Чудовище которое бросилось со скалы. Две загадки Эдипа

Лай, сын Лабдака из рода Кадма, был царем в Фивах. Он был женат на Иокасте, дочери фивапца Менокея, но не имел от этого брака детей. Страстно желая иметь наследника, он обратился к дельфийскому оракулу и получил от пего следующее предсказание:

Лай, нет тебе благословения в детях! Боги пошлют тебе сына, но ты погибнешь от руки его. Горе тебе и твоим потомкам!

Лай в ужасе рассказал жене о страшном предсказании. Оба они были так смущены и напутаны им, что когда Иокаста действительно родила сына, то Лай не захотел даже взглянуть на него. Спустя три дня он приказал бросить ребенка в диких горах Киферона, и при этом собственной рукой проколол ему ступни, чтобы он не мог спастись. Но пастух, которому было поручено бросить его в горах, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и передал его другому пастуху, который пас стада коринфского царя Полиба. Сам лее он вернулся во дворец и донес Лаю, что его приказание исполнено.

После этого королевская чета, думая, что ребенок погиб в суровых горах, забыла и думать о мрачном предсказании. Между тем пастух Полиба заботливо перевязал ребенку израненные моги и назвал его по ранам Эдипом (Опухшие ноги). Сначала он ухаживал за ним сам, а потом передал его своему царю, который сильно привязался к мальчику и стал воспитывать его, как своего сына.

Сам мальчик, подрастая, был также вполне убежден в том, что он есть истинный сын и наследник Полиба. Поэтому он был сильно смущен, когда однажды какой-то старый подвыпивший коринфянин, рассердившись на него, сказал, что он не настоящий сын Полиба. Эдип сейчас же поспешил к царю и царице и потребовал от них объяснение непонятных ему слов; тщетно они разубеждали его и бранили старого болтуна - сомнение овладело душой юноши. Не находя себе покоя, он решил, наконец, отправиться к дельфийскому оракулу и вопросить его. Но это путешествие ие дало ему успокоения; напротив, Аполлон предсказал, что в будущем его ждет новое ужасное несчастье.

Беги своего отца, сказал он юноше, - ибо, если ты встретишься с ним, то ты убьешь его и женишься на своей матери.

Объятый ужасом, Эдип не решился вернуться обратно в Коринф, боясь, что там совершится над ним злая судьба, предсказанная ему, и направил свой путь в Беотию.
Он шел пустынной, узкой тропинкой между Дельфами и Даулией, как вдруг па одном повороте встретил колесницу, в которой сидел старец с возницей и глашатаем. Возница грубо столкнул его с дороги, за что вспыльчивый Эдип сильным ударом сшиб его с колесницы. Тогда старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой, бывшей в его руке, так что у него показалась кровь. Этот удар окончательно вывел Эдипа из себя; взмахнувши своей дорожной дубиной, он опустил ее с ужасной силой на голову старца, и тот, обливаясь кровью, мертвый пал со своего сиденья. Юноша был в полной уверенности, что убил просто упрямого беотийца с его слугой, так как старец не имел никаких знаков, которые бы указывали на его более высокое положение. На самом же деле это был Лай, король Фив, направлявшийся к оракулу в Дельфы; так исполнилось ужасное предсказание, два раза сделанное оракулом.

Незадолго перед этим около Фив появилось ужасное крылатое чудовище, называвшееся Сфинксом; спереди оно имело вид девушки, задняя же часть его была львиная. Это чудовище, сестра адского Цербера, поместилось на скале и оттуда предлагало фиванцам разного рода загадки. Если спрашиваемый не мог разрешить их, то Сфинкс разрывал его на куски; таким образом уже погиб родной племянник Иокасты, сын ее брата Креона, захвативший после смерти Лая власть в свои руки. Это бедствие побудило, наконец, фиванских князей объявить, что тот, кто освободит город от чудовища, получит в награду Фиванское царство и руку царицы.

Как раз в тот день, когда это было возвещено, Эдип, усталый от своих странствований, подходил к воротам Фив. Опасное приключение прельстило его, и, кроме того, он в силу ужасного предсказания оракула не особенно дорожил своей жизнью. Он смело поднялся на скалу и позволил Сфинксу предложить себе загадку; она гласила следующее:

Назови мне животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех! Сила и скорость его движений бывает меньше всего тогда, когда оно имеет большее количество ног.

Загадка не смутила умного юношу; он улыбнулся и сейчас же дал ответ.

Животное это - человек, - сказал он, - который по утру своей жизни ходит на двух руках и двух ногах; в полдень своей жизни, когда он становится наиболее сильным, ходит на двух ногах, и к вечеру жизни, когда слабеет и становится стариком, он ходит с помощью палки, которая становится для него третьей ногой.

Загадка была разгадана, и Сфинкс, полный досады и страха, сам бросился со скалы и расшибся до смерти. Эдип же получил в награду Фивы и руку королевы Иокасты. Эта последняя родила ему четырех детей - двух близнецов Етсокла и Полиника и затем двух дочерей Антигону и Йемену. Так сбылась и вторая часть ужасного предсказания.

