Как развивать учебный центр. Как открыть свой учебный центр

Создавать внутри компании отдел обучения сейчас модно. Почти у всех есть в штате тренеры, а у кого нет, всерьез раздумывают их завести.

Идея отличная, в ней много преимуществ, и в этой статье мы попробуем проанализировать процесс создания учебного подразделения внутри компании, оценим несколько форматов, обсудим их плюсы и риски.

Какие предпосылки обычно есть для соз дания учебного центра?

· Необходимость самим готовить сотрудников для работы, отсутствие на рынке «готовых» специалистов.

Чаще всего подобная ситуация характерна для специальностей, связанных с продажами (менеджеры, торговые представители, продавцы), так как нет такой специальности «продавец», никто не готовит выпускника школы для работы менеджером по продажам.

На текущий момент мы наблюдаем большой разрыв между образованием человека и реальными потребностями рынка труда. Текущее поколение трудоспособных людей получало высшее образование в поскризисные годы, и учились ради корочек, а не ради навыков. По итогам мы имеем огромное количество людей, которые работают не по специальности, которым не пригодилось то, чему их учили. А это значит, что ближайшее время работать к нам приходить будут люди, которые не владеют необходимыми навыками в профессии. И, чтобы наш бизнес-процесс был эффективен, надо людей учить.

· Развитие потребностей в реализации сотрудников.

Вместе с тем на рынке соискателей наблюдается интересная тенденция – люди потихонечку пытаются реализовываться в работе. Ура! Все больше молодых людей идут работать, потому что им нравится деятельность, все больше людей хотят видеть смысл в работе, а не просто получать деньги. Работа постепенно перестает быть средством выживания (да?), и становится чем- то другим – например, возможностью реализации. Что это дает евреям? Это значит, что требования к месту и организации труда у соискателей повышаются. Знаю лично несколько наемных специалистов, которые выбирают место работы по … личности директора, адекватный ли это человек. Возможно, скоро мотивация «работай – иначе выгоним» начнет терять эффект, и людям необходимы будут более тонкие схемы. Одна из них – отлаженный процесс обучения внутри компании. Потому что новому человеку необходимо знать – что продавать (продуктовые курсы), как продавать (продажи) и зачем это делать (стартовая идеология –welcom тренинги).

· Необходимость трансляции опыта решения задач.

В течение своего развития компания приобретает опыт решения различных бизнес-задач: от того, как выставить счет до того, как лучше построить структуру филиала. Этот опыт нарабатывают сотрудники компании, он хранится в их голове и головах их коллег (2-4 человека обычно). Но сотрудники компании имеют обыкновение уходить/переводиться на другую должность/идти на повышение. При этом новый человек, приходящий на рабочее место, вынужден снова нарабатывать этот же опыт решения тех же задач. Тратить на это время и ваши деньги. Причем, чем больше компания, чем больше эти информационные потери. Функция учебных структур в том числе –это сохранение и трансляции информации, наработанных схем новым сотрудникам.

· Необходимость независимости от сотрудников.

Часто в компаниях происходит эффект «зависимости» от хорошего специалиста. Обычно это сотрудник, отлично разбирающийся в продукте компании, носитель опыта и знания. Он тянет на себе многие процессы, заменить его не получается, так как будут потеряны ценные знания, но он, понимая свою важность, позволяет себе (разное обычно…)). Отдел обучения снимает эту зависимость от специалистов, разрабатывая продуктовые курсы, систематизируя и обезличивая информацию.

Вывод: если описанные ситуации наблюдаются в вашей компании - учебная структура важна и нужна.

Какая структура учебного подразделения нам нужна?

Определимся с форматами учебного подразделения.

a. Учебный центр.

В моем понимании, учебный центр внутри компании – это самостоятельное подразделение, с классической структурой; выполняющее полный цикл работ по обучению, адаптации, оценке сотрудников; работающее со специалистами всех уровней компании. Возможно, даже на самоокупаемости.

Рис.1. Пример организационной структуры учебного центра

Возможности: можно полностью построить систему обучения, связанную с системой оценки, мотивации, кадрового развития. За счет нескольких специалистов можно добиться специализации тренеров по продуктам, что повысит качество обучения; и охватить единовременно большое количество сотрудников различных категорий. Данная структура способна создавать собственные учебные продукты и саморазвиваться, гибко адаптироваться к потребностям бизнеса.

b. Отдел обучения – это менее масштабно, обычно находится в структуре HR-подразделения. Занимается обучением и оценкой, чаще всего наиболее нужных категорий специалистов (например, продавцов).

Рис 2. Пример организационной структуры учебного отдела

Возможности: структура позволяет комплексно подойти к потребностям бизнеса, за счет концентрации управленческой функции на руководителе отдела. За счет согласованности действий всех служб задачи обычно решаются более эффективно, гибко, более оперативно. Вместе с тем, при большой потребности в обучении тренеры обычно перегружены и способны проводить только базовый уровень обучения – продажи и продукт.

c. Внутренний тренер – самый локальный уровень. Обычно в единственном лице. Проводит, что может и умеет в зависимости от задач, поставленных руководителем. Обычно в подчинении у HR-службы, либо у службы продаж.

Возможности: за счет работы в единственном лице есть возможность вырастить отличного универсала, способного к работе по широкому спектру продуктов (продажи, продукт, полевое наставничество, консалтинг.). Вместе с тем, высока вероятность работы на невысоком уровне организации, без целей, плана, оценки результатов и мотивационных схем, потому, что кто такой тренер и что ему делать никому до конца непонятно.

Критерий смены этих уровней – это охват сотрудников учебными программами и логичность, плановость построения структуры.

Под охватом мы понимаем спектр учебных продуктов, реализуемых учебной структурой. Только техника продаж? Или еще продукт компании? Или еще есть программы обучения руководителей? И система вебинаров? И e-learning? Какие категории сотрудников мы обучаем: фронт –персонал (продавцы, менеджеры)? Существуют учебные программы на все ключевые должности компании? Насколько широк спектр форматов обучения (аудиторно- поле- интернет- медиа)?

Под плановостью и логичностью мы понимаем глубину планирования обучения и оценки результатов. Существуют измеримые цели обучения? План учебных мероприятий на год? Бюджет структуры? Сформированные методические курсы? Система мониторинга качества обучения? Система поддержки обучения (полевое наставничество- система самообучения- экспресс брифинги)? Насколько отработаны схемы взаимодействия отдела обучения и остальных структур компании?

Формат учебной структуры, на мой личный взгляд, необходимо выбирать, исходя из двух критериев: потребностей и целей бизнеса в рамках 3-5 лет и финансовых и организационных ресурсов компании. Как всегда, приоритетное значение имеют цели компании и ее задачи в области персонала. Если упростить, то: какие компетенции понадобятся сотрудникам для решения задач компании? Как дело обстоит сейчас? Сколько и каких сотрудников надо обучать?

Пример 1. Компания численностью 300 человек планирует повысить свои продажи (обороты), имеет постоянную текучесть торгового персонала и отсутствие готовых специалистов на рынке. В данном случае вариант решения- это учебный отдел из 1-2 тренеров, и спектр продуктов к обучению –продажи, продукт, полевой аудит, наставничество и постановка задач для руководителей среднего звена.

Пример 2. Федеральная компания открывает представительства/магазины в регионах. Общая численность персонала более 2000 человек. Основная цель – подготовить персонал к эффективной работе по стандартам, создать самоорганизованную и эффективную структуру в каждом филиале. Здесь на базе офиса необходимо создавать учебный центр, с штатом тренеров на местах. Офисной команде предстоит разработать всю методологическую базу и технологии работы, а полевым тренерам –транслировать ее. При этом спектр продуктов: продажи, продукт, полевой аудит, управление персоналом и торговой структурой для руководителей; система оценки и мотивации.

