Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Чем отличается исследовательская деятельность от проектной деятельности?

Балан Е.В.

МБОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Самара

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых , главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых , исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих , проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

Подготовка и защита презентации;

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

    Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

    Постановка цели и конкретных задач исследования.

    Определение объекта и предмета исследования.

    Выбор метода (методики) проведения исследования.

    Описание процесса исследования.

    Обсуждение результатов исследования.

    Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых , проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

- Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

- 24 ноя 2012 ... Педагогический проект .

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ

В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.

Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях учителей. Итак, сначала обратимся к определениям.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ . Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оба определения показывают, что у исследования и проектов е сть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

  1. общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
  2. структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
  • анализ актуальности данных работ;
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ;
  • собственно проведение проектных работ или научного исследования;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;
  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам - в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное - важнее сам процесс исследования.

В исследовании не может быть разных видов деятельности - это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр - рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, - репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.

Формулировка замысла проекта:

  • Предварительное описание продукта проектных работ.
  • Его соответствие условиям будущего использования.
  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.

Формулировка целей:

  • на выполнение замысла проекта (очень конкретно)
  • на решение научной проблемы (большая степень свободы)

Интерпретация целей на языке задач:

  • получение конкретного продукта проектных работ
  • разностороннее научное исследование объекта изучения

Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария - получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ; есть ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, характерные для исследования в научной сфере. Главный РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИСТИНУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.

ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОДУКТА). НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НАЛИЧИЕ ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главная ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛЬНЫМ, НО ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДЕСЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЧИСТО ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.

Основные задачи исследователя - добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Проект направлен на ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ . В научном исследовании ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЧАСТО ВЕСЬМА ОПОСРЕДОВАНА , она не главное - важнее сам процесс исследования.

В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ЖАНР . В ПРОЕКТЕ, КАК В ЕДИНОМ ЦЕЛОМ, МОГУТ ГАРМОНИЧНО ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

МАОУ «Демиховский лицей» учитель математики Родкина Н.В.

Что выбрать:

проект или исследование ?

Исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских вмешательств. Отправные точки – сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Очень важно уяснить учащимся разницу между проектом и исследованием, так как качество работы, выполненной в этих двух жанрах, оцениваются по разным критериям.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Целью является – определить, изучить, получить данные, так как результат исследования заранее известен.

Проект – направлен на создание того, чего ещё не существует и предполагает проектный замысел, который достигается в процессе его реализации. Целью является – создать, построить, достичь.

Любой проект направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач, поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является возможность самостоятельно получить значимый результат.

Очень важно понимать разницу между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель в процессе выполнения исследования или проекта.

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

УЧИТЕЛЬ , смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося.

УЧАЩИЙСЯ , личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования.

Для ученика учебное исследование – это учебная задача, личная причастность к деятельности, ответственность за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование – это творческий педагогический проект, где необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс к конкретной личности учащегося.

Научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования, ими являются уровень освоения навыков и новых знаний в этой области. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных или исследовательских работ, также различаются.

Умения и навыки,

получаемые учащимися при выполнении

проектных и исследовательских работ

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Умение продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства

Умение вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта.

Умение замечать, запоминать и следить за наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований.

Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности

Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов.


Никто не утверждает, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать. В любом случае учащийся получит возможность научиться самостоятельно, задумывать, планировать и выполнять учебное исследование или учебные и социальные проекты, использовать догадку, озарение, интуицию, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства, осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования или проекта.

Источники:

    Исследовательская и проектная работа школьников, под редакцией А.В.Леонтовича, Москва, «ВАКО», 2014г.

    Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа. 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2014г.

Сегодня мы поговорим о том, что такое проектно-исследовательская деятельность. Стоит сказать, что это прогрессивная методика в преподавании, которая используется сравнительно недавно, но уже успела принести большие результаты. Сегодня вы узнаете, какими достоинствами она обладает и почему её внедряют даже на государственном уровне. Более того, статья будет полезна всем, кто планирует или имеет детей, ведь позволит взглянуть на процесс обучения под совершенно другим углом. Особенно это пригодится тем родителям, которые побаиваются того момента, когда надо будет неведомыми силами побуждать или заставлять ребёнка учиться ради его будущего. Вы удивитесь, но это можно сделать без усилий, а лишь с правильным подходом.

деятельность?

В настоящее время можно часто встретить неверное концептуальное оформление различных образовательных процессов. Некоторые учебники и методики дают педагогам и учителям некоторое представление о том, что такое коррекционно-развивающее обучение и уровневая дифференциация. Лишь единичные специалисты могут применять все эти методы на практике и добиваться результатов. Что касается методик и приёмов, которые связаны с работой вне основного направления, здесь существует огромное множество мнений различных ученых и исследователей, которое часто бывает противоречивым. Мы рассмотрим проектно-исследовательскую деятельность учащихся, которую очень многие пишут через союз «и», не понимая, что это не тождественные, а разные направления. Они отличаются способом организации, вырабатываемыми навыками и прочими важными показателями.

Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по накатанной. учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода или тактики, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы. Каждое исследование, в какой бы сфере оно ни проводилось, состоит из подобных вышеперечисленных этапов, которые являются необходимыми для целесообразной исследовательской деятельности.

Отличия проектной и исследовательской деятельности

Организация проектной исследовательской деятельности предполагает комплекс методов, которые отдельно относят к каждому из двух видов деятельности. При этом стоит понимать, что они дополняют друг друга и имеют ряд различий. В результате исследовательской деятельности мы получаем интеллектуальный продукт, который создается путем установления истины методами традиционного исследования. Проектная деятельность предполагает поиск истины путём выбора максимально эффективного способа познания. Ценность проектно-исследовательской деятельности в том, что она приносит комплексный результат и тренирует сразу группу важных умений и навыков. Отдельно проектная деятельность очень важна, но она не учит практике и тому, как искать информацию, обрабатывать и подавать её. Исследовательская деятельность сама по себе не несёт столь огромной важности. Поэтому ей необходим проект.

Проектно-исследовательская деятельность в детском саду

Данная деятельность может проводится на разных уровнях взросления человека: в детском саду, в школе, в высшем учебном заведении и даже на работе. Проектно-исследовательская деятельность в детском саду - это различные познавательные, игровые и творческие мероприятия, которые направлены на то, чтобы воспитать в ребенке первоначальные задатки для правильного решения проблем. Ребенок с рождения стремится к контакту и взаимодействию с окружающим миром, он очень любознателен и желает находить, узнавать и решать. Каждый малыш - это первооткрыватель, и важнейшая задача воспитателей заключается в том, чтобы поддерживать и развивать в ребенке свойства любознательности. Как гласит китайская пословица, человек понимает что-то лишь тогда, когда сам это пробует. Проектно-исследовательская деятельность с маленькими детьми почти полностью построена на том, что они решают, как поступить в определенной ситуации. Конечно же, бесконечное обилие вариантов лишит ребенка стабильности, и он запутается, поэтому на первых порах малыш может выбирать из нескольких вариантов, но к ним он должен прийти самостоятельно.

Младшие школьники

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников очень схожа с работой, которую проводят в садике. В младших классах дети испытывают стресс, когда им приходится подчиняться строгому распорядку, решать непонятные задачи, каждый день делать домашние задания и постоянно чему-то учиться. Этот период сложен, но если правильно его провести, то можно добиться значительных результатов. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников полна самостоятельных задач, в которых ребенок должен не только прийти к решению, но и отыскать наиболее правильный и рациональный выход из ситуации. Задачи человека, который занимается вопросами исследовательской деятельности, состоят в следующем:

  • обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе;
  • развитие творческих качеств;
  • развитие самостоятельности и умения принимать решения, отличные от мнения большинства;
  • развитие навыков общения, дружбы, ведения конфликта;
  • развитие воображения и фантазии.

Пути реализации

Мы уже знаем о ключевом понятии нашей статьи. Пора узнать, какими способами реализуется проектно-исследовательская деятельность. Стоит сказать, что их существует несколько, но ни в коем случае не стоит выбирать какой-то определённый и зацикливаться на нём, считая приоритетным. Каждый способ следует чередовать с другими для того, чтобы максимально гармонично развивать различные навыки детей.

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ может проявляться в следующем:

  1. Проекты, в которых дети проводят эксперименты. Результаты могут быть разными, главное - умение получить и зафиксировать. После проведения работы ребенок должен оформить полученную информацию в альбоме в виде коллажа, рисунка или буклета.
  2. Ролевые игры, которые напоминают театральные постановки. Это упражнение очень эффективно, и его часто используют на различных психологических тренингах даже взрослые люди. Дети должны учиться быть артистичными, примерять на себя разные роли, чтобы лучше почувствовать собственную уникальность и индивидуальность. Ролевые игры проводятся не для забавы, ведь во время постановки ребенок должен не просто примерить на себя новый образ, но и решить в его границах определенную проблему. Очень важным моментом здесь является то, что проблема должна быть решена именно в стиле выбранного персонажа.
  3. Информационные практики, которые ориентированы на сбор и представление информации. Дети должны собрать определённую информацию и оформить её любым способом. Здесь важно научить малышей не просто рисовать или рассказывать, а демонстрировать что-либо через выставки, шоу, представления, сказки и т. д. Другими словами, необходимо научить человека выражать свои идеи самыми разными способами.
  4. Творческие конкурсы, которые направленны на развитие организаторских способностей. Дети по отдельности или в группе должны организовать какое-то небольшое мероприятие. Затем проводится презентация своего события. Таким образом дети учатся самостоятельно видеть свои преимущества и отличия от других, а также подмечать слабые стороны и впоследствии делать на них упор.

Субъектные отношения

Проектно-исследовательская деятельность чаще всего реализуется в рамках субъектных отношений «учитель - ученик». Учитель транслирует какие-то знания, а ученики должны их воспринимать. Это схема давно налажена и всегда используется теми, кто критически настроен к прогрессивным методам обучения. Неэффективность данной методики заключается в том, что многие ситуации нельзя вписать в её рамки. Есть множество случаев, когда непредвзятое мнение ученика оказывается более целесообразным, логичным и правильным, чем книжное мнение учителя. Дети смотрят на мир без плёнки предрассудков и массы информации, которая ограничивает восприятие реальности, поэтому могут видеть её под другим углом. Множество учителей просто не желает развиваться самостоятельно, ведь гораздо проще действовать по накатанной схеме, которая вроде бы даёт неплохие результаты, поэтому даже совесть будет чиста. И всё же это большая ошибка, которая формирует у ребенка боязнь противоречить преподавателю и отказ от критического мышления.

Проектно-исследовательская деятельность в современном образовании

На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования. На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую. Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории. Обучение в таких обществах проводится более индивидуализированно и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

В чем же это может заключатся? Например, проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики проявляется в практике. Дети должны не заучивать формулы и законы, а самостоятельно проводить опыты и видеть наглядное подтверждение книжного знания. Только в таком случае учебный процесс перестает восприниматься ребенком как навязанный и станет интересным. И только таким способом школьник поймет, а не выучит необходимую информацию, а также сможет проводить параллели и использовать её в различных сферах жизни.

ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС прописана государством. Современная педагогика невозможна без проектно-исследовательской деятельности, поскольку только во время неё формируются необходимые навыки самостоятельного мышления и принятия решений. Этим качествам нельзя обучить по книге: необходима практика. Деятельностный подход является базовым для современной педагогической науки, и лучше всего он реализуется именно благодаря продуманной проектно-исследовательской деятельности. Во многом она является самостоятельной, особенно для учащихся старших классов. Самостоятельная организация собственного процесса обучения позволяет человеку планировать и отслеживать свои действия.

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС отличается от других сфер её применения. Маленькие дети требуют особого подхода, ведь они ещё только развивают такие способности, как сравнение, анализ и умение планировать. Тем не менее государственные стандарты проектной деятельности внедряются на всех этапах образования.

Положительные факторы

Проектно-исследовательская деятельность в детском саду как средство обучения самостоятельности, ответственности и решительности имеет ряд преимуществ. Дети, которые занимаются с такими воспитателями, смогут с ранних лет научиться тому, чему некоторые учатся половину жизни. Описываемая деятельность имеет ряд положительных качеств:

  • многократное увеличение мотивации детей при решении различных задач;
  • воспитание подлинной заинтересованности, а не механического выполнения требуемых задач;
  • воспитание ответственности;
  • формирование технологического подхода к решению задач;
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • способность самостоятельно сравнивать и анализировать, чтобы почерпнуть для себя только самое лучшее;
  • воспитание настойчивости, сосредоточенности;
  • обучение навыкам публичных выступлений;
  • формирование навыков коллективного общения;
  • умение организовать своё рабочее пространство, планировать;
  • умение находить общий язык с людьми, которые имеют иную точку зрения;
  • формирование позитивного взгляда на жизнь;
  • развитие навыков сотрудничества.

Дополнительное образование

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет. Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.

1. По определению

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

2. По цели

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

3. По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности :

Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

Подготовка и защита презентации;

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Выдвижение гипотезы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

5. По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.

Использованы материалы мастер-класса «Методика организации проектной деятельности», Кугут И.А.