Но истинный смысл всего совершившегося был долгое время скрыт ото всех, и Эдип еще несколько лет счастливо правил Фивами. Наконец, боги наслали на страну чуму, против которой не помогали никакие средства. Испуганные фиваицы искали помощи и защиты против страшного бедствия у своего короля, которого они считали любимцем богов. Эдип, не будучи в состоянии ничего сделать, послал Креона в Дельфы вопросить бога о том, как избавиться от ужасной болезни.

Ответ оракула был неутешителен. Бог говорил, что на стране лежит тяжелым проклятием неотомщенное злодейское убийство Лая; он приказывал найти преступника и изгнать его из пределов страны. Эдип, на котором лежала обязанность примирить богов со страной, призывал всех сообщить все, что им известно об убийстве Лая, обещая за это большую награду и благодарность всей страны. Он позвал, кроме того, слепого Тиресия, пользовавшегося большим уважением и любовью за свой дар ясновидения. Слепой старец явился в сопровождении мальчика на народное собрание, где Эдип просил его навести их на след преступника.

Тиресий испустил крик отчаяния.

Ужасно знание, - воскликнул он, - которое открывает познающему только преступление. Позволь мне молчать, и не пытайся открыть смысл изречения оракула!

Напрасно король просил старца открыть тайну, напрасно молил о том же народ, стоя на коленях, - ясновидец не произносил больше ни слова. Тогда Эдипа обуял гнев, и он осмелился оскорбить старца, назвавши его соучастником убийцы. Это обвинение заставило Тиресия прервать свое молчание, и он вскричал:
- Если ты хочешь знать это, так слушай! Ты сам тот изверг, из-за которого гибнет этот город! Ты - убийца царя! Ты опозорил свой род, женившись на собственной матери!

Эдип в своем ослеплении начал бранить прорицателя лжецом и шарлатаном, подкупленным Креоном, но тем суровее становились обличение Тиресия; он предрекал ему и всему его роду проклятие богов и, наконец, разгневанный, приказал своему мальчику увести себя. Между тем пришел Креон, и между ним и Эдипом завязалась перебранка, которую Иокаста тщетно пыталась прекратить. Она, со своей стороны, так же ослепленная, как и Эдип, громко проклинала Тиресия.

Как мало знает этот прорицатель, - восклицала она, - лучше всего видно на этом примере! Мой первый супруг Лай получил некогда предсказание, что он умрет от руки сына. Но наш единственный сын погиб в пустынных горах трех дней от рождения, а мой муж был убит на перекрестке разбойником!

Эти слова глубоко поразили Эдипа.

Лай был убит на перекрестке? - спрашивал он тревожно. - Опиши мне его вид, сколько лет было ему тогда?

Он был большого роста, - отвечала Иокаста. - Первые старческие белые локоны украшали его голову, а своей осанкой и лицом он походил на тебя.

Тиресий прав! - смущенно произнес Эдип, который впервые начал предчувствовать истину. Со страхом он начал расспрашивать дальше, но все признаки сходились, и ужасное предчувствие начало превращаться в уверенность.

Как раз в это время явился посол из Коринфа и сообщил, что отец Эдипа, Полиб, умер и освободившийся трон ждет его. Иокаста еще раз начала торжествовать.

Так вот какова правдивость божеских предсказаний! - восклицала она. - Тебе было предсказано, что ты убьешь своего отца, а, между тем, он тихо скончался от старческой слабости в своей постели.

Но совсем иначе это известие подействовало на Эдипа, который сейчас же вспомнил подвыпившего коринфянина, впервые поселившего в нем подозрение о его происхождении. Посол рассеял в нем последние остатки сомнения. Это был тот самый человек, которому пастух Лая передал ребенка вместо того, чтобы бросить его в пустынных горах. Он легко смог доказать Иокасте и Эдипу, что последний, хотя и был наследником Полиба, но был не родным, а только приемным сыном его.

Теперь все сомнения были развеяны, и весь ужас его поступков предстал перед глазами Эдипа. Оглашая воздух криками отчаяния, метался Эдип по улицам города, прося всех попадавшихся на его пути дать ему меч, чтобы умертвить себя и свою мать. Но все с ужасом сторонились его, и он, измученный, вернулся во дворец. А там его ожидало уже новое ужасное несчастье; Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась, и Эдип нашел только ее холодный труп. Со стонами освободил он из петли тело и, положив его на землю, снял золотые застежки, бывшие на груди Иокасты. Высоко подняв их правой рукой, он проклял в безумии себя и свое зрение и с силой воткнул золотые острия застежек в свои глаза, пока из них не брызнул поток крови. Затем он приказал вывести себя из дворца и отвести на площадь, чтобы покаяться перед народом в своих преступлениях, сделавших из него проклятие для всей страны. Слуги исполнили его желание, но народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения. Сам Креон поспешил к нему, чтобы выразить свое сочувствие.

Подавленного горем Эдипа тронула эта доброта; он передал свой трон Креону, который должен был царствовать до тех пор, пока не подрастут сыновья Эдипа, и просил у него защиты и покровительства для своих дочерей. Он просил похоронить свою несчастную супругу и дать ему провожатых, которые отвели бы его на гору Киферон, где он хотел кончить жизнь согласно воле богов.

Креон исполнил его просьбу, и уже на следующее утро Эдип отправился в путь, желая как можно скорее окончить все расчеты с жизнью, сделавшейся для него одним сплошным позором. Обе дочери, Антигона и Йемена, провожали его до самых ворот города и со слезами умоляли его вернуться назад. Но он был неумолим, и тогда, в момент расставания, Антигона заявила, что будет и дальше сопровождать его; она уговорила свою младшую сестру Йемену остаться с братьями и своими заботами заменить им погибшую мать.

И вот Антигона отправилась с отцом на чужбину, разделяя с ним нужду и голод во время долгих странствований по безводным пустыням и диким лесам. Вместо того, чтобы наслаждаться беззаботной жизнью у братьев, нежной девушке приходилось теперь страдать под палящими лучами солнца и проливными дождями, отдавая последний кусок хлеба несчастному отцу. Дорогой Эдип переменил свое намерение и решил прежде всего посетить оракула Аполлона; там ему было предсказано, что он получит успокоение не прежде, чем придет в назначенную ему страну, где суровые богини Эвмениды прекратят свое преследование и оставят его.

Выполняя предсказания бога, бродил Эдип по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди.
После продолжительного странствования они пришли в афинскую область Колон. Там находилась, как они узнали у жителей, роща Эвменид, под именем которых афиняне чтили Эринний. В Афинах в это время царствовал славный Тезей; узнав о прибытии Эдипа, он сейчас же поспешил в Колон и дружелюбно встретил несчастного странника.

Мне небезызвестна, бедный Эдип, твоя судьба, - сказал он, - и она глубоко трогает мою душу. Скажи мне, чего ты хочешь в Колоне. - Дай мне убежище, о царь, и могилу - вот все, в чем я нуждаюсь теперь, - ответил Эдип.

Тезей предложил ему или отправиться с ним в Афины, или остаться в Колоне; Эдип избрал второе, так как предчувствие говорило ему, что здесь суждено ему найти последнее успокоение. Царь охотно исполнил его желание, - и Эдип, полный благодарности, произнес торжественное благословение над Афинами; затем он попросил проводить его на то место, где он должен был умереть.

В сопровождении своей дочери и избранных граждан Колона углубился он в мрачную темноту рощи Эвменид. Не было нужды вести Эдипа; двигаемый какой-то чудесной силой, слепец шел один впереди всех и указывал остальным дорогу к месту, предназначенному судьбой.
В середине этой рощи находился ход под землю, к прикрытому отверстию которого со всех сторон сходилось множество тропинок; этот ход, как гласило сказание, вел в подземное царство. Здесь остановился Эдип; он снял свое запыленное платье, смыл с себя всю грязь и пот, накопившиеся за время его долгих скитаний и облачился в красивые одежды, подаренные ему Тезеем.

Когда он кончил омовение и переодевание, внезапно из-под земли раздался удар грома и в воздухе прозвучал повелительный голос:

Не медли более, Эдип!

Нельзя было решить, откуда прозвучали эти слова, с неба или из-под земли.
Эдип, услыхав их, подозвал к себе Тезея и вложил в его руку руку своей дочери, прося его взять ее под свое покровительство и защиту.
Затем он простился с окружающими и приказал им, не оборачиваясь, удалиться от него. Только один Тезей мог подойти с ним к самому отверстию преисподней.
Антигона и колонские граждане молча исполнили его приказание и удалились от него, не смея повернуть назад своих взоров.
И тогда произошло великое чудо. Темное отверстие подземного царства тихо и бесшумно поглотило Эдипа, и он плавно, как на крыльях, начал спускаться в глубину. Тезей стоял около края отверстия, закрыв рукою глаза, точно стараясь защитить их от яркого видения. Совершив короткую молитву, король подошел к Антигоне и уверил ее в своем покровительство. После этого он возвратился вместе с ней в Афины, откуда через некоторое время отправил ее, по ее желанию, в Фивы.

Так тихо и мирно закончил свою полную испытаний жизнь страдалец Эдип.

И долго гостил у него в Писе. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрисиппа , и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца.

Вернувшись в семивратные Фивы, Лай женился на дочери Менойкея, Иокасте . Лай долго спокойно жил в Фивах, и лишь одно тревожило его: у него не было детей. Наконец, решил Лай отправиться в Дельфы и там вопросить бога Аполлона о причине бездетности. Грозный ответ дала жрица Аполлона пифия Лаю. Она сказала:

Сын Лабдака, боги исполнят твое желание, будет у тебя сын, но ведай: ты погибнешь от руки своего сына. Исполнится проклятие Пелопса!

В ужас пришел Лай. Долго думал он, как избежать ему веления неумолимого рока; наконец, он решил, что убьет своего сына, лишь только тот родится.

Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах , чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб не исполнил приказания Лая. Он пожалел ребенка и передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя Полиба . Этот раб как раз в это время пас стадо своего господина на склонах Киферона. Раб отнес мальчика к царю Полибу, а тот, будучи бездетным, решил воспитать его как своего наследника. Царь Полиб назвал мальчика Эдипом за его распухшие от ран ноги.

