Авианосец великобритании королева елизавета. Авианосец Queen Elisabeth: королева глобальной политики

Британия давно не правит морями, роль глобальной морской державы десятилетия назад перешла к ее ближайшему союзнику — США. Америка располагает уникальным по своей мощи авианосным флотом, однако… летом прошлого года в присутствии королевы была разбита бутылка виски о борт самого большого в британской истории боевого корабля. В 2020 году авианосец Queen Elisabeth станет флагманом флота Ее Величества.

На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые – все это будут обслуживать 67 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

Олег Макаров

В декабре 2013 года военно-морское издание Navy News написало о еще строящемся авианосце: «Точно так же накануне Олимпиады (летних игр 2012 года в Лондоне), когда балом правили любители мрачных прогнозов, внимание прессы было направлено на проблемы, срывы сроков, огромные затраты. И что мы теперь знаем? Игры прошли весьма неплохо… Вот и сейчас один лишь вид корабля заставит любого — даже закоренелого антишовиниста — гордиться мощью Британии!»


На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые — все это будут обслуживать 67 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

Авианосцы? То что надо!

Что и говорить, корабль производит впечатление. Такие махины не спускают на воду со стапелей. 14 июля 2014 года сухой док неподалеку от города Розит (Шотландия) был наполнен водой, а затем аккуратно, с помощью нескольких буксиров 280-метровый авианосец вытолкали в море. До конца нынешнего года продлится дооснащение корабля. В 2016-м на борт поднимется экипаж и начнутся ходовые испытания. В 2017—2018 годах пройдут тесты палубной авиатехники — вертолетов и истребителей. Проект новейшего британского боевого корабля, а точнее говоря, класса кораблей — уже почти наполовину завершено строительство систершипа Prince of Wales («Принц Уэльский») — ведет свое начало с 1997 года. Тогда лейбористское правительство Тони Блэра подготовило Доклад по стратегической обороне, где была отмечена необходимость авианосного флота для страны. Авианосцы, по мнению руководства Соединенного Королевства, должны обеспечить ведение наступательных действий с воздуха в районах, где нет британских баз ВВС, или там, где они есть, но на начальной стадии конфликта еще не развернуты до полной функциональности. Также они способны выполнять задачи принуждения и сдерживания в горячих точках. Вместе с тем, в момент обнародования доклада британский авианосный флот представлял собой не очень впечатляющее зрелище. Доживали свой век легкие авианосцы класса Invincible, которые могли взять на борт всего 22 летательных аппарата (вертолеты и истребители вертикального взлета) и по водоизмещению в разы уступали не только американским гигантам класса Nimitz, но и французскому атомному флагману Charles de Gaulle. В рамках доклада, таким образом, было намечено строительство двух авианосцев водоизмещением до 40 000 т, способных нести на борту 50 летательных аппаратов.


Снимок, сделанный с высоты, помогает понять, насколько в действительности огромен новый авианосец. На его палубе смогли бы разместиться четыре лайнера Boeing 747, поставленные в ряд. Высота корабля от киля до вершины мачты — 56 м. Это выше Ниагарского водопада.

25 января 1999 года объявили тендер на проработку оценочной фазы проекта, контракт на строительство был подписан в 2007 году, а резка металла под QE началась в 2009-м. Корабль строил консорциум, в который входит британский военно-промышленный концерн BAE Systems, британская компания Babcock Marine, а также французский Thales. В общем, эпопея длилась довольно долго, и не только потому, что спроектировать и построить такого гиганта — дело небыстрое, но из-за бурных политико-экономических дебатов вокруг изначально дорогого и постоянно дорожавшего проекта.


Авианосцы класса Queen Elisabeth практически в три раза превосходят по водоизмещению прежнее поколение британских авианосцев класса Invincible, однако в полтора раза уступают американским атомным гигантам класса Nimitz и Gerald R. Ford. Также QE со своими 64 000 т водоизмещения превосходит атомный авианосец Charles de Gaulle (Франция, 42 000 т).

Клубок сомнений

Одной из важнейших проблем, в которой соединились военно-технические и экономические аспекты, стал выбор палубного истребителя. На авианосцах класса Invincible Британия использовала Harrier — самолет с вертикальным взлетом собственного производства, но он, увы, безнадежно устарел. Когда в Британии начали делать первые шаги к реализации нового авианосного проекта, за океаном была близка к завершению программа создания многофункционального истребителя 5-го поколения Joint Strike Fighter, в рамках которой конкурировали конструкции X-32 от Boeing и X-35 от Lockheed Martin. В 2001 году Великобритания стала партнером программы и также получила право голоса в вопросе окончательного выбора конструкции. Как известно, победу одержал проект Lockheed Martin, который отныне стал называться F35 Lightning II. В 2002 году английское военное ведомство объявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбран F35 в модификации «B».


Традиционный способ строительства корабля — от килевой балки до верхней палубы — сейчас при создании больших кораблей заменен на модульную сборку. Именно так, из больших модулей, сваривают теперь авианосцы, контейнеровозы и супертанкеры.

На практике это означало, что англичане остановились на схеме STOVL: базирующиеся на авианосцах самолеты будут взлетать с укороченным разбегом и садиться вертикально (как раз для такого режима эксплуатации построен F35B). Для взлета после укороченного пробега в конструкции QE предусмотрен трамплин, который типичен для авианесущих кораблей советского производства, но совершенно нетипичен для авианосцев США. Впрочем, хоть «британец» и короче «Нимицев» (280 м против 333), конструкция палубы QE позволяет оборудовать ее под взлет и посадку обычных палубных истребителей. В 2009 году в британском руководстве обсуждался вариант оснащения обоих авианосцев (или одного из них) катапультой (возможно, новейшей электромагнитной, которую американцы поставили на авианосец Gerald R. Ford) и аэрофинишером. Это позволило бы заменить истребители F35B на F35С — более дешевые и при этом имеющие больший радиус действия и большую полезную нагрузку. Однако, посчитав, во сколько обойдутся катапульта и аэрофинишер и как это скажется на и без того растянутых сроках, военные все же вернулись к первоначальному варианту. Впрочем, срок службы авианосца оценивается в 50 лет, и дооснащение его оборудованием для взлетов и посадок обычных палубных самолетов вроде того же F35C в будущем не исключается.


До последнего времени была неясна судьба систершипа «Королевы Елизаветы» — авианосца Prince of Wales. В 2010 году вышел новый правительственный доклад, посвященный вопросам обороны и безопасности, где говорилось о том, что наверняка на вооружение поступит лишь один из двух кораблей. Строительство второго может быть заморожено, с тем чтобы при необходимости быстро его достроить. Рассматривался также вариант продажи «Принца Уэльского» одному из союзников по НАТО. Однако покупателя, похоже, не нашлось, а отмена контракта могла обойтись британскому налогоплательщику еще дороже, чем достройка корабля, — по причине неустоек. Точку (на сегодняшний день) поставил британский премьер Дэвид Кэмерон, объявив в минувшем году, что «Принцу Уэльскому» во флоте ее величества быть.

Как уже говорилось, никогда прежде Британия не строила такого крупного военного корабля. В соответствии с современными тенденциями в кораблестроении сначала собирали крупные модули, а затем их сваривали в единую конструкцию. Для строительства модулей пришлось задействовать семь верфей четырех компаний в разных городах, и лишь одной из этих верфей — в Розите — досталась финальная сборка.


Поскольку отдельные модули для QE строились на разных верфях в разных городах Великобритании, доставлять их в шотландский Розит приходилось по воде. Главной технической сложностью стало точное позиционирование гигантских модулей при сварке.

Корабль-стадион

Разумеется, в этом корабле XXI века воплотилось множество самых современных технологий. Например, повышена его живучесть за счет распределенной системы генерации энергии. В качестве силовых установок, вращающих два 30-тонных винта, выступают четыре 20-мегаваттных электродвигателя Converteam. А вот электричество на борту вырабатывают сразу шесть машин: два газотурбинных двигателя Rolls Royce Marine Trent MT30 и четыре дизель-генератора Wartsila — все это общей установленной мощностью 109 МВт. Несмотря на большие размеры корабля, от атомной энергетической установки решили отказаться (в основном по экономическим причинам). При этом запас топлива обеспечивает кораблю запас хода 19 000 км.


Благодаря высокому уровню автоматизации кораблем управляет сравнительно небольшой экипаж — 679 человек. Правда, когда на корабле будет размещена авиационная составляющая, эта цифра вырастет до 1600.

У QE есть одна конструктивная особенность, которая бросается в глаза даже при беглом взгляде на корабль: здесь не один, а два «острова». В одном из них размещен капитанский мостик и центры управления авианосцем, другой выполняет функцию диспетчерской башни — оттуда будут руководить полетами. На летной палубе шириной 70 м можно поставить 24 F-35B, а если ее заставить людьми, то можно уместить 96 000 человек, как на гигантском футбольном стадионе. Предполагается, что всего летательных аппаратов — истребителей и вертолетов — на борту будет 40 с возможностью добавления еще одного десятка. Из сорока 24 единицы приходятся на F35B — остальные на ударные и разведывательные вертолеты, например типа AW101 Merlin и AW159 Wildcat. В стандартной ситуации на палубе постоянно будут находиться 12 истребителей. При необходимости увеличить их количество дополнительные машины можно будет поднять с ангарной палубы — для этого существует два лифта. Скорость подъема — один самолет в минуту. Под верхней палубой находится еще девять. Водоизмещение QE составляет 64 000 т, что более чем на 20 000 т превышает первоначально запланированные показатели.


Авианосец насчитывает около 3000 помещений, и внутренние площади его огромны. Когда все работы будут закончены, краской будет покрыто 1 500 000 квадратных метров поверхностей. На борту корабля будет работать опреснительная установка, выдающая 500 т пресной воды в день.

Поскольку авианосец передвигается под защитой ударной группы, его собственное вооружение можно назвать почти символическим. QE будет оснащен как минимум тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из двух РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям — самолетам, БПЛА, дозвуковым крылатым ракетам. Для отражения атак с моря на корабле установят 30-мм автоматические пушки DS30M, а также шестиствольные «миниганы» под патрон 7,62 мм, построенные, как и зенитная пушка, по схеме Гатлинга. Сообщают, что авианосец оборудуют «дальнобойным» 3D-радаром, который сможет держать под наблюдением одновременно до 1000 целей и отслеживать полет объекта размером с теннисный мяч, мчащегося со скоростью до 3000 км/ч.


Весомый довод

Для непосвященных любой большой корабль — настоящий Кносский дворец, в котором легко заблудиться. На QE около 3000 помещений на десятке палуб — как в них ориентироваться посетителю или члену экипажа из новичков? Понятно, что никакая спутниковая навигация в трюме авианосца работать не будет. Но выход нашли: была создана система Platform Navigation, которая может быть установлена, например, на смартфон. При этом по всему кораблю размещено 3600 QR-кодов. Достаточно навести камеру смартфона на ближайший из них, ввести в окно поиска нужное место на корабле, и программа услужливо прочертит самый короткий или самый удобный путь. Вот такие новейшие технологии.

Но все же зачем Британия потратила и еще потратит огромные деньги (общая стоимость двух кораблей £6,2 млрд) на эти орудия «проекции силы»? Только ли ради гордости всех, включая антишовинистов? Вот как отвечает на этот вопрос старший морской офицер авианосца Queen Elisabeth Саймон Петитт: «Те, кто сомневаются в нужности авианосца, не понимают, что значит быть глобальным игроком во время войны, в мирное время или в период гуманитарных операций. В конце концов, как страна может доказать серьезность своих планов и амбиций? Это главный вопрос, связанный с авианосцами. Ведь авианосец способен подкрепить слова лидеров государства своим присутствием и, если надо, подтвердить их делом».

Низкий старт

За последнее время к истребителю укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B приковано особое внимание. Напомним, он нанес первые в своей авиаудары в реальной боевой обстановке. Самолет атаковал в Афганистане цели группировки «Талибан». Этот знаменательный дебют омрачило весьма неприятное происшествие: еще один F-35B разбился в округе Бофорт в штате Южная Каролина. Пилот успел катапультироваться. Стоит сказать, что потери F-35 происходили и раньше, только они были следствием менее серьезных инцидентов. В частности, один из них произошел 27 октября 2016 года в районе авиабазы Бофорт в Северной Каролине, когда имело место возгорание машины во время тренировочного полета. Летчик смог вернуть самолет домой, но потом поврежденную машину решили не восстанавливать.


Другим важным недавним событием (как программы F-35, так и британского флота) стали первые посадки и взлеты самолетов F-35B на британском авианосце Queen Elizabeth. 25 сентября 2018 года на новый авианосец, который находился близ американского побережья, впервые сели два истребителя пятого поколения. В перспективе они станут основой авиагруппы кораблей этого типа и, по сути, основой всего тактического ударного потенциала Royal Navy. Причем на долгие десятилетия и без каких-либо реальных альтернатив.

После посадки эти машины выполнили трамплинный старт с палубы. Оба самолета, кстати, принадлежат американским морпехам, но пилотировали их британские летчики. Первые посадки выполнили коммандер Королевского флота Натан Грэй и сквадрон-лидер Королевских ВВС Энди Эдгелл. Они символизируют два вида британских вооруженных сил, которые будут совместно эксплуатировать новый Lightning: флот и ВВС. Согласно планам, испытательные полеты F-35B с палубы Queen Elizabeth продлятся одиннадцать недель: за это время пилоты должны будут выполнить больше пяти сотен посадок на палубу. Выходящий под эгидой Центра анализа стратегий и технологий блог bmpd, кстати, обратил внимание на то, что британские СМИ сильно политизировали данное событие, указав на связь между испытаниями и сложными британо-российскими отношениями. Впрочем, сейчас не об этом.

Что есть «Королева Елизавета»

Британия, конечно, уже не претендует на роль «Владычицы морей». Тем не менее, авианосцы типа «Куин Элизабет» должны были показать: «мы первые после американцев». Эти корабли стали крупнейшими из всех, когда-либо построенных для Королевского флота. Полное водоизмещение авианосца превышает 70 тысяч тонн. Экипаж корабля составляет 600 человек, еще 900 человек - персонал авиагруппы. В ее состав входит до полсотни летательных аппаратов. Примечательно, что ряд очень популярных источников, включая русскоязычную «Википедию», до сих пор указывает на F-35C, хотя наличие трамплина на палубе «Королевы Елизаветы», а также отсутствие катапульты непрозрачно намекают, что британцы уже давно остановили свой выбор на F-35B. Всего Великобритания хочет получить два корабля этого типа. Последний - HMS Prince of Wales - пока что строится. Его испытания хотят начать в 2019 году.

Капля в море

Разумеется, нет смысла проводить аналогию между британским Queen Elizabeth и, например, американским «Джеральд Р. Форд». Формально оба корабля относятся к классу авианосцев. Однако на практике «Королева Елизавета» ближе по возможностям к тяжелым авианесущим крейсерам, а вернее - к их гипотетическим более удачным вариантам. Правда, без ударного вооружения наподобие ракет «Гранит». В теории авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» могут нести до 90 летательных аппаратов, включая истребители пятого поколения F-35C, что, конечно, несравнимо больше авиагруппы «Королевы Елизаветы». Но вопрос лежит не только в количестве.

Не секрет, что ранее использовавшиеся в качестве палубных истребителей британского флота «Харриеры» себя не полностью оправдали. Поэтому еще в 2002 году английское военное ведомство заявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбрали F-35 в модификации «B». В 2009 году британцы обсуждали версию оснащения новых авианосцев катапультой, причем, возможно, электромагнитной, как у «Джеральд Р. Форд». Однако впоследствии желание сэкономить побудили отказаться от катапульты и аэрофинишера, ну а в качестве основы авиагруппы был окончательно избран F-35B. Впрочем, к любым авианосцам слово «экономия» можно применить лишь очень условно. Так, ориентировочная стоимость программы строительства двух британских кораблей составляет 6,2 миллиардов фунтов стерлингов. Астрономическая сумма, даже для далеко не бедной Великобритании.

Дальнейшее обсуждение программы, в общем-то, находится в свете возможностей «Лайтнингов». И тут для британцев хороших новостей откровенно мало. Даже если предположить, что F-35B действительно имеет выдающиеся показатели малозаметности (его ЭПР, как известно, засекречена), это вовсе не делает из данной машины «вундерваффе». Есть масса других важных показателей, а конкретно для палубных самолетов особое значение всегда имел боевой радиус. Именно эта характеристика в свое время сделала японский «Zero» по-настоящему серьезной машиной, которая могла изменить ход Второй мировой войны.

Что же мы имеем в случае с новыми «Лайтнингами»? На официальном сайте производителя, компании Lockheed Martin, указан боевой радиус для F-35A в 1093 километров. Для F-35C данный показатель составляет 1100 километров, а для выбранного британцами F-35B - 833 километра. Насколько можно судить, речь во всех случаях идет об исключительно внутреннем запасе топлива, что вполне логично, поскольку любые подвесные топливные баки резко повышают радиолокационную заметность истребителя пятого поколения, сводя все труды их разработчиков на «нет».

Недавно, кстати, самую «дальнобойную» версию истребителя - F-35C - раскритиковали за недостаточный боевой радиус. Причем не The National Interest или еще какое-нибудь западное СМИ, а комитет Палаты представителей США по вооруженным силам. По мнению специалистов, проблема состоит в том, что авианосцам, на которых будут базироваться F-35C, придется держаться от врага на большом расстоянии, чтобы не стать жертвой ракетной атаки. Как известно, дальность поражения цели российской аэробаллистической ракеты «Кинжал» оценивают в 1500 километров. Примерно такую же дальность имеет весьма оригинальная китайская баллистическая противокорабельная ракета DF-21D. Специалисты отмечают, что если флот будет вынужден держать авианосцы на безопасном расстоянии в 1800 километров от цели, то F-35C понадобятся хорошо заметные на радарах самолеты-заправщики, чтобы выполнить свои задачи. Однако заправщики раскроют местоположение истребителей, поставив их под удар.

Что ж до F-35B, то его скромного боевого радиуса в 800 километров может не хватить почти ни на что: проблемой в теории может стать даже относительно слабый противник типа Аргентины. Имеющая хорошую дальность (до 1000 километров) крылатая ракета JASSM-ER слишком велика для внутренних отсеков F-35B, так что носить ее он сможет только на внешних держателях, что нивелирует малозаметность. Малогабаритная крылатая ракета SPEAR не может похвастаться очень большой дальностью вовсе, а более дальнобойная норвежская Joint Strike Missile (JSM) оптимизирована под применение из внутренних отсеков F-35A и F-35C. В целом, технические ограничения не позволяют сделать отсеки F-35B такими же вместительными, как у других версий. Это серьезный минус, который непременно скажется на боеспособности кораблей типа Queen Elizabeth. Какой-нибудь небольшой боеприпас типа GBU-39 можно сделать еще меньше, точней или малозаметней. Но вот повысить дальность действия до уровня полноценной крылатой ракеты никак не получится.

Стоит ли это озвученных шести миллиардов фунтов стерлингов? Вопрос, как минимум, сложный. Собственно, сам F-35B нельзя назвать плохой машиной. Он создавался для американских универсальных десантных кораблей с их малым пространством на палубе, где альтернативы для версии «B» действительно нет. Поэтому, как уже справедливо ранее отмечали некоторые эксперты, F-35B стоит каждого цента, потраченного на него, даже если самолет сможет применяться только как штурмовик с ограниченными возможностями самообороны.

Однако размеры Queen Elizabeth могли подойти для «катапультных» истребителей, в частности, уже упомянутых F-35C. Пожалуй, самое удивительное в этой истории заключается в том, что далеко не новый французский авианосец, имеющий несравнимо меньшие, чем у «Королевы Елизаветы», габариты, имеет две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. А палубный истребитель Dassault Rafale может похвастаться боевым радиусом 1400 километров, пусть даже и с применением ПТБ.

Стоит добавить и другую особенность британского корабля - весьма символическое оборонительное вооружение. Согласно ранее представленным данным, Queen Elizabeth оснастили тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям. Для отражения атак с моря корабль оборудовали четырьмя 30-мм автоматическими пушками DS30M, а также разными пулеметами. В этом смысле по сравнению с «Королевой Елизаветой» даже «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» выглядит невероятно защищенным кораблем. Вызывают вопросы применение двух надстроек на палубе: такое решение, как минимум, повышает шанс аварий при взлетах, посадках, а также маневрированиях на палубе, а кроме того, данная схема явно не делает корабль дешевле (впрочем, как уже говорили, это вообще не тот случай, где нужно экономить). Но эти трудности меркнут на фоне ограниченных возможностей авиагруппы Queen Elizabeth. С их учетом новые британские авианосцы выглядят так, словно у них протез вместо пресловутой «длинной руки». И рассчитывать на его замену не приходится.

Вооружение

Однотипные корабли

Авианосец HMS Queen Elizabeth(R08) является самым большим военным надводным кораблём,который был построен для Королевского флота Великобритании .Этот авианосец может быть использован в различных операциях,он значительно увеличивает возможности Королевского флота .

Авианосец назван в честь головного корабля типа дредноутов HMS Queen Elizabeth(1913) .Новый авианосец HMS Queen Elizabeth получил тот же девиз и герб,украшенный тюдорской розой.

Класс (англ. Class ) авианосцев, головным из которых является HMS Queen Elizabeth,это универсальные корабли,их можно будет использовать как в боевых действиях,так и при оказании гуманитарной помощи и помощи при бедствиях

Общие сведения

История создания

Королевский ВМФ Великобритании в 60-х годах двадцатого века по прежнему оставался одним из лидеров по количеству авианосцев в своём составе и уступал только ВМФ США.Но эти авианосцы были разработаны до Второй мировой войны или во время войны.В послевоенное время на авианосцах начали вводить в эксплуатацию более большие и более тяжёлые реактивные истребители,для которых взлётные палубы авианосцев ранних построек не были предназначены.При этом физическая эксплуатация самих авианосцев подходила к концу и их надо было менять.Поэтому в середине 1960-х годов английское Адмиралтейство начало разрабатывать проект двух новых больших авианосцев CVA-01,класса(англ. class ) Queen Elizabeth.
Но в 1966 году этот проект отменили.Отменили также проект эсминцев типа 82, которые хотели строить для сопровождения авианосцев CVA-01.Причинами отмены были очень большая стоимость постройки таких авианосцев и другие проблемы,которые бы появились при постройке,эксплуатации и техническом обслуживании.Но основная причина отмены заключалась скорее в том,что министерство обороны считало,что прикрытие к востоку от Суэцкого канала может быть лучше обеспечено ударными самолётами ВВС,расположенными на базе в Австралии и на островах Индийского океана,чем немногими боеспособными авианосцами,которые в то время оставались у Великобритании. Королевский флот,однако,не полностью отказался от возможностей авианосца,и было построено три лёгких авианосца водоизмещением 20.000 тон,class Invicible (Непобедимый),которые предполагалось использовать в северной Атлантике,чтобы противостоять советскому северному флоту.Эти корабли служили Королевскому флоту с начала 1980 годов двадцатого века до второго десятилетия двадцать первого века.Они использовались в Южной Атлантике во время Фолклендской войны ,на Адриатическом море во время боснийской войны,и на ближнем Востоке в 2003 году во время вторжения в Ирак.Когда срок использования у них закончился, они были выведены из эксплуатации,последним в 2014 году был снят со службы HMS_Illustrious .
К этому времени был уже в разработке проект на создание двух новых авианосцев класса Queen Elizabeth.В стратегическом военном обзоре министерства обороны Великобритании на 1998 год говорилось,что нужны авианосцы,которые могут нести наступательную авиацию за границей,если будет отказано в иностранном базировании,у которых будет необходимая площадь и инфраструктура,так как там,где есть базы за границей,они не всегда бывают доступны,а инфраструктура может вообще отсутствовать,в случае конфликта в проблемном месте они будут оказывать сдерживающий эффект.Так же в докладе было сказано,что в настоящее время делается акцент на наступательные мощные действия авиации и максимальную дальность полёта в максимально многоцелевом использовании.И что,"когда нынешние действующие авианосцы достигнут запланированного срока службу,мы планируем их заменить на два более крупных корабля."
25 июля 2007 года министр обороны Дес Браун объявил о строительстве двух новых авианосцев класса(англ. class ) Queen Elizabeth .Заказ составлял 4,085 млрд.фунтов стерлингов.В декабре 2008 года.был финансовый кризис,это задержало строительство авианосца Queen Elizabeth и добавило к стоимости строительства ещё 1,560 млрд.фунтов стерлингов.В ноябре 2013 года.контракт был пересмотрен,и составил 6,200 млрд.фунтов стерлингов.

Факты

Факты

Строительство

авианосец на верфи в Rosyth

Компания Fluid Transfer International занималась установкой оборудования для авиационных топливных систем.Было установлено оборудование для обратного осмоса,которое обеспечивает 500 тонн пресной воды ежедневно на борту корабля
Два нижних блока основания корабля были соединены 20 июня 2011 года
Третий блок был доставлен в Росайт из Гована 20 августа 2011 года
Участок авианосца весом в 11.000 тонн прибыл 21 ноября
Блок LB02 был отправлен из Портсмута в мае 2012 года в Роcайт.
В июне 2012 года на носовой блок был установлен bulbous bow
28 мая 2012 года секции CB02,из которых состоит полётная палуба, были отправлены из Cammell Laird в Роcайт.Их транспортировали вокруг всего северного побережья Шотландии и доставили в Ферт оф Форт.
Блок LB04 был отправлен в ноябре 2012 года из Гована в Роcайт,из за плохой погоды маршрут его транспортировки проходил на юг вокруг побережья Англии, в декабре он прибыл на верфь для сборки.
В сентябре 2013 года был установлен радар дальнего действия. В ноябре этого же года был поставлен трамплин .
К началу 2014 года было завершено практически 80% работ, в сентябре 2015 года был установлен 3D Artisan радар

Факты

Факты

Церемония присвоения имени

4 июля 2014 года прошла церемония присвоения наименования авианосца,имя ему дала королева Великобритании Елизавета Вторая.Вместо традиционной бутылки шампанского,которую разбивают о корпус,она использовала бутылку шотландского виски.В церемонии приняли участие принц Филипп(герцог Эдинбургский,лорд- адмирал Королевского ВМФ),Джордж Замбеллас,который в то время был Первым морским лордом,высокопоставленные морские офицеры из США и Франции и некоторые политики.

церемония наименования

Противокорабельное вооружение

Имеется 4 мелкокалиберных автоматических орудия 30 мм DS30M Mark2 . Система орудия состоит из пушки Mark 44 Bushmaster на автоматическом креплении.Она была спроектирована для защиты фрегатов Королевского флота от быстроходных кораблей,вооружённых ракетами малой дальности,гранатомётами,пулемётами,взрывчаткой.Эти орудия установлены на фрегатах типа 23 и на других кораблях малого тоннажа Королевского флота.Имеются также FN-MAK- бельгийские пулемёты калибра 7,62 и различные варианты M134 Minigun - шестиствольный пулемёт с барабанным заряжением и высокой скоростью стрельбы от 2000 до 6000 выстрелов в минуту.

Авиация

Отделение авиационной команды на взлётной палубе

Для HMS Queen Elizabeth выделено 14 вертолётов Merlin HM2- вариант среднего по грузоподъёмности вертолёта Agusta Westland AW101 для Королевского ВМФ .Девять в противолодочной конфигурации и пять с системой для обнаружения в воздухе.Merlin HM2 в противолодочном снаряжении имеет 4 торпеды Sting Ray -это британские лёгкие самонаводящиеся торпеды. Разведовательный Merlin HM2 оснащён модулем раннего оповещения Crowsnest AEW,в русскоязычной литературе - ДРЛО,система дальнего радиолокационного обнаружения,которая устанавливается на летательных средствах и предназначена для дальнего обнаружения противника воздухе.
По необходимости может быть использована группа из различных вертолётов,таких как
Merlin HC4- модернизированный Merlin HC3(тип имеет увеличенные топливные баки и может быть дозаправка воздух-воздух),который более приспособлен для использования в ВМФ;
Wildcat AH1- заказанный для Королевского флота вариант Agusta Westland AW159 Wildcat - улучшенная версия Westland Lynks ,которая имеет существенные различия в конструкции,вертолёт прошёл большую модернизация и стал более функциональным;
RAF Chinook-тяжёлый военно транспортный вертолёт продольной схемы,вариант американского Boeing CH-47 Chinook и
Apache AH MK1-лицензионная версия американского ударного вертолёта Boenig AH-46 Apache .
На палубе запланировано 6 посадочных мест для вертолётов,но можно увеличить до 10 мест для средних вертолётов,что позволит поднять в воздух роту из 250 морских десантников.В ангарах можно разместить вертолёты CH-47 Chinook без складывания лопастей и американский конвертоплан V-22 Osprey .
Предполагается,что авианосец будет иметь на борту 42 самолёта Lockheed Martin F-35B Lightning II .В обычное время эскадрилья состоит из 12 самолётов,но при боевом развёртывании это будет 24 самолёта плюс несколько вертолётов.Оставшиеся 18 самолётов будут или на тех.осмотре,или в резерве для прикрытия авианосца.
F-35B Lightning II - это многоцелевой одномоторный реактивный истребитель по технологии стеллс с коротким взлётом и вертикальной посадкой STOVL пятого поколения.При малой боевой нагрузке и неполных топливных баках самолёт может вертикально взлетать и садится.При большей нагрузке взлёт осуществляется с небольшим пробегом.
Королевский ВМФ разрабатывает технику корабельной катящейся вертикальной посадки SRVL,которая позволяет вертикально приземлятся на палубу авианосца с более тяжёлыми грузами,то есть лётчикам не придётся выбрасывать в воду лишнее топливо и боеприпасы перед посадкой.Так же это может увеличить грузоподъёмность самолёта,которая ограничена из за вертикальной посадки.Это может снизить уровень износа двигателей и продлить срок их службы,и уменьшить износ палубы.
При вертикальной посадке самолёт медленно достигает позиции зависания,затем перемещается вбок над палубой и медленно опускается.Эта техника предъявляет жёсткие требования к весу из за тяги,которая необходима для удержания самолёта в воздухе,пока он опускается.При технике катания (SRVL) самолёт может вернуться на корабль с большим запасом груза:комбинация от тяги сопла,вентилятора и подъёмной силы,создаваемой крылом в результате медленного движения вперёд,может спасти до 7000 футов лишнего веса.Без техники SRVL самолёт был бы вынужден сбросить то,что у него осталось нужное,в море.Есть сведения,что такую технику впервые применили российские лётчики на самолёте ЯК-38
Класс (англ. class ) Queen Elizabeth знаменует переход от числа самолётов,которые находятся на авианосце к количеству вылетов,которые могут быть произведены с палубы.Два лифта поднимают два самолёта на палубу за 60 сек.Самолёты проходят послеполётное обслуживание на палубе.Количество вылетов в день может быть 72. На истребителе F-35B_Lightning_II во внешнем отсеке установлена пушка 25 мм GAU 22 /A- четырехствольной версией 25-мм пушки Equalizer GAU-12.Это орудие разрабатывается для F-35 Lightning II .
При варианте F-35A Lightning II орудие будет внутри самолёта,варианте F-35B Lightning II -во внешнем оружейном отсеке.В отличии от пятиствольной Equalizer GAU-12,пушка варианта 25 мм GAU 22 /A имеет четыре ствола,она легче,но имеет уменьшенную скорострельность 3300 выстрелов в минуту,но при этом улучшенную точность 1,4 миллирадиан.Производится General Dynamics Corporation(GD)
Самолёт Lockheed Martin F-35 Lightning II имеет внешние жесткие крепления, чтобы нести ракеты, бомбы и дополнительные топливные баки
Ракетами могут быть:

  • AGM 158 JASSM -воздушная крылатая ракета воздух-земля дальнего действия,

разработанная в США,производитель Lockheed Martin Corporationc с бронебойной боеголовкой весом 454 кг.

  • AIM-120 AMRAAM - американская всепогодная управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности. Ракеты данного класса предназначены для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости цели.
  • AIM-132 ASRAAM - британская управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности, оснащённая инфракрасной головкой самонаведения на основе ПЗС-матрицы, формирующей инфракрасное изображение цели. Пришла на замену AIM-9 Sidewinder в Королевских ВВС Великобритании и Австралии.

Внешние AIM-132 ASRAAM планируется перевозить на "скрытых" пилонах; ракета позволяет атаковать чуть дальше видимого диапазона без применения радара.

  • AIM9X Sidewinder ракета малой дальности класса воздух-воздух.Вариант AIM-9X Sidewinder был разработан компанией Raytheon .Имеет визуализацию инфракрасного фокальной плоскости массива (FPA),совместимость с нашлемными дисплеями,новую трехмерную систему управления вектором тяги (TVC).Используя JHMCS, пилот может направить искателя ракеты AIM-9X и «зафиксировать», просто взглянув на цель.Имеет тот же ракетный двигатель,взрыватель и боеголовку,как и у первичного варианта,но более низкое сопротивление воздуха дало возможность увеличить дальность и скорость полёта.Также имеет внутреннюю систему охлаждения.Также AIM9X имеет возможностьблокировки после запуска(LOAL) Это позволило устанавливать ракеты и внутри самолёта F-35 Lightning II .

На истребителе [ Lockheed Martin F-35 Lightning II]имеется также два внутренних оружейных отсека с четырьмя оружейными станциями. Два из них могут нести ракеты или бомбы класса "воздух-земля" весом до 9000 кг каждая в моделях "A" и"C", или ракеты или бомбы класса "воздух-земля" весом до 450 кг каждая в модели "В".Две другие станции предназначены для более мелкого оружия, такого как ракеты класса "воздух-воздух".
Ракетами могут быть:
а/устанавливаемые так же на внешних креплениях

б/только для внутреннего оружейного отсека

  • Противотанковые ракеты Brimstone - высокотехнологичная самонаводящаяся ракета класса «воздух-земля». Разработана международным консорциумом MDBA для британских ВВС (RAF). Снабжена активной радиолокационной головкой самонаведения позволяющей с большой точностью поражать движущиеся цели. Кроме того, имеется возможность лазерного наведения.
  • SPEAR3 ракеты "воздух земля" и,возможно,ПКР(противокорабельные).Контракт на производство получила MBDA.Предполагается, что дальность действия составляет не менее 100 км, хотя текущие цифры для SPEAR указывают дальность более 130 км.Ракета будет во многом использовать технологии точной ударной ракеты Brimstone . Она имеет длину 2 м (6,6 фута)и будет летать на высокой дозвуковой скорости с использованием турбореактивного двигателя и комплекта крыла и будет иметь многомодовый искатель с INS / GPS-наведением и каналом передачи данных.Эти ракеты Мин.обороны Великобритании планирует разместить во внутренних отсеках истребителя F-35B Lightning_II по 4 ракеты на отсек

Истребитель F35B-посадка по технике SRVL

Факты

Факты

  • Радиолокатор дальнего действия над передней надстройкой может отслеживать до 1000 контактов в воздухе или на море в радиусе 250 миль;
  • Радиолокатор Artisan 3D над кормовой частью надстройки может отслеживать теннисный мяч, движущийся со скоростью, в три раза превышающей скорость звука.;
  • Класс(англ. Class ) Queen Elizabeth будет управлять ударным истребителем F35B Lightning II , а также вертолетом любого типа, используемым вооруженными силами Великобритании.;
  • Lockheed_Martin_F-35_Lightning II может летать со скоростью,равной числу 1,6 Маха;
  • Class Queen Elizabeth даёт возможность совершать 72 фиксированных авиавылета в день, которые могут увеличиваться в течение ограниченного периода времени.;
  • Новая методика, названная «Вертикальная катящаяся посадка»»для посадки на авианосец класса Queen El}