Пример 3. Сеть магазинов численностью 90 человек. Задача –удерживать высокий стандарт работы с покупателем, повысить средний чек и выручку. Здесь вполне справиться один внутренний тренер, проводя продукты: продажи и полевой аудит, аудит выполнения стандартов.

Вывод: поймите, для чего вам нужна обучающая структура и сколько вы готовы на нее затратить?

По каким принципам строить обучающую структуру?

При разработке обучающей структуры очень важна идеология, ценности и мысли, которые мы закладываем в основу. Давайте обсудим принципы, которые кажутся мне важными?

· Связь с бизнесом.

Любое обучение в компании затевается с одной целью – повысить эффективность работы сотрудников, а значит их результаты. Для собственников чаще всего финансовые. Поэтому имеет смысл определить измеримые результаты обучения и строить на них мотивацию для тренеров, связывать учебные программы с конкретными запросами бизнеса, интегрировать отдел обучения в систему управления. Ваш руководитель отдела обучения участвует в совещаниях компании? А на сессии стратегического планирования ходит?

· Измеримость.

Важно оценивать результаты работы учебного отдела, это очень бодрит и отдел, и учредителей. Несмотря на то, что результаты обучения не напрямую связаны с финансовыми показателями, все же, рассуждая теоретически, от нашего обучения компания должна быть эффективнее, а эффективность вполне измеримое понятие.

Принцип субъективной оценки качества обучения.

Как сделать: Предложить заполнить анкеты оценки курса обучения, провести интервью; ввести рейтинг тренеров; создать он–лайн систему обратной связи.

Принцип объективной оценки качества обучения.

Как сделать: Составить список индикаторов поведения, который должен демонстрировать сотрудник после обучения; оценить степень использования методом case-studies или методом «таинственного покупателя»; опросить постоянных клиентов; собрать аналитику по бизнес-показателям.

· Практичность.

Обучение должно помогать людям делать их работу либо проще, либо быстрее, либо точнее, либо результативнее. Все навыковые учебные программы должны быть нацелены на практико-применимость, и построены по принципу «мастер». Это когда учебный курс пишется тем человеком, который действительно хорошо умеет делать данную операцию. Например, курс по технике продаж должен быть составлен из практических наработок реальных продавцов; а курс по управлению – из опыта реальных руководителей.

· Универсальность.

Опыт коллег (спасибо, Яна) и здравый смысл говорит нам – тренеры должны быть универсалами в разумном понимании. Ранее практиковалось разделение тренеров на специалистов по продажам, продукту, методистов. Практика показала, что универсальность имеет больше плюсов.

Во-первых, мозг тренера от концентрации на одних и тех же продуктах, фразах и техниках «перестает думать», профессиональное выгорание становится ближе. Во-вторых, возможность замены специалистов при универсальности очевидна. В –третьих, для тренера ключевым фактором является возможность получать опыт полевой работы, а для участников групп важным является интеграция всех тем в единый смысловой контекст. Поэтому, идеальный вариант, когда один и тоже человек учить вас сначала продукту, потом - как продавать этот продукт, потом - едет с вами в поле.

· Системность.

Система обучения, как и любая система, строится по принципу цикла: анализ-планирование – действия - анализ. Почти все учебные циклы строятся по этому же принципу: цели – как достигнем целей – чему учим – оценим уровень сейчас –проведем обучение -оценим уровень потом – сделаем выводы. Этот цикл соблюдается при обучении продажам, реже соблюдается при продуктовом обучении, и только иногда при обучении управленческим навыкам. А при посещении внешних курсов я вообще такого подхода не видела. Хотя верю, что он существует.

Как сделать: Прописать цели по SMART, прописать задачи, определить методы и способы решения этих задач в виде учебного плана, рассчитать предстоящие траты, определить единицы измерения результата, наметить сроки реализации, оценить результаты.

· Развитие.

Основной инструмент тренеров–все же интеллект. А способность мыслить и производить новые продукты, идеи нуждается в развитии и подпитке. Отдел обучения должен учиться сам, за счет внешних или внутренних ресурсов, должны быть форматы групповых обсуждений и совещаний, возможность помыслить и поштурмить.

Как сделать: создать график обучения тренеров; разработать креативные пятницы для тренеров; внедрить режим методических планерок; создать формат публичных отчетов по проведенным тренингам; расширять продуктовый портфель тренеров.

· Принцип поддержания навыков.

Все мы знаем, что результаты обучения необходимо поддерживать, и что серия аудиторных тренингов еще никого не спасала. Важно понимать, что поддержка может быть организована в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В оперативном ключе, при планировании учебного цикла можно сразу планировать систему регулярных поддерживающих посттренинговых занятий, состоящую из регулярных 1,5-2-часовых семинаров или неформальных обсуждений. В долгосрочной перспективе – задействовать систему оценки и мотивации персонала, формировать проекты кадрового резерва, инновационные задачи для проектных групп.

· Публичность.

Так как обучение это хорошее мероприятие, очень влияющее на внутренний дух, атмосферу, лояльность и многие другие факторы, то необходимо позаботиться о гласности этого процесса. Нам необходимо, чтобы учиться внутри компании стало модно, почетно, эффективно, чтобы у нас были инструменты трансляции информации и результатов обучения.

Как сделать: Публиковать статьи и документы в Интранете о применении навыков, которым планируется обучать; организовать раздел обучения в Интранете и выкладывать истории успеха; включать результаты обучения в ежемесячные отчеты; информировать прямых руководителей о результатах обучения их сотрудников; использовать внутреннюю рассылку или газету для размещения графиков обучения; использовать легенды «он научился и теперь ген.директор» внутри компании.

· Накопление знаний.

Все, что произведет учебный отдел, является уникальным и ценным информационным контентом. Однажды разработанная программа позволяет обучать кучу сотрудников и после увольнения тренера. Созданные правила, технологии, алгоритмы должны быть независимы от персоналий тренера и постоянно сохраняться в компании.

Как сделать: Разместить все учебные материалы в соответствующем разделе Интранета или на внутреннем сайте учебного центра; создать ресурс на общем доступе сервера; ввести правило описания каждого нового процесса; внедрить метод ежеквартального обновления информации.

Вывод: этап планирования и разработки концепции учебной структуры ключевой для данного проекта, поэтому ему должно быть уделено максимальное внимание. Как раз на этом этапе становиться понятно, сколько стоит создать учебную структуру

Какие шаги необходимо сделать при разработке отдела обучения?

Предлагаю рассмотреть этапы построения учебной структуры, в данном случаем отдела обучения, «с нуля» на базе розничной сети.

Принципы, заложенные в основу:

· Принцип синергии – планируется комплексный подход: аудиторное обучение и полевое наставничество.

· Тематика обучения: тренинг продаж стартового и продвинутого уровня; welcom-тренинг для новых сотрудников; семинары по продукту компании.

· Интеграция системы обучения в бизнес-процессы компании за счет связи результатов обучения с процессом оценки и стимулирования сотрудников структуры продаж.

· Тренеры являются универсалами, проводящими обучение по продажам и продукту.

· Цикличность обучения: аудит до и после обучения, полевое наставничество в качестве постренинга.

Схема проекта: см. рисунок

Описание задач проекта:

1. Аудит текущей ситуации и потребностей бизнеса.

