Толстой умная галка читать рассказ. Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой

Светлана Гожина
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе .

Тип : интеллектуальное, развивающее ;

Вид : речевое развитие

Тема : «Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .

Форма проведения : тематическое путешествие на бабушкин двор.

Цель. Развивать связную монологическую речь.

Задачи. 1. Учить детей пересказывать рассказ , передавая его содержание без пропусков и искажений; 2. Добиваться использования авторских слов и словосочетаний; 3. Способствовать пониманию содержания рассказа с помощью опытно – экспериментальной деятельности; 4. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей;

5. Развивать связную речь , логическое мышление, творческое воображение, внимание;

6. Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, культуру речи.

Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами : наблюдения, чтение рассказов , беседы, дидактические игры; знакомство со свойствами воды; Пересказ русских народных сказок. «Курочка ряба» , «Колобок» , «Лисичка со скалочкой» , узбекской сказки «Упрямые козлики» . Драматизация сказок «Теремок» , «Репка» .

Оборудование : разрезные картинки зимующих птиц, стакан с водой, мелкие камушки для опыта, портрет Л. Н. Толстого , схема к рассказу , набор игрушек домашних животных и птиц.

Словарная работа. Кувшин, кидать, столько наклала, названия зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, галка ); Названия домашних животных и птиц (корова, осел, баран, лошадь, свинья, собака, гусь, петух) .

Методы и приемы : игровой метод, практический метод, показ, объяснения, поощрения, творческие задания, подсказ, вопросно – ответная беседа, пальчиковый игротренинг, дикционный тренинг.

1. Дети стоят в кругу. Приветствие :

Здравствуйте! Давайте поздороваемся с гостями, кто как хочет (дети машут одной (двумя) руками, воздушный поцелуй, сложили руки на груди, «рукопожатие» над головой).

2. Дикционный тренинг. Игра «Зеркало» .

– Повернитесь попарно друг к другу, поиграем в «Зеркало» . Будем проговаривать скороговорку «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок!» Первый раз говорит рыбка (шевелят только губами, шепот) .

Второй раз – скажите по секрету (ладони рупором, говорят друг другу по очереди на ушко) . Третий раз – подразните быка (с характером, распевая, похвалить детей) .

Тематическое путешествие на бабушкин двор.

Ребята, закройте глаза (на плечи набрасывает платок) . Раз, два, три – смотри! (загадочно) Я превратилась в бабушку Машу и приглашаю вас на свой двор. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь по удобнее .

1. Д/игра «Дополнение (ТРИЗ) (выставляется картинка домик) .

Ответы детей : так кричит корова, это домашнее животное. Я поселю ее к бабушке во двор. Дети выставляют фигурки домашних животных и птиц, моделируем бабушкин двор.

Дети, как бабушка заботится о своих питомцах : о птицах и животных.

Ответы детей : бабушка их кормит и поит, дает им сено, зеленую травку.

2. Проблемная ситуация (мозговой штурм, ТРИЗ)

В жаркий день вода быстро испаряется и в поилке остается немного воды. Как же птицы могут напиться , если клювом не достают воду?

Ответы детей.

3. Опыт. Стакан с подкрашенной водой, камушки.

Поможем петушку напиться (дети по очереди кладут камушки в стакан с водой, вывод, обобщения) .

Камушки тяжелее воды. Они опускаются на дно и выталкивают воду наверх. Похожая история произошла с одной птицей …

Лев Николаевич Толстой (выставляется портрет) написал об этом рассказ . Он называется «Хотела галка пить » (выставляется картинка галки ) .

1. Выразительное чтение рассказа педагогом .

2. Работа над содержанием рассказа , вопросно - ответная беседа :

- Хотела галка пить , что она увидела на дворе?

Ответы детей :

-Хотела галка пить , на дворе стоял кувшин с водой.

Почему галке нельзя было достать воды?

Ответы детей :

-Галке нельзя было достать воды, потому что в кувшине вода была только на дне. _

-Галке нельзя было достать воды, потому что у кувшина узкое горлышко.

- Расскажите , что же придумала галка ?

Ответы детей :

Она стала кидать в кувшин камушки. И столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить .

3. Динамическая пауза, перевоплощение ,ТРИЗ.

Раз, два, три – вокруг себя повернись, и воду в кувшине превратись (дети присели) .

Покажите, как поднимается вода в кувшине, когда галка кидает камешки (дети приподнимаются постепенно и подпрыгивают, вода поднялась) .

4. Повторное выразительное чтение рассказа с установкой на запоминание.

Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .

1. Рассказывание рассказа цепочкой (передают игрушку , птичку) .

2. Пересказ по схеме (оценка рассказа педагогом ) .

3. Закрыть экраном часть схемы и пересказать по памяти

(оценка рассказа ) .

4. Пересказ рассказа без схемы (оценка рассказа педагогом ) .

(Схема.)

Физминутка. Пальчиковый игротренинг.

Пойка, подпевай-ка, (скрестить кисти рук)

Десять птичек – стайка, (показывают десять пальцев рук)

Эта птичка – воробей, (указать на большой палец)

Эта птичка – соловей, (указательный палец)

Эта птичка - совушка (средний палец левой руки)

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, (безымянный левой руки)

Эта птичка – коростель, (мизинец левой руки)

Эта птичка – скворушка (мизинец правой руки)

Синенькое перышко.

Эта – зяблик, (безымянный правой руки)

Эта – стриж, (средний правой руки)

Эта – развеселый чиж , (указательный правой руки)

Ну а эта – злой орлан! (большой палец правой руки)

Птички, птички по домам!

(прячут руки за спину, «летают» по группе, садятся)

Д/игра «Сложи картинку» (разрезные картинки зимующих птиц) .

После игротренинга говорю :

А сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку» , присаживайтесь. Нужно сложить картинку и назвать, кто на ней изображен. Приступайте.

Ответы детей : у меня на картинке снегири (синицы, воробей и т. д.) . Они зимующие птицы.

Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего запомнилось? Так какая же птица галка в рассказе ?

Ответы детей : умная, хитрая, ловкая, сообразительная.

Кому бы вы хотели рассказать об умной галке дома ?

Ответы детей :

Я расскажу об умной галке маме (папе, другу) .

Какое домашнее животное самое любимое у вас?

Ответы детей :

Мое самое любимое животное кошка (собака и т. д.) .

Дети и у меня, бабушки Маши, любимое животное тоже кошка. Я дарю вам на память о нашем путешествии портрет своей любимой кошки Мурки. Раздача призов. Прощаемся с гостями.

До свидания, до новых встреч.

Образовательная деятельность «Речевое развитие»

Тема: Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…»

Цель: Создание условий для развития умения эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста и установление взаимосвязи между содержанием и названием произведения.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи; вспомнить прочитанные произведения писателя;

развивающие: расширять кругозор детей; прививать детям интерес к литературе; развивать фразовую речь.

Воспитательные: воспитывать любознательность, воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Предварительная работа: Чтение произведений Л.Н. Толстого «Котенок», «Косточка», «Собака Якова», «Птичка», «Девочка и грибы», «Пришла весна…», рассматривание иллюстраций к данным произведениям, беседа по содержанию произведений, знакомство с портретом Л.Н. Толстого. Рассказ о жизни Л.Н. Толстого.

Материал: портрет Л.Н. Толстого, кувшин с водой, камешки, предметные картинки.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

1.Организационный момент: Воспитатель: Дети, а что надо первым делом сделать, когда приходят гости? (ответ детей) Приветствие гостей.

2. Посмотрите на портрет и скажите: «Кто это?» (ответы детей). А кто он такой, что за человек? (ответы детей).