Так и вырос Эдип у Полиба и жены его Меропы , которые называли его своим сыном, и сам Эдип считал их своими родителями. Но однажды, когда Эдип уже вырос и возмужал, на пиру один из его друзей, охмелев, назвал его приемышем, что поразило Эдипа. В его душу закрались сомнения. Он пошел к Полибу и Меропе и долго убеждал их открыть ему тайну его рождения. Но ни Полиб, ни Меропа, ничего не сказали ему. Тогда решил Эдип отправиться в Дельфы и там узнать тайну своего рождения.

Как простой странник отправился Эдип в Дельфы. Прибыв туда, вопросил он оракула. Ответил ему лучезарный Аполлон устами прорицательницы пифии:

Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами, и ненавидимые всеми людьми.

В ужас пришел Эдип. Как избежать ему злой судьбы, как избежать отцеубийства и брака с матерью? Ведь оракул не назвал ему родителей. Эдип решил не возвращаться больше в Коринф. Что если Полиб и Меропа его родители? Неужели же он станет убийцей Полиба и мужем Меропы? Эдип решил остаться вечным скитальцем без роду, без племени, без отчизны.

Но разве возможно избежать веления рока? Не знал Эдип, что чем больше будет он стараться избегнуть судьбы своей, тем вернее пойдет он по тому пути, который назначил ему рок.

Бездомным скитальцем ушел Эдип из Дельф. Он не знал, куда ему идти, и выбрал первую попавшуюся дорогу. Это была дорога, ведшая в Фивы. На этой дороге, у подножия Парнаса, где сходились три пути, в тесном ущелье встретил Эдип колесницу, в которой ехал седой, величественного вида старец, глашатай правил колесницей, а за ней следовали слуги. Глашатай грубо окликнул Эдипа, велел ему сойти с пути и замахнулся на него бичом. Рассерженный Эдип ударил глашатая и хотел уже пройти мимо колесницы, как вдруг старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове. Рассвирепел Эдип, в гневе ударил он старика своим посохом так сильно, что тот мертвым упал навзничь на землю. Бросился на провожатых Эдип и перебил их всех, лишь одному рабу удалось незаметно скрыться. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, отца своего Лая. Ведь этот старец был Лай, он ехал в Дельфы, чтобы вопросить Аполлона, как избавить ему Фивы от кровожадного .


(Статуя VI в. до н. э.)

Великое уныние царило в Фивах. Две беды поразили город Кадма . Страшный Сфинкс, порождение Тифона и Ехидны , поселился около Фив на горе Сфингионе и требовал все новых и новых жертв, а тут еще раб принес известие, что царь Лай убит каким-то неизвестным. Видя горе граждан, Эдип решил избавить их от беды; он решил сам идти к Сфинксу.

Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями. Боги решили, что Сфинкс до тех пор останется у Фив, пока кто-нибудь не разрешит его загадку. Эту загадку поведали Сфинксу музы. Всех путников, проходивших мимо, заставлял Сфинкс разрешать эту загадку, но никто не мог разгадать ее, и все гибли мучительной смертью в железных объятиях когтистых лап Сфинкса. Много доблестных фивян пытались спасти Фивы от Сфинкса, но все они погибли.

Пришел Эдип к Сфинксу, тот предложил ему свою загадку:

Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.



(Рисунок на вазе.)

Ни на единый миг не задумался Эдип и тотчас ответил:

Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым, и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах.

Так разрешил Эдип загадку Сфинкса. А Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Было решено богами, что Сфинкс должен погибнуть, если кто-нибудь разрешит его загадку. Так освободил Эдип Фивы от бедствия.

Когда Эдип вернулся в Фивы, то фиванцы провозгласили его царем, так как еще раньше постановлено было Креонтом, правившим вместо убитого Лая, что царем Фив должен стать тот, кто спасет их от Сфинкса. Воцарившись в Фивах, Эдип женился на вдове Лая Иокасте и имел от нее двух дочерей, Антигону и Исмену , и двух сыновей, Этеокла и Полиника . Так исполнилось и второе веление рока: Эдип стал мужем родной матери, и от нее родились его дети.

Проклятие царя Лая. Правил когда-то в городе Фивы царь по имени Лай. Однажды гостил он у своего друга, царя Пелопса, но за гостеприимство отплатил черной неблагодарностью: похитил сына Пелопса и увез в Фивы. Разгневанный и опечаленный Пелопс проклял Лая: «Пусть боги накажут похитителя, а сын родной погубит».

Шли годы. Мирно правил Лай в Фивах, но не было у него детей. Как-то раз отправился он в Дельфы, чтобы спросить оракула о причинах своей бездетности, и услышал в ответ такие слова: «Не желай себе сына вопреки воле богов. Родится он - от его руки ты погибнешь, его собственная мать станет ему женой, а весь твой род будет залит кровью».

Эдип остается жив. С тяжелым сердцем вернулся Лай домой; когда же родился у него сын, связал ему ноги ремнями, позвал раба и велел бросить ребенка в лесу, чтобы растерзали его дикие звери. Взял раб ребенка и понес в лес, но жалко стало ему мальчика и не выполнил он приказ своего господина: отнес ребенка в соседний город Коринф. Там передал мальчика одному из рабов коринфского царя Полиба, пасшего стада на склонах гор. Царь Полиб был бездетен. Услышав о ребенке, решил он забрать его в свой дом и воспитать как наследника. Выполнил он свое решение, взял мальчика у пастуха и, так как ноги ребенка были долго связаны ремнем и сильно распухли, назвал его Эдип, то есть «Человек с распухшими ногами».

