хватает» (писатель – произведение; герой – книга – писатель).

Использую литературные шарады. Шарада – это игра – загадка. В загаданном слове может быть загадано имя литературного героя, заглавие книги или произведения, фамилия писателя. Например: в слове две части. Первая часть – гласная буква, начинающая русский алфавит. Часть вторая – название хищного хитрого зверя, живущего в наших лесах. Целое – имя героини чудесной сказочной повести, написанной английским профессором математики и изданной в нашей стране в переводе Бориса Заходера.

Сначала детей интересует только сама форма игры, но потом уже и тот материал, без которого нельзя в ней участвовать. Кроме того, игра побуждает интерес к победе. Поэтому дети стараются четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Они учатся совместной деятельности, учатся быть внимательными, то и сами проявляют интерес к придумыванию собственных заданий.

Очень часто изучение произведений сочетается с рисованием. Дети могут нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, к басне, к стихотворению. Это может быть и коллективная работа: сначала дети работают в группах, изображая героя, а в последствии получается сюжет из сказки. Например: русская народная сказка «Рукавичка»

Развитие творчества происходит в различных видах деятельности, требующих поиска, нестандартных решений, открытие нового. Существует ряд методик, позволяющих развивать творческие способности детей с помощью слова.

Например, очень важной частью литературного творчества является придумывание заголовков. Хорошим материалом для таких заданий служат рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, басни И.А.Крылова, сказки. Также использую методы: «Постановка проблемного вопроса», «Незаконченные рассказы или сказки», «Сказки с новым концом» и другие.

Использую в своей работе и сочинительство, помогающее развитию детей, развитию словарного запаса, умению передать свои чувства и переживания. Например, дети сами придумывают загадки о зверьках, о цветах, о дождике, … о чем захочется, придумывают сказки, создают собственные книжки – малышки.

Доступные задания, учитывающие уровень развития детей, дают возможность каждому ребенку проявить и показать себя. Использование на уроках литературных игр и литературного творчества помогают заинтересовать детей, пробудить их воображение и фантазию, расширяют кругозор и словарный запас.

Литературное творчество и литературные игры помогают детям повторить изученные ранее произведения, воспитывают у них любовь к книге. Занимательные литературные игры подчеркивают весомость чтения при воспитании у ребенка нравственности и положительных эмоций, направленных на достижение одной из самых благородных целей – создания у ребенка стойкого читательского интереса. Подводя итог по своему классу, могу с уверенностью сказать, что такой подход к урокам литературного чтения, позволил мне повысить и технику чтения, и интерес к этому предмету.

Хочется надеяться, что дальнейшие путешествия по бескрайней книжной стране дадут свои, еще более высокие результаты. И после каждого проведенного мероприятия, будь то литературная игра, викторина, шарада, после каждой придуманной загадки или сказки, ребенку захочется еще раз вернуться к творчеству того или иного писателя, еще раз взять в руки его книгу и прочесть ее.

Колпакова Наталья
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Колпакова Н. Б. воспитатель МБДОУ ДС №390 г. Челябинска

Люди перестают мыслить,

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Когда мне было 6 лет, я очень хотела побыстрее научиться читать. Родители всегда читали нам с сестрой. Не проходило ни дня без чтения . Но мне всё равно его не хватало. Я мечтала о том, как сама окунусь в волшебный мир литературы , окажусь рядом с героями сказок и рассказов и ни кто не скажет : «На сегодня хватит» .

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

«Чтение – вот лучшее учение . Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» - может кто-нибудь вспомнит хотя бы первую часть этого высказывания А. С. Пушкина. а вот ещё одно : «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении , потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения . Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги , то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект , формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы ?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет . Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации , растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы : «Приключения кота Леопольда» , «Трое из Простоквашино» , «Вини Пух» , «Карлсон» , «Приключения Буратино» , «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В последние годы я, как воспитатель, замечаю, что увеличилось количество детей с логопедическими проблемами. А иногда, даже в 3-4 года ребёнок не обладает рекомендуемым программой детского сада словарным запасом и не может высказать то, что хочет. Поэтому необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Я часто говорю с родителями своих воспитанников о пользе чтения . Рекомендую, какие книги и когда можно читать. Стараюсь узнать, чем любит ребёнок заниматься в свободное время дома. Многие родители прислушиваются к советам. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе из 24 воспитанников только пятеро, к сожалению, не проявляют интереса к чтению .

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению :

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением» , прерывая чтение на интересном месте . Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя . Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания : художественные книги , справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией , подарочные издания с красивыми фотографиями : космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой : нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю , по вечерам, устраивать час чтения . При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает , что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна . Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека . Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста , постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева» , «12 месяцев» , сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке» , «Зима в Простоквашино» , стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых .

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника- оформителя , придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях :

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму . Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время : в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например :

Научив детей любить книги , вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.


Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге» .
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.

А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники . Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения) .
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты . Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:

2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.