Основная часть

1. А знаете, Лев Николаевич Толстой родился очень давно в Ясной Поляне. В семье было пятеро детей. Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший брат - Николенька. Как-то он объявил, что у него есть тайна, Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Лев Николаевич очень хотел найти эту палочку, чтобы все были счастливы, потому что он был очень добрым мальчиком. Он постоянно занимался спортом – ездил верхом на лошади, катался на коньках. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

2.Артикуляционная гимнастика

«Чистим зубки»( улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы) ,

«Хоботок, улыбка» (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты, затем растянуть губы в улыбке).

Дыхательная гимнастика «Я подую далеко, я подую близко, Я подую высоко, я подую низко».

А с некоторыми произведениями Л.Н. Толстого мы с вами уже знакомы. Мы с вами сейчас поиграем и вспомним названия этих произведений.

3. Д/и «Кто потерял?»

Вы должны определить к каким произведениям Л.Н.Толстого относятся эти картинки.

(дети подходят к столу, выбирают картинку, называют произведение.)

Предметы:

Собака (Собака Якова)

Котенок (Котенок)

Грибы (Девочка и грибы)

Клетка (Птичка)

Сливы (Косточка)

4. Физминутка

«Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Руки подняли и помахали,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут покажем,

Крылья сложили назад.

5. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…» Сейчас я вам его прочту. Слушайте внимательно. Воспитатель читает рассказ, спрашивает, о чем он, выслушивает ответы. Вот какая умная птица. Сейчас мы увидим, как она это делала. Воспитатель достает и ставит перед детьми кувшин. Начинает бросать в него камешки с участием детей. Спрашивает детей, что они заметили? (то, что вода поднимается к краям кувшина). Бросает камешки до тех пор пока вода не поднимется до верха. Объясняет, что такой способ добывания воды из кувшина придумала сама птица галка.

Заключительная часть

1.Повторное чтение рассказа.

2.Пересказ рассказа 3-4 ребенка.

3.Итог занятия

О каком писателе мы сегодня говорили? Что вам понравилось на занятии?(Дети высказываются в микрофон)


Организация: ГБОУ школа № 709 ДО № 2

Населенный пункт: г. Москва

Цель : развитие связной речи у детей посредством пересказа литературного произведения.

Задачи: познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи. Учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.

Пособия к занятию : фланелеграф; плоскостные фигурки кувшина с водой на дне и птицы галки; стеклянный кувшинчик и камешки; колокольчик; мягкая игрушка Мишка; телефон звонящий игрушечный и телефон мобильный воспитателя; пинцет и мармеладные "червячки" для угощения детей; книга с рассказом Л. Н. Толстого "Хотела галка пить..."; телевизор-ширма с экраном-окном (в рост ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель : (звенит колокольчиком, приглашая детей за столы)

Колокольчик прозвенел!

Значит, ждет нас много дел.

Ноги вместе, спинки прямо -

Пусть гордится вами мама.

Руки полочкой - вот так!

С мест кричать нельзя никак!

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Посмотрите, что я вам покажу. Это кувшин с водой (на фланелеграфе). А это -птица. Не воробей, не синица! Птица галка. Галка и кувшин. Они похожи? Нет, конечно!

Галка - черная, большая. Кувшин - стеклянный, высокий. Угадайте: про галку или кувшин я скажу? Умная...это?, новый..-это?, крикливая..-это?, прозрачный..-это?

Кто расскажет про галку? какая она? (ответы детей с мест).

А кто расскажет про кувшин? (ответы детей).

Посмотрите, а что это галка делает? (воспитатель водит фигуркой птицы вокруг кувшина, галка заглядывает в него, опускает клюв в кувшин).

Что делает галка? Чего она хочет?

Дети: - Пить хочет!

Воспитатель: - А почему не пьет?

Дети: - Не может достать, воды мало.

Воспитатель: - Как же помочь галке? (Ответы детей).

