Профессия космонавт. Описание профессии

Конспект занятия по теме «Профессия космонавт»


Цель : Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос.
Задачи: Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного.
Развивать любознательность, воображение, мышление.
Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.


Оборудование: ноутбук, картинки на космическую тему, запись «космической» музыки, воздушные шарики, 2 обруча, шаблоны ракет из картона, клей и салфетки для рук.


Ход занятия:

Дети под «космическую» музыку и садятся на стульчики полукругом перед монитором.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями, назовите мне профессии, с которыми мы уже познакомились? (ответы детей).
- А есть еще одна профессия, о которой мы сегодня с вами будем говорить. Послушайте загадку и я, надеюсь, вы догадаетесь, о ком она.

Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто скажите, это?

Правильно, космонавт!

Сегодня мы поговорим о профессии «космонавт». Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.


Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо? (Ответы детей). Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный). Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И вот люди изобрели мощную машину.

Отгадайте, какую машину люди изобрели?

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета.)

А изобрели ракету, ученые конструкторы, под руководством главного конструктора ракетно-космических систем, академика С.П. Королева.

(Повторить)


1 «Космическая ракета» Воспитатель:

Сейчас мы с помощью воздушных шариков посмотрим, как быстро летит космическая ракета. Надуваем шарики, а потом разжимаем пальцы.

Что происходит шариком? (Он резко взлетел вверх) Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.

2 «Первый космонавт» Воспитатель:

Первым космонавтом, который полетел на космической ракете, был Юрий Алексеевич Гагарин (повторить)

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.


- Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» (повторить с детьми)Полет продолжался совсем не долго – всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. Приземление Гагарина было произведено на колхозном поле неподалеку от одного из районных центров Саратовской области - города Энгельса. В районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час.

3 «Первая женщина космонавт»

16 июня 1963 года - в космос отправилась первая женщина - Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.

Ребята, а вы хотели бы полететь в космос?

Конкурс. Построить ракету.

Чтобы лететь в космос, нам нужны ракеты. Мы с вами должны их построить. Итак, кто быстрее построит ракету, тот первым и полетит путешествовать по планетам. Ребята на столе, собирают ракеты (мальчики под названием «Восток», а девочки «Восток 6»)

Физ. минутка.

«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».


Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Раз, два, три, четыре, пять, будем в космос мы взлетать. Полетели (дети занимают места в обруче).

4 «Орбитальная станция» Воспитатель:
- Космический корабль везет космонавта в космос.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе? (Ответы детей)
- У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция (дети повторяют хором). Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.
В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов, и это могут быть космонавты из разных стран.

5 «Скафандр» Воспитатель: - Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр (повторить).

В настоящий момент созданы и испытаны в реальных условиях три типа космических скафандров. Это аварийно-спасательные скафандры, скафандры для выхода в открытый космос и скафандры для работы на поверхности небесных тел. Последний тип скафандров использовался при полетах на Луну.
Все космические скафандры имеют герметичную оболочку и систему обеспечения космонавта кислородом, систему поглощения углекислого газа и паров воды. Теплоизоляция скафандра обеспечивается многослойной оболочкой, а система подогрева или охлаждения его обычно выплавлена в виде трубок, по которым циркулирует жидкость-теплоноситель. В шлеме космического скафандра находится устройство связи, а также системы подачи питьевой воды и (при необходимости) пищи. В скафандре есть и система датчиков, позволяющая следить за физическим состоянием космонавта. Таким образом, скафандр является не только «космической одеждой» но, по существу, маленьким индивидуальным космическим кораблем, обеспечивающим жизнедеятельность и работу человека в космосе.

6 «Работа на орбитальной станции» Воспитатель:
- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции? (Ответы детей).

Они занимаются исследовательской деятельностью: изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю. Условия невесомости дают возможность проводить самые разнообразные эксперименты, немыслимые на земле, исследования позволяют задуматься о сооружении в недалеком будущем орбитальных заводов.

Рано или поздно человечеству придется начать освоение околоземного пространства – вначале Луны, а затем и других планет. Уже сегодня ведущие космические державы разрабатывают проекты создания лунных городов и разработки недр спутника Земли.

Работают космонавты по 10 часов в сутки.

7 «Невесомость» Воспитатель:
- В орбитальной станции - невесомость (повторить с детьми). Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.Понятие как «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо. Мы испытываем ее каждый раз, просто подпрыгнув - в момент, когда летим вниз, и наша скорость становится, равна ускорению свободного падения. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях - в тот момент, когда они на секунду застыли, перед тем как опуститься вниз. Мы испытываем невесомость на борту корабля, качаясь на волнах. Космонавт же находится в состоянии невесомости все время, пока он на орбитальной станции.

8 «Сон космонавта» Сон по расписанию занимает 8 часов, но на практике многие отдыхают всего 4-5 часов, и этого им достаточно. Спать приходится в масках для сна и с берушами, (это специальные затычки для ушей) чтобы не мешал шум многочисленных механизмов .

Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристегнутые ремнями. А если их не пристегивать, то из-за состояния невесомости они будут летать.

Релаксация.

А давайте мы тоже попробуем поспать, как космонавты в состоянии невесомости. (Дети под музыку, изображают позы спящих космонавтов)

9 «Космическая еда» Воспитатель:

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки? (Ответы детей)
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот, какие блюда могут быть в этих тюбиках. (Ответы детей)

На прием пищи космонавтам отводится 2-2,5 часа в сутки.

10 «Возвращение на землю» Воспитатель:

Космонавты могут находиться в космосе очень долго, от нескольких месяцев, до года.
- Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А как возвращаться космонавтам ведь ракета их сгорела в космосе?

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.
- На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавтов. Давайте проверим, насколько вы были внимательны и что запомнили.

11 «Закрепление материала»

Воспитатель задает следующие вопросы:

Кто построил первую ракету?

Кто был первым космонавтом и как называлась его ракета?
-А как зовут первого космонавта женщину и как называлась ее ракета?
- Как называется дом космонавтов?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- Как едят космонавты? Как спят космонавты?

Молодцы!


12 «Заключительный» Воспитатель:
Может быть, кто-то из вас тоже захочет стать космонавтом?

Сначала нужно хорошо учиться в школе, затем окончить высшее учебное заведение. А потом уже идти в космонавты.

В России космонавтов готовят в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке, недалеко от Москвы. В процессе подготовки космонавту приходится бывать в различных организациях и предприятиях, имеющих отношение к космонавтике, там он и получает дополнительные знания.

Космонавтами могут быть абсолютно здоровые физически люди, которые умеют плавать, бегать, кататься на лыжах с приставкой «быстро». Но богатырей в небожители тоже не отбирают. Лучше, если это будет человек среднего телосложения, весом от 50 до 90 килограмм и ростом не больше 190 сантиметров.

На сегодня весь список российских и советских космонавтов - 116 человек. Вроде не так и мало, но ведь это всего лишь сто человек со всей страны.

Тяжелый, кропотливый труд требует постоянного напряжения воли, нервов и громадной внутренней дисциплины. Но мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми людьми и прекрасными профессионалами, приносящими огромную пользу своей стране.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.

Профессия космонавт

Цель: формирование представлений о космосе, интереса к профессии космонавта.

Задачи:

Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос;

Развивать навыки работы с интернет - ресурсами;
- формировать коммуникативные навыки через работу в группах;

Вызвать интерес к профессии космонавта и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного;

Развивать любознательность, воображение, мышление;

Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.

Оборудование:

    компьютер с мультимедийной установкой;

    картинки и фотографии космонавтов и о космосе;

    выставка книг;

    рисунки на тему« Я- космонавт»;

    5 обручей

Раздаточный материал:

    Шарики по количеству учащихся;

    Картон белого цвета, бумага голубого цвета, клей, ножницы

Подготовительная деятельность учащихся:

    экскурсия в « Планетарий»;

    дети делятся на 3 группы и ищут стихи и информацию о профессии космонавта;

    рисунки на тему «Космос»;

    учащимся раздаётся таблица, в которой три графы: 1- знаю; 2-хочу знать; 3-узнал. Первые две графы таблицы заполняются до классного часа, третья по ходу проведения.

Ход классного часа

Эпиграф :

Все мы - дети космоса,

и умники, и глупцы. Виктория Рощина

1. Организационный момент.

Звучит песня в исполнении Валерии « Маленький принц» (Кто тебя выдумал звездная страна).

Учитель: - Ребята, назовите мне профессии, которые вы знаете.

А есть еще одна профессия - это профессия «космонавт».

2. Знакомство с профессией космонавта.

Давайте познакомимся с происхождением этого слова.

Слово « космонавт » происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в космосе, совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов.

Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.

2. Сообщение нового материала.

Ученик: - С давних пор мечтали люди

В космос полететь,

Обогнуть планету,

На Луну взлететь.

Взгляды к звездам устремляли

И в тиши ночей

Смельчаки изобретали

Путь к мечте своей

Учитель: - Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар.

А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо?

Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный).

Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И человек «конструктор» изобрел мощную, сильную космическую ракету.

Мчится в небе голубом

Вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет

совершает самолет,

А еще быстрей- вот эта

Межпланетная…(ракета)!

Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета.

Каждый учащийся берет себе по одному воздушному шарику. Надувают шарик, а потом разжимают пальцы.

Учитель: - Что произошло с нашими шариками? (Они резко взлетели вверх) .

Вам понравилось, как полетели наши шарики?

Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.

Ученик:

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски - астронавт,

А по-русски- космонавт.

Учитель: - Первым космонавтом, который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич Гагарин, его так и называли «Космонавт №1».

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток». С тех пор каждый год в нашей стране 12 апреля отмечается Всемирный День Авиации и Космонавтики.

Давайте послушаем в исполнении В. Трошина «Песню космонавта», которую Гагарин пел в полете.

Первой в мире женщиной космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.

В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов.

В 2014 году был совершен международный полет в космос. В космической ракете находились: Кончи Вакете, Олег Артемьев, Михаил Тбрин, Рик Мастраккио, Стив Свонсон и Александр Скворцов. Они провели различные научные исследования по международным программам (т.к. в экипаж входили представители разных стран), ими были встречены грузовые корабли, а также запущен в космическое пространство перуанский миниспутник путем выхода экипажа в открытый космос.

Учитель:- Космический корабль везет космонавта в космос.

А как вы думаете, где живет космонавт в космосе?

У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция. Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.

Сейчас существуют три основные специальности космонавтов

(1 группа) - Космонавт-испытатель . Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков..

(2 группа) - Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

(3 группа) - Космонавт-исследователь ..Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Учитель:- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции?

Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и т. д.

В орбитальной станции - невесомость. Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.

Ученик:

В космосе веса ничто не имеет.

Все невесомым становится там.

Гиря летать, как пушинка, умеет.

Легкий, как бабочка, гиппопотам.

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки?

Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот. Давайте с вами пофантазируем и скажем, какие блюда могут быть в этих тюбиках.

Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха и очень жарко. Поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр.

А вот космический турист –

Скафандр, как звезды, серебрист.

А как вы думаете, любой человек может стать космонавтом?

Для того чтобы стать космонавтом, надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации.

Так какие же испытания и трудности нужно пройти будущему космонавту?

(1 группа) Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. В подмосковном Звездном городке находится Центр подготовки космонавтов. При хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. Но стоит знать, что к проверке допускают людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно проводить научные эксперименты и опыты.

(2 группа) Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек. И обязательно, свободно владеть английским языком, так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.

(3 группа) На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытнания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков, которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Учитель: - А как вы думаете, как общаются космонавты в открытом космосе с орбитальной станцией и с Землей? (Через рацию) .

Звучит сигнал.

Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.

Сколько, я вам рассказала о космонавтах.

Хотите отправиться в космическое путешествие?

Я вас сейчас превращу в космонавтов. Раз, два, повернись, в космонавтов превратись!

П/ игра «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».

(«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет, опоздавшим места нет. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, поехали (дети занимают места в обруче по 4 человека»)

Кончился путь, приземлилась ракета!

Перед нами леса и поля!

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

Учитель: - На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Вы тоже, только что прилетели из космоса. Вы здоровы?

К интервью готовы?

Итог классного часа:

Как называется ваша профессия?

Кто был первым космонавтом мужчиной?

А как зовут первого космонавта женщину?

Как называлась первая ракета?

Как называется ваш космический дом?

Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?

Зачем вы летаете в космос? Что вы там делаете?

В чем вы выходите с открытый космос?

А может слабый и больной человек полететь в космос? Почему?

Вы любите свою профессию?

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавта. Поднимите руку, кто хочет, когда вырастет, стать космонавтом?

Пробуем выразить свое отношение к профессии- космонавт, используя приём синквейн.

Космонавт.

Смелый, умный

Летает, тренируется, изучает.

Я хочу стать космонавтом!

Космос. Скафандр. Ракета.

А на память о нашем классном часе смастерим для себя космический корабль (аппликация «Ракета). Звучит «космическая» музыка.

Ученик

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться.

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.

Рефлексия:

Отметьте себя на «Лесенке успеха». Если вы все поняли и можете рассказать о профессии, связанной с космосом, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях - на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Кто нарисовал человечка на нижней ступеньке? Почему?

Кто на 2-й или 3-й ступеньке? Почему?

Кто на верхней? Почему?

Спасибо!

34.8

Для друзей!

Справка

С момента первого полёта человека в космос в мире появилась новая профессия, для многих до сих пор окутанная ореолом героизма и романтической тайны. Это очень редкая профессия. В настоящий момент в нашей стране активных космонавтов всего 31 человек.

Работы для космонавтов много. В развитии космоса заинтересованы , учёные и , . Предложения сотрудничества поступают от сотен разных компаний и организаций.

Совершение человеком межпланетных полётов рассматривается уже как ближайшая реальность. Делаются конкретные шаги к освоению Луны. Разрабатывается целая программа освоения Марса с использованием пилотируемых марсоходов. Создаются транспортные пилотируемые корабли нового поколения.

Интересный факт. Скафандр космонавта весит около 100 килограммов и изготавливается для каждого индивидуально.

Описание деятельности

Космонавт работает в космосе, в космическом корабле во время полёта, на космической станции, а так же, при необходимости, и в открытом космосе.

И всё же, большую часть времени космонавт находится на Земле, где проводится грандиозная подготовительная предполётная работа. Здесь местом его работы становятся конструкторские бюро, лаборатории, научно-исследовательские институты, кабина пилота, спортзал. Он должен прекрасно знать свой корабль, поэтому участвует во всех этапах его , до наземного испытания всех систем.

Задачи, которые ставятся в полёте, на столько разнообразны, что требуют от космонавта обладать множеством профессий и способности бесконечно учиться. Космонавт - вредная и опасная для здоровья профессия, поэтому пенсионный возраст наступает рано. Однако, возраст не является серьёзным препятствием к полётам. Так, например, Павел Виноградов отметил в полёте своё 60-летие.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Какую специальность нужно получить

Трудовые обязанности

Пока космонавт ещё на Земле, он участвует в составлении четкого плана и графика исследований, экспериментов, испытаний и других задач, которые будет выполнять в космосе. Он должен набраться опыта, знаний, навыков, необходимых для выполнения сложных заданий. В настоящее время экипаж обычно состоит из трёх человек.

Находясь в полёте, каждый член экипажа отвечает за свою часть работы, согласно поставленным на земле задачам. За поддержание всех узлов станции в нормальном рабочем режиме, их диагностикой, профилактикой, отвечает . испытывает системы корабля, отвечает за прохождение полёта. отвечает за здоровье экипажа, режим сна, питание, проводит запланированные исследования, обрабатывает и отправляет на землю полученную научную информацию. Однако, космонавты обладают таким запасом знаний и умений, что, в случае необходимости, могут заменить друг друга, или прийти на помощь.

Особенности карьерного роста

Учитывая очень жёсткий отбор кандидатов, уже сам факт зачисления в отряд космонавтов может рассматриваться, как достаточно высокая ступень карьеры. Потом их ждёт 1,5 года общекосмической подготовки, сдача экзамена, подготовка к полёту в составе группы, и, наконец, назначение в экипажи и ожидание. Ждать своего первого полёта приходится от 5до 10 лет. Но некоторые так и не дождутся.

Одни посвящают космонавтике всю свою жизнь. Другие уходят из отряда космонавтов по здоровью или ещё по каким-либо причинам. Космонавты настолько широко и высоко образованный народ, что, всегда находят себе работу, исходя из своих представлений о дальнейшей карьере. Среди них руководители разного уровня в ЦУП, учёные, общественные деятели, политики и список этот можно продолжить.

Характеристика сотрудника

Главное требование - это идеальное здоровье. Перегрузки, невесомость требуют большой выносливости организма. Работа в условиях постоянного напряжения, огромной ответственности, часто непредсказуемости возможна при условии здоровой устойчивой психики.

Космос - это работа для интеллектуалов. Космонавт должен обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями во многих областях и многими практическими навыками и умениями. Способность и желание постоянно учиться - ещё одно из важных качеств, поэтому у космонавтов чаще всего не одно, а несколько высших образований.

Для работы в космосе требуются люди особого склада. Здесь всё всерьёз и честно. Любая фальшь в полёте может обернуться реальной угрозой жизни команды. Здесь нельзя казаться - надо быть. Быть профессионалом, отвечать за каждый свой поступок. Не знаешь - узнай, не умеешь - научись, страшно или больно - умей преодолеть себя, хочешь командовать - научись подчиняться. Только так. Вся жизнь набело.

В детстве тысячи мальчишек на вопрос, кем ты хочешь быть, когда вырастешь, с серьёзным видом отвечали: «Космонавтом». Но только единицам удаётся воплотить мечту в реальность и на самом деле стать покорителями космоса. Прежде чем ступить на борт космического корабля, претендентам приходится пройти долгий и непростой путь. Постоянные психологические и физические нагрузки под силу перенести не каждому. Однако взамен космонавт получает восхищение и уважение всех жителей Земли и чувство причастности к чему-то большому и важному.

Именно этот человек впервые отправился в космос 12 апреля 1961 года. Юрия Гагарина знают все!

Ни для кого не секрет, что в космонавты берут только самых умных и физически выносливых. Если есть мечта бороздить космическое пространство, то уже с раннего детства нужно позаботиться о своей физической форме и хорошей учёбе. В космос возьмут только с идеальным здоровьем. Также при отборе учитывается психологическое состояние и характер человека. Если вы не умеете уживаться с людьми, вас могут счесть непригодным к полётам. Стоит также научиться хорошо плавать, так как тренируют будущих космонавтов преимущественно под водой. Ещё одно требование — владение английским и русским языком. Именно на них ведётся обучение и работа.

Документальный фильм о жизни астронавтов на МКС

На борту космического корабля есть разные специалисты: космонавт-испытатель, космонавт-инженер и космонавт-исследователь. Испытатель — это пилот. Он управляет кораблём, разбирается в навигации и координирует работу членов экипажа. Пилотов обычно выбирают из числа военных лётчиков. Чтобы попасть на борт корабля, нужно иметь соответствующее образование (в Беларуси его можно получить в ), немалый опыт полётов и обладать лидерскими качествами.


Более 500 человек было отправлено в космос, из них трое — белорусы: Пётр Климук (справа), Владимир Коваленок (слева) и Олег Новицкий

Инженер на борту летательного аппарата отвечает за обслуживание технических систем корабля, разрабатывает и испытывает их новые версии, а также ремонтирует корабль во время полёта. Чтобы инженеру попасть на борт космолёта, необходимо иметь хорошее техническое образование ( , ). Обращают внимание космические агентства на людей, которые преуспели в науке: защитили работу, имеют патенты на изобретения.

Исследователи в космосе занимаются изучением поведения живых организмов в состоянии невесомости, проводят эксперименты, а также отвечают за состояние здоровья членов экипажа. Этому специалисту обязательно нужно обладать глубокими знаниями медицины, биологии и химии ( , ).

В космос летают не только мужчины. Серова Елена Олеговна — космонавт на МКС

Все, кто побывал в космосе, скажут, что эта работа не только увлекательная, но и весьма опасная. Поэтому очень важно быть готовым рисковать своей жизнью, принимать сложные решения и всегда оставаться начеку.


Новицкий Олег Викторович (по центру) стал третьим белорусом, кому удалось посмотреть на родную планету действительно с другой стороны. Он был командиром корабля «Союз ТМА-06М», который стартовал 23 октября 2012 года

Стоит отметить, что в Беларуси нет своего космического агентства, но достойных кандидатов всегда с удовольствием принимает

Галина Фролова
Конспект НОД «Профессия - космонавт»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по теме «Профессия космонавт »

для детей 5-6 лет.

Составила : воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области

Задачи :

1. Образовательная.

Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта , о полете в космос .

Активизировать словарь следующими существительными : «космос » , «космический корабль » , «скафандр» , «орбитальная станция» , «невесомость» .

Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного , здорового, выносливого, умного.

Вызвать интерес к опытнической деятельности.

2. Развивающая.

Развивать любознательность, воображение, мышление.

3. Воспитательная.

Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» .

Материалы и оборудование : магнитофон, телевизор, запись «космической » музыки; шарики по количеству детей; 2 обруча; микрофон.

Дети заходят в группу под «космическую » музыку и садятся на стульчики полукругом перед телевизором.

Воспитатель :

Дети, назовите мне профессии , которые вы знаете (ответы детей) .

А есть еще одна профессия - это профессия «космонавт » .

Воспитатель :

С давних пор мечтали люди :

В космос полететь ,

Обогнуть планету,

На Луну взлететь.

Взгляды к звездам устремляли

И в тиши ночей

Смельчаки изобретали

Путь к мечте своей

Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы

подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо? (Ответы детей) . Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный) . Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И человек «конструктор » изобрел мощную, сильную космическую ракету .

Воспитатель :

Мчится в небе голубом

Вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет

совершает самолет,

А еще быстрей - вот эта

Межпланетная ракета!

Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета .

Экспериментальная деятельность.

Каждый ребенок берет себе по одному воздушному шарику. Все дети становятся в круг. Надувают шарик, а потом разжимают пальцы.

Воспитатель :

Что произошло с нашими шариками? (Они резко взлетели вверх) .

Вам понравилось, как полетели наши шарики?

Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета .

(дети собирают шарики и садятся на стульчики)

Воспитатель :

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски - астронавт,

А по-русски- космонавт .

Первым космонавтом , который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич Гагарин.

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Первой в мире женщиной космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6» ,который длился трое суток.

Воспитатель :

- Космический корабль везет космонавта в космос .

А как вы думаете, где живет космонавт в космосе ? (Ответы детей)

У космонавта в космосе есть космический дом , который называется орбитальная станция. Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию , а сама улетает и сгорает в космосе .

В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов .

Воспитатель :

А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции? (Ответы детей) .

Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и т. д.

Воспитатель :

В орбитальной станции - невесомость. Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.

В космосе веса ничто не имеет .

Все невесомым становится там.

Гиря летать, как пушинка, умеет.

Легкий, как бабочка, гиппопотам.

А хотите представить, как двигается человек в невесомости?

Становитесь в круг, и двигайтесь, как я. Звучит медленная «космическая » музыка и дети выполняя плавные движения, медленно передвигаются по группе, потом садятся на свои места.

Воспитатель :

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости , если все летает : тарелки, кружки, ложки, вилки? (Ответы детей) .

- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль . Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты , когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот. Давайте с вами пофантазируем и скажем, какие блюда могут быть в этих тюбиках. (Ответы детей) .

Воспитатель :

Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос . В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха и очень жарко. Поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр.

А вот космический турист –

Скафандр, как звезды, серебрист.

А как вы думаете, как общаются космонавты в открытом космосе с орбитальной станцией и с Землей

Воспитатель :

Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.

Сколько, я вам рассказала о космонавтах .

Хотите отправиться в космическое путешествие ?

Я вас сейчас превращу в космонавтов . Раз, два, повернись, в космонавтов превратись !

П/ игра «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам …» .

(«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам,на какую захотим, на такую полетим. Нов игре один секрет, опоздавшим места нет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,поехали! (дети занимают места в обруче по 4 человека»)

Кончился путь, приземлилась ракета!

Перед нами леса и поля!

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель :

На Земле космонавтов встречают врачи , они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Вы тоже, только что прилетели из космоса . Вы здоровы?

К интервью готовы?

Рефлексия.

Воспитатель берет у детей интервью, задавая следующие вопросы (ответы индивидуальные) :

Как называется ваша профессия ?

Кто был первым космонавтом мужчиной ?

А как зовут первого космонавта женщину ?

Как называлась первая ракета?

Как называется ваш космический дом ?

Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?

Зачем вы летаете в космос ? Что вы там делаете?

В чем вы выходите с открытый космос ?

А может слабый и больной человек полететь в космос ? Почему?

Вы любите свою профессию ?

Воспитатель :

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавт . Поднимите руку, кто хочет, когда вырастет, стать космонавтом ?

Чтобы космонавтом стать ,

Надо потрудиться.

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов .