Игровая мотивация в самостоятельной деятельности дошкольников. Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей

Мотивационная сфера в дошкольном возрасте представляет определённый интерес для родителей и педагогов. Поведение детей в период формирования личности характеризуется определённой наивностью и простотой. Однако все совершаемые ими действия имеют скрытый и осознанный смысл, который обусловлен полученным воспитанием.

В связи с тем, что детсадовский период является подготовительным этапом к дальнейшему образованию, формированию познавательной мотивации необходимо уделять особое внимание. Модель поведения, выстраиваемая в раннем возрасте, будет в дальнейшем обуславливать не только успешное обучение, но и социальные взаимоотношения в обществе.

Типы дошкольной мотивации

Развитие внутренних движущих сил у ребёнка требует особого изучения и внимания. Ведь наличие сильной познавательной мотивации у дошкольников станет залогом успешного освоения тех или иных жизненных сфер.

В раннем возрасте поведение ребёнка является отражением определённых эмоциональных переживаний. Однако, совершая те или иные действия, дошкольник не всегда отдаёт отчёт о том, что именно побудило его на такое поведение. Побуждение, которое стимулируется внутренними движущими силами, всегда имеет определённую направленность и ориентированно на достижение цели. Для того чтобы обеспечить возникновение нужной мотивации, в педагогике принято выделять четыре типа:

  • Игровая мотивация;
  • Помощь взрослому;
  • Тяга к образованию;
  • Создание предметов своими руками.

Мотивационная сфера ребёнка довольно разнообразна. Интерес к миру взрослых стимулирует детей копировать поведение родителей и близких. Такая особенность нередко используется воспитателями в работе с детьми. Наиболее значимым детским мотивом считается их интерес ко всему новому, в частности к игре. Именно такой процесс побуждения внутренних движущих сил способствует установлению правильного взаимоотношения со взрослыми.

Стремление к получению положительной оценки совершаемых действий делает детей чувствительными к мнению взрослого. Мотивированный ребёнок с удовольствием выполняет различные поручения и соблюдает установленные правила. Для малыша в возрасте 3-5 лет большое значение играет среда, в которой он находится большую часть своего времени. Эмоциональный микроклимат детского сада определяет нормы поведения взрослеющего ребёнка на всю оставшуюся жизнь.

Как зарождается желание к образованию

Ведущую роль в формировании познавательной мотивации играет семья, так как именно в раннем возрасте происходит закладка социальных и бытовых потребностей человека. В условиях семейного воспитания у дошкольника появляется интерес ко всему новому. Ребёнок учится получать информацию из книг и других источников, осознаёт необходимость образования. Со временем малыш начинает заменять своё «хочу» на более серьёзное понятие «надо». Творческие занятия помогают привить ребёнку понятие того, что всё нужно доводить до логического конца.

Родители, которые серьёзно занимаются воспитанием своих детей, обязательно научат малыша признавать свои ошибки и адекватно оценивать результат выполненной работы. Стремление к определённому успеху в раннем возрасте является надёжной основой образовательной мотивации.

В стремлении к определённому результату дошкольники более старшего возраста довольно часто выполняют различные бытовые задания в обмен на то, чтобы им разрешили, например, посмотреть телевизор или погулять. Такая мотивация дошкольников свидетельствует о том, что ребёнок ставит понятие «надо» выше собственного «хочу». Усилить инициативу ребёнка можно поощрением или похвалой. В то же время наказание оказывает противоположный эффект.

В связи с неустойчивостью мотивационной установки обещание ребёнка считается слабым стимулом. В связи с этим требовать от малыша обязательного выполнения того или иного условия практически бесполезно. Кроме того, невыполненные по различным причинам обещания формируют у дошкольника негативные личностные качества в виде необязательности и беспечности.

Стимуляция к действию

Многим детям среднего дошкольного возраста требуется внешнее педагогическое воздействие на мотивационную сферу. Для того чтобы процесс побуждения к действию был целенаправленным, с ребёнком необходимо проводить определённые тренировки:

  • Процесс обучения должен проходить в тесном сотрудничестве с воспитателем. Педагоги или родители должны верить в возможности малыша и тем самым стимулировать его к действию. При работе с дошкольником не стоит форсировать события и торопиться с выводами. Каждый малыш индивидуален и по-своему уникален.
  • Очень важно вызвать у взрослеющей личности интерес к любой деятельности. Для этого можно использовать любознательность малыша. В процессе работы с дошкольником необходимо создавать такие ситуации, которые потребуют решения новых задач.
  • Ребёнку нужно подробно разъяснять причину его неудачи или успеха. Оценка его деятельности педагогом является сильной мотивацией. Сравнивать результаты малыша нужно не с другими детьми, а с его ранними показателями.

Становлению познавательной активности способствует общение со взрослыми в игровой форме. В процессе такого взаимодействия родители и воспитатели стимулируют не только желание к образованию, но и передают своё отношение к этой деятельности. Взрослый наделяет смыслом познавательную деятельность малыша и помогает направить детскую мотивацию к определённой цели.

Мотивация развития двигательных навыков

Различная двигательная активность формируется у человека в течение всей жизни. Получение навыков у дошкольника обусловлено рядом различных факторов и условий. Степень освоенности того или иного умения оценивается способностью человека управлять своим сознанием.

Освоение новых двигательных навыков происходит по следующим предпосылкам:

  • Ребёнок должен обладать минимумом знаний о технике действия;
  • У него должен быть двигательный опыт и определённая физическая подготовка.

Двигательный навык требует постоянного совершенствования и осмысленного подхода. Поэтому при освоении определённого действия большое значение имеет возраст дошкольника. Длительность перехода от навыка к умению и эффективность обучения может зависеть от следующих факторов:

  • одарённости ребёнка к освоению той или иной дисциплины;
  • сложности поставленной задачи;
  • возраста;
  • профессиональности педагога;
  • уровня образовательной мотивации.

Таким образом, совершенствованию двигательного умения маленького ребёнка способствует не механическое повторение определённых действий, а готовность сознания к самостоятельному освоению навыка.

Психология освоения игровой мотивации

Особенности мотивации дошкольников в игровой форме заключаются в том, что в процессе обучения преподаватель должен переключить сознание маленького ребёнка с неосознанного выполнения действий на сознательное. Также педагог должен активно развивать творческое воображение детей.

Пробуждение мотивации с помощью игровых действий должно проходить по определённой программе и с соблюдением строгих правил:

  • Выполняемые задания должны иметь определённый уровень сложности;
  • Занятия должны быть интересными и разнообразными;
  • В процессе игровой мотивации ребёнок должен самостоятельно заниматься поиском необходимого решения;
  • Форма занятий должна постоянно меняться, для того чтобы исключить создание напряжённой рабочей атмосферы;
  • Новый материал должен быть интересен ребёнку и максимально связан с его жизненным опытом.

Преподаватели обязаны эмоционально стимулировать интерес дошкольника к выполнению задания. Поддержание правильной доброжелательной атмосферы на протяжении всего цикла обучения является залогом успешного решения поставленной задачи.

Интерес маленького ребёнка можно пробудить при помощи сказочных героев. Знакомые персонажи всегда вызывают чувство доверия. Малыш с удовольствием отправляется с ними в импровизированную сказку, для того чтобы стать непосредственным участником различных событий. Эффективность игровой мотивации повышается за счёт положительных эмоций и усердного старания дошкольника.

Особую роль в развитии побуждения к действиям играет заместительный метод, основанный на сопоставлении определённых знаков, символов, понятий со знакомыми ему образами. Такая тактика помогает максимально раскрепостить малыша и заставить его проявить воображение.

При проведении игрового обучения очень важно наличие коммуникации между преподавателем и учеником. Например, многие дети испытывают трудности, связанные с пересказом определённого текста. При длительном составлении рассказа малыши быстро теряют интерес к такому занятию. Чтобы этого не произошло, воспитатель может обыграть ситуацию в виде игры с предметными картинками. Детям будет намного интереснее извлекать по очереди красочную картинку и рассказывать, что на ней изображено.

В развитии у дошкольника навыков рисования также можно использовать игровой метод, ведь чем меньше малыш, тем больше он должен играть. Привлечь внимание младшего дошкольника к изобразительному искусству можно с помощью следующих упражнений. Воспитатель сначала в воздухе или пальцем на бумаге рисует определённый предмет и при этом сопровождает свои действия словесным описанием. Затем дети повторяют движение преподавателя и тем самым пробуждают в себе мотивацию к подражанию. С детьми более старшего дошкольного возраста такую игру следует проводить на прогулке. Рассматривать окружающие объекты и природу они могут через видоискатель воображаемого фотоаппарата. Такие занятия хорошо развивают память, мышление и творческие способности.

Тема «Транспорт». Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе

Ход деятельности . На столе у воспитателя стоят игрушки: поезд, самолёт, кораблик (лодочка, машина. Воспитатель спрашивает:

Ребята, что стоит на моём столе?

Ответы детей.

Правильно. Это транспорт. А для чего нужен транспорт?

Ответы детей (ездить, летать, плавать, путешествовать) .

И снова верно. Транспорт помогает людям передвигаться и путешествовать. Вы любите путешествовать?

Ответы детей (да) .

Сегодня мы попробуем путешествовать на всех этих видах транспорта. А путешествовать лучше с друзьями, весело. Вы помните "Песенку друзей"?

Ответы детей.

Чтобы напомнить, воспитатель напевает начало:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Давайте сядем в поезд и поедем, а по пути будем петь эту весёлую песенку.

Организуется подвижная игра "Поезд".

Воспитатель говорит : "Вы будете вагончиками, а я - паровозом! " Дети встают друг за другом. Паровоз даёт гудок. Поезд начинает двигаться. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики не отставали. Во время движения дети поют.

Внезапно воспитатель останавливается:

Ответы детей (бензин, паровоз, колёса, рельсы) .

Правильно! Но железная дорога закончилась, рельсов больше нет, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на чем-то другом. Но на чём? Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?. (самолёт)

Правильно! Но чтобы такой большой железной "птице" летать, нужен волшебный мотор.

Упражнение на тренировку носового дыхания, смыкания губ "Моторчик".

Воспитатель показывает детям: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) "ммм", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук "ммм" надо направлять в нос, он должен быть звучным.



Дети повторят. Воспитатель следит за правильным выполнением упражнения.

Проводится подвижная игры "Самолёты ". Дети становятся с одной стороны комнаты. Воспитатель говорит: "К полёту приготовиться! Завести моторы! " После сигнала воспитателя "Полетели! " разводят руки в стороны (как крылья самолёта) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку! " они направляются на свои места. Игра повторяется 3-4 раза. Каждый раз "моторы" заводятся со сменой закрытой ноздри.

Воспитатель:

Ну вот и полетали. Понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, наше путешествие заканчивается, нам пора в детский сад! Отгадайте загадку (В Степанов) :

Пьёт бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком конечно с ней.

Ответы детей (машина) .

Правильно! Скажите, если машина возит грузы, это -. (грузовая). А если машина возит людей?



Ответы детей (легковая, такси) .

Подвижная игра "Такси". Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м, держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребёнок - водитель такси, второй - пассажир. Дети передвигаются по комнате. Воспитатель следит, чтобы они не сталкивались. Через некоторое время меняются ролями.

Воспитатель:

Ну вот наше путешествие подошло к концу. Что, ребята, нам помогало путешествовать?

Ответы детей (самолёт, машина, кораблик, поезд) .

А как одним словом можно назвать это?

Конспект занятия по лепке

Тема: «Лепка автомобиля»

Материал: соленое тесто, мягкая игрушка кот Мурзик, салфетки, салфетки для лепки.

Ход занятия

Организационный момент.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Ребята к нам в гости кто-то пришел, пойду посмотрю. Заходит кот Мурзик.

Здоровается с ребятами! Какой красивый котик, пушистый, мягкий.

Мурзик ты такой напуганный, кто тебя так напугал? Ребята, когда я к вам шел, на улице видел что-то такое, они гудят, ездят быстро, быстро, бибикают (сигналят), я так испугался, что это было?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что так напугало так нашего котика?

Дети: машины

Мурзик, ты посиди и послушай, дети тебе расскажут все, что знают про машины.

На столе стоят игрушки машины.

Воспитатель: Дети, что вы видите на столе? Это машины, сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Это легковой автомобиль, вот у него колеса, окна, руль.

А это какая машина?

Дети: Большая.

Воспитатель: А вы не знаете как это машина называется?

Это машина грузовая, у нее есть кузов, окна, руль. Грузовая машина может перевозить,

разные грузы в своем кузове. Попросить кого-нибудь из детей, отвезти кубики и выгрузить.

А на маленькой машине мы сможем перевезти кубики?

(Ответы детей)

Мурзик ты теперь, знаешь, что такое машины, какие машины бывают.

Ребята, а когда Мурзик пойдет домой, как ему перейти дорогу? Там ведь машины ездят?

(ответы детей)

Физкультурная минутка

Пока играет музыка, вы ездите как машины, только музыка перестала играть вы останавливаетесь.

Мурзик, а сейчас ребята, тебе покажут, как ты дома сможешь слепить маленькие машины из соленого теста.

II. Основная часть.

Знакомство с изображаемым предметом. Показ машинки.

Показ последовательности действий и приемы лепки.

Чтобы слепить легковую машину, сначала нужно скатать один большой шар, раскатать его между ладоней в овальную форму. Из теста черного цвета скатать четыре маленьких шарика- это будут колеса и прикрепить снизу. Затем можно прикрепить фары, из горошка и окна.

III. Итог занятий.

Рассматривание готовых работ. Кот Мурзик, хвалит детей за выполненные машины.

Ознакомление с окружающим миром «Транспорт»

Ход НОД:

1. Подвижная игра “Самолёты”.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели,

На поляну тихо сели

Да и снова полетели.

Дети “подлетают” к изображению самолёта.

Мотивация самостоятельной деятельности детей.

Посмотрите, кто к нам в гости прилетел. (Самолёт.)

Где летает самолёт? (Высоко, в небе.).

Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игра - Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

Начало Образовательной деятельности . Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игра - Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст .

В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течение 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей , при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Партнерская форма непосредственно образовательной деятельности требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого – за письменным столом, как на школьном уроке.

Непосредственно образовательная деятельность в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.

Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложению взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.

Переход к такой форме непосредственно образовательной деятельности часто бывает осложнен тревожность воспитателя по поводу добровольного (без дисциплинарных) участия детей: «А вдруг они не захотят заниматься?»

В группе из 20 – 24 человек всегда найдутся 2-3 дошкольника, крайне редко принимающих участие в непосредственно образовательной деятельности. Это гиперактивные дети, которые с трудом концентрируются на любой деятельности. Предпочитая свободную двигательную активность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; те и другие требуют кропотливой индивидуальной работы с ними.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединиться к нему детей просто не возникает.

В заключении сформулируем существенные характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).

3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.

4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые полагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное овладение знаковыми формами мышления и такими их средствами, как чтение, арифметический счет, для детей седьмого года жизни возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Такой социальный заказ вынуждает включить в образовательный процесс еще одну составляющую – специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя – регламентатора содержания и формы детской активности.

Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и ребенком и может вводится лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к проявлению инициативы в разных сферах деятельности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников).


Папина дочка

К щетине прильнула нежная щечка,
А в маленьких ручках - сердце большое.
Не просто малышка - папина дочка,
Друг другу все скажут без слов эти двое.

Любовь безусловная - счастье земное,
Она славный скульптор, ваяет так тонко.
Все черточки лучшие в крохе раскроет.
Волшебник отец? Просто верит в ребенка!

Дуэт их звучит то тихонько, то громко,
И так же восторгом глазенки сияют.
Вот разве не счастье - отец и девчонка?
Папули поддержат, они точно знают.

Приятно прогнать арифметику вон:
Один плюс один... Нет, не два - миллион!

С сайта:

Почему снежок идет?

Почему на речке лед?

Это к нам зима пришла -

Много снега намела.

Почему у нас в гостях

Елка в ярких огоньках?

Потому что к нам идет

Зимний праздник - Новый год!

Вот зима пришла

серебристая,

Белым снегом замела

поле чистое.

Днем с детьми на коньках

все катается,

Ночью в снежных огоньках

рассыпается...

В окнах пишет узор

льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

со свежей елочкой.

Елка

Блестят на елке бусы,

Хлопушки и звезда.

Мы любим нашу елку -

Да, да, да!

Снегурочка в белой шубке

Приходит к нам всегда.

Мы с ней поем и пляшем -

Да, да, да!

И Дед Мороз веселый,

Седая борода,

Приносит нам подарки -

Да, да, да!

Наша елка

Наша елка велика,

Наша елка высока.

Выше папы, выше мамы –

Достает до потолка.

Как блестит ее наряд,

Как фонарики горят,

Наша елка с Новым годом

Поздравляет всех ребят.

Будем весело плясать,

Будем песни распевать,

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

Звонким смехом, доброй сказкой
Начался сегодня день –
Все надели дружно маски,
Танцевать и петь – не лень! Этот праздник – самый яркий!
Он бывает лишь зимой.
Дед Мороз несёт подарки,
С Новым годом, садик мой!

Красивые снежинки

Красивые снежинки
Спускаются с небес.
И лес, как на картинке,
Исполненный чудес.
По лесу новогоднему,
За ворот пряча нос,
Везет подарки сладкие
Мне Дедушка Мороз!

Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки для веселья и игры.
Огоньки засветим ярко.
Скоро Дед Мороз придёт,
Принесёт мешок подарков,
и наступит Новый Год!

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.

Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.

Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.

В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

Бабушке

Я бабушке сегодня подарю цветы,
Открытку, на которой веселые коты.
И обниму покрепче, и тихо улыбнусь –
Я быть твоим подарком в день праздничный берусь.
Ты лучшая, красивая и очень молодая,
Любимая, хорошая, тебя я обожаю.

Пожелания бабушке

Бабушка любимая,
Самая красивая!
Руки золотые,
Глазки молодые.

Будь всегда счастливой,
Мудрой и красивой.
С праздником, родная!
Снова поздравляю!

Моя мама

Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!

Мамочку поздравим


Я поздравить мамочку
С праздником хочу
Сделаю для мамы
Всё, что захочу
Уберу свой столик,
Вымою игрушки,
Постелю кроватку
Куколке-подружке
Вместе с куклой Ниной
Испечём печенье
Хоть из пластилина,
Но ведь угощенье.
Наш подарок маме
Мы на стол поставим
Вместе с куклой Ниной
Мамочку поздравим.

Cнег весь сошёл,
Запели птицы.
Погода стала веселей.
8-е марта в дверь стучится,
Что с папой делать нам теперь?

Квартиру уберём всю сами,
Украсим мы её цветами
И приготовим праздничный обед.
Мы с тортом чай на стол поставим,
Разбудим маму мы словами
"Тебя на свете лучше нет!"


Игровая мотивация представляет собой особый методический прием, призванный помогать управлять деятельностью людей в игровой форме. Несмотря на то, что в не таком далеком прошлом игровая мотивация использовалась, в основном, при работе с детьми, сегодня данный метод практикуется в большинстве областей человеческой жизнедеятельности, причем применим он к людям самых разных возрастных категорий. И в геймификации игровая мотивация играет одну из наиболее важных ролей, по причине чего и мы и решили посвятить первый урок нашего курса рассмотрению именно этого вопроса.

Как и следует полагать, игровая мотивация самым прямым образом связана с понятием мотивации вообще. С ее подробным описанием и особенностями вы можете познакомиться в одном из уроков (урок « »); здесь же мы лишь вкратце вспомним о том, что вообще такое мотивация, почему ей нужно управлять и в чем преимущества игровой мотивации.

Что такое мотивация

Говоря общедоступным языком, мотивацию можно охарактеризовать как внутренние импульсы человека, которые побуждают его выполнять какие-либо действия; особое внутреннее чувство, заставляющее что-то делать. Причем касаться это может абсолютно всего, начиная от подъема ранним утром и , и заканчивая достижением конкретных целей, жизненных результатов и т.п. Мотивация есть основа любого предпринимаемого человеком действия.

Не будет лишним заметить, что если бы не было мотивации, жизнь вокруг, вероятнее всего, просто остановилась бы, ведь ничто в мире, кроме мотивации, не способно принудить человека к работе по реализации изменений как в окружающем мире, так и внутри его личности. Если же спроецировать это конкретно на персональный уровень, то отсутствие мотивации сводит на «нет» какой бы то ни было прогресс в любой сфере жизни. Межличностное взаимодействие, финансовое благополучие, карьерный рост, состояние здоровья, самореализация - развитие любой из этих составляющих (и многих других) будет стоять на месте, если не будет подкрепляться внутренними стимулами. И как раз здесь уместно упомянуть об управлении мотивацией.

Почему мотивация требует управления

Каждый из нас достигает в определенных сферах жизнедеятельности успехов. Каждый наш день наполнен различными событиями и действиями. Причиной же всему этому служит, как уже стало понятно, не что иное, как мотивация. Однако во всей этой картине есть один важный момент, которому обязательно нужно уделять внимание.

Дело в том, что стимулирование, заставляющее человека совершать действия, в большинстве случаев используется отнюдь не по максимуму, как многие убеждены. Как правило, механизм стимуляции функционирует автоматически, механистично или, если так можно выразиться, на автопилоте, из-за чего и не способен принести все выгоды, преимущества и награды, которые вообще могут .

Но если мы зададимся вопросом управления нашими внутренними состояниями и побуждениями и начнем изучать эту тему, мы будем способны произвести такие изменения в любой сфере своей жизни, которые доселе не могли даже вообразить. Когда человеку точно известно, что следует делать, а чего следует избегать, в его арсенале методов по созданию перемен появляется власть над собой - инструмент, способный заставить его сделать все необходимое, чтобы , о которых он мечтает, и сделать жизнь такой, какая ему нужна.

Поддержание в себе активного состояния, желания действовать, созидать и идти вперед - это и есть управление мотивацией. И в настоящее время психологами и другими специалистами в области изучения личности разработано достаточно много способов управления деятельностью людей. Среди них можно отметить финансовое стимулирование, принуждение, нормативы, признание, удовлетворение потребностей и т.д. Но, к сожалению, не все эти способы воздействуют на человека и его мотивацию одинаково эффективно: если, например, то же признание важно для одного, оно может быть безразлично другому; если посредством принуждения можно заставить работать одну группу людей, с другой она может стать причиной прямо противоположного результата и т.п. Поэтому и выбирать для управления деятельностью рекомендуется более универсальные методы, посредством которых реально воздействовать не только не большинство людей индивидуально, но и массово. Именно к таким и относится игровая мотивация.

Наиболее эффективная форма управления деятельностью

Так в чем же преимущества игровой мотивации? Этот вопрос требует, пусть и небольшого, но отдельного рассмотрения.

Если мы обратимся к истории развития, то сразу сможем понять самую важную функцию игры, которая заключается в спонтанном и наиболее эффективном способе обучения. Когда ребенок играет, он осваивает окружающий его мир. Изначально это мир предметов (ребенок манипулирует кубиками, мячиками, деталями конструктора и т.д.), а затем мир социальный (начинается взаимодействие с другими людьми). Именно игровой способ обучения на многолетней практике доказал свою результативность и простоту применения, ведь использовать его очень легко. Интересно также и то, что дети в большинстве своем очень любят играть, а те навыки, которые они получают, не просто закрепляются, а остаются с ними на всю жизнь.

По мере взросления человека игры начинают покидать его жизнь, и она, пусть не прозвучит высокопарно, становится уже не такой интересной. Однако игру даже во взрослую жизнь можно вернуть всегда. Вспомните хотя бы деловые игры, тренинги, тим-билдинги - даже в жизни «больших и важных дядь и теть» игровой подход к обучению оказывается крайне эффективным, что доказано не только достижениями людей, но и распространенностью игровых методов сегодня.

Что же касается преимуществ игровой мотивации, то их можно выделить несколько. Во-первых, она активизирует эмоции человека, а они, в свою очередь, окрашивают любой, даже самый, казалось бы, скучный и рутинный процесс яркими цветами. Во-вторых, она погружает человека в состояние ребенка (в хорошем и здоровом понимании этого слова): раскрывается творческий потенциал, появляется чувство соперничества, желание победить, нестандартно проявиться, применять оригинальные решения, избегая клише и шаблонов. В-третьих, появляется свобода от стереотипов и . И, наконец, происходит практически 100% вовлеченность в происходящее, когда человек живет в моменте «сейчас», чувствуя его ценность. Игровая мотивация рождает в человеке глубинную потребность в поиске решения проблемы или задачи, причем сопровождается это состояниями легкости и радости от того, что он делает. А еще одним очевидным плюсом игровой мотивации можно назвать то, что она применима к любой сфере жизнедеятельности. Но давайте резюмируем вышесказанное.

Если подвести все, о чем мы сказали, к общему знаменателю, получим следующие преимущества игровой мотивации и деятельности:

  • Согласование целей игры с потребностями вовлеченных в нее людей
  • Отсутствие противоречий между абстрактным характером игры и реальными задачами, требующими решения
  • Возможность соединения широкого спектра проблем с глубиной их осмысления
  • Соответствие игры логике деятельности
  • Наличие социального взаимодействия, способного подготовить к профессиональному общению
  • Высокая степень вовлеченности участников
  • Наличие высокосодержательной обратной связи
  • Возможность проявления личностью максимума своих качеств
  • Активизация рефлексивных процессов, способствующая интерпретации и осмысливанию полученных результатов
  • Формирование способности к преодолению стереотипов
  • Формирование установок профессиональной деятельности
  • Возможность для личности объективно оценить себя и свои возможности и, как следствие,

Применение игровой мотивации позволяет получить такой опыт, который может оказаться намного продуктивнее любого другого, в том числе и полученного и в профессиональной сфере деятельности. Происходит же это благодаря увеличению масштаба охвата действительности, наглядному представлению последствий принятых решений и возможность проверки альтернативных решений. Информация, которой оперирует человек в реальном мире, является неточной и неполной, а в игре он может руководствоваться хоть и неполными, зато точными данными. Это позволяет быть уверенным в полученных результатах и стимулировать процесс принятия ответственности за свои действия. Указанные нами преимущества, собственно, и определяют успешность и эффективность игровой мотивации.

Несмотря на все вышесказанное, для понимания геймификации и ее особенностей, а также тонкостей применения на практике знаний об одной лишь игровой мотивации может быть недостаточно, ведь тема мотивации вообще очень объемна. Исходя из этого, далее мы приведем несколько теорий мотивации и их основные положения - эта информация поможет вам лучше понять, как использовать игровые подходы в неигровых процессах.

Теории мотивации как ключ пониманию и применению игрофикации

  • Мотивация - человек желает произвести действие
  • Способность - человек может без проблем произвести действие
  • Толчок - человек получает сигнал, направляющий его на произведение действия

Наиболее же важным среди этих факторов является именно первый - мотивация, и к нему специалисты, в частности психологи, проявляют максимальный интерес, о чем можно судить по количеству созданных моделей, описывающих то, что мотивирует людей, и почему оно действует именно так.

Естественно, охватить и рассмотреть их все в рамках одного урока просто невозможно, и мы поговорим только о трех теориях мотивации, которые, по нашему мнению, будут в большей степени полезны при изучении игрофикации и для ее настройки и применения.

К ним относятся:

  • «Драйв» Даниэля Пинка
  • Радикальный Берреса Фредерика Скиннера

Подробнее о каждой из теорий.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Теория мотивации, известная в настоящее время как Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, считается не только одной из самых знаменитых, но и н одной из самых ранних в истории психологии - она была разработана в 1943 году. Вполне вероятно, вы с ней уже знакомы, если же нет, то подробно о ней можете почитать .

Согласно Пирамиде Маслоу, существует пять базовых уровней потребностей (от низших к высшим):

  • Физиологические потребности: половое влечение, жажда, голод и т.п.
  • Экзистенциальные потребности: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, постоянство условий жизни и т.п.
  • Социальные потребности: забота о других, внимание к себе, общение, социальные связи и т.п.
  • Престижные потребности: карьерный рост, общественное признание, самоуважение и т.п.
  • Духовные потребности: , самовыражение, самоактуализация и т.п.

Схематически Пирамида изображена на рисунке №1:

Исследователь полагает, что представленные потребности и есть то, что заставляет людей делать то, что они делают. Если копнуть глубже, поведение людей находится под влиянием желания удовлетворения своих физических и психологических потребностей. Первые четыре уровня потребностей понимаются легко - по Маслоу, это потребности дефицита, т.е. потребности в том, чего не хватает. Но пятый уровень вызывает вопросы - как понять потребность в самореализации?

В своих многочисленных трудах Абрахам Маслоу, делая ссылку на этот пятый уровень, трактует его как мета-потребности или потребности бытия. Он представляет собой совокупность множества мотиваторов высшей степени, также называемых мета-мотиваторами - нематериальных благ, к которым стремится человек. Именно мета-мотиваторы играют основную роль в процессе игрофикации.

Одновременно с этим, наряду с классической теорией мотивации Маслоу, можно выделить более современную - так называемый «Драйв» Даниеля Пинка.

«Драйв» Даниэля Пинка

Книга Даниэля Пинка « » была опубликована в 2009 году. Автор, основываясь уже на современном опыте и современных данных, говорит о том, что в обществе сегодняшнего дня, где низкие уровни потребностей Маслоу уже более-менее удовлетворены, основную мотивацию для людей представляют верхние уровни - внутренние мотиваторы. Любопытно, но эти мотиваторы абсолютно идентичны мета-мотиваторам Абрахама Маслоу, расположенным на уровне духовных потребностей его схемы. Пинк же, в свою очередь, и концентрируется исключительно на них.

Так, Даниель Пинк выделяет:

  • Автономию
  • Мастерство
  • Смысл

Тут-то мы и подходим к тому, что большинство мотиваторов, как и потребностей, удивительно схожи с игровыми механиками и динамиками. К примеру, руководство компании «Zynga», понимая, что подавляющее большинство людей обладают игровым типом личности «тусовщик» (типы игроков мы рассмотрим в уроке 4) и нуждаются в удовлетворении потребности в , разработало игру «FarmVille» в соцсети «Facebook». Эта игра - симулятор управления фермой в режиме реального времени и удовлетворяет потребность людей в социальном одобрении и социальной сплоченности.

Наделение людей званиями, статусами, достижениями и т.п. считается одной из самых распространенных игровых механик, однако в реальной жизни все это представляет собой замаскированное удовлетворение потребности в уважении.

Наглядно увидеть параллели между Пирамидой потребностей Маслоу и «Драйвом» Пинка поможет рисунок 2:

Очевидно, что и в «Драйве» Пинка основное значение имеют духовные потребности, такие как самоактуализация, самореализация, смысл жизни и т.п. Но руководствоваться лишь этими данными было бы ошибочно, ведь есть теории, говорящие о противоположных вещах, например, бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера.

Радикальный бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера

Радикальный бихевиоризм Скиннера - совершенно иная психологическая школа. Основная ее посылка заключается в том, что поведение человека - это результат комплексного воздействия на его личность внешних условий посредством подкрепления (воздействия на поведение с помощью стимулов) и обучения. В теории Скиннера игнорируются врожденные потребности, а во внимание берется лишь внешняя среда и подкрепления для формирования человеческого поведения и управления им. По сути, подкрепления, усваиваемые человеком, со временем становятся его мотиваторами. В геймификации подкрепления можно охарактеризовать как баллы (об баллах и очках речь пойдет в уроке 2).

Достаточно много игровых техник было создано с использованием предлагаемых Скиннером принципов, по причине чего их ядром служит балльная система. Но баллы могут становиться наградой лишь в том случае, если применяются правильно, а это уже зависит от графика подкреплений (вознаграждений), т.е. от того, с какой частотой, в каком количестве и когда происходит выдача баллов.

Помимо прочего, Беррес Фредерик Скиннер дал характеристику воздействия различных графиков вознаграждения на степень отклика игроков и представил действия, которые могут быть простимулированы различными графиками. К примеру, график с основой на фиксированные интервалы наград идеален для повышения активности накануне дедлайна (крайнего срока, к которому должна быть завершена работа). А график с фиксированной пропорцией наград, также как и предыдущий график, может быть использован с целью обучения человека новым поведенческим моделям. График с переменным интервалом показал наибольшую эффективность в ситуациях, когда требуется закрепить уже выученное поведение. В свою очередь график с переменной пропорцией следует применять, чтобы сохранить поведение, т.к. во многом он зиждется на игровой зависимости. Последний график указывает на то, насколько важны «сюрпризы» в процессе геймификации. Он кстати, служит основой лотерейной игровой механики и некоторых других мотиваторов, относящихся к категории предварительных.

Подводя итог разговору о мотивации и теориях мотивации в ключе геймификации, будет крайне полезно, если мы коснемся также еще одного понятия, знание о котором поможет приблизиться к пониманию игрофикации вообще. Это понятие «потока», хорошо известное по работам знаменитого американского психолога Михая Чиксентмихайи.

Состояние потока и его суть в игрофикации

Как его охарактеризовал Михай Чикксентмихайи, представляет собой наиболее оптимальное состояние внутренней мотивации, находясь в котором, люди полностью погружаются в то, чем они заняты. Иногда его еще называют состоянием увлечения, испытывая которое человек как бы абстрагируется от физических ощущений и времени, а также на какой-то период лишается своего эго.

Невзирая на то, что поток характеризуется как крайне желательное психическое состояние, достичь его не так уж просто. Отчасти причина состоит в том, что у людей присутствуют внутренние противоречия в том, чего они на самом деле желают. Так, выступая на конференции «2006 TED», посвященной распространению оригинальных и необычных идей на темы искусства, науки, дизайна, культуры, бизнеса, политики и других, известный автор книг по мотивации рассказал о шести эмоциональных потребностях людей. Первая из них касалась именно определенности, а вторая, как бы странно это ни звучало - неопределенности, что совершенно противоречит первой.

Может сложиться впечатление, что люди очень непоследовательны, но в действительности есть очень тонкая граница между определенностью и неопределенностью. Эта граница и есть рассматриваемое нами и представленное Чиксентмихайи состояние потока.

В огромном количестве ситуаций люди предпочитают состояние контроля, дающее им ощущение надежности и безопасности. Но, одновременно с этим, люди хронически «не переваривают» скуку. Однако вместе с приобретением каких-либо навыков на протяжении долгого времени люди погружаются в состояние скуки, если им не дается более сложного задания. И в качестве мотиваторов на большинство людей действуют именно такие вещи как разнообразие, сюрпризы, непредвиденные обстоятельства, испытания и т.п.

В условиях реальной жизни все, что выходит за рамки обыденности, погружает человека в состояние возбуждения, ведь ему практически всегда довольно проблематично отыскать задачи с тем уровнем сложности, который будет максимально соответствовать его навыкам. В итоге задачи оказываются либо слишком простыми, т.е. скучными, либо очень трудными, т.е. расстраивающими. Исходя из этого, весь парадокс мотивации человека в реальности состоит в его стремлении найти эту едва ощутимую границу между состоянием определенности и неопределенности.

На рисунке №3 показана схема Чиксентмихайи, позволяющая лучше понять суть приведенных нами объяснений:

Теперь же мы можем сделать полноценный вывод.

Обращаясь к идеям Абрахама Маслоу (а также и Даниэля Пинка), мы можем понять, чего хотят люди, и эти внутренние потребности являются для них их движущей силой. С другой стороны, Беррес Фредерик Скиннер говорит нам о том, что если взять в работу соответствующие подкрепления (награждения), внутренние потребности людей можно обойти стороной, а вместо их удовлетворения - просто награждать их баллами, вследствие чего они будут учиться и находиться в замотивированном состоянии лишь благодаря накоплению этих самых баллов. Однако в расчете на долгосрочную перспективу «тупо» раздавать баллы крайне неэффективно, т.к. люди быстро начнут «умирать» со скуки. Геймификация, если речь идет об успехе в этом деле, должна быть адаптирована под те навыки, которыми обладают люди. Другими словами, она должна быть такой, чтобы в ней была найдена граница между определенностью и неопределенностью, позволяющая войти в состояние увлечения или потока, о котором говорил Михай Чиксентмихайи - состояние внутренней мотивации.

Конечно же, существует огромное количество и других психологических теорий мотивации, и рассмотренные нами эту тему далеко не исчерпывают. Но мы искренне надеемся на то, что предложенная информация позволит вам приблизиться к пониманию игрофикации как процесса применения игровых методов в совсем не игровой деятельности. В дальнейшем мы рекомендуем вам учитывать полученную информацию и осуществлять построение своей личной геймификации с основой на психологические аспекты мотивации деятельности человека (естественно, вкупе со знаниями, которые вы получите после прохождения всего курса).

В следующем уроке мы поговорим об основных игровых элементах геймификации - баллах, рейтингах и бейджах, а также расскажем о Пирамиде элементов, созданной профессионалами в представленной области - Кевином Вербахом и Дэном Хантером.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ МОТИВИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Лилия Ивановна Резник, зам. заведующей по ВМР,

Татьяна Николаевна Бычкова, заведующая

МДОУ д/с № 000 «Гномик» г. о. Тольятти

Одним из основных условий развития самостоятельной деятельности является наличие у ребёнка мотива, конкретного побуждения заставляющей его познавать, действовать, совершать поступки.

Мотивы – очень сложные образования. Выделяют :

Внутренние мотивы – это потребности, эмоции, интересы.

Внешние мотивы – это цели, т. е. осознаваемые результаты деятельности.

Мотивы, а их много, всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а с несколькими. Классификация мотивов, действующих в системе обучения, различают по различным критериям. Выделим мотивы, которые постепенно развиваются и оказывают влияние на развитие ребёнка в течение дошкольного детства:

· эмоциональные мотивы;

· игровые мотивы;

· познавательные мотивы;

· социальные мотивы;

· волевые мотивы.

Мы уже отмечали, что при организации самостоятельной деятельности, как целенаправленного воспитательно-образовательного процесса, управление мотивами должно происходить совместно с педагогами и их воспитанниками. Анализ литературы показал, что мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, средств, побуждения детей к активной познавательной деятельности . Для этого у воспитателя в арсенале должны быть различные методы и приёмы.


Рассмотрим этот процесс:

1. Эмоциональные мотивы .

В некоторых теоретических источниках существует такое определение: мотивация – это эмоция плюс направленность действия. Вследствие этого мы можем сказать, что деятельность ребёнка в большинстве случаев содержит как эмоциональные, так и мотивационные компоненты, которые на практике нелегко отделить друг от друга.

Известно, что эмоции, их интенсивность и направленность напрямую влияют на любую деятельность, в том числе и на самостоятельную. Поэтому главная задача воспитателя ориентироваться на положительный эмоциональный настрой дошкольника, который будет вызвать и поддержать мотив для организации собственной деятельности. В зависимости от возраста используются методы и приёмы, основанные на возникновении следующих ценностных переживаний:

1. Альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о ком-либо.

2. Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями; чувство симпатии, расположения; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе: стремление завоевать признание.

4. Праксические эмоции, для них характерна увлеченность работой: как процессом, так и результатом; желанием добиться успеха в работе; любование результатами своего труда, его продуктами.

5. Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.

6. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; наслаждение звуками.

7. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию : радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений.

2. Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые , связанные с интересом к самому процессу игры . Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. В. С Мухина отмечает, что, выходя за пределы игровой деятельности, они создают гармоничные условия для развития самостоятельной деятельности. Любое дело ребенок сам может превратить в игру.

отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. По мнению, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.

Поэтому использование педагогами игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении стойкого мотива организации самостоятельной деятельности детей. В зависимости от задач и содержания деятельности в равной степени могут быть использованы различные структурные элементы игры:


· воображаемая ситуация, интересный сюжет,

· ролевые действия, отношения,

· сказочные или литературные персонажи и др.

Своеобразным игровым элементов в обучении являются игровые атрибуты, игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей, поддерживают их интерес и стимулируют развитие внутренней мотивации.

Необходимо отметить, что характер игровых мотивов, используемых педагогом, будет определяться логикой развития самостоятельной деятельности детей и достижением определенной дидактической цели.

Для развития различных неигровых видов деятельности , значение которых возрастает на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Таким образом, мы говорим о познавательных, социальных и волевых мотивах.

3. Познавательные мотивы проявляются как удовлетворение от процесса учения и его результатов , стремление к познанию, ориентация на способы добывания знаний.

Познавательная мотивация с одной стороны побуждается деятельностью и стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении познавательной задачи. С другой стороны, порождает специфические интеллектуальные образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

- Познавательная деятельность дошкольника преимущественно связана с наглядно-действенным и образным способом познания. Каждый из этих способов предполагает соответствующую мотивацию, которая имеет специфическое содержание и выражение:

· В первом случае ПМ проявляется в детском экспериментировании в стремлении к самостоятельному достижению результата (продукта или решения) и выражается в удовольствии от процесса решения новой задачи.

· При образном способе познания соответствующая мотивация проявляется при восприятии информации, установлении простых причинно-следственных связей между событиями и явлениями, в разных видах детской художественной деятельности, и выражается в интересе к новым знаниям (любознательности), в эмоциональной отзывчивости на впечатления, в вопросах, инициативных высказываниях и пр.

Основной задачей педагога является развитие и поддержание познавательного интереса , т. к. он является одним из основных условий развития мотива самостоятельной деятельности ребёнка. Анализ литературы и научно-исследовательских работ позволили выделить следующие условия для формирования познавательного интереса:

Создание условий для развития интереса: в предметной среде, в деятельности;

Опора и имеющийся опыт, знания, умения детей;

Создание свободной, позитивной атмосферы;

Организация систематической поисковой деятельности;

Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали новые возможности для решения задач.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется эмоционально-познавательным отношением к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

Следующая группа -

4. Социальные мотивы – это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием; мотивы достижения успеха, соревнования, сотрудничества; мотивы, связанные с усваивающимися в дошкольном детстве моральными нормами. Среди условий, способствующих становлению социальной мотивации, исследователи называют общение со взрослым и сверстниками.

В дошкольном детстве формируются:

Узкие социальные мотивы (позиционные) – признание окружающих, поощрение, похвала, достойное вознаграждение за свой труд;

Мотивы социального сотрудничества.

При выборе методов и приёмов, формирования социальных мотивов развития самостоятельной деятельности детей, педагог должен учитывать:

Вид деятельности, форму организации деятельности;

Опыт сотрудничества детей; социальные роли в детском коллективе; индивидуальные особенности и навыки деятельности детей.

И последняя группа мотивов -

5. Волевые мотивы - это мотивы, связанные с умением человека самоорганизоваться, сознательно регулировать своё поведение и деятельность, в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Выделим показатели волевой мотивации в дошкольном возрасте:

- целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

Способность к волевому усилию ;

- произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Волевое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельности. Первый этап волевого действия связан с инициативностью , выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил.

Развитие волевых мотивов в самостоятельной деятельности является важным показателем готовности ребёнка к школе и говорит о сформированости его произвольности.

При подборе методов и приёмов стимулирования развития самостоятельной деятельности, педагог должен учитывать, что при выполнении волевых действий ребёнок зависит от речевого планирования и регуляции .

Именно в словесной форме он

– формирует для себя, что он намерен делать,

– обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов,

– напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и

– приказывает себе добиваться достижения цели.

Ребенок применяет к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

Итак, рассмотрев мотивы, которые формируются и существенно изменяются на протяжении дошкольного детства, мы можем сказать, что собственная деятельность ребёнка направляется не одним мотивом, а их совокупностью. Поэтому методы и приемы, которые будет использовать педагог для стимулирования самостоятельной деятельности, будут носить комплексный характер.