На данном этапе важно понять – на каком уровне развиты профессиональные компетенции текущих сотрудников. Так же важно оценить текущие финансовые или числовые критерии результативности сотрудников на текущем уровне. Эти данные помогут нам спланировать проект и задать целевые показатели обучения.

Например, в заданных условиях, в качестве анализа текущего уровня компетенций можно использовать метод открытого наблюдения тестовой группы (10% от коллектива) по «крайним значениям» (лучшие и самые слабые по результатам продаж). Для диагностики владения продуктом можно использовать опросники. И в качестве критериев эффективности анализировать такие значения как: оборот (условно); средний чек, штук в чеке; отношение продаж к проходимости; % по чек-листам; оборачиваемость товарной группы или % реализации коллекции.

2. Анализ и обсуждение концепции отдела

Это ключевой этап работы. Мы окончательно формируем видение учебной структуры. Для этого нам необходимо ответить на вопросы:

· Какие задачи будет реализовывать структура? Какие цели мы готовы поставить на ближайший год? Каких результатов ждем? Зачем нам они?

· Кого будем учить? Чему? С какой периодичностью? Как будем оценивать результаты?

· Каким образом система обучения будет коррелировать с остальными процессами работы с персоналом? Обучение и подбор? Обучение и адаптация? Обучения и оценка? Мотивация? На каком моменте подключается служба обучения, какие учебные продукты для этого необходимы?

· Какая организационная структура отдела будет? Численность отдела? Зоны ответственности сотрудников отдела? Система оценки и мотивации тренеров?

· Каким образом будем реализовывать основные процессы: разработка курсов, сбор групп, печать материалов, хранение информации, трансляция информации?

3. Разработка технологии работы, методологии учебного отдела.

На данном этапе нам необходимо сформировать организационную, функциональную и методологическую базу. Для этого необходимо:

· Сформировать систему целей и задач отдела обучения

· Сформировать орг.структуру, штатное расписание, должностные обязанности, ФОТ для сотрудников отдела обучения

· Сформировать профиль должностей для отдела обучения

· Сформировать систему целевых показателей для сотрудников отдела обучения

· Сформировать систему оценки для сотрудников отдела обучения

· Создать структуру оплаты труда для сотрудников отдела обучения

· Сформировать технологию адаптации сотрудников отдела обучения

· Подготовить материально-техническую базу отдела обучения

· Разработать необходимые учебные программы (методические материалы, скрипты, раздаточный материал)

· Разработать диагностические инструменты оценки по курсам (тесты, анкеты наблюдения) и методика их применения

Разработать технологии работы отдела обучения:

· технология формирования учебных групп

· технология организации и проведения обучения

· технология оценки результатов обучения

· отчетность УЦ

· структуру взаимодействия со смежными отделами

· регламент формирования учебных планов и программ

4. Подготовка специалистов учебного центра.

На данном этапе наша основная задача – подобрать и обучить сотрудников отдела обучения

· Укомплектовать штат отдела обучения

· Провести обучение тренеров по методическим курсам и технологии полевого наставничества

· Провести супервизию работы тренеров по проведению учебных курсов и полевому наставничеству

· Провести обучение тренеров по внутренним технологиям работы УЦ

-1

В любой компании происходит обучение сотрудников. О его ­необходимости и задачах мы не раз говорили на страницах нашего журнала.

Н апомним, что обучение на предприятии может быть неорганизованным (когда сотрудники сами приобретают нужные им навыки) и организованным (когда процесс повышения квалификации контролируется руководством компании).

Сегодня мы остановимся на втором виде обучения.

Форм и методов организованного корпоративного обучения достаточно много. Одним из них является учебный центр. В ряде компаний учебные центры входят в структуру департаментов управления персоналом, в других являются частью производственных или продающих подразделений, ­в третьих - существуют как самостоятельные подразделения.

Некоторые компании организуют учебные центры для постоянного повышения квалификации своих работников в рамках подготовки ­кадрового резерва.

Чем привлекательна подготовка персонала в корпоративном учебном центре? Во-первых, деятельность сотрудников становится более стандартизованной и согласованной: все обучаются по одним и тем же учебным программам, у одних и тех же преподавателей, получают одни и те же знания, умения и навыки. Поэтому руководители подразделений знают, что можно требовать от своих подчиненных, как можно контролировать их работу. Другими словами, работа сотрудников и ее результат становятся предсказуемыми. То же наставничество как форма обучения по сравнению с подготовкой в учебном центре имеет существенный минус: наставники занимаются стажировкой лишь время от времени, поэтому не всегда имеют соответствующий педагогический опыт и далеко не всегда следуют программе стажировки.

Во-вторых, корпоративные учебные центры часто являются центрами инноваций.

Пример 1

Свернуть Показать

В федеральной розничной сети супермаркетов на базе учебного центра постоянно проводятся исследования в области повышения качества обслуживания. Разрабатываются алгоритмы поведения сотрудников в стандартных ­и нестандартных ситуациях, методики контроля за действиями ­работников и т.д.

Пример 2

Свернуть Показать

На одном из предприятий в сфере металлообработки усовершенствование технологий происходит именно в учебном цехе, где и совершается «обкатка» и апробирование новых методов работы силами преподавателей и учащихся на учебном оборудовании.

Однако при всех плюсах создание учебного центра целесообразно в том случае, когда приходится обучать большое количество персонала (например, при приеме на работу).

Пример 3

Свернуть Показать

Крупная розничная сеть по продаже сотовых телефонов и аксессуаров проводит постоянное обучение для новых сотрудников - продавцов-консультантов. В программу входит освоение технологии продаж, стандартов обслуживания, информация о продукции. Обучение происходит на базе региональных учебных центров.

Организация собственного учебного центра в этом случае оправдана, поскольку сеть постоянно расширяется и позиция продавца-консультанта всегда открыта.

Педагогика для взрослых

Обучение взрослых людей отличается от обучения детей и подростков. У ребенка есть собственная мотивация к обучению «от природы». Им все интересно. И это необходимо учитывать при создании корпоративного учебного центра, разработке программ и подготовке преподавателей.

Чем же отличается обучение детей от «школы» для взрослых?

1. Взрослые люди имеют определенный профессиональный и жизненный опыт и чаще всего рассматривают обучение новым навыкам сквозь призму этого опыта. Другими словами, взрослые уже имеют определенную базу навыков и это нужно учитывать при построении процесса обучения.

Пример 4

Свернуть Показать

В крупной торговой компании проводят подготовку операторов на базе учебного центра. В программу входит обучение новых сотрудников навыкам работы на компьютере, правильному произношению, регламентам обслуживания. Преподаватель Алина К., приступая к обучению новой группы, всегда беседует с каждым человеком, выясняя, насколько хорошо тот может общаться, устанавливать контакт по телефону, работать на ПК и т.д. Это позволяет Алине корректировать программу обучения в зависимости от уровня осведомленности обучающихся.

2. В отличие от детей, взрослые люди предпочитают, чтобы знания и навыки, приобретаемые ими, можно было применять на практике. Подростки могут тратить массу времени, изучая биографии рок-певцов или осваивая игру на каком-нибудь оригинальном музыкальном инструменте, то есть заниматься вещами, которые не приносят никакой выгоды. Взрослым намного труднее учиться, потому что они должны видеть, как полученные знания могут быть им полезны. Они просто не могут тратить время и силы на изучение ненужного, на их взгляд, материала.

Пример 5

Свернуть Показать

Руководство оптовой торговой компании решило пригласить бизнес-тренера Алексея Л. на постоянную работу в качестве преподавателя. Предполагалось, что Алексей будет проводить периодическое обучение торговых представителей, консультантов и менеджеров по продажам технологиям работы с клиентом и техникам прямых продаж.

