Примеры тезисов в русской литературы. Как написать тезисы

Студенты и аспиранты часто пишут тезисы по итогам учебно-методических и научно-практических конференций, либо просто по результатам проделанной работы. По сути, тезис - это компактная научная публикация, которая оформляется строго определенным образом. Его особенность - небольшой объем по сравнению со статьей или монографией. Часто возникает вопрос: как на одной странице уместить полное описание всего, что Вы сделали, со всеми результатами и выводами, то есть так, чтобы читатель, ознакомившись с тезисом конференции, получил полное и ясное представление о работе?

Этот вопрос имеет простой ответ: не нужно пытаться изложить все, достаточно дать характеристику своему исследованию в общих чертах. Рассмотрим основные логические разделы, которые должны быть в тезисах.

Постановка задачи, введение

Обычно это один-два небольших абзаца, в которых описывается актуальность Вашей темы, ее важность для современных отраслей науки. По сути, это характеристика той области, в которой Вы ведете исследование.

Краткий обзор существующих разработок, их недостатки

После постановки задачи необходимо сделать краткое описание двух-трех исследований, которые непосредственно связаны с Вашей темой, и показать, какие у них есть слабые места, и что необходимо улучшить в связи с потребностями производства, промышленности или науки.

Описание Вашего исследования и основные результаты

Этот раздел должен давать ответы на следующие вопросы:

  • Что было проделано лично Вами, какие научные методы применялись?
  • Сколько ставилось экспериментов и какие их основные результаты?
  • В чем польза результатов работы, каков ее научный вклад?
  • Каковы перспективы внедрения разработки в производство?

Выводы

В конце делаются выводы по проделанной работе, описываются дальнейшие планы и направления, в которых имеет смысл продолжать научные изыскания. Необходимость последнего обычно обосновывается тем, что любая работа имеет свои недостатки, а следовательно, ее можно и нужно улучшать.

Пример оформления тезиса

Гармаева Л.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ ИМ. Д. БАТОЖАБАЯ
[email protected]
Государственная республиканская юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д.-Р.О. Батожабая (ГРЮБРБ им. Д. Батожабая), л Улан-Удэ


"Свобода, процветание и развитие общества и личности принадлежит к основным человеческим ценностям. Их обрести можно лишь тогда, когда хорошо информированные граждане способны осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Действенное участие в жизни общества и развитие демократии возможны только при условии удовлетворительного образования, равно как и свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации"
(Манифест ЮНЕСКО "О публичных библиотеках")."
Формирование образованного, культурного и информированного человека -приоритет детских и юношеских библиотек.

На сегодня Юношеская библиотека Бурятии обслуживает более 16 тысяч пользователей, из них старшеклассники составляют - 20,1%, учащиеся профессиональных училищ - 5%, студенты ССУЗов и ВУЗов - 59% от общего числа пользователей. Различные опросы, анкетирования, проводимые в библиотеке показали, что основным мотивом обращения в Юношескую библиотеку является - образовательный мотив, и наша библиотека стремится максимально полно удовлетворить данный информационный интерес.

В соответствии с вышесказанным, концепция информационно-образовательной среды Юношеской библиотеки Бурятии разрабатывается в следующем направлении: мы развиваем связи и отношения между всеми компонентами информационно-образовательной среды библиотеки. Библиотека активно формирует информационные ресурсы для обеспечения процессов образования, работает над воспитанием информационной культуры пользователей, стремится повысить уровень сервиса.

Библиотека работает нас расширением информационного пространства: формирует документные фонды как на традиционных так и нетрадиционных носителях информации, приобретает готовые базы данных, создает собственные - библиографические и документальные. На сегодня библиотека обладает фондом документов около 190 тысяч экз. С 2008 года, благодаря введению радиочастотной противопожарной системы Detex Line, обеспечивающей безопасность фондов библиотека начала работу по многоуровневой организации фондов, позволяющей вынести наиболее денную и востребованную литературу на открытый доступ, максимально приблизив ее к пользователю. Начата работа по внедрению электронной документовыдачи, что позволит значительно ускорить процесс обслуживания пользователей и более четко организовать работу с фондом.
Ведется определенная деятельность по внедрению новых информационных технологий: создана локальная сеть с выходом в Интернет. Для пользователей оборудованы 19 АРМов, все они обеспечивают доступ к электронному каталогу библиотеки, базам данных, научно-образовательным ресурсам Интернет, организована работа с электронными документами из фондов библиотеки.

Помимо формирования информационных ресурсов, актуальным направлением в обеспечении процессов образования остается формирование информационной культуры пользователей. Проведенная в библиотеке автоматизация (создание электронного каталога, предоставление электронных баз данных, доступ в Интернет и др.) поставили перед нами вопрос о готовности наших читателей пользоваться этими ресурсами. Проводимые регулярно на базе библиотеки исследования студентами ВСГАКИ показал, что только определенная часть наших пользователей (около 30%) имеет представление и может полноценно использовать информационные ресурсы.

Юношеская библиотека и раньше работала по пропаганде библиотечно-библиографических знаний:, для учащихся проводились экскурсии, библиотечные уроки, практикумы, но теперь встал вопрос о расширении тематики и форм данных мероприятий. Теперь для пользователей, наряду с вышеперечисленными групповыми формами работы, проводятся индивидуальные консультации, активнее пропагандируются электронные базы данных, максимально приближен к пользователям фонд электронных документов. Кроме того, при содействии Американской некоммерческой организации "Project Harmony inc" в библиотеке создан учебный центр, где проходят обучение новым информационным технологиям социально незащищенные слои населения.
Таким образом, Юношеская библиотека путем создания единого информационного и коммуникационного пространства обеспечивает максимальный доступ пользователей к информации учебного, методического и организационного характера.

1.Введение

Согласно словарным определениям,тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (2-3 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе педагога целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с опытом его работы в полном объеме.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу или практическому опыту. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов :

1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.

2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального накопленного опыта.

В первом случаеавтор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство .

2. Классификация тезисов на основе практического опыта педагогов

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные по уже имеющемуся материалу (большому докладу, с которым выступал педагог на заседаниях школьных и городских методических объединениях).

2. Написанные до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность работы в этом случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, т.к. кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1-2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

    К постановке проблемы

    Результаты деятельности

    Новая методика работы

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.

Что предполагают эти варианты?

​​​​​​​

Что такое тезис?

Тезис - это то главное, что человек хотел сказать .

Казалось бы, все просто и ясно, проблема в том, что многие люди, когда говорят, не заботятся о том, чтобы было понятно, что они хотят сказать, а то и сами этого не понимают. Чем больше в разговоре чувств, тем обычно труднее там вычленить тезис, поэтому можно сказать и так:

Если кругом чувства, то тезис - это мысль среди этих чувств.

Если же между людьми идет разумный разговор, если кругом мысли, то тезис - главная мысль. Это и есть самое широкое, самое распространенное, если хотите - школьное определение тезиса:

Тезис - это главная или одна из главных мыслей автора, изложенная по возможности коротко и емко.

Для нужд школьников и литераторов такое широкое понимание тезиса ("главная мысль автора") вполне подходит, а в кругу деловых людей тезис понимается более узко и строго. Для деловых людей,

Тезис - это инструкция как правильно думать, что делать и что чувствовать.

Это - инструкция! Есть инструкция - есть тезис. Нет инструкции - нет тезиса.

Уточнение: тезис - не побуждающая, а информационная часть инструкции. Это вывод, а не не непосредственное указание. "Вынеси ведро!" - это указание, это можно назвать инструкцией, но это не тезис. Тезисами здесь могли бы быть положения "Выносить ведро - твоя обязанность" с выводом "Тебе нужно нужно вынести ведро". Можно сказать, что тезис - это положение, из которого следуют инструкции и выводы.

​​Если вы рассуждаете, обосновываете или возражаете, тем более просто выражаете чувства - для дельного собеседника здесь тезиса еще нет.

Вы сказали: "На улице холодно" - что? Даже если это сформулировано требовательно, это не тезис. Имеется в виду одеть шапку или "Никуда ты не пойдешь?"

"Ты меня не понимаешь!" - это пустые чувства. В чем тезис, что ты хочешь? Мне застрелиться? Тебя не перебивать? Пожалеть тебя, ты плохо себя чувствуешь?

"Это не пойдет" - в целом тезис понятен: это не подходит и нужно прекратить. Но будет гораздо лучше, если будут пояснения "почему" и подсказки, что нужно сделать по-другому лучше.

Те, кто привыкли жить чувствами, редко говорят на языке тезисов, и деловым людям с ними трудно. Рассказы об обстоятельствах, всякие , интересные замечания и прочие видения - это рассказ "что есть", а что из этого следует? Что делать-то? Пока вы внятно не сказали, что вы считаете делать правильно, собеседнику будет не понятно, что с вашими рассуждедниями и чувствами делать. Отметить обстоятельство - важно, еще важнее - извлечь из него урок, сделать из него выводы. Впечатления и замечания сами по себе стоят мало чего, от видений рано или поздно нужно переходить к выводам. Повторим еще раз:

Умение сформулировать тезис - это четко выразить отношение или, еще лучше - дать инструкцию, сказать как правильно относиться, как правильно думать и что в такой ситуации следует делать.

Если кругом чувства, то тезис – это мысль среди этих чувств,
если кругом мысли, то тезис – это главная мысль,
а в разговоре по существу тезис - это инструкция, как делать или как думать.

Если вы не сформулировали свой тезис явно, вас легко могут не понять. Вам может быть все понятно, а собеседнику - нет. Если вы хотите, чтобы вас понимали лучше, формулируйте свои тезисы явно и определенно.

​​​​​​​Порядочные люди в деловом общении между собой стараются говорить сразу тезисами. Если разговор не по-делу, можно и просто порассуждать, и пошутить, и глупостями покидаться, но если вы начали про дело, то формулируйте свои тезисы, говорите так, чтобы собеседник явным образом понимал, что вы от него хотите. Стиль разговора в формате неопределенности, стиль туманных притч и красивых образов годится лишь для любителей развлечений либо в общении с чужими или опасными людьми, с которыми прямо и ясно разговаривать чревато. Если вы хотите близких отношений - говорите тезисами. Если вы уважаете собеседника - говорите тезисами. Если вы хотите обсудить свою мысль, вначале четко сформулируйте свой тезис (свои тезисы).

Чем четче сформулирован тезис и лучше его обоснование, тем более осмысленная наша речь. Речь без тезисов может быть яркой, может быть приятной, но она - бессмысленна. Если вы хотите говорить и пользоваться осмысленной речью,

Дата публикации: 02.12.2016

Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.

Тезис - это не введение, не путайте. Тезис - это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.

Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:

  1. Номинативное предложение (ключевые слова)
  2. Вопрос
  3. Цитата

В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.

Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.

Пример:

Тема: Мамина любовь

Тезис: Я считаю, что мамина любовь - самое сильное чувство на свете.

Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)

Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.

Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.

Тема: Вкус победы

Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус


Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)

Тема: Цена ошибки

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле - чьей-то жизнью.

Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.

Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)

Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)

Если в качестве темы вам достался открытый вопрос , то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.

Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?

Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.


Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»

Если в качестве темы встретился закрытый вопрос , то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.

Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?

Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой

Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).

Самые сложные темы, на мой взгляд, - это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».

В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.

ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.


Тема: Юность - пора ошибок.

Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.

Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)

Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис - это пояснение.

Тема: Любовь - волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.

Край пропасти - это риск

Сорвать цветок - значит влюбиться

А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.

Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.


Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?

После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию -

Готовите ли вы небольшое эссе или целую докторскую диссертацию, вероятно, самой трудной частью работы будет подготовка тезисов. И данная статья создана как раз для того, чтобы помочь вам в этом нелегком деле.

Шаги

Правильный выбор тезисных заявлений

    Сначала задайте себе вопрос, а ответ на него сделайте тезисом. Вне зависимости от того, насколько сложна рассматриваемая вами тема, практически любые тезисы можно представить в виде ответов на определенные вопросы.

    • Вопрос: "Каковы плюсы использования компьютерной техники в кабинете 4-го класса школы?"
      • Тезис: "Компьютеры позволяют четвероклассникам на самом раннем этапе приступить к получению технологических и научных знаний".
    • Вопрос: "Почему река Миссисипи играет такую важную роль в книге Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна "?"
      • Тезис: "Река одновременно символизирует и разделение, и прогресс, так как она разделяет собой персонажей и местность, но при этом дает наилучший шанс Геку и Джиму ближе познакомиться друг с другом".
    • Вопрос: "Почему людей так раздражают веганы, феминистки и прочие "морально ориентированные" группы населения?"
      • Тезис: "Проведя тщательное социологическое исследование, мы выяснили, что людям кажется, что представители "морально ориентированных" групп смотрят на окружающих свысока, как на людей "второго сорта", а это фактически провоцирует гнев и конфликты на пустом месте".
  1. Подстройте свои тезисы под тип документа, который вы пишете. Не все эссе пишутся с целью убеждения или обучения. Понимание цели написания документа поможет вам подобрать для него наилучший вариант тезисов.

    Чтобы тезисы казались более мощными, выражайте ими четкую позицию. Вы должны в деталях обращаться к одному конкретному вопросу , чтобы все ваши заявления могли быть обоснованы содержимым подготавливаемого документа. Рассмотрите нижеуказанные примеры.

    Найдите такие аргументы, о которых вы никогда не слышали ранее. Лучшие тезисы позволяют найти новый необычный способ взглянуть на рассматриваемую тему. Они получаются свежими и динамичными, что делает и само эссе свежим и динамичным.

    • "После того, как вы в третий или четвертый раз сталкиваетесь с тем, что Гек Финн занимается самобичеванием, приходит понимание того, что, по сути, он – первый литературный персонаж, являющийся отъявленным садомазохистом".
    • "Появление интернет-технологий во многом лишило смысла законы об авторском праве – каждый может и должен иметь возможность бесплатно читать книги, смотреть фильмы, изучать произведения искусства и скачивать музыку бесплатно".
    • "Последние исследования показывают, что Америке нужно избавиться (при этом быстро) от двухпартийной политической системы, несмотря на то, что она неплохо послужила стране за последние пару столетий".
  2. Убедитесь в том, что ваши тезисы доказуемы. Не придумывайте тезис, чтобы только потом проверить его обоснованность. Тезис – это конечная точка проведенного вами исследования, а не его начало. Вам необходимы такие тезисы, которые вы можете подкрепить доказательствами.

    • Ниже приведены примеры хороших тезисов.
      • "Признанием наличия невозможных противоречий, их рассмотрением и последующей постановкой под сомнение Блейк рождает собственную веру и постепенно укрепляет ее. В конечном счете, единственно возможный способ обрести веру в его стихах – это временно потерять ее".
      • "Согласно его хорошо задокументированным философским взглядам, экзистенциальное общество, не имеющее понятия о прошлом или будущем, обречено на стагнацию".
      • "При прочтении “Оды к соловью” сквозь призму современного деконструктивизма, можно обратить внимание, что Китс рассматривал поэзию как некую изменчивую субъективную, а не жесткую литературную форму".
    • Далее приведены примеры плохих тезисов.
      • "Американскую революцию выиграли не те люди". Несмотря на то, что данный тезис выглядит необычным и уникальным, будет очень трудно доказать, кто был "прав", а кто – "виноват", поэтому рассматриваемое утверждение крайне субъективно.
      • "Теория генетической наследственности – ограничительная теория для любых человеческих отношений". Фраза звучит слишком сложно и пафосно. А взятый масштаб "любых человеческих отношений" слишком широк.
      • "Роман Пола Хардинга, в конечном счете, является криком о помощи от автора, явно находящегося в депрессии". Так как у вас лично не было шанса досконально расспросить обо всем автора, как не существует и других прижизненных источников с такой информацией, вы не сможете доказать, что здесь можно считать фактом, а что – домыслом".
  3. Ограничьте тезисные заявления одним или двумя предложениями. Тезисы должны четко и по существу излагать главную мысль, это поможет читателю понять тему и ход ее изложения в документе , а также ваше отношение к ней.

Секреты подготовки идеальных тезисов

    Выберите для себя тему, которая вас интересует. Это первый шаг в подготовке документа и тезисов к нему, так как все содержимое вашей работы будет опираться на выбранную вами тему. К сожалению, этот шаг придется опустить, если у вас нет возможности самостоятельно выбирать тему.

    Всесторонне изучите тему. Цель данного шага состоит в том, чтобы выбрать конкретный узкий аспект темы, который вы будете в состоянии обсудить. Например, можно выбрать в качестве темы компьютеры. Компьютеры можно рассмотреть с точки зрения их аппаратного содержимого, программного обеспечения и программирования. Однако столь обширные направления вряд ли станут основой подготовки хороших тезисов. Тогда как нечто более узкое, вроде влияния Стива Джобса на современную компьютерную индустрию, позволит вам обрести гораздо более четкий фокус работы над документом.