Воспитатель : - Есть еще одна возможность помочь галке. Смотрите! Вот у нас стеклянный кувшинчик, в нем мало воды. Вот камушки. Начну опускать их в кувшинчик. Что вы заметили?

Дети: - То, что вода поднимается к краям кувшинчика.

Воспитатель: - Еще продолжу бросать камушки. Что произошло с водой?

Дети: - Она поднялась до верха.

Воспитатель: - Можно теперь галке пить?

Такой способ добывания воды придумала сама птица галка! Об этом написал в своем рассказе великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Рассказ называется "Хотела галка пить..". Сейчас я его вам прочитаю.

1-е чтение рассказа.

Вопросы детям : о чем говорится в рассказе?

(Как галка хотела пить, набросала камешков в кувшин, вода поднялась и галка напилась).

Воспитатель: - Да, галка как и мы бросала камушки в кувшин. Вот какая умная!

Ф и з к у л ь т м и н у т к а:

Воспитатель :

Давайте все встанем и вместе со мной покажем в движении все действия галки. Я буду говорить про галку, а вы - показывать, что она делала.

Пить хотела птица галка,

Птица галка, птица галка, (движения головы вверх-вниз)

Нам ее конечно жалко,

Очень жалко, очень жалко. (Гладят себя по голове руками)

Вкруг кувшина все шагает,

Все шагает, все шагает, (Ходьба на месте)

Как достать воды - не знает,

Нет, не знает. Нет, не знает. (Пожимают плечами)

Стала думать, размышлять,

Размышлять, размышлять: (пальцы к вискам, наклоны головы в стороны)

Надо камушков достать!

Да, достать! Да, достать! (взмахи ладонями рук перед собой)

Полетела, натаскала.

Ох, устала! Ох, устала! (машут крыльями,в конце садятся на корточки)

Полкувшина набросала,

Набросала, набросала. (бросают воображаемые камушки)

И водичка поднялась,

Поднялась, поднялась! (медленно встают, руки вверх)

Галка вволю напилась,

Напилась, напилась. (хлопки руками вверх)

Очень умная ты, галка!

Да, да, да! Да, да, да! (Руки полочкой, поучают указательным пальцем правой руки)

Это может пригодиться (хлопают ладонями себя по груди)

Нам всегда!

Да! (руки вверх)

Воспитатель :

Садитесь, дети, на место. (Раздается стук в дверь). Кажется, кто-то к нам пришел. Пойду открою. Ой, да это наш знакомый! Здравствуй, Миша! (Вносит игрушку -медведя).

Что случилось? Как дела в сказочном лесу?

Мишка :

Здравствуйте! Тут сорока прилетала, всему лесу разболтала,

Чтоб спешили все в детсад поучиться у ребят.

Я вот первый прибежал, торопился так, устал!

Воспитатель :

Что же, Мишка, отдыхай.

Слушай и запоминай! (усаживает медведя)

И вы, дети, еще раз внимательно послушайте рассказ Л.Н.Толстого "Хотела галка пить.." и запоминайте: как начинается рассказ, что придумала галка и чем рассказ закончился. После чтения вы будете его пересказывать, чтоб Мишка тоже запомнил и рассказал своим лесным друзьям.

2-е чтение рассказа.

Воспитатель :

Кто попробует из вас первым сделать пересказ?

Телевизор я включаю и Наташу приглашаю. (можно назвать любое имя ребенка)

Мишка, ты пришел удачно прямо - Для тебя рассказ с экрана!

("включает" ТВ, из экрана выглядывает вызванный ребенок)

Рассказ 1-го ребенка. Анализ его пересказа.

Воспитатель :

Миша, мы понятно говорим? Если хочешь, повторим.

Мишка :

Ну конечно же хочу!

Воспитатель :

Что ж, еще разок включу.

Телевизор вновь включаю

И Володю приглашаю! (можно назвать имя любого ребенка)

Ну, Володя, начинай!

Мишенька, запоминай!

Рассказ 2-го ребенка. Анализ его пересказа.

Воспитатель :

Тише! Телефон звонит.

Слушаю. Кто говорит?

Две кукушки, две подружки?

Ладно, навострите ушки!

Ну-ка, детки, кто из вас

Повторит для них рассказ?

Рассказ 3-го ребенка. Анализ его пересказа.

Воспитатель : (вновь слышит звонок)

Теперь вот другой телефон!

Кто говорит? Слон?

Что вам надо? Шоколада?

Не хотите, значит, кушать...

Хочет слон рассказ послушать!

Дети! К трубке подойдите

И еще раз расскажите

Слонику про галку - птицу,

Пускай тоже удивится!

Рассказ 4-го ребенка. Анализ его пересказа.

Мишка :

Молодцы, ребята. Спасибо за интересные рассказы. Я всем в лесу расскажу про птицу галку. А вам от наших лесных птичек я принес полную баночку вкусных червячков! Угощайтесь! До свидания! (уходит).

Воспитатель :

Спасибо, конечно, Мишке за подарок. Но ведь мы не едим с вами червячков! Мишка сказал, что они вкусные...(нюхает). А пахнет ягодами лесными! Может, попробуем? Но для того, чтобы кушать червячков, мы должны стать птицами...Давайте я буду мама - птица, а вы тогда кто?

Дети: - Птенчики!

Воспитатель:

А если я птица - галка, то вы?..

Дети:

Галчата!

Воспитатель:

Откройте клювики и получите вкусного червячка из сказочного леса!

Ведь вы постарались, хорошо занимались!

(Раздача пинцетом мармеладных "червячков" детям в "клювики")

Занятие закончено.

Список использованной литературы:

1. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада",М.,"Просвещение",1983г.

2. Стихи для физминутки и по ходу всего конспекта занятия;

3. Игровые приемы с текстами для пересказа детьми (приход Мишки, звонки птиц и зверей);

4. Сюрпризный момент (подарок из леса);

Пособие: телевизор - ширма в рост ребенка.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

Интеграция областей «Познание», «Коммуникация».

Цель:

1. Познакомить детей с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа, пересказывать произведение близко к тексту.

Задачи:

1.. Учиться называть признаки предметов. Сравнивать, видеть главное.

2. Формировать умственные способности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

3. Учиться работать в коллективе. Радоваться итогам коллективного труда.

Материал для занятия: Глиняный кувшин. Камешки разной величины. формы, цвета. Две прозрачные банки с уровневой отметкой и цветной водой. Бумажный контур кувшина, цветная бумага, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент пальчиковая гимнастика «Птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. - «зовущие» движения пальцев 4 раза

Приготовлю крошки Хлебушка немножко -«режущие» движения одной ладони по другой

Эти крошки – голубям - тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – воробьям. - тереть подушечки пальцев друг о друга

Галки да вороны, Ешьте макароны! - вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (Кувшин) Сейчас мы будем играть с кувшином. передавайте его по кругу и называйте признаки кувшина. т. е какой он? (Дети называют признаки, воспитатель делает обобщение)

Это кувшин. Он вместительный, красивый, твердый, гладкий, холодный, блестящий, глиняный, пустой, коричневый, хрупкий. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья вокруг стола.

Воспитатель: У меня на столе две банки с водой. Чтобы вам хорошо было видно, я закрасила воду в голубой цвет и отметила, докуда налита вода. Воспитатель задает вопрос: «Сколько воды в банках? Где больше? Или одинаково?» (Дети рассматривая, делают выводы). Вывод: воды в банках одинаковое количество.

Воспитатель: Дети как вы думаете? Что будет с водой, если в воду наложить камушки? Поднимется вода кверху или нет (слушаю все ответы детей). А давайте посмотрим, что получится, если в банку с водой положить камешки.

Камешки будем класть в левую банку (Дети по очереди кладут камешки в банку с водой)

Воспитатель: Что стало с водой (Ответы детей) Почему вода поднялась вверх (Добиваюсь ответа, что камни заняли место воды. они ее вытеснили. Делаю вывод: В банке камешки вытеснили воду, заняли ее место. (Предлагаю детям сесть на ковер)

Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого (специально не называю название рассказа, читаю). После чтения задаю вопросы по содержанию.

Вопросы

Зачем галка подлетела к кувшину? (хотела пить, чтобы напиться)

Почему она сразу не смогла напиться? (воды в кувшине было мало, Галка не могла достать)

Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин)

Что стало с водой в кувшине? (Вода поднялась до краев кувшина)

Смогла галка напиться? (Да, смогла)

Как можно назвать галку? (Догадливая, смышленая, умная.)

Воспитатель: Да дети, рассказ так и называется «Умная галка».

Повторное чтение и пересказы детей.

Физкультминутка

Лебеди летят, --- (Плавные движения руками)

Крыльями машут. --- (движения с большой амплитудой.)

Прогнулись над водой, --- (наклоны вперед, качая головой.)

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться, --- (Выпрямиться)

Очень бесшумно на воду садятся. --- (Приседания)

(Предлагаю детям подойти сесть за столы, Показываю детям контур кувшина на ватмане)

Воспитатель: Сегодня мы будем наполнять кувшин камнями. Давайте вспомним какие мы видели камешки по цвету (коричневые, черные, серые). А по форме? (похожие на овал, круг, треугольник, бесформенные)

Какие бывают камешки по величине (мелкие, крупные)

Воспитатель: «Дети на столе лежит бумага разного цвета. Вы будете делать камешки путем обрывания этой бумаги. Но для этого вы должны мысленно представить какой камень будет у вас. Полученные камешки вы будете наклеивать на наш кувшин. (Дети обрывают бумагу и наклеивают камешки в кувшин). Затем предлагаю кому-нибудь из детей нарисовать как поднялась вода в кувшине.

Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы. Много узнали. Замечательно пересказали рассказ. Скажите, что для вас было трудно? А что получалось легко? Что вам особенно понравилось? (дети отвечают, со всеми детьми любуемся выполненной работой, радуемся совместной деятельностью в коллективе).


ГАЛКА И КУВШИН

Л. Н. Толстой

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

ВОЛК И КОЗА

Л. Н. Толстой

Волк видит - коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: "Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще".
А Коза говорит: "Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь".

КРЫСЫ И ЯЙЦО

Л. Н. Толстой


Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? - не схватить; катить? - разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

ЖУЧКА

Л. Н. Толстой


Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

МЫШКА, КОТ И ПЕТУХ

Л. Н. Толстой


Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери. "Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый". Мать сказала: "Скажи, какие это звери?" Мышка сказала: "Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!"
- Это петух, - сказала старая мышь. - Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
- Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит. - Старая мышь сказала: "Дура ты, дура. Ведь это сам кот".

ОБЕЗЬЯНА И ГОРОХ

Л. Н. Толстой


Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

ЛЕВ И МЫШЬ

Л. Н. Толстой


Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро".

ВАРЯ И ЧИЖ

Л. Н. Толстой


У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Л. Н. Толстой


Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Л. Н. Толстой


Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить."

"Синие листья"

В.А. Осеева

Рассказ для детей про дружбу

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

"Как Маша стала большой"

Е. Пермяк

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

"Хорошее"

В.А. Осеева

Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: "Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!"

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: "Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!"

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!"

Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

"Котёнок"

Л.Н. Толстой

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

"Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

"Как волки учат своих детей"

Лев Толстой

Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Я поглядел и увидал - по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а зубами держал его за ногу. Матёрый волк бежал позади. Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.

Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз. Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс.

Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку, а сам налегке побежал возле. Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка.