Что же такое творчество. Понятие творчества Условия развития творческих способностей в школе

    Слайд 1

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА» Институт экономики и управления Кафедра социального управления ЭССЕ по учебной дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ» на тему: Творчество в жизни человека Выполнила: студентка 1 курса очного отделения Садым Дарья Денисовна, обучающаяся по профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров «Государственное и муниципальное управление» Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент кафедры социального Управления, пофессор Малявин Сергей Николаевич Санкт-Петербург 2014 1

    Слайд 2

    2 Тема исследования: Творчество в жизни человека Цель: Исследовать отношение людей к творчеству Предмет: Отношение людей к творчеству Задачи: Подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы Гипотезы: Большинство людей с детства занимаются каким-либо видом творческой деятельности Самые популярные виды – музыка, изобразительное искусство Женщины более расположены к творчеству нежели мужчины Метод: Метод опроса Выборка: Студенты, подростки

    Слайд 3

    3 3.Какие виды творчества вас интересуют?

    Слайд 4

    4 7.Возраст: Всем участникам было 18 лет

    Слайд 5

    Выводы

    1.Большая часть опрошенных не занималась в детстве в творческой студии 2.Самый популярный вид творческой деятельности – музыка 3.Большинство людей, увлечённых творчеством- мужчины 5

    Слайд 6

    Анкета

    1.Ваш пол: Женский Мужской 2. Как вы относитесь к творчеству? Положительно Отрицательно Затрудняюсь ответить 3.Какие виды творчества вас интересуют? Кулинария Танцевальное искусство Музыка Фото Поэзия Художественное творчество Свой вариант 4.Посещали ли вы школы искусств, музыкальную школу, танцевальные студии и т.д.? Да Нет 5.Считаете ли вы важным творческое развитие детей? Да Нет Затрудняюсь ответить 6.Есть ли среди ваших друзей творческие люди? Нет 1-3 человека 3-6 человек Почти все Затрудняюсь ответить 7.Ваш возраст: … 6

Творческие способности в учебном процессе


Способности:

- индивидуально-психологические особенности , отличающие одного человека от другого

- не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей

Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека


  • Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, ранее никогда не бывшее.

(Энциклопедический словарь)

  • Творчество - … процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

(Философский словарь)


От способностей к творчеству

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки , с которыми ребенок появляется на свет.

При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах.

Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений.

С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам.

И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он всё это смог усвоить максимально.



Признаки, характеризующие творчество как целостный процесс

  • Непрерывность мыслительного процесса
  • Цельность восприятия
  • Наличие духовных ценностей
  • Наличие знаний и умений

задание : определить признаки, характеризующ и е творчество как целостный процесс, т.е признаки, без которых творческий процесс не состоится


Результат выполнения задания №1

  • Новизна и оригинальность результата
  • Наличие условий для творчества
  • Наличие творческих способностей и предпосылок
  • Наличие положительной мотивации
  • Наличие знаний и умений

Условия развития творческих способностей в школе

интеграции содержания и подходов

Использова-ние новых технологий развивающего обучения

специальная подготовка учителей в теоретичес-ком и практическом направлении

создание постоянных проблемных творческих групп

реализация индивидуаль-ного и дифференциального подхода в обучении и воспитании


Творческие способности в учебной деятельности

  • Творческие способности, проявляющееся в учебной деятельности, связывают с самостоятельным открытием новых знаний и новых способов деятель- ности

Условия, создающие предпосылки «самостоятельного открытия»

  • Наличие у субъекта необходимого количества знаний (период интеллектуальной готовности )
  • сдвиг от внешней мотивации к внутренней (не отметка, а усмотрение проблемы )
  • Развитость мышления (ассоциативное логическое и др .)
  • обучение эвристике открытия




Методы работы для развития творческих способностей учащихся

Формы работы для развития творческих способностей учащихся

  • классно-урочная
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный;
  • эвристический.

(работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания);

  • консультирование по возникшей проблеме;
  • научные кружки, общества;
  • дискуссия;
  • научно-практические конференции;
  • проведение предметных олимпиад и предметных недель
  • интеллектуальный бомонд
  • выставки детского творчества
  • игры.

Критерии творческой активности учащихся

Психологичес-кие задатки

Здоровье

Способность к концентрации внимания

Цели и ценности ребёнка

Интеллект,

Устремлён-ность

память, воображение

Мотивация достижений

Притязания и привычки

Личностный статус

Талант или одаренность


Афоризмы про творчество

Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.

Оноре де Бальзак

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как возник, если оставить его без пищи.

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.

Константин Георгиевич Паустовский

Б ез творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Менделеев Д. И

Ян де Брай. Старшины гильдии художников Харлема. 1675 год.

Слайд 2: Оста́де (Ostade) - нидерландские живописцы, братья

Адриан ван Остаде (1610, Харлем - 1685, там же) - живописец и офортист, мастер крестьянского жанра, автор грубовато-гротескных сцен пирушек и драк, полных мягкого юмора изображений музыкантов. Адриан ван Остаде. Торговка рыбой. 1660-1670 годы.

Слайд 3: До́у (Dou) Герард (1613-1675), нидерландский живописец, принадлежит к «малым голландцам»

Мать Рембрандта. 1631 год. Жил и работал в Лейдене, в 1628-31 учился у молодого Рембрандта. Мастер бытового жанра, портретист. Его картины всегда тщательно выписаны, детализированы до почти невидимых глазу штрихов. В мастерской Доу обучался Метсю

Слайд 4: Го́йен Ян (Ян ван Гойен, Goyen) нидерландский художник, живописец, рисовальщик, офортист

Ян ван Гойен. Речной вид. 1655 год Ян ван Гойен изображал природу в тихие пасмурные дни, использовал коричнево-серые и зеленовато-серые тона, низкий горизонт, передающий равнинный характер местности

Слайд 5: Рейсдал Якоб ван (1628 или 1629-82), нидерландский живописец, офортист

Якоб ван Рейсдал. «Горный поток» В его творчестве национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Поэтически раскрывал величие природы, создавая полные драматизма и эпической широты пейзажи

Последний слайд презентации: Творчество «малых голландцев»: Клас (Claesz) Питер (1597 или 1598-1661), нидерландский живописец

Питер Клас. Натюрморт из серии Vanitas (Бренность). 1630 год Писал «завтраки» - группу скромно подобранных предметов, помещенных в тонко разработанную световоздушную среду и объединенных общим тоном, хранят следы присутствия человека.

Биография Сергея Есенина Пустовалова Людмила Родионовна учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 3 г. Краснокамска

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё

Слайд 3

Родители Сергея Есенина: отец Александр Никитич Есенин (1873 - 1931), мать - Татьяна Фёдоровна Есенина, в девичестве Титова (1875 - 1955). На коленях - дочь Александра

Слайд 4

В 1904 году Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет.В 1909 году Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, в 30 км от Константинова. В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив СпасКлепиковскую учительскую школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию И.Сытина в качестве

Слайд 5

Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Александрой (Шурой). 1912 год Есенина Екатерина Александровна (1905 1977) Есенина Ольга Александровна - рано скончалась. Есенина Александра Александровна (1911 - 1 июня 1981),

Слайд 6

Осенью 1913 Сергей Есенин (18 лет) вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий (Георгий). Далее события сложились так,что они расстались печально и нежно, без ссор и скандалов. В период жития с Анной Романовной было написано Есениным около 70 известных стихотворений, ставших русской классикой. В течение своей жизни Есенин помогал Изрядновой материально,навещал сына. Анна Романовна Изряднова (1891 Приходил и перед самой своей 1946). гибелью. Фото - 1910-e годы.

Слайд 7

Есенин Юрий (Георгий) Сергеевич (21 декабря 1914 - 13 августа 1937). Юрий Есенин родился в Москве. Он походил внешне на своего отца, добрый и светлый мальчик,романтическая душа, от матери унаследовал - мягкость характера. Юрий мечтал о полетах. Закончил Московский авиатехникум. 4 апреля 1937 года Юрий Есенин был арестован на Дальнем Востоке, (где проходил воинскую службу), как "активный участник контрреволюционной фашистско террористической группы", по приказу зам. наркома внутренних дел Я. Агранова. Арестован по ложному доносу. Затем Юрия Есенина 18 мая доставили в Москву на Лубянку. Юрий Сергеевич Есенин - сын Там он подвергся массированной, Сергея Есенина и Анны Романовны жестокой психологической

Слайд 8

В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в Московском детском журнале “Мирок”. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 9

В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне СанктПетербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие. Поэты - Сергей Есенин (слева) и Николай Клюев Фото - 1916 год.

Слайд 10

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской

Слайд 11

30 июля 1917 года Есенин (21 год) обвенчался актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна, которую Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Далее Сергей Есенин помогал Зинаиде материально, навещал Жена Есенина, актриса Зинаида Николаевна Райх (1894 -детей. В 1922 году Зинаида Райх 1939) вышла замуж

Слайд 12

Дети Сергея Есенина и Зинаиды Райх: Константин Сергеевич Есенин (03.02.1920, Москва - 26.04.1986, Москва), похоронен на Ваганьковском кладбище. Был известным футбольным статистиком. Дочь Марина. Татьяна Сергеевна Есенина(1918 - 1992).Член Союза

Слайд 13

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были Сергей Есенин у березы. Фото - написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1918 год.

Слайд 14

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р.Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" Сергей Есенин (слева) и Анатолий "собратьев"-имажинистов. Борисович Мариенгоф (1897 - 1962). Постепенно из его лирики уходят

Слайд 15

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Cлайд 1

Cлайд 2

Творческий процесс По мнению американского ученого П. Хилла, творчество- « это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Cлайд 3

Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественное новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца- субъекта творческой деятельности.

Cлайд 4

Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса: Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения. Инкубация(вызревание)- отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознание, в то время как человек может заниматься другими делами. Озарение- возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком. Проверка правильности решения: испытание и реализация идеи.

Cлайд 5

Техническое творчество- это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Оно включает процедуры проектирования и конструирования.

Cлайд 6

Проектирование- разработка и обоснование проекта какого-либо объекта, отвлеченного от вещественной формы. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта, первоначально представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей и т. д.