После начала серии тренингов и семинаров сотрудники перестали приходить на учебу, несмотря на то, что руководство обязало их посещать занятия. Впоследствии выяснилось, Алексей Л. вел свои семинары слишком «научно», в теоретическом ключе, а обучающиеся с трудом понимали, как эти знания можно применять «на поле боя».

Таким образом, обучение сотрудников должно базироваться на большом количестве практического материала.

3. Обучающиеся сотрудники должны иметь возможность ­самостоятельно оценивать собственные успехи и неудачи в обучении.

Пример 6

Свернуть Показать

В учебном центре сети розничных магазинов используются так называемые «листки самоконтроля». Каждый работник, повышающий свою квалификацию, сам оценивает свой уровень знаний и навыков, отвечая на вопросы профессионального теста. Такая практика периодической самооценки позволяет создать у сотрудников оптимальный уровень мотивации к обучению. После подобных проверок многие обучающиеся начинают более активно спрашивать ­интересующую информацию у преподавателей.

Пример 7

Свернуть Показать

Николай С., преподаватель учебного отдела коммерческого банка, обучая операционистов, засекает с помощью секундомера время выполнения каждой операции обучающимися сотрудниками (составление отчетов, выписка документов). Контроль ведется каждый день во время двухнедельного цикла обучения. Результаты заносятся на таблицу, которая висит в учебном помещении, и каждый работник может посмотреть, насколько хорошо он продвигается в освоении навыков.

4. Взрослые люди имеют более сложную структуру мотивации к обучению. Дети могут учиться ради похвалы из уст родителей или, наоборот, опасаясь наказания. Зрелый человек желает, получив новые знания, повысить уровень дохода своей семьи, получить возможность карьерного роста, самореализации, уверенности в завтрашнем дне.

Выбираем преподавателей

Кому же можно поручить обучение сотрудников? Ниже мы рассмотрим различные варианты. А какой из них выбрать - решать только вам.

Некоторые организации предпочитают, чтобы в штате корпоративного учебного центра работали их же сотрудники, совмещая основную работу с преподаванием. Плюс такого выбора в том, что «выходцы» из родного предприятия знают специфику не только бизнес-процессов, но и корпоративной культуры. К тому же преподавателей выбирают из наиболее ­успешных работников, пользующихся у остального персонала авторитетом.

Пример 8

Свернуть Показать

В производственно-торговой компании отбор и назначение преподавателей происходит следующим образом. Во время ежегодных аттестаций выявляются наиболее квалифицированные сотрудники, обладающие хорошими коммуникативными навыками (специалисты сферы производства, продаж, работники бухгалтерии и т.д.). Этим работникам делается предложение дополнительно работать в учебном центре компании. При этом они вправе преподавать либо в свободное от работы время (после рабочего дня), либо, по согласованию ­с руководителями подразделений, преподавателям корректируется их рабочий график.

Другие фирмы - за постоянных преподавателей. На наш взгляд, это более удобный вариант, потому что сотруднику не приходится «разрываться» между основной работой и преподавательской деятельностью. Кроме того, штатный преподаватель имеет больше времени для подготовки к занятиям и может заниматься методической работой - составлять программы, ­разрабатывать методические средства.

Отметим, что инструктор должен уметь выполнить работу на самом высоком уровне и результат его труда должен быть эталоном для учеников. Конечно, довольно сложно быть асом в своей специальности (это и не нужно), занимаясь длительное время преподаванием, но преподавателю необходимо показывать по крайней мере высокий уровень компетентности. Это первое необходимое условие отбора для специалиста по обучению.

Пример 9

Свернуть Показать

Среди ведущих бизнес-семинаров порой встречаются преподаватели, способные долго и красноречиво говорить о необходимости производственного и финансового планирования, обучающие навыкам тайм-менеджмента и личной эффективности. Но нередко эти бизнес-тренеры своим поведением демонстрируют полное несоблюдение собственных же правил - опаздывают на деловые встречи, неуверенно держатся перед аудиторией, забывают свои же обещания и т.д. Такое поведение преподавателя недопустимо. Кто будет всерьез воспринимать слова человека, который, краснея и заикаясь, обучает приемам «уверенного и спокойного поведения на деловых переговорах»?

Кандидат на позицию преподавателя должен владеть навыками обучения именно взрослых людей. Это второе необходимое требование. Если сотрудник не имеет специальной подготовки в области преподавания, не стоит рассчитывать на то, что он сможет эффективно преподавать, каким бы высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной сфере он не был. Для эффективного обучения необходимо знать закономерности приобретения умений и навыков. Многие люди по ошибке считают, что учить очень легко, в связи с этим труд преподавателя в нашей стране далеко не в почете. Однако умение обучать других людей требует ­от обучающего определенной квалификации и знаний.

Пример 10

Свернуть Показать

Среди водителей-инструкторов, обучающих вождению на автомобиле, существует довольно высокая текучесть кадров. Несмотря на хорошие навыки управления машиной, инструкторы не всегда могут грамотно передать нужную информацию и помочь выработать навыки у своих учеников. В результате они испытывают нервный стресс, могут сорваться, накричать и, в конце концов, многие разочаровываются в своей работе.

Если сотрудник не имеет навыков преподавания, тренерской работы, но при этом имеет высокую мотивацию к преподаванию, то его, конечно, можно научить профессии преподавателя. Однако важно определить, что у сотрудника действительно есть мотивация к преподавательской работе, а не желание возвыситься таким образом над своими коллегами или ­пользоваться какими-либо дополнительными льготами.

Лучше всего, когда в организации уже работает профессиональный бизнес-тренер, который может «сделать» из сотрудника квалифицированного преподавателя. Если же этого нет, то сотрудника можно отправить учиться на курсы по подготовке бизнес-тренеров. Компаний, проводящих такого рода обучение, довольно много. Важно, чтобы по окончании семинаров преподаватель мог:

  • строить учебный процесс, зная основные закономерности обучения взрослых людей,
  • уверенно выступать перед аудиторией,
  • самостоятельно разрабатывать программы обучения,
  • управлять поведением отдельных участников учебной группы,
  • самостоятельно разрабатывать методические средства обучения.

Свернуть Показать

Что касается оплаты труда преподавателя, то она должна быть «завязана» на количество часов, которое тратит преподаватель на процесс обучения. По нашему мнению, это оптимальный вариант оплаты труда. Увеличение заработной платы происходит с увеличением нагрузки.

Оценка качества работы и мотивация преподавателей

Когда учебный процесс налажен и преподаватели приступили к своим обязанностям, необходимо отслеживать эффективность их работы, ­поощрять успехи и обнаруживать недостатки их работы.

Что является показателем успешной работы преподавателя (инструктора)?

Пример 11

Свернуть Показать

Качество работы Сергея Ф., тренера компании по продаже сотовых телефонов, руководство определяет следующим образом: если в салонах, где работают «ученики», повышается объем продаж, значит, эффективность преподавания высока.

Подход к оценке обучения, описанный в предыдущем примере, неправильный. На объем выручки влияет слишком много «неучебных» факторов - ценовая политика фирмы, качество рекламы, колебания рынка. Привязывать качество обучения к росту доходов или прибыли некорректно, потому что преподаватель объективно может «вкладывать душу» в свою работу, но при этом быть несправедливо оцененным на основе якобы «объективных» показателей. Компания, оценивающая работу сотрудника только на основании показателей прибыли, потому что ее можно легко посчитать, уподобляется человеку, ищущему ­потерянную вещь под светом фонаря, потому что так удобнее искать.

Пример 12

Свернуть Показать

В некоторых компаниях качество обучения измеряют таким образом. После окончания курса обучения служба управления персоналом проводит аттестацию, во время которой оцениваются достижения сотрудников, прошедших обучение, их поведение на работе, количество и качество выполненных проектов и т.д. Если результаты аттестации в целом положительные, то подготовка персонала считается успешной.

Подход, описанный в Примере 12, также неудачный. Преподаватель отвечает лишь за усвоенные учеником навыки и знания, но не может гарантировать их сохранность длительное время. Многое зависит от того, какие задания получает сотрудник, имеет ли он возможность «освежать» свои знания. Кроме того, человек может что-то знать и уметь, но не хотеть этого выполнять.

Пример 13

Свернуть Показать

В супермаркете были разработаны стандарты обслуживания клиентов для всех категорий сотрудников: как здороваться, как разговаривать с покупателем, как прощаться и т.д. После разработки стандартов руководство поручило Оксане М., менеджеру по повышению квалификации, обучить всех сотрудников новым правилам. Были сформированы учебные группы, и Оксана провела серию семинаров и тренингов.

После окончания обучения была организована акция Mistery Shopping, во время которой оценивалось качество исполнения стандартов обслуживания. Результаты проверок оказались неутешительными: регламенты обслуживания не соблюдал ни один сотрудник. Руководство сделало вывод, что обучение было некачественным, и обвинило в этом тренера. Оксана М. предложила устроить экзамен для сотрудников и проверить их знания стандартов обслуживания. Оказалось, что почти все владеют технологией работы с клиентом и знают новые правила работы.

Проанализировав ситуацию, руководство пришло к выводу, что сотрудники не выполняли стандартов обслуживания, потому что это нововведение не было подкреплено мотивационно. Сотрудники просто не знали, что с ними будет, если они откажутся выполнять регламенты, - снижение премии, увольнение, устное порицание или что-то еще. Второй причиной была ошибка непосредственных руководителей сотрудников (заведующих торговыми отделами, секторами), которые попросту не требовали от своих подчиненных неукоснительного соблюдения стандартов качественного обслуживания.

Итак, что же является показателем качества работы преподавателя? Разумеется, это объем знаний и навыков обученных сотрудников, но измеренный непосредственно после курса обучения. А вот на то, как применяются полученные навыки и насколько хорошо может сотрудник удержать их в голове, преподаватель влиять уже не может. Лучшей формой контроля в этом случае является экзамен. А требования к знаниям и навыкам должны отражаться в программе обучения.

Составляем программу обучения

Для чего нужны программы обучения?

Во-первых, для того, чтобы процесс обучения не зависел от обучающего персонала. При отсутствии стандарта обучения преподаватели могут по-разному расставлять акценты и субъективно оценивать знания учащихся. Кроме того, нередки случаи, когда из-за увольнения преподавателя останавливается работа всего учебного центра, потому что кроме этого человека никто не может учить.

Во-вторых, учебная программа - это образовательный стандарт организации, содержащий в том числе и перечень требований к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

В-третьих, учебная программа - это набор готовых инструкций для преподавателя учебного центра.

Показать

4. Планы занятий (планы каждого занятия).

Корпоративный учебный центр - одна из наиболее прогрессивных форм подготовки персонала. Но при этом важно помнить, что методы, средства обучения и качество работы преподавателей должны постоянно улучшаться, оперативно реагируя на изменения во внешней среде. Программы подготовки персонала должны работать на завтрашний день, снабжая сотрудников необходимой информацией и навыками с запасом на будущее. Только в этом случае деятельность корпоративного учебного центра будет эффективной.


Воспользуйтесь комплексом решений по массовому поиску и подбору персонала в одной услуге. Когда компании предстоит за небольшой срок набрать большое количество специалистов, привычная тактика рекрутинга оказывается бессильной. Рекадро представляет кандидатов уже со второго дня работы, организуя поток входящих кандидатов до 50 человек в день .

12% годового дохода специалиста...

  • Подбор / Executive search

    Рекрутмент. Подбор персонала.

    Качественный отбор. Собеседуйте тех, кем останетесь довольны. Вы экономите время, если общаетесь с кандидатами, которых мы уже подобрали для вас. По статистике - 95% кандидатов, которых мы рекомендуем клиенту, приглашают на собеседование, а 98% кандидатов проходят испытательный срок.

    15% годового дохода специалиста при под...

  • Обучение и развитие

    Тренинг-турнир «Сложные переговоры»

    Тренинг проводится в формате переговорного турнира – большого количества азартных и эмоциональных переговорных «схваток». Очень много живой «адреналиновой» практики. Участники получают моментальную обратную связь и рекомендации от тренера, «секундантов» и «жюри», видят свои ошибки и могут сразу «переиграть» ситуацию, изменив своё поведение.

    от 90 000 рублей

  • Обучение и развитие / Мобильное обучение

    Skillary — платформа мобильного обучения для роста бизнес-показателей

    Насколько вырастут продажи в вашем бизнесе, если каждый сотрудник начнет продавать на уровне тройки лучших? С нами вы без труда создадите видеобиблиотеку лучших практик от самых успешных сотрудников и обучите этому всех остальных!

    от 12 000 рублей в месяц

  • Обучение и развитие

    «Отдел продаж как автомат Калашникова: как продавать без скидок и откатов»

    Почему способных продавцов находить трудно, а терять - страшно? Почему они звонят только постоянным клиентам, а поток новых - иссяк? Почему дорогой тренинг был бесполезен, а внедрение CRM заглохло из-за сопротивления сотрудников? В конце концов, Почему, увольняясь, продавец «увёл» и клиентов? Да потому что ваш отдел продаж организован по устаревшим принципам прошлого столетия

    от 90 000 рублей

  • Обучение и развитие / Тренинги и семинары

    Техника продаж в торговом зале

    Тренировать продавцов розничной сети полезно всегда! Польза от тренингов есть и для новичков, и для "старичков"! Однажды мне довелось участвовать в эксперименте среди продавцов "звездного" магазина М.Видео, где средний стаж продавца был 3,5 года в данном точке, и это сказалось на рейтинге магазина в отрицательную сторону. А все потому, что обучение по продажам они проходили только один раз - при приеме на работу! Эксперимент заключался в том, чтобы проводить раз в неделю перед началом работы часовой блок по технологии продаж, и результатом стал взлет в рейтинге на 3-4 пункта вверх еженедельно!

  • Сейчас очень популярно стало получать дополнительное образование, как в сфере своей профессии, так и дополнительного самообразования взрослым и детям. Спрос рождает предложения, поэтому открытие учебного центра дополнительного образования вполне хорошая возможность для заработка. Рассмотрим все этапы, как открыть учебный центр?

    Как открыть учебный центр- выбор ниши!


    Определите, в каком формате Вы хотите обучать и кого?

    Обычно дополнительное образование можно встретить в виде курсов, тренингов, семинаров, лекций, мастер-классов, образовательных марафонов.

    Их условно классифицируют:

    1. По времени обучения.

    Продолжительность мероприятий зависит от заявленной программы, которая может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
    К такому длительному формату обучения можно отнести курсы иностранного языка, дизайна и прочие дисциплины. Программа разбивается на несколько уровней подготовки, длительность которых в среднем от 3-х месяцев до 2 лет. Длительное обучение хорошо тем, что длительное время будет поступать доход от учеников в виде ежемесячных взносов.