«Подкидыш». Так и вырос Эдип во дворце Полиба, считая его отцом и ничего не зная о своем происхождении. Однажды шел во дворце веселый пир; много было выпито вина, совсем захмелели гости. И вот в хмельной ссоре услышал Эдип обидные слова: «Подкидыш! Вовсе ты не сын нашего царя!» Больно ударило по сердцу Эдипа оскорбление; спросил он Полиба, правду ли говорят гости, но тот посоветовал не обращать внимания на пустую болтовню. Не успокоился Эдип. Пошел он за ответом к оракулу. Ответил ему Аполлон устами пифии: «Ужасна твоя судьба, Эдип! Убьешь ты отца, женишься на матери, и родятся от вашего брака дети, проклятые богами!»

Эдип убивает отца. Услышав столь страшное предсказание, решил Эдип навсегда покинуть Коринф. Пошел он по первой попавшейся дороге, не зная, что ведет она в Фивы. Привел его путь в тесное ущелье. Узка была здесь дорога, трудно было разойтись на ней. Погруженный в свои мысли, Эдип чуть было не столкнулся с колесницей, на которой ехал седой, величественного вида старец. «Сойди с дороги, бродяга! - услышал он грубый голос возницы. - Разве не видишь, что дороги хватает только для колесницы?»

Вспыльчив был по характеру Эдип. Разгневался он на возницу за грубость и ударил его посохом, да так, что свалился тот мертвым на землю. Бросились на юношу слуги, сопровождавшие колесницу, и ее хозяин, но всех перебил Эдип своим посохом. Лишь одному из рабов удалось спастись. А Эдип пошел дальше по дороге. Не знал он, что осуществилась первая часть предсказания: убитый им старик был Лай, его отец.

Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные же лапы с острыми когтями и громадные крылья. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывала людей вниз с высокой скалы. Многие смельчаки пробовали найти ответ на загадку, и ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье. «Чем жить на чужбине безродным изгнанником, уж лучше погибнуть!» - подумал он.

Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» - сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» - спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка совсем проста. Это - человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой».

Эдип женится на Иокасте. Услышала Сфинкс ответ на свою загадку, в отчаянии бросилась вниз со скалы и разбилась насмерть. Эдип же вернулся в Фивы, и граждане, восхищенные его находчивостью, провозгласили его царем. Взял Эдип в жены царицу Иокасту, жену убитого Лая, и стал править Фивами. Вскоре родились у него дети: две дочери, Антигона и Исмена, и два сына, Этеокл и Полиник. Так исполнилась вторая половина предсказания: ведь женился Эдип на собственной матери.

Проклятие над Фивами. Мудро правил Эдип, не могли на него нарадоваться фиванские граждане. Но тяготело над ним проклятие, - и вот наслали боги на город ужасную болезнь. Фиванцы не успевали хоронить покойников, и лежали на улицах города непогребенные трупы. Всюду раздавались вопли и стоны.

Следом за эпидемией пришло и другое несчастье: на Фивы обрушился голод; не давали поля урожая, страшный мор свирепствовал в стадах. Напрасно граждане приносили жертвы богам, - не слушали те молитв, все нестерпимей становились беды.

Отправил тогда Эдип брата своей жены, Креонта, в Дельфы к оракулу, и принес тот ответ: «Смилостивятся боги, если граждане изгонят того, кто своим преступлением навлек на них это бедствие; пусть заплатит он за пролитую кровь Лая». Но как найти убийцу?

Тиресий открывает правду. И вот пригласил Эдип к себе слепого предсказателя Тиресия. Дала ему богиня Афина чудесный дар: знал он прошлое и видел будущее. Долго отказывался Тиресий ответить на вопрос Эдипа, но, наконец, изрек: «Ты сам, Эдип, тот преступник, которого ищешь! Не зная отца, убил ты его, не зная матери, женился на ней!» Страшно разгневался Эдип на Тиресия, назвал его лжецом, считая, что он подкуплен врагами, грозил ему смертью.

Прогнал Эдип от себя прорицателя, но тяжелое предчувствие запало ему в душу. Постепенно открылась ему страшная истина. Исполнилось веление судьбы! В отчаянии устремился Эдип в свой дворец, но тут новое горе поджидало его: не вынесла Иокаста ужаса свершившегося и покончила с собой. Не хотел больше Эдип видеть свет солнца, не хотел видеть родные Фивы, детей, не хотел жить. Сам себя лишил Эдип зрения и ушел из Фив. Только Антигона была с ним до самой его смерти.

Со змеиной головой и шеей, обитающая в шотландском озере Лох-Несс. По сказанию, первыми о таинственном монстре миру поведали римские легионеры. Долгое время о существовании озерного монстра ничего не было известно, пока весной 1933 года супруги Маккей впервые не сообщили в газету о встрече с неизвестным животным. Проезжая по дороге, пролегающей поблизости от озера, они наблюдали, как из толщи озера появилось неизвестное огромных размеров, напоминающее помесь ящерицы и рыбы. Монстр оставался на поверхности озера не более двадцати секунд, после чего погрузился под воду и больше не появлялся.

Со времен постройки этой дороги, проходящей вдоль побережья озера Лох-Несс, людьми было отмечено почти пять тысяч появлений Лохнесского чудовища. После сообщения супругов Маккей о встрече с монстром местные газеты ухватились за сенсацию, ставшей известной широким массам. После этого началось возрождение древней легенды о водяном монстре, которого стали называть Лохнесским чудовищем или Несси. Лохнесское чудовище вновь дало о себе знать спустя несколько лет, когда начали появляться новые тревожные сообщения об огромном монстре. Многочисленные свидетели утверждали, что наблюдали в толще воды “передвижения огромной ящерицы”, несколько раз следы обнаруживали и на побережье, которые могло оставить после себя ползающее животное.

Ученые заинтересовались Лохнесским чудовищем и стали регулярно исследовать озеро визуальными методами. Но в скором времени эффективность визуальных исследований не принесла плодов, и ученые пошли другим путем – Лох-Несс стали прослушивать звуковым сканированием. Первая операция такого рода была проведена в середине двадцатого века, и с тех пор работы в этой области продолжаются постоянно. Применение сонарного сканирования воды позволило учёным узнать об озере Лох-Несс много важных вещей, например, им удалось подсчитать суммарное количество биомассы в озере - весьма важное обстоятельство, имеющее прямое отношение к возможности существования Лохнесского чудовища. Помимо этого, изучение звуком выявило в воде присутствие эффекта сейши, который вызывает обман зрения. Это внезапное возникновение сильнейших кратковременных потоков воды, возникающих вследствие резкого изменения атмосферного давления. Такие течения, увлекая за собой крупные предметы, создают иллюзию движения предмета по “своей воле”. Но сканирование звуком выявило в озере и необъяснимые факты. Ученые признали, что на большой глубине присутствуют объекты огромных размеров, которые самостоятельно опускаются и поднимаются, передвигаясь под водой. До сих пор нет точного ответа на вопрос о том, что же представляют из себя данные объекты. Уверенность в существовании Лохнесского чудовища до сих пор вызывает множество вопросов. По сути, Лохнесский монстр не сможет обитать на дне озера один. Должно же там обитать какое-то потомство, иначе исполин давно умер бы от старости. Но с другой стороны, если в воде обитает, к примеру, с десяток таких чудовищ, почему люди так редко их видят?

Одно из наиболее распространенных и правдоподобных предположений заключается в теории, что Лохнесское чудовище может быть дожившим до наших дней плезиозавром. Это одна из морских рептилий, которая существовала в эпоху динозавров, закончившуюся около 63 миллионов лет тому назад. Плезиозавры были очень схожи с дельфинами или акулами, и экспедиция ученых на озеро в 1987 году вполне могла поддержать эту гипотезу. Но дело в том, что приблизительно около десяти тысяч лет назад на месте озера Лох-Несс долгое время находился огромный ледник, и вряд ли какие-либо животные смогли бы выжить в подледной воде. По рассуждению Джона Гранта в одной из своих книг, Лохнесское чудовище не относится к молодому поколению переселенцев. Семейство крупнейших морских животных, которое прибыло в озеро Лох-Несс несколько десятков лет или столетий тому назад, никак не соотносится с семейством китов или дельфинов, иначе их появление часто наблюдали бы на поверхности Лох-Несса. Вероятнее всего, речь здесь идет о , который редко показывается на поверхности; кроме этого, очевидцы могли наблюдать разные части его исполинского тела, чем и можно объяснить противоречивые описания монстра множеством свидетелей.

Тайна Лохнесского чудовища с годами стала обрастать невероятным количеством деталей: за десятилетия предоставлено множество документальных свидетельств, фотографии разной достоверности, записи эхолотов и подводные видеосъемки, но в то же время существует огромнейшее количество подделок. Исследования будут продолжаться и дальше, и возможно, загадка таинственного чудовища будет разгадана.

Лабынкырский черт

На востоке Якутии в Оймяконском районе находится небольшое озеро Лабынкыр, о котором ходит множество слухов и легенд. В соответствии с многочисленными наблюдениями, в том числе и съемкам с вертолета, в водоеме обитает огромное животное, предположительно реликтового происхождения. В близлежащем поселке Томтор местные жители утверждают, что озеро населяют странные существа. Старожилы на вопросы о новоявленном "Несси" отвечают с охотой, говорят, что существует в водоеме какой-то "дьявол", обитающий там довольно давно. Во всех близлежащих округах существо прозвали "Лабынкырский черт". Поскольку озеро Лабынкыр находится в северной части России, славящуюся низкими температурами, большую часть года поверхность озера покрыта льдом. Исследователи установили, что каждую зиму на поверхности озера обязательно возникает несколько крупных полыней (называемые местными "чертовыми окнами"), а рядом с полыньями - следы какого-то крупного животного. Официально наукой считается, что обитатели водных глубин довольно хорошо изучены, но практика показывает обратное. Впервые тема о "северных монстрах" была поднята газетой "Молодежь Якутии" в декабре 1958 года. А спустя два года были опубликованы дневники начальника геологической партии В.И. Твердохлебова, где также подтверждалось существование крупного животного неизвестного происхождения в Якутии. К этому сообщению многие отнеслись с критикой. Один из научных сотрудников Института мерзловедения предположил, что очевидцы наблюдали не что иное, как крупного сома размером около пяти метров, массой до 300 кг. Впрочем, вскоре эта версия оказалась опровергнутой - выяснилось, что в Лабынкыре сомы никогда не водились. В любом случае, по существующей научной практике подобные отчеты, безусловно, считаются документальными подтверждениями.

Ученых заинтересовали доклады Твердохлебова, в результате на озеро было отправлено несколько экспедиций, не принесших, впрочем, никаких убедительных результатов. Криптозоологи, в свою очередь, выдвинули свои предположения относительно природного происхождения "Лабынкырского чёрта": гигантская щука-мутант, амфибия либо реликтовая рептилия. В 2005 году известная телепрограмма организовала собственную экспедицию на Лабынкыр, во время которой провела ряд измерений и исследований. С помощью эхолота удалось выявить аномальную трещину на дне озера. Глубоководный телезонд позволил экспедиции обнаружить на дне останки челюстей и позвонков животных. Также удалось зафиксировать необычные звуки, идущие со стороны озера, похожие на рёв подводного монстра. Лаборатория акустики НИИ океанологии пришла к выводу, что зафиксированный звук не похож ни на один из известных науке.

Сообщалось также о появлении "чёрта" в соседнем озере Ворота, но отправившаяся к этому озеру экспедиция полностью опровергла существование в нем каких-либо монстров. Среди местных жителей о монстре ходят весьма необычные рассказы. К примеру, однажды чудовище выбралось из глубины на берег и погналось за рыбаком-якутом, который умер на бегу от сильного испуга. В другой раз существо проглотило взрослую собаку, плывшую за брошенной палкой. Но чаще всего объектом охоты якуты называют оленей, которых там немало. Рассказывают жуткий случай, как местный оленевод привязал упряжку с оленями к торчащему из тонкого льда бивню. Пока он разводил костер, на берегу послышался громкий треск - бивень провалился в проломанный лед, и что-то огромное увлекло оленей на дно. Ни упряжки, ни самих животных так и не нашли. Отчасти существование чудовища подтверждается и тем, что у разных очевидцев совпадают мнения в описаниях монстра. Описывают его практически одинаково – огромное туловище темно-серого цвета, крупная голова. По имеющимся свидетельствам, расстояние между глазами огромного создания составляет более метра. Такие размеры кажутся невероятными, но тут помогла находка местного жителя. Мужчина случайно обнаружил на берегу челюсть неизвестного животного с зубами, которая была настолько велика, что стоя в вертикальном положении под ней мог бы запросто проехать всадник. На сегодня все данные о Лабынкырском , как и в случае с "Несси", не нашли прямых и неоспоримых доказательств.

Симон Динсдейл (Simon Dinsdale), отставной полицейский детектив из Эссекса настаивает: в двухминутном фильме, снятым его отцом Тимом Динсдейлом (Tim Dinsdale) 50 лет назад, запечатлено реальное существо — конкретно лох-несское чудовище . И никакая это не подделка, как считают некоторые.

Симону народ верит. Прежде чем уйти на пенсию, детектив раскрыл несколько громких для Великобритании дел, связанных с серийными убийствами. И теперь, в год своеобразного полувекового юбилея рассказывает, что и сам видел Несси два раза. В том числе и тогда, когда его отец снимал свой фильм.

В кадре не видно подробностей, качество съемки вообще отвратительное. Но заметно все же, что по воде плывет нечто крупное и проворное.

— Я видел спину большого животного, — вспоминает младший Динсдейл. — Она возвышалась над водой примерно на метр. И была порядка полутора метров в поперечнике. Цвет — красновато-коричневый. А сбоку — какой-то прыщ. Я отчетливо его видел… А потом «оно» поплыло. Меня словно током прошибло — настолько сильным было впечатление.

Тим Динсдейл, отец Симона, служил в королевских воздушных силах (RAF) инженером. Умер в1987 году. Всю жизнь, в свободное от службы время, «охотился» на чудовище — организовал 56 экспедиций на озеро. Снятый в 1960 году фильм первым делом отдал коллегам-военным. Независимые эксперты британского Объединенного центра разведывательной аэронавтики (JARIC) признали, что пленка подлинная. Что на ней, не поняли. Не опознали. Но установили, что это не подводная лодка. А некий «одушевленный объект», двигающийся со скоростью 16 километров в час.

До 2005 года на фильм Динсдейла ссылались, как на весьма убедительное свидетельство того, что в озере обитает какое-то крупное существо. Может быть, даже водяной ящер — плезиозавр. Эдакий огромный мешок с ластами и длиннющей шеей.
Но к 45-й годовщине в JARIC предприняли попытку пересмотреть свое же заключение и объявить происходящее в кадре пенным следом проплывшей перед съемкой лодки. Но «разведчикам-аэронавтам» возразили многочисленные ученые, которые провели компьютерный анализ фильма. И еще много раз доказали, что о лодке не может быть и речи. То есть, и Тим, и его сын Симон все-таки видели громадное живое существо. О чем младший Динсдейл и напомнил ныне — в полувековой юбилей исторической съемки.

СПРАВКА «КП»

Легенды гласят, что первые упоминания о Несси относятся аж к 565 году нашей эры. Но тогда ее описывали как гигантскую лягушку. То есть, как существо совсем не похожее на плезиозавра. Первое свидетельство нового времени датируется 1885 годом. Очевидцу — Родерику Матесону — показалось, что существо напоминало гигантскую лошадь. Даже гриву имело.
Настоящий бум начался в 1933 году после того, как некто Георг Спайсер (George Spicer) обнародовал свидетельство своей жены. Якобы она видела «сверхъестественное животное высотой в метр и длиной порядка 8 метров, которое пересекало дрогу». В том году ее начали строить на северном берегу озера.
В 1934 году медик, доктор Роберт Кеннет Уилсон сделал самый знаменитый снимок Несси, где она предстала в виде возвышающейся над водой шеи с маленькой головой. Возможно, что он поддельный. А возможно, и нет.

КСТАТИ

Несси — не лосось

Еще до того, как Wikileaks начал потрясать мир своими разоблачениями, в Англии были рассекречены документы, из которых следует: британское правительство было убеждено, что в высокогорном шотландском озере действительно обитает загадочный монстр.

Энтузиасты, опираясь на так называемый Акт о свободе информации, затребовали у правительства официальные документы, относящиеся к чудовищу. И выяснилось, что такие имеются. По крайней мере при Маргарет Тэтчер правительство живо интересовалось монстром.

Вы не поверите, чиновники «железной леди» были всерьез озабочены судьбой Несси. Как раз тогда — в 80-В годы — несколько групп хорошо вооруженных «охотников за чудовищем» намеревались его добыть. А в правительстве выясняли, можно ли этому воспрепятствовать.

Среди рассекреченных ныне документов есть переписка между высокопоставленными чиновниками. Один из них обращается в Министерство сельского хозяйства, видимо, отвечая на запрос: «К сожалению, Несси не является лососем и не может считаться пресноводной рыбой. Поэтому не защищена Актом об охране лососей и рыбоводства от 1951 года».
С автором послания соглашаются: «Мы должны разработать некие меры для защиты этого представителя редчайшего вида животных».

В итоге в правительстве пришли к выводу: со специальным «чудовищным» законом можно не «светиться». Эксперты обнаружили, что существует Акт об охране дикой природы от 1981 года, который защищает всех диких животных, даже тех, которые еще не известны науке. И монстр вполне под него подпадает.

Как бы там ни было, но ловить чудовище никому не дают. Его пробуют лишь увидеть с помощью расставленных по берегам озера веб-камер.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Несси, вы монстр!

— Предки лох-несского чудовища — плезиозавра — действительно обитали в высокоширотных озерах, — говорит Йорн Харальд Харум, норвежский исследователь из Музея естественной истории Университета Осло. — И подтверждение тому недавние находки на арктических островах Свалбард. Здесь в вечной мерзлоте обнаружены хорошо сохранившиеся останки 28 древних рептилий. Тут и плезиозавры с длинными шеями, и те, кто ими питался, — ихтиозавры, 10-метровые монстры, напоминающие огромных дельфинов с 30-сантиметровыми зубами.

ВЗГЛЯД СКЕПТИКА

Несси, вы слон!

Нил Кларк из палеонтологического отдела музея Университета Глазго прославился тем, что обнаружил несколько лет назад в районе высокогорных шотландских озер следы динозавров. Тогда же он увлекся и легендарным лох-несскими чудовищем . Начал изучать свидетельства очевидцев, якобы наблюдавших таинственного монстра. Разглядывал имеющиеся фотографии. И однажды выступил с сенсационным заявлением.

В самом деле, на самых известных фотографиях видно нечто удлиненное, выступающее из воды. Это шея Несси, настаивали энтузиасты. Правда, с трудом могли объяснить, где же в таком случае голова. Намекали на то, что она маленькая. Как у змеи. Но если считать «шею» хоботом, как предлагает палеонтолог, то искать голову на поверхности неразумно. Она должна быть с другой стороны. То есть, под водой. Что, собственно, и заметно на снимках.

Но от куда, спрашивается, в Шотландии слоны? Да еще водоплавающие? Очень просто: слоны – цирковые. Принадлежали шапито, которые передвигались по стране с гастролями. Владельцы их — слонов — купали.

— Цирковые труппы, приезжающие на ярмарки, останавливались у озера Лох-Несс , чтобы обеспечить животным необходимый отдых,

— объясняет Кларк.
Первое современное свидетельство появления Несси, относящееся к 1933 году, совпало с PR-акцией некого Бертрама Миллса, владельца лондонского цирка. Он обратился к согражданам с предложением поймать чудовище и получить за него приз в 20 тысяч фунтов – это миллион по нынешним деньгам.
Палеонтолог полагает, что он – Миллс – и стал инициатором грандиозной мистификации, принесшей, в итоге, всемирную славу Несси.

Кларк, кстати, не исключает, что фотографы видели слонов. Но ради мистификации снимали их в «загадочном» ракурсе.