    Краткосрочное обучение может быть от нескольких часов, как мастер-класс, до 2-х месяцев, как образовательный марафон или тренинг.

    1. По тематике курсов, которая бывает:

    Профессиональная –это повышение уровня профессиональных знаний, либо освоение новых профессий, как бухгалтера, дизайнера, флориста, маникюрши, парикмахера, бармена и др.

    Общеобразовательные — когда развивают отдельные навыки, например, иностранные языки, либо прокачивают личностные качества, так называемые популярные сейчас тренинги личностного роста.

    Творческие курсы, когда учат рисовать, шить, вязать, делать кукол, плетению из бисера, вышивать, резьбе по дереву и другим, в формате хобби.

    1. Классификация по возрасту аудитории.
      Они делятся на детские, подростковые, взрослые.

    Определившись с программой обучения и аудиторией, переходим к следующему шагу.

    Как формировать штат сотрудников?

    Для обеспечения жизнедеятельности учебного центра понадобится администратор, бухгалтер, преподаватели, уборщица.

    Педагоги могут быть как штатными сотрудниками, так и приглашаемыми со стороны.

    Для специализированного учебного центра, который обучает постоянно одним и тем же курсам, необходим постоянный штатный преподавательский состав.

    Есть учебные центры, которые служат только площадкой для проведения образовательных программ. Сейчас такой формат популярен, когда за арендную плату сдаются площади от часов до нескольких дней, оборудованные всем необходимым для проведения образовательных мероприятий. В таком случае преподавательский состав не нужен, достаточно администратора, уборщицы. Бухгалтер также внештатный на аутосерсинге.

    Как подобрать помещение?

    В основном учебные заведения расположены в центральных районах, что очень удобно людям для всех районов города. Как открыть учебный центр рентабельно? Выбирайте лучше центральное место!

    Исключением могут стать спальные районы, которые удобны для детских образовательных центров.

    Помещение должно соответствовать санитарным нормам.
    Его размеры и планировка зависит от выбранной концепции учебного центра.

    Это могут быть как большие комнаты, либо небольшие классы. Обязательным условием необходим санузел, комната- кухня, где можно отдохнуть сотрудникам в обед или перекусить ученикам во время учебного процесса.

    Какое необходимое оборудование?

    Основное оборудование -это столы, стулья, доска или флипчарт, проектор, канцелярские принадлежности.

    От тематики учебного центра может еще понадобится учебный методический материал, компьютеры, для детей –игрушки и ковровое покрытие на полу.

    Как официально оформить?

    Могут быть вопросы: как открыть учебный центр, нужна ведь лицензия. Для ведения образовательной деятельности формата курсов лицензия не требуется. Только должна быть обязательная регистрация в налоговых органах.

    Также необходим следующий пакет документов:

    Список обучающих программ центра;
    — документы на наличие высококвалифицированного преподавательского состава;
    — документы на помещение, соответствующее всем санитарным нормам;
    — документы на обеспечение процесса обучения всем необходимым;
    — сведения о регистрации негосударственного учебного заведения.

    Какие будут затраты?

    Сказать определенную цифру сложно, т.к. стоимость арендой платы и заработной платы сотрудникам от регионов значительно отличаются.

    Чтобы не упустить ничего из виду подведем смету из чего они складываются:

    1. Аренда помещения, возможно, потребуется дополнительный ремонт;
    2. Закупка оборудования;
    3. Зарплата персоналу;
    4. Затраты на рекламу;

    Часть расходов можно сократить на зарплате. Например, начислять зарплату по количеству учеников.

    Варьироваться могут затраты на рекламу. Зависит от способов продвижения. Одним работающим способом является интернет реклама. Необязательно сразу создавать свой сайт, достаточно сделать рекламу в соц. сетях, разместить объявление на форумах, что намного дешевле на начальном этапе, чем вкладываться в сайт.

    Как стоит продвигать учебный центр?

    Маркетинговая стратегия развития строится по выбранной концепции.

    Если Вы обучаете профессиям, то стоит получить поддержку центров занятости населения, которые смогут направлять к вам для переобучения. Дать объявления на городских форумах.

    Для детских центров надо размещать объявления на форумах, журналах для мам. В детских развлекательных центрах. Даже может пройти рядом стоящие дома и расклеить объявление у подъезда.

    Где заработать денег: 5 уникальных идей для бизнеса, которые помогут разбогатеть! Как быстро заработать денег в канун праздников? Работающие способы от Анатомии Бизнеса!


    * В расчетах используются средние данные по России

    Стартовые вложения:

    Выручка:

    Чистая прибыль:

    Срок окупаемости:

    Учебные центры - это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?

    Бурное развитие бизнеса в сегменте учебных и образовательных центров является общемировой тенденцией. Концепция непрерывного обучения заставляет людей пользоваться услугами учебных центров на протяжении всей жизни – от дошкольного образования и до пенсионного возраста. Современные образовательные платформы делают возможным минимальный порог входа и обеспечивают хорошую рентабельность этого бизнеса.

    Что такое современный учебный центр

    Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.

    Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.

    Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента. Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей. Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.

    Зарабатывай до
    200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

    Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

    Еще одним отличием современного учебного центра является то, что его клиентами являются не только отдельные слушатели, а бизнес-структуры, которые хотят повысить профессиональную подготовку своих сотрудников в каких-либо направлениях. Такая работа, когда клиентом учебного центра является бизнес, называется сегментом B2B (бизнес для бизнеса) и является в настоящий момент основной движущей силой всей отрасли обучения, так как если отдельный слушатель оплачивает свое обучение самостоятельно и, соответственно, имеет ограниченные финансовые ресурсы, то бизнес имеет таких ограничений гораздо меньше.

    Следует отметить еще тот факт, что учебные центры уже стали являться не просто дополнительным образованием, а постоянным спутником любого профессионала. Быстрое развитие научно-технического прогресса и накопление знаний во всем мире не позволяет профессионалу быть в курсе всех современных тенденций. С другой стороны, темп современной жизни не оставляет времени на самостоятельное развитие, гораздо проще пройти краткосрочные тренинговые курсы и получить лучший набор знаний по профессии, который уже выбрали профессиональные преподаватели, исходя из мирового опыта и лучших используемых практик.

    Еще одной тенденцией, которая определяет быстрое развитие учебных центров в современный период, является постоянное изменение наиболее востребованных и актуальных профессий и направлений деятельности. Многие профессии, которые были востребованы 10-15 лет назад, теряют свою актуальность или дополняются новыми, несвойственными им ранее функциями.

    Самым простым примером является профессия бухгалтера. Раньше это был специалист именно в бухгалтерии, теперь же профессия бухгалтера неотделима от компьютерных технологий – это и использование справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, программ для сдачи отчетности и средств обмена данными. Программное обеспечение забирает на себя и автоматизирует все больше бухгалтерских функций, но заставляет бухгалтеров все больше становиться специалистами в области программного обеспечения. И таких профессий со сходными тенденциями – тысячи. Все эти специалисты нуждаются в постоянной профессиональной подготовке на базе учебных центров.

    Формы организации работы учебного центра

    В настоящий момент существуют две основные формы организации учебного процесса. Это онлайн и офлайн обучение. От выбора этой формы, или, скорее от того, какая форма будет превалировать в деятельности учебного центра, во многом зависит его организация и принципы функционирования.

    Онлайн-обучение (по-английски online или e-learning) представляет собой дистанционное обучение, когда обучение ведется помощью интернета в режиме реального времени с помощью программ для проведения конференций или слушатель просматривает уже записанный видеоматериал.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Офлайн обучение представляет собой классический вид обучения, когда слушатель обучается в учебном классе, как правило в составе группы и тренер или преподаватель напрямую взаимодействует со слушателями.

    Рассмотрим, в чем преимущество той и другой формы обучения.


    Преимущества онлайн-обучения для учебного центра:

    1. Прежде всего, это экономия расходов на содержание и оборудование помещений для обучения.

    2. Из первого преимущества вытекает второе преимущество: цены на онлайн обучение можно сделать ниже, благодаря экономии затрат, то есть все больше людей смогут воспользоваться вашими обучающими программами.

      Используя онлайн-модель обучения, ваш учебный центр может привлекать слушателей со всей страны и даже всего мира, существенно расширяя аудиторию слушателей и, соответственно, свои финансовые потоки без значительного увеличения затрат.

      Комфортная среда обучения для слушателей, которые могут обучаться в удобном месте и в удобное время также способствует увеличению аудитории ваших курсов и росту вашей прибыли.

    А вот выгод для учебного центра от проведения прямого, офлайн обучения почти нет. Расходы выше, аудитория, которую можно привлечь, меньше. Но существует ряд нюансов. Людям более высокой возрастной категории сложнее обучаться онлайн. Это происходит как из-за сложившейся психологической установки на прямое обучение, так и на недостаточности опыта и знаний при работе с компьютером. Так же следует учесть, что промежуточную проверку знаний тяжело проводить онлайн, особенно итоговые тестирования, по результатам которых выдается документ об окончании курсов. Конечно, такой документ можно предоставлять всем, кто заплатил за курс, но это значительно снизит ценность от прохождения ваших курсов в глазах слушателей. Не следует сбрасывать со счетов тот факт, что при прямом обучении лучше обеспечивается контакт с лектором.

    И, наконец, следует учесть, что обучающие курсы дают возможность слушателям приобрести новые контакты, потенциально полезные в деловом плане, что является немаловажным стимулом для прохождения офлайн-курсов многими слушателями.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Таким образом, желательно совмещать плюсы онлайн и офлайн обучения, комбинируя эти формы обучения таким образом, чтобы Ваш учебный центр получал максимальную прибыль.

    Самые выгодные направления обучения для учебного центра

    Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют. Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес. Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.

    Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.

    По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.

    Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.

    С дополнительным образованием детей все просто. Наибольшую востребованность среди учебных центров имеют центры, занимающиеся подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Это объяснимо, так как без специальной подготовки к ЕГЭ очень сложно набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение. На втором месте по востребованности для детей и подростков идут различные языковые курсы, особенно курсы английского языка, что связано с традиционно низким уровнем его преподавания в обычной общеобразовательной школе. Далее идут художественное и спортивное образование. Особенно разнообразны направления дополнительного художественного образования. В нем популярны как классические курсы рисования, так и современные его направления, например, фотосъемка или актерское мастерство.

    Определить список самых востребованных курсов для дополнительного профессионального образования гораздо сложнее, слишком обширен их перечень. Большинство слушателей в этом сегменте (порядка 44%) обновляли знания по ранее полученной в системе высшего или среднего образования профессии. Слушателями данных курсов являлись профессионалы, активно работающие по своей основной специальности, например, бухгалтера, аудиторы, юристы. Очень востребованы курсы, направленные на обучение и дополнительную подготовку работников образования и здравоохранения.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Рассматривая отраслевой характер наиболее востребованных направлений деятельности учебного центра, можем отметить, что здесь лидирует сфера добычи полезных ископаемых, что связано, с одной стороны с стремительным технологическим развитием отрасли, так и с наличием в данной отрасли достаточных финансовых ресурсов, которые, по данным статистики, позволили вовлечь в сферу дополнительного образования почти каждого третьего своего сотрудника.

    Стоит обратить внимание на такие направления дополнительного образования как маркетинг в интернете, графический дизайн, логистика и корпоративное управление, то есть на те области, в которых высшее образование не успевает за современными тенденциями развития.

    Говоря о дополнительном профессиональном образовании, нельзя не упомянуть концепцию непрерывного образования, очень популярную в развитых странах. Если коротко, то данная концепция предусматривает образование «не на всю жизнь, а в течение всей жизни». По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран. В РФ в процессе непрерывного образования участвуют не более 20% работающих, в странах Европейского союза этот показатель в два раза выше. Таким образом, потенциал развития дополнительного профессионального образования огромен, рынок должен вырасти не менее чем в два раза.

    Поэтому, рассмотрим какие тенденции существуют на рынке дополнительного профессионального образования в развитых странах, так как тенденции, которые существуют там, скоро будут востребованы и в нашей стране, необходимо к этому подготовится, чтобы заранее занять свою нишу.

    Прежде всего, это курсы, связанные с бизнес-администрированием и управленческой деятельностью. Например, к ним относятся курсы, направленные на развитие аналитических способностей, инструменты для принятия решений в сложных ситуациях, тренинги для повышения производительности и управления собственным временем. Очень быстро развиваются учебные центры, специализирующиеся на развитии навыков управления и лидерских качеств для женщин. В России такое направление развито слабо, гендерная окраска в образовании в нашей стране, как правило, не приветствуется, но она является мировой тенденцией. Стоит внимательно присмотреться к этому направлению.

    Очень популярны за рубежом профессиональные курсы поварского искусства, психологического развития и ремонта.

    Так какое направление стоит выбрать как более выгодное? Точного ответа на этот вопрос нет. Нельзя выбирать специализацию учебного центра, исходя из того, какие направления наиболее востребованы сейчас – к тому времени, как вы выйдете на рынок, вам придётся конкурировать за клиентов с учебными центрами, которые уже будут иметь устойчивую репутацию в данном сегменте. Выбирайте те направления специализации учебного центра, которые либо позволяют слушателям переквалифицироваться и получить более современную специальность, либо зарабатывать больше денег в своей специальности. Ну, и, конечно, заполнять свой досуг. Курсы поварского искусства особенно популярны в наше время.


    Юридические аспекты создания учебного центра: лицензии, сертификаты, разрешения

    Начнем с самого важного момента – нужна ли лицензия для учебного центра. Это сложный вопрос с юридической точки зрения. На практике, данная сфера бизнеса регулируется федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Не смотрите на то, что законы были приняты давно. Ежегодно в них идут дополнения и уточнения, практика их применения, в связи с неоднозначностью формулировок достаточно сложна. Не вдаваясь в юридические сложности, ответим на этот вопрос просто.

    Лицензия для учебного центра нужна. Исключением является тот случай, когда преподавание ведет индивидуальный предприниматель лично. Он не имеет права нанимать сотрудников. Как правило, это репетиторская деятельность. Но формат учебного центра, о котором мы говорим в данной статье другой – мы предполагаем создание учебного центра с несколькими преподавателями, работающими на постоянной основе и несколькими учебными программами. В данном случае лицензия обязательна.

    Конечно, существуют «законные» варианты обхода этого закона. К одному из них относится, например, схема по которой каждый репетитор заключает отдельный договор с учениками, а учебный центр заключает договор с каждым репетитором или преподавателем на аренду помещения. Вариант неоднозначный с юридической точки зрения. Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться таким вариантом без консультации с квалифицированным юристом в вашем регионе, так как действия надзорных органов могут быть совершенно различными.

    Поэтому рассмотрим, что нужно для получения лицензии для учебного центра. Все начинается с выбора организационной формы учебного центра. Согласно закону, это может быть образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательные организации представляют собой некоммерческие организации (АНО, НОЧУ, ОЧУДО и прочие). Организации, осуществляющие обучение – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе и с сотрудниками. Мы выберем второй вариант, так как все-таки собираемся осуществлять коммерческую деятельность, да и требования при получении лицензии к ним ниже.

    Получение лицензии для организации, осуществляющей обучение, не представляет особой сложности. Не будем останавливаться на этом подробно, в целом схема выглядит следующим образом: получение заключения от Роспотребнадзора и самой лицензии в Департаменте образования. Естественно, для получения этих документов недостаточно просто заявлений, к ним прикладывается еще достаточно большой перечень документов. Данный перечень вы можете получить у сотрудников этих органов. Пошлина за получение лицензии составляет 7500 рублей. Озаботьтесь получением этого перечня заранее, так как существуют особые требования к помещениям для разных типов учебных центров. Например, в детском обучающем центре должно быть, как минимум три туалета: для мальчиков, девочек и для сотрудников. А это можно организовать не в каждом помещении, так что будьте внимательны.

    Если же Вы не хотите самостоятельно проходить всю эту процедуру, то вам помогут специализированные организации. Срок получения такой лицензии занимает около трех месяцев, стоимость услуги – от 30 тысяч рублей.

    Есть некоторые сложности и по выбору кода ОКВЭД. Основным будет являться код ОКВЭД раздел P «Образование». А вот с выбором подраздела могут быть сложности. Все зависит от многих факторов: продолжительности курсов, формы организации, типа оказываемых услуг. Настоятельно рекомендуем вам в данном вопросе воспользоваться консультацией Росстата или Росстандарта в Вашем регионе, либо обратится в соответствующую юридическую компанию за консультацией. У различных контролирующих органом могут быть претензии по данному вопросу, поэтому лучше заранее уточнить все нюансы.

    Инвестиции, прибыль и финансовые показатели учебного центра

    Сразу определимся, что вопрос вложений и прибыльности учебного центра зависит от множества факторов. Если вы планируете начать с онлайн курсов и вести их самостоятельно, то инвестиции составят от 50 тысяч рублей. Вам достаточно будет приобрести компьютер с выходом в интернет, зарегистрировать ИП и потратить некоторую сумму на рекламу. Лучше всего в данном случае будет работать реклама в социальных сетях. Предпочтительно в Facebook. Но тут все зависит от направленности ваших курсов. Например, для кулинарных курсов будет лучше работать Инстаграм.

    Если ваша деятельность будет связана с офлайн обучением, то прежде всего, вам необходимо помещение, соответствующее определенным требованиям для учебных заведений. Стоимость аренды такого помещения может быть не очень большой, так как по площади оно может быть от 25-30 метров квадратных. Возможно, понадобится ремонт, но это все индивидуально.

    Другой значительной статьей расхода может быть приобретение офисной и компьютерной техники, проектора и прочего оборудования необходимого для осуществления учебного процесса. Если ваши курсы связаны с компьютерами и вам нужно оснастить ими каждое учебное место, то расходы на это могут составить от 300 тысяч рублей на десять учебных мест. Округленно, если мы арендуем помещение, оно не требует значительного ремонта, и мы оснащаем каждое учебное место компьютером, то расходы на организацию такого центра, с учетом мебели, составят от 600 тысяч рублей. Также необходимо предусмотреть оперативный запас на несколько месяцев на оплату аренды и заработной платы на то время, пока вы не выйдете на операционную окупаемость. Итого затраты на открытие офлайн обучающего центра составят от 1 миллиона рублей.

    Что касается расходов, то основную часть будет составлять заработная плата преподавателей или экспертов, которые будут проводить обучение. Прибыль же напрямую будет зависеть от количества слушателей на ваших курсах и количества преподавателей. Приведем пример. Предположим, вы организовали офлайн учебный центр с тремя преподавателями, то есть на три программы. Срок обучения – один месяц по все программам. Среднее количество слушателей на программе – 10 человек. Стоимость курса составляет 8 тысяч рублей. Таким образом, ваша выручка составит около 240 тысяч рублей. Расходы, с учетом аренды, заработной платы, налогов и рекламы, составят порядка 180 тысяч рублей. Итого ваш доход составит порядка 60 тысяч рублей в месяц.

    Что касается онлайн курсов, то при минимальных вложениях и качественных востребованных направлениях курсов мы можем получить и более 50 человек на курсе. Прибыль с проведенного курса может составлять более сотни тысяч рублей.


    Срок окупаемости учебного центра составляет в среднем около одного года.

    Существуют и менее очевидные способы монетизации онлайн учебных центров. Например, можно зарабатывать и предоставлением с полностью бесплатных тренингов. Модель выглядит следующим образом. Российские партнеры компании Coursera, бесплатно предоставляют свои обучающие тренинги, но за прохождение аттестации и получение свидетельства взымает плату. Подготовив не очень значительное количество курсов на русском языке и затратив на их подготовку около 2 миллионов долларов, российское подразделение Coursera получило годовую выручку около 3 миллионов долларов. То есть окупила свои затраты менее чем за год. А ведь эти курсы могут приносить прибыль годами.

    Маркетинг и продвижение учебного центра

    Приведем несколько основных правил, которым необходимо следовать, продвигая учебный или тренинговый центр.

      Стремитесь продавать свои продукты как можно более широкой аудитории : компаниям, детям, их родителям, студентам. Например, если речь идет о детском центре, то если вы не представите родителям свой курс выгодно, то не приобретете клиента, а если не увлечете ребенка на первом занятии, то он больше не придет.

      Основной канал продвижения для учебного центра – это виральность , то есть способ рекламы, когда информация передается самими пользователями, иными словами «сарафанное радио».

      Делайте дополнительные продажи . Предположим, прошедшим начальный курс, предлагайте более дорогой продвинутый, а далее – экспертный.

      Используйте для продвижения социальные сети. В них пользователям легко делиться понравившейся информацией. Выкладывайте на страницы своего учебного центра не новостную и рекламную информацию, а конкретные кейсы и варианты их решения, пусть читатели в социальных сетях видят потенциал ваших курсов.

      Постоянно получайте обратную связь от своих слушателей . Это не только позволит вам сделать курсы все более полезными и эффективными, но и повысит лояльность клиентов. Обязательно просите слушателей составлять отзывы о пройденных курсах на вашем сайте или странице в социальных сетях.



    Франшиза и онлайн-платформы для учебного центра

    Даже если вы планируете открыть офлайн учебный центр, то в его программу необходимо добавить и онлайн составляющую, чтобы расширить аудиторию и привлечь новых клиентов. Современные специальные платформы позволяют это сделать легко и почти без вложений.

    За небольшую плату вы получите не только все необходимые инструменты для проведения обучения в режиме онлайн, но и возможность получения оплаты и проведения дополнительных продаж. На многих площадках есть бесплатный период для проведения нескольких онлайн семинаров, Вы сможете легко и без вложений оценить эффективность такой формы обучения.

    Также для упрощения запуска бизнеса, особенно если вы не работали ранее в этом бизнесе, вам может помочь приобретение франшизы учебного центра. Зачастую компании, которые предлагают франшизы, предоставляют не только уже разработанные курсы, но и клиентов, самостоятельно обеспечивая рекламную деятельность для вашего учебного центра, а также предоставляют юридическое и бухгалтерское сопровождение.

    Подведя итог, делаем вывод, что создание учебного центра - это перспективный бизнес, потенциал которого на рынке России только раскрывается. Эффективные методы онлайн обучения могут минимизировать вложения, а привлекаемая аудитория обеспечит хорошую доходность.

    3154 человек изучает этот бизнес сегодня.

    За 30 дней этим бизнесом интересовались 389814 раз.

    Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса